5 типичных причин перехода на семейное обучение

Содержание:

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.   К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения

Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

Переход на семейное обучение по желанию

Нередко перевод на домашнее обучение по собственному желанию происходит, если:

  • ребёнок активно занимается спортом и регулярно ездит на соревнования;
  • посещает творческие студии и школы и планирует стать артистом;
  • школа находится далеко от дома;
  • семья часто переезжает или активно путешествует;
  • родителей не устраивает качество обучения в школе.

Изучать школьную программу на семейно-домашнем обучении можно самостоятельно, либо поступить в онлайн-школу. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» выручит и когда нужно перейти на учёбу из дома и когда это является осознанным решением семьи. Наши ученики — не только отличники, юные артисты и спортсмены (хотя таковых, конечно, много), но и дети с инвалидностью, те, у кого были проблемы в школе.

Занятия в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ведут преподаватели из ведущих школ и вузов, авторы учебников, члены жюри олимпиад, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, а направляют детей и помогают им наставники и тьюторы. Обучение состоит из курсов по базовой школьной программе, углублённых и олимпиадных курсов, а также курсов по навыкам будущего. К занятиям можно подключиться в режиме онлайн или смотреть их в записи, темп освоения программы можно выбирать на своё усмотрение.

Наша многолетняя практика показывает, что домашнее обучение может не только обеспечить получение знаний в комфортной обстановке, но и открыть новые возможности, развить индивидуальные особенности и помочь успешно подготовиться к поступлению в вуз.

Как правильно учиться в домашней онлайн-школе?

Универсальных правил не существует. Могу лишь поделиться трюками, которые прижились у меня.

Конспекты от руки. Можно распечатать теорию к занятию, но мышечная память будет спать, а значит, в голове останется меньше информации. 

Выделение главного. На предметах вроде истории, биологии и географии я не выпускаю текстовыделитель из рук. Розовый — тема урока, фиолетовый — то, что нужно запомнить, голубое — менее важные подробности.   

Записи занятий. Предметы, которые трудно даются, можно смотреть в записи. Мне, например, нравится ставить на паузу историю — в «прямом эфире» не успеваю выделять главное в конспекте.  

Иллюстрации. Порой без визуализации невозможно понять тему. Например, по биологии нужно обязательно зарисовывать строение клеток и организмов. Если вы не умеете рисовать, откройте нужную картинку в интернете или учебнике и перерисуйте. С этим каждый справится. Как вариант, можно распечатать презентацию с урока и вклеить её в тетрадь.  

Конспекты Милании по биологии‍
Конспекты Милании по биологии ‍

Метапредметные связи. У каждого есть ненавистный предмет. У меня это история. Не люблю даты, сражения, правителей — для меня это так нудно. Но я люблю культуру. Без истории я бы не узнала, когда и как жил Микеланджело и почему он так много писал на религиозную тематику. И так в каждой дисциплине. Везде есть связи с другими науками. Если не нравится сама физика, то можно изучать её хотя бы ради того, чтобы лучше понимать химию. И наоборот.   

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.

Организация учебного процесса

от 500 до 25 000 ₽ в месяц — в зависимости от варианта обучения

На семейном обучении можно задействовать любые образовательные ресурсы. И расходная часть семейного бюджета здесь зависит от того, как родители решили организовать учебный процесс. 

Вариант 1: родитель-учитель 

Самый бюджетный вариант — обучать ребёнка самостоятельно. В Сети можно найти множество бесплатных материалов по школьной программе. Минус такого подхода в том, что он требует больших вложений иного рода — времени, навыков, терпения. 

Для занятий дома нужны также канцелярские принадлежности. Не так много, как в школе, но если посчитать стоимость минимального набора из нескольких тетрадей, ручек, карандашей, ластика, линейки и фломастеров, то затраты составят 500-800 рублей в месяц. 

Вариант 2: репетиторы

Стоимость услуг частных педагогов зависит от их статуса, предмета, начальных знаний ученика, региона, даже формы занятий (онлайн или офлайн). В Москве средняя стоимость одного занятия с репетитором по математике и по русскому языку — 1300 рублей. Если заниматься раз в неделю и только по этим двум предметам, расходы составят 10 400 рублей в месяц. Чем больше репетиторов и чаще занятия, тем больше сумма. 

Вариант 3: онлайн-школа 

В популярных онлайн-школах, как правило, представлено несколько программ обучения под разные потребности учеников. Так, в нашей школе стоимость обучения зависит от класса, программы и формата (онлайн или в записи).

Базовый пакет, в который входят все предметы школьной программы в записи, стоит от 2 100 рублей в месяц. Тот же пакет с онлайн-занятиями — от 3 500 рублей в месяц. Если к базовым предметам добавить углублённые или олимпиадные курсы, то занятия в записи будут стоить 6 900 рублей в месяц, а в прямом эфире — от 8 900 рублей в месяц. Также к выбранному пакету можно добавить услуги группового (1 600 рублей в месяц) или персонального сопровождения (2 500 рублей в месяц). 

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде. 
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации. 

Минусы дистанционного обучения

Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   

Выводы

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы. 

Три способа учиться дома

Учебники

Традиционные учебники даже в XXI веке — незаменимая вещь. 

При их выборе часто ориентируются на соответствие ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты — это фундамент учебного процесса. Они устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, но отметка «ФГОС» на обложке учебника — ещё не гарантия его качества. 

На сегодняшний день в федеральный перечень включено около тысячи учебников для освоения школьной программы. При этом даже члены комитета Госдумы по образованию признают, что качество многих пособий сомнительно. 

Посудите сами. Захочется ли читать учебник, в котором текст выглядит примерно так: «Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что люди приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них подумают другие»? Скорее всего, ребёнок будет с трудом продираться через параграфы, а потом и вовсе забросит со скуки. 

Первый критерий выбора — читабельность. Не ориентируйтесь на грифы ФГОС. Берите пособие, по которому ребёнок захочет заниматься. Пробегитесь глазами по параграфам, оцените структурированность материала. Учитывайте возраст ребёнка — пятиклассник не оценит том по отечественной истории, предназначенный для выпускников. 

Второй критерий выбора — стоимость. Если хоумскулеру нужны учебники для домашнего образования, то, скорее всего, придётся закупать их самостоятельно. Право пользоваться библиотекой школы прикрепления у экстерна появляется только на период аттестации.

Конечно, в интернете можно найти бесплатную версию материалов, но будьте внимательны. Просто скачав учебник в Сети, вы, скорее всего, нарушите авторские права. 

Приобретайте электронные учебники легальными способами. Например, на известном сайте «ЛитРес» есть раздел с учебниками, соответствующими ФГОС. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» электронные учебные пособия входят в стоимость обучения. Ученикам бесплатно предоставляются учебники от издательства «Просвещение» и от корпорации «Российский учебник». 

Аттестация: как проверяются знания

Также требуется помнить, что неудачная проверка знаний формирует специальную задолженность академического типа, которую потребуется закрывать в установленные сроки. Если долги не были погашены, то специальная комиссия потребует в принудительном порядке вернуть ученика на очную программу, так как он будет иметь неудовлетворительные знания.

Важно! При семейном варианте за образование детей отвечают родители. Это прописано в 44 статье федерального закона

Школа или аналогичное учреждение имеет обязанность только в проведении аттестации и ее организации.

Если руководство школы бездействуют или отказывают в проведении мероприятий по промежуточным итогам или государственным, то законный представитель ребенка имеет право обращаться в судебные инстанции для привлечения указанных лиц к ответственности административного характера и проведения аттестации в необходимой форме.

Есть еще один важный момент в виде необходимости написания заявления на прохождение аттестации на имя руководителя учреждения.

Если ученик проходит аттестацию в первый раз, то следует подавать заявление до начала учебного года, так как он тогда будет числиться за учреждением. При остальных сроках он будет внебюджетной части и не сможет получить доступ к различным образовательным системам, которые используются в ОУ.

Такой подход не работает, если школа была закреплена за несовершеннолетним при переходе на учебу дома. Также потребуется учесть, что лица, которые отсутствуют по уважительным причинам, то есть болезни или фактическим семейным обстоятельствам, определенный период автоматически закреплены за школой.

Практические организационные советы

Определитесь с программой домашнего обучения для 1 класса

В начальной школе закладываются основы образования ребёнка, базовая грамотность по основным предметам и отношение к учёбе

Важно сделать программу интересной, чтобы малышу по-настоящему нравилось осваивать что-то новое. Но необходимо включить и базовые предметы: чтение, письмо, математику, окружающий мир, желательно — английский. 

Не переусердствуйте

При составлении учебного плана и расписания помните о том, что первоклассникам нужно много отдыха и физической активности. Не стоит сразу перегружать ребёнка пятью уроками по 45 минут, как это принято в массовой школе. Семейное обучение — гибкое. Всегда можно корректировать планы и вносить изменения уже на ходу, ориентируясь по ситуации. Сегодня позаниматься чуть меньше, а завтра — побольше. Следите за собственным состоянием и настроением ребёнка. 

Обустройте рабочее место

Важно с юного возраста приучить ребёнка заниматься в комфортной и здоровой окружающей обстановке. Конечно, дома учиться можно и на диване, но позвоночник вряд ли скажет спасибо

Вместе с первоклассником приобретите правильный стол и стул. Но помните, что своё учебное место первоклассник должен создать сам — от вас требуется лишь некоторая помощь. Осознанный выбор сразу сформирует положительное отношение к новым обязанностям. 

Помогите первокласснику настроить компьютер так, чтобы он легко им пользовался. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус, приобретите гарнитуру. Учтите, что рекомендуемое расстояние от глаз до экрана компьютера — не менее 50 см. 

Добавьте интерактива

Домашнее обучение в первом классе должно увлекать ребёнка, а не убивать его природный интерес к познанию, как это случается в массовой школе. Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью книг, но и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете. Используйте сайты и приложения для первоклассников, чтобы сделать процесс интересней. 

Подумайте о социализации

Родители часто боятся, что на семейном обучении ребёнку будет не с кем дружить и общаться. Конечно, это миф, первоклассник не будет изолирован от внешнего мира в четырёх стенах. Наоборот, появляется больше свободного времени и, соответственно, возможностей — выбирайте кружки и секции, какие душе угодно. 

Будьте наставником

Дети любознательны от природы и стремятся узнавать новое. Старайтесь направлять первоклассника, а не поучать и навязывать своё мнение. Создайте ему комфортную для обучения среду и предоставьте все возможности для учёбы.  

Подключите помощников

Организовывая семейное обучение первоклассника, присмотритесь к онлайн-школам. Они берут хлопоты по составлению расписания, учебного плана и подбора педагогов на себя, а вам остаётся наслаждаться результатами. Особенно удобно, если у вас несколько детей на семейном обучении — координировать школьников самостоятельно не всегда легко.

В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» дети могут освоить программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. А в качестве бонуса изучать алгоритмику и английский язык. Здесь преподают кандидаты наук, авторы учебных пособий, составители олимпиадных заданий, чей средний педагогический стаж — 15 лет. Они знают, как найти подход к юным школьникам и не отбить желание учиться. Расписание — гибкое и удобное, можно заниматься без усталости и стресса.

<<Форма с консультацией>>

Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?

Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.

Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе. Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации. Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию. Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.

Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.

Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.

Приучите ребёнка к самостоятельности

Важно организовать учёбу так, чтобы ребёнка не приходилось постоянно контролировать. Главенствующим здесь является режим

Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки и лени.

Конечно, приучать к дисциплине лучше с самого детства. По мере взросления степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.

Не забывайте показывать пример. Дисциплинированный и ответственный родитель — показатель того, как нужно учиться. 

Принцип получения домашнего образования

Надомное обучение предназначено для детей, чье состояние здоровья делает затруднительным посещение школы.

Образование на дому для детей с ограниченными возможностями – единственный шанс приобрести аттестат и благополучно устроить свое будущее.

Надомное обучение должно соответствовать нормам ФГОС.

Выделяются две программы домашнего образования:

  • вспомогательная;
  • общая.

При прохождении программы общего образца, учащиеся получают те же знания, что и их сверстники, пишут такие же контрольные работы и получают такие же задания. Единственное отличие – продолжительность уроков: они могут быть как сокращенными (по 20 – 30 минут), так и продленными (до 1,5 часа), все будет зависеть от состояния обучающегося.

Надомное обучение детей с ОВЗ подразумевает строго установленное количество часов в неделю:

  • с 1 по 4 класс – 8 занятий в неделю;
  • с 5 по 8 классов – 10 занятий в неделю;
  • 9 класс – по 11 занятий в неделю;
  • с 10 по 11 класс – 12 занятий в неделю.

Стандарты ФГОС распространяются и на надомное обучение.

После окончания школы по общей программе учащемуся будет выдан аттестат общего образца без особых указаний.

Какова продолжительность уроков во вспомогательной школе, точно сказать нельзя, т.к. программа для каждого обучающегося разрабатывается индивидуально с учетом состояния здоровья. После обучения по вспомогательной программе ученик получает аттестат особого образца, где указывается программа, по которой он обучался.

Все требования для перевода обучающегося на домашнее образование прописаны в Постановлении Правительства РФ. Основные нюансы:

  1. Заключение комиссии медицинского учреждения служит основанием для перевода ребенка с инвалидностью на получение знаний на дому; учащемуся выдается справка для домашнего обучения. Перечень заболеваний, дающих право на данную привилегию, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
  2. Обучением ребенка на дому занимается образовательное учреждение, находящееся в непосредственной близости к месту проживания ребенка.
  3. Ученикам с инвалидностью школа обязана предоставить все необходимые учебники, программы и методическую литературу, обеспечить промежуточные и итоговые аттестации, а по окончании обучения выдать аттестат зрелости.
  4. Родители обучающегося могут дополнительно приглашать преподавателей из иных учебных заведений, которые в последствии могут принимать участие в итоговой аттестации ребенка.
  5. В отдельных случаях разрешается проводить экзамен на дому.

Обучение на дому предполагает заявление родителей, образец которого находится на сайте образования РФ.

Плюсы надомного обучения

Образование на дому имеет следующие плюсы:

Изучение программы происходит в комфортной для ребенка обстановке

Это особенно важно для обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, т.к. в домашней атмосфере ничто не будет доставлять ребенку неудобств.
Исключается давление со стороны одноклассников и преподавателей

Также является важным психологическим аспектом, обучающемуся не придется испытывать смущение у доски и на переменах.
Снижается риск получения школьных травм.
Благодаря индивидуальному подходу программа лучше усваивается. За счет проведения урока в формате «с глазу на глаз» у ученика есть возможность задать все интересующие его вопросы.

Минусы надомного обучения

К минусам можно отнести:

  1. Отсутствие социализации. Возможно, что после прохождения обучения на дому в дальнейшем ребенок будет ощущать себя некомфортно в присутствии большого количества людей.
  2. Отсутствие жесткой дисциплины. Общественные модели поведения, прививаемые ученикам в школе, помогают развитию у обучающихся чувства ответственности и самоконтроля, которые играют важную роль в формировании личности.
  3. В будущем у учащегося возможны проблемы со взаимодействием в коллективе.
  4. Возможно развитие комплекса «белой вороны».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector