Дизартрия

Виды и причины заболевания

Людей, подверженных паническим атакам, в мире достаточно много – до 5 % (большая часть из них – женщины от 20 до 30 лет).

Существует 3 вида панических атак:

  • спонтанная – внезапная, появляется без каких-либо явных причин;
  • ситуационная – возникает в ожидании определенной ситуации или непосредственно в ее ходе (перед экзаменом, в предчувствии конфликта или непосредственно в их ходе и т.д.);
  • условно-ситуационная – толчком служит биологический или химический активатор (изменение гормонального фона, попадание в организм алкогольных напитков, наркотических средств, алкоголя.

Способствуют появлению панических атак следующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность, то есть, расстройство передалось с генами. В этом случае справиться с ним будет очень тяжело и потребуется большой срок.
  2. Наличие фобий, то есть страха чего-либо.
  3. Плохое однообразное питание, в организме недостает витамина В.
  4. Значительное событие (свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека и т.п.)
  5. Определенные заболевания, воспалительные процессы, гипогликемия (низкий уровень сахара в крови), гипертиреоз (активизация функций щитовидной железы), посттравматический синдром.
  6. Неуверенность в себе, личностные проблемы, неудачи в жизни.
  7. Наличие вредных привычек.
  8. Неправильный образ жизни.
  9. Внутренний конфликт.
  10. Депрессия.
  11. Прием сильных антибиотиков с множественными побочными эффектами или вызывающих привыкание.
  12. Абстинентный синдром – отказ от алкоголя. Такая «ломка» часто приводит к нервным срывам и излишней тревожности.
  13. Синдром гипервентиляции от привычки дышать полной грудью – это нарушает баланс углерода и кислорода, что приводит к последствиям, о которых говорилось выше.
  14. Прием стимулирующих или наркотических средств, кофеина, антидепрессантов или лекарств, одновременное употребление которых нежелателен.
  15. Серьезные сердечно-сосудистые заболевания, при которых возможен летальный исход. Человек это осознает и при малейшем ухудшении состояния начинает паниковать.
  16. Последствия очень высоких физических или спортивных нагрузок.
  17. Гормональные изменения в женском организме – беременность, перед месячными, климакс.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная

моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и

нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной

или роландовой борозды.

Различают два

типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных

отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется

полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,

переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте

афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия

артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.

Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и

языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,

дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова

тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе

комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается

быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью

выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические

особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением

фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в

распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со

звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,

сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств

языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в

понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в

понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,

что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием

фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения

чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В

процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто

опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при

письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются

все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные

параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и

способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором

варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в

слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала

все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии

звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит

две точки над «д».

Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям:

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая

афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе

лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью

слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,

относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением

возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:

рука-дом-небо и т.д.)

При

акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным

дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная

сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности

коммуникации. Слухоречевую память этих больных

отличает большая инертность.

Нарушение

объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям

понимания при этой форме афазии длинных,

многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом

ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной

речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии

музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких

методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической

афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности

удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении

зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его

зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится

неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,

специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова

(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные

понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не

только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь

фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3

слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует

вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной

речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного

аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,

существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная

сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под

диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой

памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой

повторить каждый фрагмент фразы.

При

акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.

Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Общее описание

Дизартрия — это дефект произношения слов по причине ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации, обусловленной патологией нервной системы. Больной с дизартрией понимает смысл услышанного и написанного, стройно излагает свои мысли. Это, в основном, относится к взрослым. Дизартрия у детей же, помимо дефектов артикуляции, приводит к нарушениям чтения и письма, общей речевой отсталости. Дизартрия не является самостоятельным заболеванием — это проявление различных патологических состояний нервной системы.

Следующие расстройства речевой мускулатуры являются причиной дизартрии:

  • парез;
  • псевдопарез;
  • спазм;
  • повышение тонуса;
  • гиперкинез;
  • гипокинезия;
  • акинезия;
  • атаксия;
  • смешанные нарушения.

