Подготовка к егэ по истории: как готовиться?
Содержание:
- Способы подготовки к ЕГЭ
- Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
- ЕГЭ 2018 по истории
- ПУНКТ ВТОРОЙ
- Бесплатно
- Как избежать типичных ошибок
- Как быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории
- Алгоритм работы с ней следующий:
- ЗАДАЧА: ПРОЙТИ все темы курса истории
- Методы подготовки к ЕГЭ
- Советы для подготовки к ЕГЭ по истории
- С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ подготовку?
- Материалы для подготовки
Способы подготовки к ЕГЭ
Их, как обычно, всего три — самостоятельно, на курсах и с репетитором.
На первый не стоит полагаться полностью: предмет изучается на протяжении всех школьных лет, отчего складывается обманчивое ощущение его легкости. Поверхностное повторение плохо скажется на результатах экзамена.
Курсы предпочительнее, но у них тоже есть один недочет: групповой формат занятий не дает возможности проработать индивидуальные пробелы в знаниях.
Полезнее всего заниматься с опытным репетитором, чтобы уделить больше внимания обобщению и систематизации материала.
Современные технологии позволяют сочетать все три способа. Выбирая онлайн обучение, необходимо внимательно изучить данные сайта во избежание напрасной траты времени и денег.
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12 и 20-22.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 2, 5, 9, 17. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
Историческая задача
Это задание 23, уже из второй части. Состоит оно из нескольких элементов: предложенного исторического условия и нескольких заданий к нему.
Например, историческое условие: «Многие города Древней Руси возникали на берегах рек». Задание: «Приведите три объяснения преимущества такого расположения». Так как за задание дается три балла, за каждое правильное объяснение вы получите один балл.
Чаще заданий к историческому условию дается больше: например, нужно объяснить причину какого-нибудь исторического процесса и привести несколько примеров.
Задание на аргументацию
Задание 24 пишут хуже всего каждый год. Выглядит оно жутковато: ученикам предлагают рассмотреть спорное утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него и два против. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что получают ноль баллов из четырех.
ЕГЭ 2018 по истории
История в 2018 году является необязательным экзаменом. Право выбора предоставляется самому ученику, и зависит от ВУЗа и направления специализации, куда решено поступать.
Сдающим историю открывается дорога в топовые вузы страны по самым разнооразным направлениям
Какие задания включает экзамен
Ознакомиться с демоверсией ЕГЭ 2018 по истории можно на официальном сайте www.fipi.ru/. Экзамен состоит из 2-х частей, в него включено 25 заданий.
1-ая часть охватывает 19 заданий, тестирующих базовый уровень знаний. Почти во всех предлагаются варианты ответов. Требуется правильно вписать нужный номер в отведённые клетки.
Встречаются задания, в которых важно установить правильную последовательность событий или периоды жизни великих людей (задание1). События или персоналии относятся не только к российской истории, но и к мировой.
Имеются тесты, требующие установления хронологической взаимосвязи (задания 2, 5, 9, 17).
В экзамен включены вопросы, где нужно вписать слово, событие или имя исторической личности (задание 4 и 10).
В 1-ую часть внесены вопросы на знание исторических карт (задания с 13 по 16)
Если неправильно определить событие или период времени, к которому относится фрагмент карты, то есть вероятность на все 4 задания дать неверные ответы.
2-ая часть состоит из 6 заданий повышенной сложности.
- Задания с 20 по 22 выполняются на основании приведённого в тексте ЕГЭ отрывка документа. По ним проверяются не только знания истории, но и умение анализировать и систематизировать предложенный документальный источник.
- 23 и 24 вопрос являются аргументированными мини-сочинениями рассуждениями, в которых нужно по заданному историческому материалу привести в доказательство минимум 2 факта для подтверждения своих мыслей. Иначе баллы будут снижены.
- 25 задание — настоящее сочинение по одному из предложенных исторических периодов времени. Задание является наиболее ёмким по баллам (11 баллов), но и самым трудным.
Подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц практически невозможно из-за огромных объёмов информации
Примеры
Удобным при подготовке к ЕГЭ является сайт https://hist-ege.sdamgia.ru/. В нем имеется возможность пройти весь тест целиком и узнать начисленные баллы, а можно выбрать отдельную тему и проработать по ней предлагаемые задания. Все варианты ежемесячно обновляются. Также установлен таймер, который фиксирует затраченное время на ответы.
Несколько примеров предлагаемых заданий.
Задание 1. Необходимо правильно расположить по хронологии 3 события:
- Убийство князя Игоря.
- Основание Новгорода.
- Образование империи Карла Великого.
Требуются не только исторический знания, связанные с Россией, но и основные сведения по всемирной истории. Событие из 1 пункта произошло в 945 году, из 2 пункта — 862 году и из 3 пункта — 800 году. Ответ на 1 задание должен выглядеть так: 321.
Задание 2. Требуется установить соответствие между событиями и датами:
А. крещение РусиБ. соляной бунтВ. начало Великой Отечественной войныГ. начало книгопечатания |
|
При выполнении этого задания следует найти события, которые известны на 100%. Например, крещение Руси (988 год) и начало Великой Отечественной войны (1941 год). Далее из оставшихся дат нужно убрать те, которые точно не подходят: 2013 и 1054. Остаются 1564 год и 1648 год. Время правления Алексея Михайловича Романова известно несколькими бунтами, среди которых был соляной. Ему должен соответствовать 1648 год. Ответ: А-5, Б-3, В-6, Г-2.
Задание 9. Указать соответствие терминов и правителей, в чьё время они появились.
А. бироновщинаБ. рекрутская повинностьВ. «просвещённый абсолютизм»В. церковный раскол | 1. Пётр I2. Екатерина II3. Анна Иоанновна4. Пётр III5. Алексей Михайлович |
Ответ: А-3, Б-1, В-2, В-5.
Задание 25. Предлагается написать сочинение, выбрав один из периодов: 1425–1505, 1762–1796, 1941–1943. Следует указать минимум 2 личности этого периода и 2 события.
При выборе периода 1941–1943 годы, известно, что Великая Отечественная война славилась большим количеством военачальников: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Говоров Л. А. Главнокомандующим был Сталин И.В. Наиболее известные сражения и события в начальный период войны: битва за Москву, Сталинградская битва, оборона Ленинграда, оборона Севастополя.
На какие специальности потребуется сдача экзамена
Знание истории требуется при поступлении на следующие направления и специальности:
- история;
- археология;
- философия;
- культурология;
- история искусств;
- социология;
- религиоведение;
- теология;
- политология;
- лингвистика;
- международные отношения;
- туризм;
- гостиничное дело.
ПУНКТ ВТОРОЙ
ВСЕ мои авторские статьи по культуре России в открытом доступе — — —
ПОРТАЛ сдать-егэ.рф ————————————http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-106-107-kult…http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-11-12-kultur…http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-112-115-veli…http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-135-138-sove…http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-17-18.htmlhttp://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-33-35-putesh…http://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-37-38.htmlhttp://сдать-егэ.рф/istoriya-rossii/shag-50-49.html
Бесплатно
Лекториум
Сайт: https://www.lektorium.tv
Курс рассказывает об истории России. Это базовая теория, которая пригодится на экзамене.
Лекции по темам:
- Введение. Теория и методология истории
- Древнерусское государство (IX–XIII вв.)
- Московское царство
- Российская империя в XVIII в.
- Российская империя в 1800–1870-х гг.
- Россия на переломе (XIX–XX вв.)
- Советское государство (1917–1945 гг.)
- Советское государство (1945–1991 гг.)
Всего 41 видео-лекция с проверочными заданиями. Присоединяйтесь к курсу в любое время.
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
На сайте можно проверить свои знания и пройти пробный экзамен по истории в формате ЕГЭ. Варианты заданий — официальные от ФИПИ 2021 года.
Суть в том, что пройти тестовое задание и получить результаты по нему можно в автоматическом режиме и бесплатно. Если хотите письменную часть проверили реальные эксперты ЕГЭ, то нужно оплатить их работу. Проверка без комментариев эксперта — 500 р., проверка с развернутыми комментариями — 1000 р.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
На сайте собраны различные материалы, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по истории.
Например, есть видеоуроки/карточки/таблицы/конспекты по темам:
- Известные личности с одной фамилией («двойники»)
- Справочная таблица правителей России 19 века и основных событий в период их правления
- Исторические личности
- Памятники архитектуры
- Алгоритм выполнения типовых заданий ЕГЭ по истории
- Российская архитектура
- Список исторических деятелей
- Все значимые иллюстрации из вопросов ЕГЭ
- Важные даты в истории России
- Разбираемся с новым форматом исторического сочинения
- Культура России
и т.д.
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
На сайте собраны теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории:
- Основные даты
- Термины
- События 1941-1945 годов
- Деятели VIII – начала XXI в
- Карты, схемы
- История культуры России
- Как писать историческое сочинение по истории ЕГЭ
В разделе с практикой собраны задания по разделам:
- Историческое сочинение
- Определение характеристик исторического источника
- Анализ иллюстративного материала
- Анализ различных точек зрения и их защита
- Анализ исторических фактов, процессов, явлений
- Поиск исторической информации
- Основные факты, процессы, явления
- Работа с историческим источником
- Систематизация исторической информации
- Работа с картами
Кроме этого, на сайте размещены демоверсии и КИМы текущего и прошлых годов, публикуются актуальные новости по теме ЕГЭ.
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://hist-ege.sdamgia.ru
Каждый месяц на сайте публикуются новые варианты ЕГЭ по истории. Их составляет компьютер из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. А чтобы потренироваться по определённым темам, вы можете сформировать вариант из заданий каталога по определенным разделам под себя.
Также на сайте размещены материалы, которые пригодятся для написания исторического сочинения: алгоритм работы и примеры качественных сочинений.
Яндекс.Репетитор
Сайт: https://yandex.ru
На сайте собрано 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по истории от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.
Задания аналогичны реальным экзаменационным тестам, они составлены экспертами (в том числе авторами «СтатГрада»). В тренировочных вариантах есть ответы с разборами.
Преимущество данного сайта в том, что каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.
«История ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»
Сайт: https://www.youtube.com
Канал подготовки к ЕГЭ по истории от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».
Здесь:
- Собраны понятные видео-разборы заданий и теории ЕГЭ
- Уроки выходят каждый день — уже 167 видео
- Регулярно проводятся онлайн-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке
«Ясно Ясно ЕГЭ»
Сайт: https://www.youtube.com
В видеоуроках эксперт ЕГЭ по истории объясняет решение сложных задач, рассматривает типичные ошибки, даёт правильные ответы и лайфхаки. Сейчас на канале 18+ видео, новый выпуск выходит каждую среду.
«История с Элей Смит»
Сайт: https://www.youtube.com
На канале собраны:
- Теория для подготовки к экзамену — более 43 видео
- Разбор всех типов заданий: тестов, второй части, сочинения, заданий с картами
- Лайфхаки по запоминанию самых сложных терминов
Как избежать типичных ошибок
В задании 24
Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».
Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании. В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике. Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».
Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.
Пример задания 24 из демоварианта 2019 года
В задании 25
При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий
Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою»
Примеры конкретных действий:
«И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;
«Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;
«Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;
«Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».
Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.
Фрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года
Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его. Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.
Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности
Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».
Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой. Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй». Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.
Как быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории
Получить глубокие знания по российской истории за короткий промежуток времени невозможно. К тому же в ЕГЭ помещены задания, которые требуют базовых знаний мировой истории. Из-за большого объёма заняться подготовкой к экзамену по истории следует заранее, с 10 класса. За 2 года можно углубленно проработать материал, который охватывает не только знание дат, событий и деятелей, но и умение работать с картами, анализировать исторические документы.
Если решили сдавать историю, лучше начать подготовку к ЕГЭ не менее, чем за год
За несколько месяцев
При подготовке к истории за несколько месяцев освоить глубоко весь исторический материал будет сложнее.
- Рекомендуется заниматься предметом каждый день. Не стоит в один день накинутся на историю, а затем на неделю забыть о ней.
- Занятия следует разбивать на несколько частей. В 1 части изучать теорию. Учебный материал не просто прочитывать, а составлять план или конспект на основании тех сведений, которые были почерпнуты из изучаемой темы. Сделать небольшой перерыв для лучшего усвоения материала. Затем во 2 части решать тесты по прочитанной теории, которых в интернете предлагается большое множество. Это поможет усвоить и закрепить тему.
- По проработанному материалу рекомендуется изучить все имеющиеся в учебниках карты, просмотреть иллюстрации и плакаты, относящиеся к рассматриваемому периоду.
- Отдыхая, не стоит расслабляться. Нужно с пользой проводить свободное время, просматривая документальные фильмы по исторической тематике.
При изучении тем следует выстраивать их в правильной хронологической последовательности, не вырывая отдельные куски материала. Тогда будут понятны причинно-следственные связи всех последующих событий.
За 1 месяц
Чем меньше времени останется до экзамена, тем меньше материала сможет усвоить экзаменуемый. За месяц можно только поверхностно изучить основные моменты истории. Углубленного знания предмета за такой короткий период получить невозможно.
В 25 задании предлагается обычно 3 варианта исторических периодов. Как показывает практика в них обязательно присутствует 20 век
Стоит больше уделить внимание изучению материалов по этому времени: характеристика исторических личностей, их реформы, события. На подробную проработку других периодов времени не хватит
Самостоятельно изучить и систематизировать весь исторический материал за месяц невозможно. Можно прибегнуть к услугам профессионалов. В ряде ВУЗов предлагается экспресс подготовка по ЕГЭ. Выбирать следует учебное заведение, в котором история является профильным предметом.
За 1–2 недели
Подготовиться за несколько недель до любого экзамена невозможно. За такой короткий срок можно только ещё раз пройтись по всему материалу, освежив его в памяти. Даже если ученик располагает уникальной памятью за неделю можно только зазубрить даты и имена основных персоналий. Но вряд ли останется время на изучение исторических документов, реформ, карт и иллюстраций, глубокой проработки какого-либо исторического периода для написания сочинения. Рассчитывать на высокий балл при таком подходе к предмету не стоит.
Алгоритм работы с ней следующий:
- Распечатать таблицу и разбить ее на части по три правителя в каждой из них. Каждый новый день тебе предстоит работать с одной из частей.
- Начни изучение таблицы утром следующего дня. Возьми 3 стикера и заполни их следующим образом (изображены передняя и задняя части стикера).
- После того, как три стикера будут заполнены — необходимо наполнить их содержанием. Для этого используй YouTube. Возьми одного из правителей (двигайся по таблице сверху вниз) и введи его имя в поисковую строку.
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения»
Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
ЗАДАЧА: ПРОЙТИ все темы курса истории
Привет. Теперь ты готов к началу подготовки. Тема этого этапа максимально сложная, непростая и продолжительная.
Я не буду ставить перед тобой конкретных сроков: лишь предложу несколько алгоритмов и вариантов подготовки к экзамену, каждый из которых действительно работает! ️ — — — —
Сложно, но выполнимо, если вы располагаете временем на подготовку. Его должно быть не меньше одного года, так что если ты сейчас в 10 классе и готов методом проб и ошибок докопаться до сути истории, потратив на это не один день, — этот метод для тебя.
Разбей историю на 30 разделов и начинай изучение курса с помощью профильного учебника, направленного на понимание сюжетов. Рекомендую тебе и своим ученикам — пособие Спицына, которое прикрепляю к этому посту. Проходи его шаг за шагом, пользуйся методом структуризации с помощью слепого конспекта и историко-культурного стандарта, чередуя его в работе с паттернами.
После изучения периода — закрепляй материал с помощью пособия Артасова, решения заданий открытого банка заданий ФИПИ и просмотра документальных фильмов. Тебе придется проделать большую работу, чтобы найти на просторах Сети действительно стоящие материалы, но поверь — оно того стоит.
Как только ты переступишь порог ХХ века, начинай практиковаться в решении общих тестов. Рекомендую пособие И.Артасова, главного составителя ЕГЭ. На этом этапе следует начинать работу с всеобщей историей и отечественной культурой. Постоянно проверяй свои знания, проводи их анализ и восполняй пробелы с помощью слепых конспектов.
Отличие этого способа от первого является лишь в том, что тебе не придется читать учебник. Обычный преподаватель в твоем городе, бесплатной онлайн-школе, проводящей вебинары, не будет за тебя структурировать информацию и подавать её так, чтобы она соответствовала формату ЕГЭ и не требовала заучивания. Тебе все равно придется тратить часы на это, чтобы добиться результата
︎ Поэтому если ты готов тратить деньги, чтобы не читать учебник, любая из массовых онлайн-школ или репетитор в твоем городе — это неплохой вариант для изучения материала и подготовки к экзамену.
Идеальный способ. Как человек, имеющий непосредственное отношение к разработке методик преподавания истории, скажу, что такой преподаватель поможет тебе вдвое сократить срок подготовки, причем скорректирует твою работу так, чтобы ты не допустил ни единой «стратегической ошибки».
Мои коллеги, которые во главу угла ставят упрощение преподавания материала, его интересность и нативное запоминание, выпускают стобалльников каждый год. Так в прошлом году я сам выпустил 15 стобалльников и могу говорить об этом с полной уверенностью.
Однако, как правило, это преподаватели университетов или лучших гимназий и лицеев, занятия с ними стоит дорого, а очередь на их уроки выстраивается на несколько лет вперед. Именно поэтому такие люди готовят к экзаменам:
С гарантией результата На собственных материалах и разработках Имеют сотни благодарных учеников Берутся за самые сложные случаи [смотри отзыв: https://vk.com/wall264552602_1410]
Хочешь присоединиться к моим занятиям? Не хочешь самостоятельно искать всю необходимую информацию для подготовки? Стремишься к нативному запоминанию?
— — — —
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ЗНАТЬ О ПОДГОТОВКЕ смотри здесь: ОТКРЫТЬ
Методы подготовки к ЕГЭ
Если готовиться к экзамену, как уже было сказано, лучше по логике КИМ, то методы подготовки определяются логикой предмета. Он стоит на трех китах — датах, персоналиях и терминах. Документы — это черепаха в основании китов. Установление их взаимосвязей и есть анализ событий и процессов.
Как изучить даты
В части заданий требуется указать точные даты, в других — только век или период либо просто расположить факты в хронологическом порядке. Поэтому запоминание дат рационально построить следующим образом: на основе кодификатора заполнять по мере повторения таблицу с графами «Век», «Дата», «Период», «Событие».
Полезно дублировать такие записи на ленте времени в пределах одного века.
Как запомнить термины
Уже понятно, почему рекомендуется начинать повторение с дат: параллельно запоминаются ключевые понятия. Для их закрепления удобно пользоваться стикерами. Не надо оклеивать все свободные поверхности в квартире — достаточно десяти штук: на одной стороне написать термин, на обороте — его толкование. Читать сколько угодно раз в день до безошибочного ответа, взамен выученного помещать новый.
Как выучить биографии исторических деятелей
Дотошное знание подробностей жизни, конечно, не требуется — только события, указанные в кодификаторе. Поэтому таблицу, упомянутую выше, после отработки дат желательно дополнить графой «Персоналии» и снова пройти по всем пунктам. Таким образом будет обеспечено двукратное повторение всего материала.
Компьютеру стоит предпочесть обычную тетрадь: запись вручную задействует механическую память, которая может выручить в стрессовых условиях экзамена.
Как повторять историю России XX века
На долю этого периода приходится половина самых трудных вопросов ЕГЭ. Особенно часто возникают проблемы с такими темами:
- гражданская война,
- перестройка и распад СССР,
- экономические реформы начала 90-х годов.
Повторять надо не просто последовательность событий, а одновременно с выяснением их причин и следствий. Подобный подход предупредит ошибки при выполнении 24 задания, где требуется аргументация в формате «факт плюс пояснение к нему».
Как работать с картами
Среди документов особая роль принадлежит картам
Важно уметь их читать, чтобы справиться с заданиями 13−16. Придется изучить атласы, начиная с 6 класса
На каждой карте надо создать своеобразные опорные точки, по которым на экзамене можно определить эпоху, установить событие и назвать его. Такими точками могут служить города, реки, горы и прочие географические объекты. Выявлять их нужно от крупных к мелким.
Попутно проводится закрепление чтения легенды: каждый условный знак имеет собственное значение, привязанное к виду деятельности: торговле, войне, колонизации и т. п.
Как знакомиться с памятниками культуры
Их знание предусмотрено заданиями 17, 18 и 19. В этом случае поможет специальная папка на рабочем столе, куда заносятся изображения самых известных произведений изобразительного искусства и архитектурных сооружений. Их краткие характеристики надо поместить отдельно, классифицируя по историческим периодам. Сначала открывается иллюстрация и вспоминается описание объекта, затем по описанию нужно определить объект. Аналогично строится работа с литературными произведениями.
Специфика атрибуции марок заключается в первичности графической информации. На ее основе восстанавливаются сведения о личности, изображенной на марке. Впрочем, при хорошей предварительной проработке таблицы персоналий ответить на предложенные вопросы будет несложно.
Главная проблема подготовки к ЕГЭ — нехватка времени. Но если вернуться к предложенным способам, то видно, что ежедневная работа по каждому пункту занимает несколько минут
Важно проводить ее в комплексе
Как готовиться к эссе
Ответ тривиальный: чтобы научиться излагать свое мнение на бумаге, нужно писать, и как можно больше. Поскольку сочинение пишется по любому из указанных периодов, будет рациональнее тщательно изучить какой-то один, опираясь на открытый банк заданий. Специалисты рекомендуют в этом плане историю XX века: так обеспечивается дополнительная подготовка к другим заданиям.
Следует помнить, что в характеристике роли исторического деятеля учитываются только конкретные действия — осмысленные, целенаправленные единичные поступки и решения. Например, даты жизни и фразы типа «Кутузов командовал русской армией» не имеют таких признаков и не зачтутся при проверке.
Советы для подготовки к ЕГЭ по истории
В центре внимания экзаменационного испытания – история России. Готовимся к ЕГЭ, уделяя ей больше внимания
Но важно помнить и про общемировые исторические события, так как по ним тоже будут вопросы. Необходимо выучить все даты в хронологическом порядке и понимать, какие события происходили в те дни или годы, какие личности принимали в них активное участие.
Традиционно около 70 % заданий посвящены событиям ХIХ и ХХ веков, поэтому распределяйте время в процессе подготовки таким образом, чтобы именно этому периоду уделить максимум внимания
Но и про более ранние периоды нельзя забывать, о них тоже следует знать всю основную информацию.
Не ограничивайте себя только печатными материалами с текстами, схемами, таблицами и так далее. Можно слушать аудиокниги, смотреть видеолекции или фильмы, чтобы обрабатывать информацию в разнообразных форматах.
Подготовка к экзамену по истории идет параллельно с учебой в школе и с подготовкой к ЕГЭ по другим предметам. Поэтому важно грамотно организовать свое время и выстроить график занятий, чтобы в голове не было каши и информация последовательно усваивалась небольшими порциями. Учить все одновременно невозможно.
Пишите сочинения по завершении изучения каждого из исторических блоков. А перейдя к изучению истории ХХ века, лучше писать сочинение хотя бы раз в неделю. Это помогает запомнить все самое важное и в то же время развивает ваше умение написания эссе.
За пару месяцев до сдачи экзамена начинайте решать как можно больше заданий в открытом банке заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ и на других специализированных ресурсах. Не стоит активно решать их до того момента, как вы ознакомитесь со всей теорией.
Сдать единый государственный экзамен по истории на высокий балл можно, только если ответственно подойти к обучению и подготовке. И сделать это не так сложно, ведь историческая наука очень интересна и легко воспринимается в процессе обучения.
С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ подготовку?
1. Открой демоверсию ЕГЭ по обществознанию и посмотри задания. Они разделены на две части — тестовую и с открытым ответом. Уровень сложности заданий является примерно одинаковым и проверяет разные умения и навыки, чаще всего которым не учит даже школьный учебник. Попробуй выполнить тест, вторую часть, оцени свои знания. Кстати, а ты знал, что твои ошибки в первой части возникают из-за мелочи и закономерности, которую не договаривают даже сами составители ЕГЭ?
2. Открой кодификатор, именно там ты и найдешь все модули и темы в них, которые нужно знать. Изучай материал последовательно, разберись с моделированием, объясняй каждый из элементов текста в учебнике реальным примером. Работай с аспектами, изучи методики по работе с терминами, но ни в коем случае не зубри их. Будет хуже.
3. Практикуйся. Отработай каждое задание и его вариации с профессиональным преподавателем, который поможет тебе разобраться в тонкостях модуля. Год усиленной подготовки и высокие баллы у тебя в кармане
—————————ТАКИМ ОБРАЗОМрецепт высоких баллов на экзамене заключается в соблюдении этих 10 пунктах
Выработанном умении видеть аспекты в заданиях первой части Отсутствии зацикленности на теоретической базе курса Постоянной практике и работе над ошибками, их анализе Умении формулировать свои мысли и выражать их письменно Знании критериальной базы ЕГЭ по обществознанию Умении моделировать ситуации, находить нестандартные решения Четком понимании терминов и понятий, а не их зазубривании Наличии интереса к каждому из изучаемых модулей Умении работать с материалами СМИ и приводить примеры из них на сухие теоретические понятия Наличии общего уровня эрудиции и умении думать логически
А вообще обществознание — это та дисциплина, которая всегда поможет тебе в любой правовой ситуации, связанной с любой из общественных подсистем. Понимание механизмов работы государственного аппарата, навык работы с правовыми документами, умение систематизировать информацию — этому учит обществознание. Предмет сложный, но жутко интересный.
А если и ты хочешь сделать его для себя не простым набором терминов и страшных слов, я жду тебя на своих уроках. Задать свои вопросы по изучению предмета вы можете мне в личные сообщения.
Желаю удачи в подготовке!
Материалы для подготовки
Часть источников уже названа выше — атласы и ОБЗ на сайте ФИПИ. Там же имеются видеоконсультации для выпускников
Не стоит обходить вниманием методические материалы для учителей: в них содержатся рекомендации по предупреждению распространенных ошибок и подробный покритериальный разбор заданий второй части экзаменационного теста
Большим подспорьем станет YouTube-канал Рособрнадзора и официальный портал «Российская электронная школа», где представлены систематизированные сведения по всем разделам программы.
Печатные пособия
Во-первых, это школьные учебники по истории России следующих авторов:
- Орлова А. С., Георгиева В. А., Георгиевой Н. Г.;
- Сахарова А.Н., Боханова А.Н.;
- Данилова А.А., Косулиной. Л.Г.
Во-вторых, справочники П.А. Баранова (в том числе в соавторстве с С.В.Шевченко) и Л.А.Кацвы.
Для тренировки желательно использовать сборники тестов и маркировкой «ФИПИ школе»: они составлены разработчиками КИМ.