Методика глена домана: развивающие карточки для детей

Содержание:

Популярные книги автора

Глен Доман — автор нескольких бестселлеров для взрослых членов семьи, педагогов школ и детских садов. В каждой книге утверждается, что все дети рождаются гениями, а рычаг для открытия способностей маленького вундеркинда в руках у родителей. В своих трудах известный американский нейрофизиолог Глен Доман дает простые и действенные советы по раннему развитию малышей в условиях образовательных центров, дома

Советуем обратить внимание на следующие издания

Гармоничное развитие ребенка

Глен Доман поставил перед собой цель: показать родителям, что их дети способны на большее

В играх с новорожденными, по мнению известного новатора, особое внимание стоит уделять физическому развитию. Запрет на двигательные эксперименты приводит к задержкам в интеллектуальной сфере

В книге масса полезной информации о том, как без угрозы для здоровья малыша и нервной системы мамы помочь новорожденному развиваться гармонично, опережая физически и интеллектуально сверстников. С помощью говорилок можно положительно влиять на развитие речи.

Как научить вашего ребенка читать, или Тихая нежная революция

Эта книга Домана была выпущена на родине автора в 1964 году. На русском языке ее впервые издали в 2004-м. В качестве предисловия автор написал небольшую лекцию для родителей о повреждениях детского мозга различной этиологии. Описал, как чувствует себя ребенок, какие средства должны выбрать родители для оказания помощи новорожденному.

Далее Доман подробно рассказывает о своем методе обучения чтению грудничков. Книга будет полезна всем родителям, даже если вы не собираетесь заниматься по авторской методике со своим малышом с пеленок.

Насколько умен ваш малыш (или Ваш ребёнок — гений)

«Первые несколько лет жизни — критичное время для приобретения важных навыков для выживания. Если упустить его, ваш ребенок не подготовится к сложностям, перипетиям взрослого периода». Так считает Глен Доман и соавторы его книги «Насколько умен ваш малыш?». Этот публицистический труд предназначен для любопытных, неравнодушных и активных родителей, старающихся разобраться, все ли хорошо с их малышом, правильно ли он развивается. Используя карточки-бормоталки, можно более успешно развивать речь. Они способствуют правильному произношению звуков и позволяют быстрее научиться говорить.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

Эта брошюра предназначена абсолютно для всех семей с детьми

Неважно, здоров ваш малыш или нет, ее нужно прочитать всем родителям. Глен Доман просто, доступно объясняет, что такое повреждения мозга, как их избежать и исправить

Никакой медицинской терминологии, сложных опытов, результатов экспертиз. После прочтения книги американского нейрофизиолога Глена Домана Вы сможете посмотреть на своего малыша другими глазами, эффективно и системно работать над устранением даже самых сложных дефектов развития у ребенка.

Карточки Домана для обучения чтению

Некоторые считают, что Доман советовал обучать детей чтению с рождения, хотя на самом деле в его работах содержатся рекомендации по обучению чтению с одного года. Однако многие родители начинают показывать карточки малышам с ранних лет, и ничего вредного в этом нет.

Правила работы с карточками для обучения чтению:

  1. В первый день ребенку проводят 4 показа по 5 существительных. Между занятиями выдерживают получасовой интервал.
  2. На следующий день показывают 5 вчерашних карточек (3 раза) и 5 новых карточек (3 раза). Общее количество слов – 10.
  3. На третий день показывают ранее изученные карточки (6 раз) и 3 раза – новые. Итог – 15 слов.

Со временем количество показов увеличивается. Одно занятие предполагает 5 карточек, а в день можно провести 15 занятий.

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

Таким образом, применять ли методику Домана или брать из неё только определённые части – решать только родителям

Важно лишь учитывать особенности ребёнка и его желание работать с карточками

В помощь родителям: как правильно заниматься по карточкам Домана с детьми разного возраста

С детьми до года можно и даже нужно заниматься по методу Домана. Родителям рекомендуется подобрать такое время, когда малыш не голоден, не хочет спать и чувствует себя здоровым

Только в этом случае он сможет сфокусировать внимание на картинках и подсознательно будет запоминать новую информацию. Если мама и папа видят, что кроха отвлекается, начинает плакать или капризничать, показывать карточки нельзя

Методика раннего развития Глена Домана предусматривает правила, по которым проходят занятия.

  1. Ребёнка нужно посадить, если он уже уверенно сидит, или положить на поверхность, где его ничто не будет отвлекать.
  2. Родители за одно занятие показывают не более пяти карточек. По мере взросления крохи это количество увеличивается до десяти.
  3. Давать карточки в руки карапузу категорически запрещается: малыш не рассматривает и не изучает их сам, он просто зрительно воспринимает информацию, слушая произносимые взрослыми слова.
  4. Каждая карточка показывается ребёнку одну-две секунды, затем берётся новая. Одно занятие занимает 7–10 секунд.
  5. Ежедневно нужно проводить занятия по пяти таким наборам. Каждый набор состоит из пяти карточек, поэтому в день кроха запоминает двадцать пять новых слов.
  6. С каждым набором в день проводится три занятия. В общей сложности с малышом занимаются по пятнадцать раз ежедневно.
  7. Занятия с одним набором карточек проходят на протяжении пяти дней подряд. Потом одна карточка из набора убирается, а на её место подбирается другая.
  8. Во время занятий карточки нужно показывать ребёнку в разном порядке.

Обучение чтению

Обучение чтению по методике Глена Домана проходит в несколько этапов.

  1. До полутора лет ребёнку показывают только отдельные слова, которые он запоминает и учится находить среди предложенных карточек. При этом они должны быть написаны крупными заглавными буквами, чтобы кроха не отвлекался на их размер.
  2. Когда ребёнок уже знаком со многими словами, из них можно складывать словосочетания. Например, малыш знает цвета и названия фруктов. Родители могут предложить ему две карточки вместе — оранжевый апельсин, жёлтый банан, красное яблоко. Дети быстро запоминают такие пары.
  3. Следующим этапом после запоминания минимум 75–85 слов идёт изучение простых предложений. Родителям рекомендуется составлять их с действиями самого малыша. Например: Диана играет, Саша спит, Денис рисует. Ребёнку интересно все, что связано с его именем. Немного позже задачу можно усложнить: Диана играет в мяч, Саша спит в кроватке, Денис рисует корабль. Таким способом постепенно кроха научится читать не только отдельные слова, но и целые предложения.

Счёт

Для обучения ребёнка счёту, родителям нужно приготовить 100 карточек, на которых в произвольном порядке будут изображены точки красного цвета от одного до ста. Занятия проводятся в несколько этапов (так же, как при обучении чтению). В самом начале с крохой изучают цифры от нуля до пяти, и от шести до десяти. Когда малыш запомнит их (в среднем через пять дней), можно добавлять новые.

Счёт от 1 до 30 + чтение — видео

Программа знаний новая жизнь старых карточек

При постоянном использовании данной методики, очень быстро собирается огромное количество уже изученных карточек для развития. Если их немного доработать и добавить описание, то можно получить материалы для так называемой «программы знаний».

Программа знаний – одна из частей методики Домана. Она заключается в том, что вы не только показываете ребенку карточку, на которой изображен тот или иной фрукт или овощ, но рассказываете о различных фактах, связанных с изображенными на них деревьями, предметами личной гигиены, продуктами питания и т.д.

Делать это можно 3 способами:

  • Просто озвучивать;
  • Зачитывать их, показывая карточку, на которой они напечатаны крупными буквами;
  • Рассказывать о них, показывая изображение того, к чему они относятся.

Факты для карточек программы знаний

Какой именно факт указать по карточке, на которой изображено что-либо из категории «транспорт» или же «мебель», решать только вам. Главное чтобы они были расположены в порядке от самого простого до самого сложного. Например, для  ежа можно указать следующие факты:

  1. Еж – дикое животное, но может жить и в доме;
  2. Ежи не способны носить на своих колючках грибы или яблоки;
  3. Зимой ежи впадают в спячку, которая длится чуть больше 4 месяцев;
  4. У ежа больше 10 000 иголок;
  5. Первые ежи появились 15 миллионов лет тому назад;
  6. У ежей есть маленький хвостик длиной в 3 сантиметра;
  7. У ежей острый нюх и слух, но видят они плохо.

Количество фактов и их порядок зависят только от ваших предпочтений и доступной вам информации. При этом желательно чтобы они были расположены в порядке сложности: первый факт – самый простой, а последний – самый сложный. Найти их не так уж сложно, достаточно зайти на Википедию или же почитать подборку интересных фактов.

То, что вы будете изучать, можно написать на обратной стороне карточки или же напечатать крупным шрифтом на еще одной карточке и прикрепить ее сзади. Таким способом обычно пользуются те, кто решили не только зачитывать факты, но и показывать их в виде текста.

Создавая свой набор фактов, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • Достоверность. Не стоит брать факты, в которых вы не уверенны;
  • Точность. Например, «Ноутбук – это портативный компьютер» — хороший факт, а «Ноутбук удобней компьютера» — это уже оценочное суждение;
  • Ясность и недвусмысленность.

Желательно, чтобы эти факты затрагивали и другие категории

При этом важно чтобы информация была не только простой и понятной ребенку, но и интересной, а по возможности, еще и веселой. Таким образом, вы сможете повысить заинтересованность вашего малыша

Схема занятий по программе знаний

Начинать занятия можно сразу после того, как вы подготовите все необходимые материалы и соберете достаточное количество интересных фактов.

Показом карточек из программы знаний нужно заниматься не менее 3 раз в день. При этом для начала вам хватит 5 категорий, в каждой из которых будет по 5 картинок.

Проводится занятие следующим образом. Вы показываете картинку и зачитывайте собранные вами факты. В данном случае скорость абсолютно неважна. Главное – это громкость и четкость вашей речи.

Показывая изображение, зачитывайте только один, самый простой факт. Через несколько дней, когда маленький ребенок хорошо изучит весь предоставленный материал, вы можете заменить карточки с фактами на другие. Категории при этом менять не нужно. Связано это с тем, что на изучение фактов уходит больше времени, а из-за их ступенчатости можно запутаться с тем, что вы уже учили, а что еще нет.

Когда будут пройдены все уровни сложности собранной вами информации по картинкам в выбранных вами категориях, можете заменить их на 5 новых.

Как правильно организовать занятие?

Настроение малыша перед занятием – положительное, он готов к обучению

Родитель привлекает его внимание и показывает карточки. Слова следует произносить ровным тоном, внятно и четко

Учебный материал предварительно делят по темам.

Совсем маленьким детям достаточно просто показать карточку и сказать, что на ней изображено. Дополнительная информация не требуется – она лишь нагрузит мозг ребенка. С возрастом добавляют характеристики предмета, просят классифицировать картинку и найти ее среди других. Уже к пятому дню занятий детям показывают около 25 карточек.

Занятия по системе Домана подходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с патологиями развития головного мозга или нервной системы. Главное – определить оптимальную «дозировку» карточек, время демонстрации, а также уметь заинтересовать ребенка и понять, когда урок лучше окончить.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Карточки Домана для получения энциклопедических знаний

С помощью методики Домана ребенок может получить начальные энциклопедические знания. Сам Доман говорил, что обширные объяснения малышу ни к чему, достаточно лишь кратко изложить доступную информацию.

Правила работы с карточками для получения энциклопедических знаний:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 10 карточек 3 раза в день. Картинка четкая, без посторонних изображений. Со временем количество изучаемых за день карточек увеличивается до 120.
  2. Показывая карточку, взрослый четко и внятно проговаривает название предмета.
  3. Со временем изученные карточки откладываются, заменяясь новыми. Показывать ребенку уже известные предметы не следует.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.

Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.

Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.

Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.

Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры

Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.

Задействуются не все органы чувств

Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.

Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.

Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.

Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Когда и как показывать карточки Домана

Начинать заниматься по данной методике стоит как можно раньше. Чем раньше вы начнете показывать ребенку серию энциклопедических карточек (с картинками), тем больше будет шансов на то, что он не потеряет к ним интерес со временем. По опыту некоторых родителей, которые начинали демонстрировать малышу картинки после 1,5 лет, дети не проявляют к ним большого интереса, в результате чего, эффект от данной методики значительно уменьшается. Если же начать использовать карточки Домана для самых маленьких с 2-3 месяцев, то эффект будет абсолютно противоположным. Интерес к обучению сохранится надолго.

Если же вас интересует, с какого возраста стоит использовать карточки, на которых написаны слова или же нарисованы точки, позволяющие научить ребенка считать и читать, то, по мнению профессионалов, лучше начинать показывать их детям с 1 года.

Механизм показа карточек

Начинать занятие нужно энергично и радостно. Например, скажите, что хотите сегодня показать геометрические фигуры и сразу же начинайте показывать  изображения. При этом учтите, что карточки должны располагаться приблизительно на расстоянии вытянутой руки.

Картинки стоит показывать быстро. Однако если это ваше первое занятие, то все-таки стоит немного сбавить темп, чтобы дать малышу рассмотреть изображение. Показывая карточки «Геометрические фигуры», называйте то, что изображено на них и указывайте категорию. Например, говорите: «Это геометрическая фигура. Круг». После того, как ребенок привыкнет к карточкам из категории «Геометрические фигуры для детей», ее можно будет не называть. Достаточно просто озвучивать то, что на них изображено. Однако вводя новые изображения, не забывайте снова называть категорию. Это нужно делать даже в том случае, если вы решили пополнить одну из уже изученных категорий.

Именно скорость показа является самым главным параметром данной методики, предназначенной для развития детей до года. При быстром показе карточек у ребенка активируется правое полушарие, что способствует развитию образного мышления, фотографической памяти и скорости мозговой реакции.

Заканчивать показ карточек Домана «Мебель» или карточек из других категорий, которые можно купить или же распечатать самостоятельно, стоит сразу после того, как вы чувствуете, что малыш потерял к ним интерес, стал отвлекаться или же капризничать.

Через некоторое время вы поймете, сколько именно карточек успевает изучить ребенок, до того как он начинает отвлекаться. Таким образом, вы сможете найти наиболее подходящий момент для завершения занятия.

Начало занятий и введение новых карточек

Для того чтобы начать заниматься по данной методике, вам необходимо выбрать 5 категорий, в которых будет находиться по 5 картинок. При этом не стоит брать те картинки или же категории, которые малыш  уже знает. Лучше выбрать то, с чем он еще не знаком. Например, карточки Домана «Овощи», «Животные», «Фрукты», «Игрушки» и «Продукты питания».

Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», также как и картинки из других категорий, нужно показывать как минимум 3 раза в день. Можно и больше, главное, чтобы ребенок не уставал от такого количества занятий.

Если вы считаете, что ваш малыш довольно легко усваивает такое количество информации, то можете начать вводить новые категории. При этом постарайтесь достигнуть при показе наиболее оптимальной скорости – 1 картинка за 2 секунды. При этом 1 секунда должна идти на показ изображения и еще одна на озвучивание.

Добавляя новые категории, стоит учитывать, что их должно быть не больше 10 штук. Как только вы достигнете данного значения, и при этом все картинки будете показывать в скоростном режиме (2 сек. на карточку), можете начинать менять старые изображения на новые. Когда вы замените изображения во всех категориях, можете задуматься о том, чтобы сменить сами категории.

В среднем, занимаясь с ребенком по методике Домана, одну карточку нужно демонстрировать не более 30 раз. То есть, если вы будете показывать картинки 5 раз в день, то их жизненный цикл составит не более 6 дней. Если вы увидите, что ваш малыш легко усваивает информацию и найдете время и силы на подготовку новых карточек, то можете обновить их и раньше, например, через 3-4 дня.

Философия

Доман доказал, что мозг развивается только тогда, когда работает. И тут как в спорте, чем интенсивнее тренировки, тем лучше результат. Но занятия эффективны в тот момент, когда мозг формируется: в первые годы жизни ребенка. Развитие идет ступенчато. Чем раньше освоит двигательные навыки малыш, тем лучше будет формироваться его мозг, в том числе и отделы, отвечающие за будущие интеллектуальные способности. И чем интенсивнее давать умственную нагрузку этим отделам мозга, тем умнее в будущем будет ребенок. Схема воспитания гениев по Г. Доману выглядит так:

  • ранее движение, ползание, сидение — интенсивное формирование мозга,
  • активное обучение в течении первых трех лет — высокий интеллектуальный уровень в будущем.

Историческая справка

Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.

Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он  начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.

Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.

Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.

Наши занятия по карточкам Домана

Сначала речь пойдет о карточках Домана обучающих чтению, хотя карточки Домана по математике у нас тоже вызвали большой интерес, но это тема для отдельной статьи.

Я решила, что вряд ли научу ребенка читать в таком возрасте, будем заниматься просто для общего развития. Ничего плохого в том,
чтобы показывать 3 раза в день по 25 секунд карточки, я не нашла. Ребенок итак по 100 раз в день тычет пальчиком в книжки, картинки,
различные предметы, и любая мама объясняет, что это. Не очень понятно мнение противников методики Домана: чем отличается показ карточек
с картинками от обычных книжек, если ребенок с удовольствием смотрит и требует еще, и чем перегружается ребенок за 25 секунд)).
Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: «Не лишайте ребенка детства!», почему-то ничего не упоминают о том,
как к этому относятся сами дети. Они просто высказывают свое отношение к процессу обучения.

Попробуйте заставить маленького ребенка
что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно.

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Методика Домана предполагает различные варианты развития памяти. Суть работы – показ малышу карточки на несколько секунд, рассказать, что на ней изображено, привести короткий факт. Родителям кажется, что осмыслить полученную информацию за такой промежуток времени у малыша не получится, однако этот путь развития предназначен для развития скорости реакции мозга. Действительно, сначала ребенок не сможет быстро сконцентрироваться, но со временем его мозг будет реагировать быстрее.

Правила работы с карточками для развития памяти:

  1. В первые дни ребенку показывают 10 карточек за одно занятие. Со временем количество занятий увеличивается, а объем карточек доходит до 120. Разумеется, спешить с этим не стоит. На одно занятие отводится примерно 4 минуты.
  2. Если карточка была показана около 30 раз, она считается отработанной. Ее заменяют новой. Поэтому показанные карточки записываются в тетрадь.
  3. По факту набор из 120 карточек заменяется каждые 10 дней. Общая программа обучения требует 1440 карточек за год, но современные возможности позволяют найти варианты картинок не только в магазине, но и в интернете.

https://youtube.com/watch?v=MHkeO3Lm2h4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector