Мультики для детей
Содержание:
- «Малышарики» учат очень многому и в легкой форме
- Минутка объективности[править]
- Мультики для детей 11-12 лет
- Примеры «в обход» стереотипа[править]
- Обучающие мультфильмы для малышей
- «Маша и медведь»: в чем недостаток?
- Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе
- «Школа кролика Бобо»: добрый сюжет и овца размером с лошадь
«Малышарики» учат очень многому и в легкой форме
По поводу этого сериала отзывы у психолога исключительно положительные.
— Дети 3−4 лет способны полностью понять то, о чем рассказывается в мультике, и усвоить тему. Следовательно, смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Главные достоинства сериала — умеренность во времени и уместность выбранного материала.
— Серии длятся по 5 минут, ребенок способен удержать внимание от начала и до конца. Следовательно, сможет полностью усвоить информацию
Мультфильм знакомит малыша с предметами, явлениями, цветами, эмоциями, правилами поведения, учит защищать свои границы (что очень важно), уважению к окружающим и очень много чему еще. При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги
Вот некоторые их них:
При просмотре Ольга Никитина подметила «фишки», которые используют в работе с детьми психологи и педагоги. Вот некоторые их них:
— В мультике много «Я-сообщений». Такой способ общения формирует у ребенка ответственность за свои слова и поступки, вытесняет желание обвинить других в своих несчастьях.
— Полезная информация часто подается через действия и ситуации, с которыми малыш сталкивается в повседневной жизни — умывание, зарядка, подъем и засыпание, погода, игры. Это заметно облегчает усвоение материала.
— Описание вещей, природных явлений и всего остального, о чем говорится в мультфильме, кажется очень реалистичным и при этом легким для понимания.
— Скорость мелькания картинок на экране и цветовая гамма подобраны с расчетом на восприятие детей маленького возраста, что также позволяет лучше понять материал.
Минутка объективности[править]
Революция в технике принесла нам и массовую культуру, а с ней — революцию в творчестве. Оно меняется быстро и незаметно, общественное мнение — медленно, лишь со сменой поколений в этом самом обществе. Отсюда и стереотипы о том, что и кому предназначено. Причём изменения в области творчества не только стремительны, они ещё и глобальны: настолько, что порой за пару десятков лет одна индустрия преобразуется в другую, качественно новую. Может ли общество в принципе быть готово к таким скачкам — сложный вопрос. Не только отношение аудитории не даёт мультипликации завершить метаморфозу из детской во всевозрастную, среди самих создателей скорее меньшинство лелеет настолько передовые мысли.
Возвращаясь к вопросу о качествах, сам стереотип «мультики — для детей» далеко не всегда имеется в виду в первоначальном значении. Детство — не только период жизни до определённого возраста, это ещё и антоним зрелости. Мультфильмы действительно могут быть не предназначены всем возрастным группам, не для детей, но значит ли это, что аудитория — взрослые? Тот факт, что на многие тайтлы с пометкой 16+ спрос не достигших этого возраста зрителей нередко преобладает над спросом заявленной аудитории, — не повод ли это задуматься, действительно ли это продукт для взрослого потребителя? Трудно отрицать, что среди мультфильмов сравнительно немного глубоких произведений, «Looney Tunes» при всей неоднозначности к ним едва ли относятся. И если гипотетически у нарисованных сериалов и фильмов есть потенциал быть не менее взрослым видом творчества, чем кино с живыми актёрами, то практически сама индустрия не слишком-то стремится развенчивать троп и уподобляться киношной, быть высоким искусством и недетской именно в этом плане.
Мультики для детей 11-12 лет
Начальная школа подходит к концу, а в жизни детей снова грядут большие перемены. Мультики 11-12 лет – это взрослые и серьёзные истории, которые поднимают важные проблемы и отвечают на сложные вопросы о любви, о жизни и смерти, о предназначении человека.
В мультфильмах для этой возрастной группы можно встретить и настоящие трагедии среди персонажей, и чёрный юмор, и сарказм. Но нет причин волноваться из-за тем, которые поднимаются в сюжетах, так как это наиболее мягкий способ знакомства с реальным миром взрослых людей
Важно обсуждать с ребёнком то, что он видит на экране, анализировать образы персонажей и взаимоотношения между ними, фиксировать чёткую мораль
Правильный подход к просмотру мультсериалов может заложить основные социальные и моральные установки, которыми ребёнок будет пользоваться на протяжении всей жизни. Именно поэтому герои мультфильмов предстают добрыми, честными, смелыми и способными пожертвовать собой ради родственников и близких друзей.
Мы рекомендуем к просмотру следующие мультики: Леди Баг и Суперкот, Гравити Фоллз, Монстер Хай, Тотали Спайс, Зомбарики.
Примеры «в обход» стереотипа[править]
Литератураправить
Внутрисюжетный пример: «Призрак двадцатого века» Джо Хилла. В кинотеатре обитает призрак, который появляется в зале во время сеансов, но только на взрослых фильмах. Но однажды там показывают «Фантазию», родители приводят детей на диснеевский мультик, а «Фантазия», оказывается, не только для детей…
Мультфильмыправить
- Дон Блут считал, что анимационный фильм может содержать в себе немало «тёмных» деталей, но дети способны вынести без всякого вреда для психики многие жутковатые вещи, если финал истории будет хотя бы условно хорошим
Его последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм «Титан. После гибели Земли» провалился в прокате в том числе из-за того, что прокатчик не знал, для какой аудитории позиционировать картину — для детей (ибо «мультик») или для студентов-гиков (ибо серьезная научная фантастика, в которой немало настоящих смертей).
. Его ранние фильмы стали культовыми благодаря этому подходу, но со временем режиссер стал испытывать на себе всё большее давление продюсеров, которые хотели видеть его работы более детскими в традиционном смысле. В итоге работы первой половины 1990-х стали самыми слабыми в фильмографии Блута…
- Aardman в общем и Ник Парк в частности тоже не считают детей за дегенератов и частично отказались от этого штампа. Что мы имеем? Шедевральные «Побег из курятника», «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Причём за последних (две короткометражки и одна полнометражка) создатели отхватили аж три «Оскара»!
- Относительно сбалансированный взгляд на то, как можно коммуницировать с юной аудиторией без ущерба для серого вещества, можно проследить через французские мультфильмы и мультсериалы с маркировкой PG… Естественно, выбирая те истории, где тщательно проработаны миры, персонажи и сюжетные концепции.
Мультсериалыправить
- Именно частичный отказ от такого подхода позволил Лорен Фауст создать сериал, одновременно популярный у детей и культовый у взрослых.
- Алекс Хирш пошел тем же путем, что и Фауст. Результат аналогичен.
- Отечественная студия «Петербург» с аналогичным результатом — туда же.
- А вот аниматоры из Mondo Media прикрутили фитилёк, орудуя этим штампом. Притом настолько умело, что на конечный результат даже как-то страшно смотреть! Зато японцам мультсериал очень даже зашёл.
Обучающие мультфильмы для малышей
Сейчас широкий выбор современной анимации для малышей, мы представим самые популярные развивающие мультики для детей от 2 лет.
- Уроки тетушки Совы – цикл короткометражных роликов (около 5-7 минут каждый), в которых рассказывается о странах, временах года, нормах поведения, правилах личной гигиены. Есть цикл роликов для изучения алфавита, для каждой буквы отведен отдельный мультик, который позволяет не просто запомнить произношение, но и научиться правилам письма, что поможет крохам от 2 лет выучить алфавит быстро и без труда.
Даша-следопыт – популярный мультипликационный сериал, в котором девочка Даша с обезьянкой Башмачком помогают своим друзьям найти пропавшие предметы и выполнить разнообразные задания. Увлекательные приключения героев сопровождаются ненавязчивым изучением новых слов, причем основные понятия подаются и на русском, и на английском языке, периодически Даша просит малышей повторять за ней слова, что способствует быстрому запоминанию и стимулирует детей к развитию разговорных навыков.
https://youtube.com/watch?v=TtCadM-4Mjo
Занимательные уроки от Р. Саакянца – в мультиках этой серии мальчик с дедушкой путешествуют по разным городам и эпохам, рассказывая маленьким зрителям о древних временах и традициях, а заяц с филином осваивают новые явления, разбираются в основах физики и химии, изучают биологию и астрономию.
Старые советские мультфильмы также очень поучительны и занимательны. «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», «Винни-Пух» учат детей доброте и взаимопомощи, есть масса маленьких мультфильмов, снятых по сказкам российских писателей, основными героями в них выступают звери, что очень понравится маленьким натуралистам от 2 лет.
https://youtube.com/watch?v=hZGPLZFfwmk
https://youtube.com/watch?v=SdiIYUG9rno
Продукция компании Дисней представлена в виде полнометражных анимированных мультфильмов, которые также заинтересуют маленьких зрителей. Старые мультики «Красавица и Чудовище», «Белоснежка», «Бэмби», «Пиноккио» или же новые труды показывают, как добро побеждает зло, учат нравственности и заставляют малышей переживать и сочувствовать любимым героям.
Как видно, ассортимент мультипликационных фильмов для детей от 2 лет достаточно широк, поэтому стоит показывать крохам самые разные мультики, так вы поможете ребенку полноценно развиваться, позволите ему самостоятельно узнать некоторые вещи и научиться делать правильные выводы.
«Маша и медведь»: в чем недостаток?
Этот мультик Ольга Никита считает очень неоднозначным. Многие дети и даже родители смотрят его, как зачарованные, а коллеги-психологи часто ругают. Эксперт объясняет почему.
⠀
— Психологи призваны давать оценки детскому контенту, в том числе указывая на нюансы, которые незаметны широкому кругу зрителей. И по поводу «Маши и Медведя» есть один большой нюанс. После просмотра дети могут сделать неправильный вывод: «Запреты не действуют, нарушай их безнаказанно».
Прочитав эти строки, родителям не надо скептически усмехаться, мол, да ладно вам, не будьте ханжой, главное, что мультик очень веселый и радостный. По поводу радости никто не спорит, ее здесь в избытке. Но взрослые должны понимать: если они воспринимают мультик как милую шутку, то дети смотрят на него иначе. Увиденное для малыша — это реальность. Он запоминает то, что «работает», и начинает повторять.
— Детская жизнь во многом состоит из запретов. И каждый ребенок хочет эти запреты нарушать (не мыться, не ходить в садик, не слушаться родителей и т.д.). Воспитательный контекст как раз должен показывать, к чему игнорирование запретов может привести. К сожалению, весьма многочисленные нарушения социальных норм, которые допускает Маша, получают в мультфильме положительное подкрепление. В этом и состоит большое «не так» этого мультика.
Психолог перечисляет моменты, которые ее настораживают:
⠀
— Ребенок выступает как потребитель. Маша не проявляет заботу, не дает, а только берет, подчас не выказывая благодарности.
⠀
— Маша принижает авторитет взрослого, который заботится о ней. Иногда девочка пинает Медведя, часто и довольно жестко подшучивает над ним, почти никогда не слушается.
⠀
— Ребенок проявляет только однобокие эмоции: интерес, удивление, забава. И почти не проявляет любви, сочувствия, переживания боли: ни по отношению к себе, ни по отношению к близким.
⠀
— Маша никому ничего не должна. Она веселая и всегда выходит победителем. А тот, кто заботится о ней, переживает, почему-то часто оказывается в дураках.
Многие родители часто сравнивают «Машу и Медведя» с легендарным «Ну, погоди!». Говорят, например: «Волк тоже вызывает у многих симпатию, а он — тот еще хулиган». Но с эти мультиком в плане воспитания как раз все хорошо. В «Ну, погоди!» нарушения запретов приводят к плачевным результатам, поясняет эксперт. И в этом смысле мультфильм работает на снижение у ребенка желания что-то нарушить. В «Маше и Медведе» такого четкого посыла нет. Сквозь серии красной нитью проходит мысль: «Мир — интересное место, где ты — главная. Что бы ты ни делала, как бы себя ни проявляла и как бы ни обращалась с окружающими и близкими, с тобой все будет хорошо!» Но мы-то с вами знаем, что это далеко не так и что в жизни у всего есть последствия.
Хотя воспитательная функция мультика хромает, специалист считает, что его можно смотреть, «соблюдая дозировку».
⠀
— Мультфильм нравится детям, это говорит о том, что сделан он очень грамотно, с учетом особенностей детского восприятия
Здесь много действий, картинки меняются, внимание не застревает, нет нравоучений, героиня очень веселая, и в целом у нее очень насыщенная жизнь
Если надо развлечь загрустившего ребенка, то «Маша и Медведь» с этой задачей легко справится. Только родителям придется все равно потратить время на совместный просмотр и выступить в роли комментатора: объяснять малышу, что Маша — это Маша, она милая, она часто бывает неправа и брать с нее пример не надо.
Ольга Никитина напоминает родителям еще вот о чем: современная мультиндустрия богата на премьеры, но очень часто она поставлена на коммерческие рельсы. А различные комиссии по допуску продукта на экраны работают сегодня более лояльно, чем в прежние времена. Если родители заботятся о психологическом комфорте ребенка, то в роли критиков придется выступить им самим.
⠀
— Найдите несколько минут, посмотрите вдумчиво пару серий того мультика, который любит ваш ребенок. И вы сможете понять, почувствовать, хотите ли вы показывать его дальше, не обернется ли он во вред.
Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе
Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.
Мультфильмы о дружбе:
«Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок»
⠀Фильмы о детской дружбе:
⠀
Для детей 7−10 лет:
«Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинныйчулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата».
⠀
Для 10−13 лет:
«Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“».
⠀
Для подростков 13+ лет:
«Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак“».
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
«Школа кролика Бобо»: добрый сюжет и овца размером с лошадь
Этот мультик горячо любим молодыми мамами. Его выбирают в качестве полезной «развивашки» для самых маленьких. Ольга Никитина посмотрела несколько серий. Общее впечатление — положительное.
— Мультфильм добрый, в нем хорошая подача материала. Песенки легко запоминаются, поэтому приготовьтесь, что ребенок будет их напевать целыми днями.
Если со смыслами в мультике все в порядке, то к внешнему виду героев есть вопросы. И дело здесь не в разности вкусов. Образ персонажей далек от реальных прототипов, поэтому детям сложно будет понять, как они выглядят в реальности. Для развивающего материала это не очень хорошо.
— Изображения животных своеобразные. Кролик почему-то в футболке, но без штанов и в очках. Вид такой, что даже сразу и не скажешь: перед вами — кролик. Овца почти не отличается по размеру от лошади, а у кошки глаза прорисованы, словно она — человек.
Ольга Никитина считает, что в целом это неплохой выбор для просмотра. С одной оговоркой: детям можно давать уже более сложный материал.
— Повторюсь: я не сторонник того, чтобы малыши до 3 лет смотрели мультики, а после этого возраста, мне кажется, показывать «Школу кролика Бобо» уже поздновато. Выбор за родителями.