Заболевания, наиболее часто приводящие к расстройствам речевой мускулатуры:

  • ДЦП;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный средний отит;
  • травма головного мозга;
  • интоксикация организма;
  • инсульт;
  • новообразования головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • БАС;
  • болезнь Паркинсона;
  • нейросифилис;
  • олигофрения.

Дизартрия может иметь ятрогенный характер при применении следующих лекарственных средств:

  • андрогенные препараты;
  • анаболические стероиды;
  • нейролептические препараты;
  • препараты барбитуровой кислоты;
  • препараты лития;
  • L-допа;
  • дифенин;
  • гексамидин;
  • цитарабин;
  • церукал;
  • канамицин.

Выделяют следующие синдромальные формы дизартрии: бульбарная и псевдобульбар-ная дизартрия; экстрапирамидная, мозжечковая, корковая дизартрия; дизартрия, связанная с патологией на мышечном уровне; дизартрия психогенного характера.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Симптомы двоения в глазах

Двойные изображения могут появляться рядом или наслаиваться друг на друга. Двоение может изменяться в зависимости от взгляда или наклона головы, при повороте в сторону. По характеру зрения диплопия бывает двух видов :

Монокулярная. Двоение сохраняется когда закрывается здоровый глаз.

Бинокулярная. При закрывании одного из глаз двоение пропадает.Двоение появляется только когда человек смотрит двумя глазами. При этом изображение двоиться либо по вертикали (вертикальное двоение) , либо по горизонтали (горизонтальное двоение).

Физиологическая. В норме при бинокулярном зрении( зрении двумя глазами) не двоится только тот предмет на котором сфокусирован взгляд. Предмет, который расположен дальше или ближе точки фиксации взгляда может двоится. Мозг обычно подавляет эти двойные изображения и мы их не замечаем. Однако дети могут иногда это замечать и жаловаться на двоение в глазах.

Существует множество причин двоения в глазах, начиная от самых незначительных, заканчивая очень серьезными, угрожающими жизни человека.

Причины двоения в одном глазу (монокулярная диплопия)

Проблемы в роговице глаза

2.Катаракта. В некоторых случаях помутнения в хрусталике может вызывать появление двоения в глазах, особенно заметным при чтении

3.Астигматизм. Может приводить к развитию двоения в глазах.

4.Сухость роговицы. Пересыхание роговицы иногда приводит к развитию двоения в глазах. Лечение направлено на применение увлажняющих капель.

5.Вывих хрусталика. Вывих хрусталика со своего места приводит к зрительным искажениям и двоению в глазах. Необходимо хирургическое лечение.

Причины двоения в обоих глазах (бинокулярная диплопия)

1. Косоглазие сопровождается симптомом двоения изображения, потому что зрительные оси не фокусируются на рассматриваемом предмете, т.е. глаза смотрят в разных направлениях.

2.     Заболевание щитовидной железы. Патология щитовидной железы приводит к ослаблению внешних двигательных мышц глаза.

3.Гипертоническая болезнь и другие сосудистые проблемы. Двоение в глазах и головокружение нередкий симптом при нарушениях мозгового кровообращения (инсультах).

Сахарный диабет

5.Миастения — это аутоиммунное нервно-мышечное заболевание, при котором мышцы, в том числе и глазные, становятся слабыми и истощенными.

6.Рассеянный склероз — заболевание центральной нервной системы (ЦНС), при котором клетки головного и спинного мозга подвергается нападению собственной иммунной системы человека. Вот почему Рассеянный склероз известен как аутоиммунное заболевание.

7.Аневризма — возникает, когда часть кровеносного сосуда (артерии) расслаивается. В том случае, если аневризма расположена в головном мозге, двоение в глазах может стать одним из симптомов этой болезни.

8.Травмы — ушибы головы (чмт) могут иногда привести к повреждению мышц в орбите (глазнице), или повреждению нервов, которые контролируют движения глаз. Поэтому нередко двоение в глазах возникает после травмы головы.

Временное двоение в глазах может быть вызвано:

●Сильным сотрясением мозга

●Приемом некоторых лекарственных препаратов (антиэпилептических, противосудорожных)

●зрительной усталостью или переутомлением

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.

Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления  – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.

Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится»

Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные. 

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:

  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector