Согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие
Содержание:
- О и Ё после шипящих и Ц
- Сколько звуков в русском языке
- Артикуляционная гимнастика
- Буква «Ц» и ее произношение
- Буква и звук Й
- Что такое твёрдые и мягкие согласные?
- § Понятие о звонких и глухих звуках
- Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
- Как правильно целоваться с парнем?
- Твердые согласные
- Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
- Звонкие и глухие согласные
- Детские стихи для лучшего освоения материала
- Отклонения и их причины
- Что такое глухие согласные?
- Ход занятия:
- Итоговый тест
- Заключение
О и Ё после шипящих и Ц
Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:
- шёл ;
- шёпот ;
- шёлк ;
- жёрнов ;
- жёлудь ;
- шорох ;
- шоссе ;
- жокей .
Название этой орфограммы- «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем -Ё, в случае отсутствия такового — пишем О». Давайте проверим:
- жёлудь — желудёвый;
- шёлк — шелка;
- жёрнов — жернова;
- шорох — нельзя проверить;
- жокей — нельзя проверить.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:
- моржовый;
- большого.
Без ударения нужно писать букву -Е:
- оранжевый;
- грушевый.
После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- цокольный;
- церковный;
- торцовый;
- борцовский;
- сланцевый;
- глянцевый;
- полотенце;
- рыльце.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:
«Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.
Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!
Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы».
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Сколько звуков в русском языке
Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.
Всего 33 буквы:
- 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
- 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.
Всего звуков — 42:
- 6 гласных: , , , , , ;
- 36 согласных: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .
Твердый и мягкий знаки
Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ |
Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь |
Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Артикуляционная гимнастика
Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом
Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.
Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Упражнения для языка
- «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
- «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
- «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
- «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
- «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.
Упражнение в котором ребенок повторяет слова с буквой Ц за взрослым.
Для губ
- «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
- «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.
Для развития выдоха
- «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
- «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».
Буква «Ц» и ее произношение
Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .
Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.
Буква и звук Й
Буква Й
(и краткое) обозначает звук [й»
]: рай
[рай»
].
Буква Й
пишется:
- В начале слов:
йод, йогурт
. - В середине слов, перед согласными буквами:
лайка, майка, кофейник
. - В конце слов:
рай, май, твой
.
Звук [й»
] встречается чаще буквы Й
, так как он появляется в словах, где нет буквы Й
, но есть гласные Я, Е, Ю
и Ё
. Рассмотрим, в каких случаях звук [й»
] встречается в словах, не содержащих букву Й
:
- гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят в начале слова:яма
[й»ама
], - гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после гласных:дует
[дуй»эт
], - гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ
):въезд
[вй»эзд
], - гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после разделительного мягкого знака (Ь
):льёт
[л»й»от
], - гласная И
стоит после разделительного мягкого знака (Ь
):ульи
[ул»й»и
].
Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит
Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.
В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки , , , , , . Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
- пар
- пир .
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук произносится более широкой струёй воздуха.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Как правильно целоваться с парнем?
Мужчины, обычно скупые на открытое проявление эмоций, тоже неравнодушны к хорошим поцелуям. Как и девушки, парни любят разные техники. Немного узнав своего партнера, можно легко определить, как лучше его целовать.
Легкая эротика.
Ключевое слово — легкая. В противном случае каждое слияние губ будет заканчиваться постелью. Это само по себе неплохо. Однако иногда хочется просто приятного поцелуя и ничего больше. Для таких случаев и понадобятся вкрапления тонкого сексуального подтекста. Признаки такой техники:
- поглаживания торса, рук, головы или шеи;
- покусывания, посасывания губ, ушных мочек;
- щекотания губ языком, применение французского стиля;
- игра дыханием (легкие дуновения на чувствительные точки);
- запускание пальцев в волосы избранника;
- кокетство, поддразнивание, флирт.
При правильном исполнении поцелуй станет более страстным, глубоким, сильным. Он также может участиться в темпе.
Чтобы весь процесс остановился только на невинном занятии и не зашел дальше, такую версию лучше использовать кратковременно. Если же вовремя остановиться не получилось, достаточно:
- ослабить силу нажима губ;
- перестать задействовать язык;
- остановить руки на одной точке (на груди или талии пары, например);
- замедлить темп, перейти на легкие касания.
Это переход от страсти к легкости, нежности, который плавно снижает накал эмоций, помогает усмирить разбушевавшиеся гормоны.
Кстати, методика действует и в обратном направлении, когда хочется от простых «цемчиков» перейти к чему-то посерьезнее, «ненавязчиво» завести своего партнера.
Твердые согласные
Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.
Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица , царь , цель . В словах на букву «ц» звук остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися «смягчителями» для согласных, имеющих «мягкую» пару: я, е, е, ю, и.
В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.
Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | белье | ||
ворс | вяз | ||
горб | гиря | ||
дом | дядя | ||
золото | земля | ||
кот | кит | ||
лыжи | лимон | ||
мусор | мяч | ||
нора | Нюра | ||
полы | пение | ||
робот | река | ||
солнце | семя | ||
тон | темя | ||
фурор | финал | ||
хомяк | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки , , , , , . Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:
, , , , ,
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:
, , , , , , , , ,
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- —
- —
- —
- —
- —
- — .
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных —
Десять гласных отнимите,
Знаки — твердый, мягкий —
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон — используем в игре.
Отклонения и их причины
Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.
Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).
Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.
Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.
Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.
Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.
Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.
Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.
Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.
Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.
Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.
Что такое глухие согласные?
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Определение
Глухие согласные — это звуки, в образовании которых участвует шум при отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.
Буква | Твёрдый глухой звук | Мягкий глухой звук |
---|---|---|
к | ||
п | ||
с | ||
т | ||
ф | ||
х | ||
ч | — | |
ц | — | |
ш | — | |
щ | — |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук , , , , , обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к — си́ний
- старт — степь
- фона́рь — фи́рма
- хо́хот — хитре́ц .
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:
Внимание!
Глухие согласные звуки и всегда только твёрдые, а и мягкие независимо от позиции в слове.
Понаблюдаем:
- шёпот
- цирк
- участник
- щаве́ль .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)
Прочитать стихотворение:
Мудрейшая птица на свете – сова
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Всё взвесит, но редко-прередко болтает
Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)
2. Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.
Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом?Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз.Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».
3. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы выполнить зарядку,отгадайте загадку:
«Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал».
Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.
Упражнение «Лопатка».
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.
А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
Сделаем упражнение «Чистим зубки».
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.
Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».
4. Постановка звука.
Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)
5. Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
— улыбнуться;
— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);
— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.
6. Закрепление изолированного звука.
Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова.Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.
А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова.Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?
Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.
Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».
Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)
Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).
Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)
7. Закрепление звука в слогах.
Давай произнесём новый звук в слогах.
Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.
Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.
Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.
Со-со-со-со – совы катят колесо.
Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.
Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.
8. Закрепление звука в словах.
Произнеси звук «с» в словах.
Сон – нос
Маска – касса
Сумка – мусс
Фасоль – Ассоль
Коса – оса
9. Закрепление звука в предложениях.
Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.
10. Домашнее задание.
— общая артикуляционная гимнастика.
— раскрашивание сливы.
11. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)
Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных
Заключение
Сделаем шпаргалку:
- Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
- Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
- Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
- Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
- Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
- Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
- Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
- Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
- Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).
Видео по теме:
Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?