Конспект занятия по рисованию «городецкая роспись» в старшей группе

Ход занятия.

В России много лесов и поэтому в разных местах делают красивые вещи из дерева.

Сегодня мы познакомимся с интересными предметами из дерева, которые делают в городе Городце. Там так же традиции росписи передаются из поколения в поколение, поэтому когда вы с ними познакомитесь, то не спутаете её ни с какой другой. (Показывает хохломские изделия).

Что же делают в Городце из дерева?

А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски (показывает)одна сторона которых украшена цветочным узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты. Если такую нарядную доску повесить на кухне на стену, она очень украсит интерьер.

А вот ещёкрасивые вещи для кухни: солонки, коробки для специй и т. д.

Но не только для кухни делают городецкие мастера разные предметы.

Они расписывают шкатулки для разных вещей: пуговиц, ниток, украшений

(показывает).

Не забывают мастера и о детях.

Для вас они делают качалки в виде лошадок, петушков, детскую мебель и т. д., и украшают их узором из цветов и листьев

(Воспитатель ставит перед детьми 3-4 предмета и обращает их внимание на характерные особенности городецкой росписи)

в.: Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи.

Кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.

(Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны. Показывает на узорах и прикрепляет к фланелеграфу такой же элемент, чётко проговаривая каждое название: розан, купавка, ромашка, листья).

В.: Эти цветы, называют розаном, купавкой, придуманы они художниками и только немножко похожи на настоящие цветы. Такие цветы

называют декоративными, а чаще всего называют их сказочными.

Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники

Обратите внимание, как мастера объединяют их в плотные цветочные гирлянды

В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него располагаются цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них левая и правая стороны одинаковые.

Дети, давайте выложим на фланелеграфе такую гирлянду. Вот середина гирлянды, здесь будет находиться самый крупный цветок, например эта купавка. (Прикладывает цветок к фланелеграфу)

-А кто хочет приложить слева и справа от большого цветка два других, меньших по размеру (Один из детей прикладывает два одинаковых цветка по бокам, более меньшего размера, ромашки.

Следующий ребёнок продолжает изображение на фланелеграфе, подставляя с обеих сторон два маленьких бутончика).

— Каких элементов не хватает в гирлянде. (Листьев)

(Ещё один ребёнок, выкладывает между цветами листья, уменьшающиеся по величине к концам гирлянды).

-Получилась плотная цветочная гирлянда, такая же симметричная, какую рисуют городецкие мастера на своих изделиях. (Далее воспитатель определяет цветосочетание элементов узора).

Раздаёт каждому ребёнку по цветку, спрашивает, какого они цвета

(розовые или голубые)

Обращает внимание детей на то, что в каждом элементе сочетаются два похожих цвета. Чаще всего это розовый с красным, голубой с синим

А нарядными городецкие цветы делают белые и чёрные оживки: точки, дужки, штрихи.

В заключении воспитатель говорит о том, что теперь дети смогут отличить городецкую роспись от других росписей по дереву, потому что в своей работе городецкие мастера соблюдают традиции, которые

перешли к ним от их дедов и прадедов.

В конце занятия проводится игра «Ответь правильно». Воспитатель задаёт вопрос на тему «Городецкая роспись» .Правильно ответившим детям выдаются фишка в виде городецкого элемента. Побеждает тот, кто наберёт большее количество фишек и сможет построить городецкую гирлянду.

Вопросы к игре.

1. Скаким видом росписи мы сегодня познакомились?

2. Кто запомнил названия городецких цветов?

3. Как расположены цветы в гирлянде?

4 Сколько похожих цветосочетаний используется в одном элементе?

5. Какие изделия расписывают городецкие мастера? и т. д.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Послушайте сказку, которую я вам расскажу.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею воспевали в своих песнях и сказках. Умели они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, палочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Велел царь забрать ее во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она все поняла и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летела и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.

Ребята, я думаю, что каждому хотелось бы найти такое перо Жар-птицы.

Дети: Да!

Воспитатель: Кто догадался, о каких мастерах я рассказала в этой сказке?

Дети: Городецкие мастера.

Воспитатель: Правильно ребята. Это они расписывали предметы яркими красивыми цветами. Давайте с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью

Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель: Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель: А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Физкультминутка «Один, два – все вставайте».

Один, два — все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь, Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале. Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать темной краской и белой.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения.Другим цветом выполняем оттеневку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.

  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

Ход ОДД:

Вводная часть

Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).

— Кто знаком с городецкой росписью?

Основная часть

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

Был промысел прялок (слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)

шкатулки, чашки (слайд 9)

разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица

(слайд 13,14).

Элементы городецкой росписи:

— бутон;

— розан;

— купавка или роза;

— ромашка.

(слайд 15).

— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.

Практическая работа.

Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Городецкая игрушка-конь

Конь, в самых разных его композиционно-образных вариантах, стал одним из главных героев промысла. И не только о городецком искусстве речь: конь для русского человека вплоть до 20 века был не просто подмогой, а заложником добробыта: без коня и хлеба не посеешь, и дров не привезешь. Если рабочая лошадь или боевой конь погибали, это была настоящая трагедия. Потому игрушечный конь имелся и у крестьянского мальчишки, и у княжеского ребенка.

Работали мастера над фигурками коня-всадника, появлялись даже игрушки в виде красноармейца на коне, но популярнее городецкого коня-качалки все же не было. Мотив с санями и повозками тоже остался востребованным, хотя, что и говорить, лошадь перестала быть таким знаковым животным в жизни человека.

Делали своих знаменитых лошадок городецкие мастера топором и ножом, украшалась игрушка резьбой, расписывалась и грунтовалась. Это могла быть бытовая сценка или сказочный образ: композиции разнились, но всегда устанавливались на платформу и на колесики. Каталка, безусловна, была интересна малышам, которых всегда привлекают движущиеся игрушки.

Стоит здесь упомянуть просто ставшую культовой игрушку авторства Е. Воронцовой. В середине прошлого века она разработала ее специально для городецкой фабрики. Художница выбрала следующую основу – плоскостная стилизованная форма городецкого коня, соединенная с расписным стульчиком и креслом качалкой. Работу Воронцова украсила цветами (фон остался незакрашенным). Затем уже новые мастера заменили составное сиденье гнутым, орнамент стал канонично городецким, и образ лошадки получался просто сказочным.

Такова история возникновения знаменитой игрушки, которая была в детстве, наверное, каждого читателя этой статьи. Сначала на ней катается сам ребенок, затем сажает своих кукол и мишек, а потом деревянный коник становится милым детским воспоминанием.

Другие интересные факты о городецкой росписи вы узнаете из нашей статьи: «История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле».

Игрушки в городецкой росписи не стали популярнее декорированных предметов быта. Но тем интереснее их изучать, наблюдать эволюцию каждого образа, да и самому пробовать себя в росписи таких легендарных игрушек.

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:

  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.

«Розан»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:

  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector