Профориентация
Содержание:
- Трудности в выборе профессии
- Как и какую профессию выбрать по душе
- Смена профессии после 30 лет
- На рынке профессий
- Какую специальность выбрать парню
- Мы все врачи, а он нет, что делать?
- ШАГ 7. Облако данных
- Критерии выбора профессии
- Проблема выбора профессии
- Шаг второй. Трезво оцениваем свои возможности
- Письмо в Ferrari и астронавты НАСА
- Инструкция: как определиться с будущей профессией?
- Самые выбираемые профессии
- 7.Больше практики
- Факторы, мешающие выбору подходящей работы
- Плюсы раннего выбора профессии
- Что делать с облаком данных дальше?
- Посмотреть на игру с другой стороны
Трудности в выборе профессии
Некоторые люди испытывают трудности при выборе своего профессионального направления. Взрослые люди уже имеют некоторый опыт в той или иной сфере, поэтому им намного проще определиться с выбором. Основной группой риска становятся подростки. Даже в выпускном классе можно услышать фразу отчаяния: «Не могу выбрать профессию!» Иногда это звучит как крик о помощи, когда молодой человек оказывается беспомощным перед взрослой жизнью. Такое поведение свидетельствует о недостатке информации, которую не успел получить подросток. Будущий профессионал в стадии становления испытывает следующие трудности, которые приводят к препятствиям в выборе:
- социальная незрелость молодых людей;
- отсутствие знаний о факторах, влияющих на выбор профессии (состояние здоровья, специальные навыки);
- неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный);
- высокая эмоциональность подростка;
- недостаточное представление о специфике будущей профессии;
- низкая ориентация в сфере образования (не понимание разницы между высшими или средними специальными заведениями, сроком обучения, количеством экзаменов).
Как и какую профессию выбрать по душе
Выбор профессии — это не просто момент, вокруг которого много пафоса. Дело в том, что если даже найдете доходную специальность, но ту, что не приносит радости со временем столкнетесь с эмоциональным выгоранием и не сможете продуктивно работать. Готовы будете кардинально поменять опыт, поскольку ходить в офис или составлять отчеты по бухгалтерии больше не будет сил. Что для вас означает «профессия по душе»? — Для меня, это деятельность, приносящая стабильный доход, но при этом та, которая оставляет свободу и пространство.
У каждой профессии есть вторая, скрытая, мало приятная сторона. Для тех, кто изучает как стать блогером, стоит узнать, кто такие хейтеры, чтобы наперед предусмотреть возможные атаки с их стороны. Если хотите освоить инженерные направления, тогда стоит еще в школе детально «наседать» на математику и физику.
Смена профессии после 30 лет
Одно дело, когда сам ребенок и родители изучают возможности, как выбрать профессию для школьников в 9 классе и проходят тест, а совсем другая ситуация, что надо профессию менять и определяться с новой, когда тебе далеко не 17. Но возможно все поменять в своей жизни и обрести ту деятельность, приносящую доход, после 30 лет. Для этого нужно пройти такие этапы:
- Понять, чем именно не устраивает эта работа: направление, условия, размер гонорара.
- Вспомнить, как принималось решение о поступлении, не было ли давления со стороны.
- Пройти тесты и понять, какое занятие будет по душе.
- Определиться с тем, где получить новую специальность и как это можно совмещать с основной деятельностью.
- Направить все усилия на самообразование.
Много кто говорит о том, почему важно выбрать профессию по душе, но никто не говорит, как это сделать. По своему опыту, хочу сказать, что важно прислушаться к тому, что именно нравится, а не то, что только модно и хорошо оплачивается
И как говорится в стишке, который многие из нас помнят из детства, — «Все профессии важны, все профессии нужны».
На рынке профессий
О профориентации пишут в последнее время, пожалуй, не меньше, чем об охране природы (иногда даже кажется, что и возникли-то обе эти проблемы у нас на глазах). Пишут психологи и журналисты, врачи и педагоги, юристы и руководители предприятий. Казалось бы, профессии существуют тысячелетиями. Стало быть, и проблеме их выбора не многим меньше. Почему же только в прошлом XX веке проблема эта стала настолько острой? Как обстояло дело, скажем, двести—триста лет назад? Оказывается, довольно просто. Нельзя сказать, что это всегда был выбор без выбора, однако переход из одного сословия в другое был весьма затруднительным. Поэтому профессию нередко наследовали от родителей: сын крестьянина становился крестьянином, сын актера — актером.
А вот недавно при социологическом опросе из 289 учащихся общеобразовательных школ лишь 19 ответили «нет» на вопрос: «Уверены ли вы, что сможете получить любую специальность?» Возможность выбрать профессию независимо от социального положения — величайшее достижение. Но одновременно и тягчайшее бремя. Посудите сами, чем больше доступных профессий, чем больше информации о них, тем труднее выбрать из них одну-единственную. А тут еще рождаются новые науки, а новые науки — это, конечно же, новые производства, новые профессии. Есть страны, где чуть ли не половина населения занята в таких отраслях производства, каких вообще не существовало еще в начале прошлого века.
Идет, правда, и обратный процесс. Еще в начале тридцатых годов ХХ века профессия извозчика была довольно распространенной. Сейчас извозчика можно увидеть лишь на съемках фильма. Исчезли профессии водовозов, шорников…
Выходит, потребность общества в профессиях как бы задана: есть определенный объем производства, уровень технического вооружения, задачи, которые ставит общество перед экономикой. Вот почему не исключена такая ситуация: выбрал человек профессию, а потребности в этих специалистах нет или наоборот — есть потребность, нет желающих.
Примирить интересы личности с интересами общества — задача нелегкая. Если в древности требования в кадрах были относительно постоянны (профессии практически не менялись столетиями), то теперь рынок профессий чрезвычайно динамичен. Исчезла, например, профессия паровозного машиниста, появилась профессия программиста, сеошника, дизайнера (и чтобы освоить например новую профессию дизайнера есть отличные курсы по графическому дизайну). Очевидно, профориентация обязана действовать с опережением, исследуя тенденции развития промышленности, сельского хозяйства, науки, сферы обслуживания.
Впрочем, кто знал, что в середине XX века будет изобретен компьютер, и потребуются тысячи программистов? Как вообще предсказать судьбу профессии — рождение одних, вымирание других? Вот одна из проблем, к которой пока неизвестно как подступиться.
Какую специальность выбрать парню
Если девушка и может найти свое призвание в семье, а не в работе, то для молодого человека, чаще всего, профессиональная деятельность – основной способ реализации. Юноша может выбирать из всего спектра профессий, самых разных профилей: информационно-технологического (, , , ) инженерно-технического (, физик-ядерщик, , ) финансово-экономического (финансовый консультант, , ) естественно-научного (, , , ) производственно-технологического (технолог производства, сварщик, ) социально-гуманитарного (, , , ) творческого (, художник, критик, ) военно-спортивного (, , военный летчик, инструктор по фитнесу)Вячеслав Высоцкий: Я, конечно, против гендерного разделения специальностей. Но рекомендую молодому человеку выбирать «карьерную» специальность, то есть ту, в которой нет предела развитию и карьерному росту. С мужчины общество спрашивает как с деятеля и работника. Кирилл Кузнецов: Мужскими считают инженерные, IT, военные специальности. Обычно молодой человек присматривается, какую техническую или нефтяную специальность выбрать. Но интересно, что в направлениях, где традиционно больше женщин, – педагогика, психология, филология – мужчины добиваются значительных карьерных высот.
Мы все врачи, а он нет, что делать?
— А почему вы родителя и ребенка сначала спрашиваете про профессиональные династии в семье?
— Потому что важно, из какой ребенок среды. Мне становится понятно, что он видел, какие у него есть примеры и ориентиры
Довольно часто дети идут вслед за своими родителями, и это очень круто.
Родители иногда опасаются этого: «Нам кажется, что он хочет быть математиком, потому что у нас все математики, и он больше ничего не знает». Они думают, что своей средой его ограничивают. Будто где-то там есть еще голубой океан химиков и биологов, а он их не увидел, и поэтому он хочет быть математиком. И наоборот бывает, когда у ребенка острое сопротивление. С пеленок подразумевается, что он будет математиком, а он — раз, и художник.
Родители, с которыми я работаю, хотят поддержать ребенка, помочь ему сделать свой выбор, идти вместе с ним. И родителям нужна помощь, чтобы они помогли ребенку. Когда я вижу, какая передо мной семья, какие династии, кем стали старшие дети, какой путь родители уже прошли, я понимаю, что им нужно для того, чтобы ребенка поддерживать
И что с ребенком происходит, тоже становится понятно: он сопротивляется, защищается или, наоборот, сам сомневается и ищет поддержки — это тоже важно для консультации.
— Приходят ли к вам родители, которые любят свою работу, но детям бы ее не посоветовали?
— Да, довольно часто, когда родители, например, педагоги. Или была у меня мама — очень хороший психолог, но не хочет, чтобы дочка шла ее дорогой. А дочке интересно, ей нравится, она такая помогающая, внимательная. Мама транслирует: «нет, ни за что, никогда, это так тяжело, тебе не надо». И девочка в этом конфликте: мне нельзя быть психологом.
Я видела очень много ситуаций, когда ребенок не наследует, и когда наследует с удовольствием, и когда он «ничего не хочет» и складывается само собой, что он идет за родителями в математики. Им кажется, что они ограничивают его своей средой, но на самом деле — нет.
Если ребенок начинает не с нуля, а с определенного фундамента, это очень круто, это дает ему преимущества и больше шансов на успех в знакомой среде.
Это здорово, и ничего здесь нет плохого.
— А чем история с психологом кончилась?
— Нет, не пошла она в психологию, потому что там были еще дополнительные обстоятельства. У ребенка были амбиции, хотелось делать карьеру в международной компании, использовать языки, быть частью команды. В итоги пошли в НR.
— А врачи против, чтобы дети шли по их стопам? Я знаю нескольких, которые с ужасом говорят: «Ой нет, только не врач!»
— Ко мне редко приходят родители-врачи. Видимо, эта профессия пользуется в семье поддержкой. Если ребенок продолжает династию, это не вызывает особенных сомнений. У некоторых профессий есть такая профессиональная гордость: передавать знамя. Врачи приходят только в ситуации: «Вот мы все врачи, а он — нет, что нам делать?»
ШАГ 7. Облако данных
Сейчас вам предстоит творческая задача: соединить ШАГИ: МЕСТО + ОБЪЕКТ (МАТЕРИАЛ) + ДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТОМ + ПОДХОД (продуктивный или репродуктивный). Назовем это «облако данных».
Например, получилось так: Место: в офисе, магазине, банке, киностудии, море. Объекты: тексты и картинки, люди. Действия с объектами: исследование, помощь, просвещение, фотографирование, организация. Подход творческий. Что можно сказать про такое облако:
Можно предположить профессии: маркетолог-исследователь, маркетолог, продвигающий продукт, журналист (ТВ, фото, журнальный), баер, социолог, кинорежиссер, кинооператор. Каждый из них — с оговорками.
Итак, уверена, вы поняли, что выбрать профессию самостоятельно — нелегкий труд. Кроме того, отсутствие знания профессий и рынка труда будет для вас серьезной преградой. Тем не менее, вы смогли сформировать облако данных, пройдя все семь шагов. Вы смогли отвергнуть неподходящее. Далее, при выборе профессии, вы можете опираться на полученные данные. Но не стоит забывать, что это облако данных — ваш субъективный взгляд на самого себя
А ведь довольно важно знать про себя объективные вещи: учитывать ваш интеллект, энергетику и другие физические данные, ценности, интересы
Критерии выбора профессии
Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.
Как выбирать профессию не стоит?
- По удобству расположения учебного заведения.
- Вместе с друзьями или любимым человеком.
- По престижу.
- По настоянию родителей.
- По детским необдуманным мечтам.
Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.
На что стоит смотреть, при выборе профессии.
- На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
- На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
- Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?
Вот три кита, на которых держится выбор профессии:
- врожденные способности;
- пристрастия;
- перспектива.
Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.
- Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
- Люди не всегда работают по специальности.
- Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
- Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
- То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
- Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.
Проблема выбора профессии
Основа, позволяющая выявить интересы к определенным занятиям, обычно выявляется в школьные годы. Это проявляется в способностях к каким-нибудь предметам. Играет свою роль и общение со сверстниками, с учителями, с родителями. Это значит, что в школьные годы можно приблизительно определить сферы деятельности, в которых и нужно будет определиться с окончательным выбором. Как определиться с выбором профессии подростку?
К примеру, неплохие способности в математике в 9-11 классе предполагают выбор профессии связанной и с финансово-экономической сферой, и с фундаментальными исследованиями, и с работой инженером. В случае, когда у молодого человека хорошие способности и тяга к музыке, он может не только в будущем выходить на сцену, но и проявить себя в музыкальном бизнесе или в педагогике.
Интересно: Самые высокооплачиваемые профессии в мире
Выбор профессии для школьников иногда заключается в продолжении семейного ремесла. Возможен и вариант, когда молодой человек продолжает дело своих родителей. К примеру, если мама или папа старшеклассника – учитель, то он, уже имея представление о такой работе, может поступать в педагогический университет. Обычно в таких случаях, продолжая дело родителей, человек добивается высоких результатов.
Дистанционное обучение
В настоящее время существует вариант дистанционного обучения. Но чаще всего молодые люди предпочитают очную форму. Однако она предполагает порой большие финансовые затраты.
Как определиться с выбором профессии? Существуют специальности, получить которые можно, лишь переехав на обучение в другой город. Вся семья в таких случаях обычно не может совершить переезд. Учиться отправляется только молодой человек.
Ошибки выбора профессии
Случается, что получивший диплом молодой специалист не удовлетворен своей работой. Он только сейчас понимает, что выбор был неверным. В таком случае речь идет о необходимости получения дополнительного образования. Именно в таком случае большую роль играет дистанционное обучение.
Шаг второй. Трезво оцениваем свои возможности
К сожалению, случается и так, что по каким-либо причинам, получить желаемую специальность не представляется возможным. Чаще всего это проблема особенностей организма. К примеру, вы всю жизнь мечтали стать летчиком. Но при поступлении оказалось, что ваш рост на 15 сантиметров превышает норму. И ничего с этим не поделаешь – ведь ниже уже не станешь. Горько, конечно, но это не повод отчаиваться. В авиации есть еще множество специальностей, в которых ваши знания, желания и упорство принесут свои плоды.
Поэтому трезво взгляните на себя со стороны и проанализируйте свои возможности. Мало «хотеть», нужно еще и «мочь».
Письмо в Ferrari и астронавты НАСА
— — Хочу вам историю рассказать про родительскую поддержку. Жил-был в Москве мальчик Саша Селиванов, учился в математической школе и любил автомобили. И его мама написала письмо в Ferrari, что сын постоянно рисует их машины и спросила, где ему учиться, чтобы там работать. Из Ferrari пришел список вузов. Селиванов поступил в один из них и стал автомобильным дизайнером, работал над Bugatti, Lamborghini, сейчас вот в Genesis. С одной стороны, фантастика, с другой — написать письмо ведь каждый родитель сможет? Именно так надо поддерживать? Хотя лично я, прочитав об этом, почувствовала себя плохой матерью, я б так не смогла.
— Я тоже сейчас почувствовала себя плохой матерью.
Читаю много исследований на тему того, как вообще люди выбирают профессию, как они делают карьеру, выбирают образование. И все в итоге упирается в семью и ближайшее окружение! Любое исследование, которое я открываю, про то, что семья формирует установку на успех и задает ограничения. Даже просто разговоры дома про работу, про профессии, про выбор пути уже заставляют ребенка об этом думать, и будущая профессия становится частью его повседневности, она оказывается в его мыслях, он на нее начинает ориентироваться, в итоге она материализуется.
Тот факт, что мы вообще разговариваем со своим ребенком о том, что он может быть дизайнером Ferrari, уже делает для него это возможным.
Необязательно писать письма даже. Даже если вам кажется, что это невозможно, вы должны затолкать подальше сомнения и артикулировать, что он может быть астронавтом НАСА, дизайнером Ferrari, топ-менеджером Гугла, все что угодно он может.
Как только мы начинаем это говорить, настойчиво рассказывать, он нам сначала отвечает: да что ты придумываешь, это невозможно. А потом через десять раз, он допустит такую вероятность, а потом мы с ним пойдем в Линкедин и посмотрим, кто работает в Гугле, и как эти люди там оказались, с чего начинали, и выясним, что это обычные живые люди и среди них много русских ребят, которые где-то учились, что-то заканчивали. И тут он начинает допускать, что и для него такой путь возможен.
И ребенок в итоге у нас растет с этим знанием, оно становится частью его реальности. И потом он сам письмо в Ferrari напишет или откликнется на вакансию в Гугле. Пример про эту маму очень классный, самое главное, что она сделала — превратила мечту в цель и показала сыну, что ее реально достичь. Мы тоже так можем.
— А вот другая ситуация. Допустим, родители насоздавали среду, на всех балетах побывали, на всех курсах программирования тоже и так далее. И вот к десятому классу они хотят, чтобы человек уже сам открыл интернет, нашел себе вуз и пришел к папе и маме: вот, выбрал, помогите дальше. Но так редко происходит. Почему? Тяжело что-то выудить из этого пространства? Или ребенок привык, что его везде таскают и не хочет сам?
— Нет здесь однозначного ответа, все это всегда очень индивидуально. Нам предстоит пройти по краю. С одной стороны, создавая среду, общение, мотивируя, заряжая, таская, а, с другой стороны, постепенно передавая решения. Это искусство родительское, нас этому не учат, мы сами, кто во что горазд. Это действительно сложно.
Семья — большая помощь, поддержка и окно в мир, старт очень хороший. Мы его довезли, выпустили на этой остановке, и дальше он должен сам, но ему потребуется время, помощь, и бывает, что он к 11 классу еще не готов определиться. Может, это мы не доработали с передачей ответственности, а может, он не дозрел еще и не готов. Ну и что нам теперь сказать? А, вот, не можешь выбрать, тогда мы тебе больше не помогаем? Нет, конечно. Выбор профессии — это процесс, на него нужно время, всем разное, поэтому начинать стоит хотя бы за пару лет до выпускного.
Надо постепенно переставать за него хотеть и переключаться в режим: давай, ты решай сам, а я тебе подскажу. Чего ты сам хочешь? Не можешь решить, давай, помогу, дам инструкции, инструменты, консультанта, курсы, тесты, книжки. Мы его сопровождаем, не бросаем на этом пути, не решаем за него, но он тем не менее знает, чего мы от него ждем.
Инструкция: как определиться с будущей профессией?
1. Начните с простого.
Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линей на две части. Справа выпишите все то, что бы вы хотели делать на будущей работе мечты. Слева — то, что вас не устраивает ни в каком виде.
Окиньте список свежим взглядом на следующий день и подумайте, какие профессии могут вам подойти, исходя из ваших критериев. Выпишите их внизу — постарайтесь уложиться в список до 10 пунктов — и начинайте поиск.
2. Пообщайтесь со своим любимым школьным учителем.
В идеале, если это — ваш классный руководитель. Часто бывает так, что преподаватель видит в своем ученике скрытый потенциал, который можно и нужно развивать, а сам школьник об этом даже не догадывается.
3. Пройдите профориентационные тесты.
Если определиться с будущей профессией вам еще сложно, на помощь могут прийти многочисленные профориентационные тесты — в интернете их огромное количество.
Ответив на простые вопросы, результат подскажет вам, в каком направлении искать профессию мечты.
4. Посещайте мастер-классы, мастерские и дни открытых дверей.
Никогда не знаешь, что вас захватит прямо в процессе. Вдруг вы отправитесь на занятие по анимации и неожиданно поймете, что профессия художника-аниматора, создающего шедевральные мультфильмы, — это и есть дело всей вашей жизни?
Как говорится, аппетит приходит во время еды.
5. Формируйте собственное мнение.
Как часто мы слышим от уже состоявшихся людей печальную фразу, обычно произносимую на выдохе и с интонацией безысходности: «Мои родители были стоматологами, поэтому я тоже стал стоматологом». Или другая ситуация с аналогичным финалом — мама или папа пытаются «отыграться» и реализовать свои несбывшиеся амбиции в детях.
Конечно, мнение родителей учитывать стоит, но ваша жизнь — только ваша. И более того, она одна. Выбирайте профессию тщательно и по сердцу.
Самые выбираемые профессии
При ответе на вопрос, как выбрать будущую профессию подростку, многие учителя перечисляют часто выбираемые профессии. Делать этого нельзя. Дети подсознательно воспринимают специальности как самые простые и идут наперекор своим интересам.
Многие дети размышляют о том, какую профессию выбрать, чтобы хорошо зарабатывать. Это понятно, т. к. деньги дают массу возможностей и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы выбрать востребованную профессию с учетом своих интересов, ознакомьтесь с вариантами, перечисленными ниже.
IT-специалист
Если вы интересуетесь информационными технологиями, вы не должны задаваться вопросом, как выбрать профессию. IT-специалисты пользуются спросом на рынке труда. Проще всего найти работу программистам, веб-дизайнерам, системным администраторам. Многие из этих специалистов работают удаленно.
Инженер-проектировщик
Представители профессии занимаются разработкой точных планов, схем конструкций. Существуют разные направления специальности. Инженер-проектировщик может работать в сфере строительства, электроснабжения, инженерных коммуникаций. Учеба в техническом ВУЗе понравится выпускникам, которые интересуются математикой, физикой, черчением.
Юрист
Данная профессия является одной из самых распространенных, но учиться на юриста сложно. Необходимо быть коммуникабельным, уверенным, уметь запоминать колоссальные объемы информации. Если вы обладаете всем перечисленным и испытываете тягу к общественным наукам, считайте, что уже ответили на вопрос, как выбрать специальность.
Педагог
Профессия учителя была востребована всегда. За последние несколько лет в сфере образования произошли серьезные изменения. Они коснулись школьных программ, профессионального образования, зарплат. Если не знаешь чего хочешь, идти в педагоги не стоит. Образовательная деятельность подойдет тем, кто любит детей и хочет делиться знаниями.
Врач
Врачи могут работать в частных медицинских центрах, государственных поликлиниках, больницах. Некоторые специалисты настолько востребованы, что их зарплата в несколько раз превышает зарплату терапевтов и педиатров. Больше всего получают стоматологи, работающие в частных клиниках.
Маркетолог
Без специалистов этой профессии эффективное продвижение товаров/услуг стало бы невозможным. Маркетолог анализирует рынок, прогнозирует уровень спроса, помогает выйти на желаемый уровень прибыли. Чем лучше специалист, тем больше он зарабатывает и тем более высоко ценится.
Менеджер по персоналу
Если не знаете, как выбрать профессию, обратите внимание на этот вариант. Он придется по вкусу тем, кто предпочитает офисную работу, имеет задатки лидера, любит общаться с людьми
Профессия является достаточно востребованной. Вакансии специалиста по кадрам предлагают большинство крупных и средних организаций.
Работник индустрии красоты
Ежемесячно женщины вкладывают в уход за внешностью несколько тысяч рублей. Деньги идут на маникюр, педикюр, стрижки, окрашивание волос, депиляцию, оформление ресниц и бровей. Неудивительно, что работники индустрии красоты пользуются спросом. Не знаете, как выбрать профессию девочке после 9 класса? Предложите ей попробовать себя в этой сфере.
Производственный рабочий
Не знаете, как выбрать профессию после школы? Обратите внимание на этот вариант. Современный рынок испытывает недостаток в высококвалифицированных рабочих, поэтому производственные специалисты (электрики, сварщики, машинисты и т
д.) пользуются спросом и хорошо зарабатывают.
Эколог
С каждым годом проблема перенаселения и загрязненности планеты встает все более остро. Если вы мыслите нестандартно и думаете, кем стать после школы, рассмотрите профессию эколога. Грамотные специалисты востребованы во всем мире, поэтому проблем с поиском работы не будет.
Надеемся, мы ответили на вопрос, как понять какую профессию выбрать. Все способы и рекомендации, перечисленные в этой статье можно свести к одной мысли. Выбирать нужно специальность, к которой лежит душа. Только так можно стать профессионалом в выбранной сфере и выйти на желаемый уровень заработка.
7.Больше практики
Что же делать, если человеку нравится не одна сфера деятельности, а несколько. Нужно поработать с каждой из них.
Скажем, девушка – выпускница школы, умеет хорошо петь, занимается вокалом. Способна получить профессию в этой области. Но одновременно она увлекается рисованием. Посещает художественную школу. Ее работы занимают призовые места на выставках.
Случай сложный, но выход есть всегда. Следует все-таки «положить на чаши весов» эти два рода деятельности. Отметить для себя все их минусы и плюсы.
Обязательно какая-то чаша перевесит в большую сторону. И тогда уже следует действовать. Допустим, перевесило рисование.
Нужно поступать в художественный ВУЗ. Получить профессию художника.
К сожалению, иногда случается, что после окончания института, человек разочаровывается в полученной профессии. Она перестает ему нравиться. Может быть, спустя пять лет обучения, она уже не на столько востребована.
Не стоит огорчаться! Всегда можно переучиться, освоить другую профессию.
Главное – не бояться, а брать и делать шаги в этом направлении.
Факторы, мешающие выбору подходящей работы
Чтобы не совершить ошибку при выборе работы, надо сделать следующее:
- Забыть про престижность или «денежность» профессии. Многие думают только о деньгах и возможности хвастаться перед другими своей работой. Это коварная ошибка, которая в итоге способствует проблемам в жизни. Допустим, человек устроился на работу, в которой видел только способ зарабатывания больших денег. Первые несколько месяцев или даже лет он действительно бывает счастлив. Он приобретает хорошую машину, современную бытовую технику и т.д. Но спустя какое-то время у такого человека наступает «перелом». Он осознает, что фактически тратит время на то, что ему не нравится. Работа превращается в пытку, появляется раздражительность, могут даже обостриться хронические недуги. Причина многих психологических проблем и семейных ссор как раз и кроется в том, что человек «не на своем месте»;
- Лучше не слушать наставления родных. Как только юный гражданин оканчивает школу, на него со всех сторон начинают «давить» близкие и наперебой давать советы о том, какая профессия лучше. Молодому человеку не следует ориентироваться только на то, что ему говорят. Разумеется, советы можно взять на заметку, но приоритет следует отдавать велению своей души;
- Не бояться высокой ответственности. Некоторые вроде бы определились с желаемой профессией. Она подходит по характеру, интересам и есть все шансы освоить определенную деятельность. Но человека останавливает страх, что работа окажется сложной или ответственной. Это характерно для профессии пилота, хирурга и т. д. Действительно, надо осознавать, что от такого специалиста зависят жизни других. Но если гражданин имеет крепкие нервы и чувствует в себе потенциал, то не стоит только из-за этого отказываться идти в летную школу или медицинский ВУЗ. С практикой и получением новых умений постепенно будет приходить уверенность.
Плюсы раннего выбора профессии
-
Осознав, чему хочет посвятить себя в будущем, подросток потеряет гораздо меньше времени и сможет приступить к углубленному изучению предметов, которые пригодятся ему для поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение.
-
Школьник, настроенный на достижение конкретного результата (поступление на желаемую специальность), будет с энтузиазмом готовиться к экзаменам – и у него, вероятно, все получится. А ученик, у которого нет мотивации, будет лениться и выполнять задания спустя рукава.
-
В юности жизнь дарит больше возможностей для обстоятельного выбора будущей профессии. Разнообразие уроков позволяет подростку осознать, к чему он склоняется больше (во взрослой жизни каждый день пробовать себя в пяти-шести разных делах, скорее всего, уже не получится). Во многих школах формируют профильные классы – таким образом, дети уже в 11-12 лет делают первый шаг к самоопределению.
Старшеклассников регулярно приглашают на образовательные выставки, где знакомят с предложениями различных учебных заведений города и предлагают пройти бесплатные тесты на профориентацию.
Что делать с облаком данных дальше?
Есть три варианта:
1. Вы самостоятельно выбираете себе профессию, о которой так или иначе слышали или видели. Либо профессию, на которой настаивают родители или предлагают друзья. Вы обращаетесь к вашему облаку данных и примеряете на себя профессию, исходя из него. Такой способ вполне реален, но не исключает ошибок.
2. Вы можете, пройдя 7 шагов, отправить ваши ответы (облако данных) к нам в бесплатную консультацию сюда. Опытный профориентолог изучит его и постарается дать вам список максимально подходящих профессий. Этот способ более реальный. Но не стоит забывать, что он (профориентолог) вас не видит лично, и некоторые профессии могут вам абсолютно не подойти. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы и возможности, изучая полученный список профессий.
3. Вы можете обратиться к нам в платную консультацию по профориентации взрослых или школьников. Чем поможет это облако данных в платной консультации? Оно может сократить время консультации. Но специалист, конечно, видя вас, делает ревизию и коррекцию данных, которые вы принесли. В завершение вы будете иметь ввиду не список профессий, а лишь одну, ту самую, которая будет вам по душе и по силам. И в ходе консультации, вы сами к этому придете. Вместе в консультантом вы производите селекцию из тех профессий, которые вам объективно подходят. Наконец, бесплатно мы подберем вам подходящее учебное заведение и, если это потребуется, поможем составить грамотное резюме (тоже бесплатно). Последнее выходит за временные рамки оплачиваемой консультации. Это бонус.
Какой бы вы способ ни выбрали, я желаю вам успехов в этом нелегком, но крайне важном деле. Работать приходится всю жизнь, так давайте же делать это с удовольствием!
Посмотреть на игру с другой стороны
— Ну, мы сейчас говорим про то, где есть какой-то конструктив. Но судя по постам родителей в соцсетях, многие дети играют просто, чтобы заполнить пустоту, непонятно с какой целью. И все это больше похоже на зависимость. Вот такие приходят дети?
— Такие тоже приходят. Его увлечение — это для нас повод начать обсуждение на интересную ему тему, от чего-то оттолкнуться, разговорить. Может быть, родители правы, и у него игра — это не осмысленная деятельность
Но, когда ты с ним начинаешь говорить о том, что ему важно, это подталкивает его размышлять. Что ему в игре нравится: язык программирования, платформа, как выглядит персонаж, скорость, команда или сам сюжет?
Нам все равно, чем он увлечен: игрой, футболом или киношками. На его интересе нам проще начать разговор и вместе определить и зафиксировать какие-то элементы его интереса, деятельности, склонностей, которые помогут дальше в выборе. Он сам-то не знает, что там искать, поэтому я помогаю на понятном ему материале.
И родителям показываю, как можно из обсуждения «бесполезного» увлечения выкружить пользу для дела. Они же дошли до меня вместе, то есть уже начали обсуждение и смогут после меня его конструктивно продолжать.
— Это если оба дошли. А дошел один, родитель, а другого человека он на веревочке притащил.
— У меня не бывает, что «вот я тут буду как партизан сидеть, а вы там чего-нибудь спрашивайте меня». Чаще всего ребенок готов и сам хочет поговорить о будущем, либо он, может, и не очень хочет, но понимает, что надо. И тогда любой его опыт или увлечение — отправная точка разговора. Я не говорю: «Что ты все время играешь, давай тебя вылечим сейчас, и ты перестанешь».
«Главное, чтоб у него не было свободного времени!» А перегруженный ребенок не знает, чего хочет
Он будет и дальше играть, но уже как-то по-другому на это смотреть. В следующий раз откроет игру и вспомнит, что мы обсуждали, подумает: «Хм, какой сюжет, наверное, я мог бы что-то придумать подобное». У меня было несколько ребят, которые рассказывали, как пишут разработчикам отзывы и рекомендации по играм, делились идеями. Разработчики счастливы, когда им обратную связь дают, они даже это внедряют иногда. И игроку это приятно, он уже немножечко соавтор.
Тоже самое и родитель может сделать, поговорить про игру с ребенком вот так: а что там происходит, что тебе нравится, какие у тебя там цели, а какая платформа и языки, чем эта игра лучше других и так далее ? Помочь ребенку посмотреть на игру с другой стороны, включить анализ.
— С какого возраста ребенок уже способен осознанно выбирать профессию?
— Я приглашаю с 12-ти — бывают такие дети, которым уже в этом возрасте хочется говорить об этом. Но это исключение, в двенадцать обычно ребенку можно только общие истории рассказать про мир профессий. В этом возрасте они еще немного «стесняшки» и не очень любят про себя говорить.
А вот после 14-ти им становится интересно, в 15–16 — уже вообще отлично, они как раз любят изучать себя, примерять к себе варианты. В этот период они ищут свое место, им нужно отстроится, выделиться из сообщества на основе своих особенностей, какую-то позицию определить. Это отличный период для разговора о склонностях и силах
Им как раз становится важно понять: а чем я отличаюсь, в чем я хорош, какой я.