Основные классификации, используемые при полном отсутствии зубов у пациентов
Содержание:
- Подклассы
- Меры профилактики дефектов зубных рядов
- Классы и подклассы Бетельмана
- Систематизация по Эйхнеру
- Классификация дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова (1966)
- Классификация Кеннеди
- По Кеннеди и Гаврилову
- Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову
- Цветовая маркировка твердосплавных (карбид-вольфрамовых) боров
- Характеристика отклонений по видам
- Когда нужно классифицирование?
- Конструкция кламмеров
- Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
- Особенности системы Жулева
- Система Гаврилова
Подклассы
Все описанные выше классы, кроме последнего, имеют также подклассы, которые одинаковы для трех групп:
- зубная единица, помимо основной, отсутствует еще в одном месте;
- нет зубов еще в 2 местах, за исключением боковых сторон;
- отсутствие единиц дополнительно в трех местах, кроме главных жевательных единиц, расположенных по бокам.
6 эффективных методов исправления глубокого прикуса
Если зубная дуга имеет несколько дефектов, которые относятся к различным классам, то ее относят к меньшей по порядку группе. К примеру, когда в зубном ряду диагностируются нарушения второго и третьего классов, то дефекту дуги приписывают второй класс.
В стоматологической практике существует также множество других классификаций, которые менее распространены и не пользуются такой популярностью, как метод Кеннеди. Это объясняется тем, что предложенная им система хорошо выполняет свою главную задачу, которая заключается в выборе более оптимальной ортодонтической конструкции для лечения наиболее распространенных дефектов зубочелюстного аппарата.
Применение подобных методик позволяет стоматологам значительно упростить себе работу и жизнь пациента. Кроме того, благодаря такому способу, появляется возможность выбора наиболее подходящего и эффективного варианта крепления используемого протеза, что позволяет максимально точно учесть анатомические особенности каждого пациента индивидуально.
Меры профилактики дефектов зубных рядов
- Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
- Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
- При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
- Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
- Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.
Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.
Классы и подклассы Бетельмана
Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.
Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:
- Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
- Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.
Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.
Систематизация по Эйхнеру
Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.
В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:
- первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
- вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
- третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.
Классификация дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова (1966)
В ней выделяется четыре группы
дефектов:
1. Концевые односторонние и двусторонние.
2. Включенные (боковые односторонние, двусторонние и передние).
3. Комбинированные.
4. Челюсти с одиночно сохранившимися зубами.
В клинике используют следующую классификацию Е.И.Гаврилова (1968), им было предложено
различать следующие типы изъянов зубных рядов:
1) односторонние концевые;
2) двусторонние концевые;
3) односторонние включенные дефекты боковых отделов;
4) двусторонние включенные дефекты боковых отделов;
5) включенные дефекты переднего отдела зубных дуг;
6) комбинированные дефекты;
7) челюсти с одиночно стоящими зубами.
- 1 класс — потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция протеза — лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной ряд.
- 2 класс — односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной опоры. Основная конструкция протеза — палатинальная фиксация протеза со стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза на стороне дефекта зубного ряда.
- 3 класс — односторонний дефект при наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза — съемный мостовидный протез на опорных кламмерах.
- 4 класс — дефекты во фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза — съемный мостовидный протез с опорными кламмерами.
Подробно классификация Кеннеди:
классификация зубных рядов с дефектами — включает четыре класса.
К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму — зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему — зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому — зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).
Определение оптимальных методов рентгенологического обследования при миофасциальном болевом синдроме челюстно-лицевой области и представление алгоритма рентгенологического исследования пациентов для диагностики данной патологии.
1. Ортопантомография. По данным литературы в настоящее время ортопантомография рассматривается как основной вид рентгенологического исследования при любых видах патологии зубочелюстной системы. Значимым свойством данного метода является быстрота и простота получения важных данных, позволяющих ускорить диагностический процесс, низкие дозы облучения. В большинстве случаев ортопантомография оказывается единственным видом рентгенографии, исчерпывающим все диагностические задачи
При изучении снимков необходимо обратить внимание в первую очередь:
— на межрезцовое соотношение верхней и нижней челюстей;
— на характер межчелюстных контактов, т.е. соотношение зубов верхней и нижней челюстей;
— на равномерность смыкания зубов справа и слева;
— на наличие адентии (вторичного или первичного происхождения);
— на наличие протезов и качества их исполнения;
— на состояние тканей пародонта;
— на наличие структурных изменений в альвеолярной кости верхней и нижней челюсти (остеопороз, атрофия, наличие системных заболеваний, опухолевых процессов и т.д.)
— на состояние зубов и наличие периапикальных костных изменений.
Нередко ортопантомография дает обзорную информацию и требует дополнительных видов съемки, но в этом случае ограничивается их число.
Классификация Кеннеди
Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные операции для коррекции прикуса.
Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.
Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.
Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:
- отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
- отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
- отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.
Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.
Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.
Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.
Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный мостовидный протез съемной конструкции с применением опорных кламмеров.
Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.
По Кеннеди и Гаврилову
II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову
Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.
Возможны следующие варианты ортопедического лечения:
- частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
- бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
- протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.
I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову
Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.
Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.
III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову
Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:
- мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
- съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
- установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.
III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову
Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.
IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову
Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.
Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.
6 класс по Гаврилову
При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.
7 класс по Гаврилову
Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.
Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову
Разрабатывая свою систему признаков для зубопротезирования, профессор Гаврилов выделил челюсти с сохранившимися отдельно стоящими зубами, в обособленную категорию. Это решение вполне обосновано, так как изготовление протезов для такого типа челюстей имеет свои особенности.
Зубные дуги с дефектами подразделяются на четыре класса:
- отсутствие зубов на концах челюстей (концевые дефекты) на одной либо обеих сторонах челюсти;
- дефекты, ограниченные зубами с двух сторон (включенные), передние и боковые одно и двухсторонние;
- наличие первого и второго классов в различных сочетаниях – комбинированные дефекты;
- зубные дуги с отдельно стоящими зубами.
Односторонний концевой изъян | Двусторонний концевой изъян |
Дополнительно предлагается подразделять зубные ряды на 6 видов.
Отличия классификация зубных дефектов по Гаврилову
Широкое распространение получили две классификации, и .
Система признаков по Кеннеди насчитывает четыре типа:
- концевые дефекты с обеих сторон челюсти;
- то же самое, но только с одной стороны;
- включенные дефекты в боковой области рядов;
- то же, что и в третьем пункте, но в переднем отделе;
Бетельман выделяет две категории. К первой относится зубные ряды с несколькими изъянами, с одной либо с обеих сторон, но обязательно наличие как минимум одного «концевого» дефекта. Вторая категория – любые типы и сочетания «включенных» дефектов.
Использование системы доктора Кеннеди сопряжено с некоторыми сложностями. При диагностировании различных комбинаций, не попадающих в его классификацию, предлагается, понизить градацию класса. Это может привести к некоторой запутанности диагноза.
Как видно из трех приведенных систем, классификация зубных рядов по Гаврилову выглядит наиболее конкретизированной.
В заключение нужно отметить, что не одна из рассмотренных систем, не дает точной картины в отношении отдельно взятого клинического случая. Большое количество факторов, влияющих на неполную утрату зубов, не позволяет уместить их в столь узкие рамки
Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.
Цветовая маркировка твердосплавных (карбид-вольфрамовых) боров
ISO | Цветовой код | Зернистость | Средний размер зерна, мкм | Назначение боров |
544 | Черный | Сверхгрубая | 180 | Для быстрого удаления тканей зуба |
534 | Зеленый | Грубая | 135 | Для быстрого удаления тканей зуба |
524 | Нет | Нормальная | 100-120 | Универсальные |
514 | Красный | Тонкая | 50 | Для финирования тканей зуба после обработки |
504 | Желтый | Сверхтонкая | 30 | Для шлифования вкладок из композита |
494 | Белый | Ультратонкая | 15 | Для окончательного полирования композитной вкладки |
Маркировка (цвет кольца) | Характеристика |
Зеленое | Боры с повышенной режущей эффективностью (6 лезвий, Е-образная насечка на режущих гранях) |
Отсутствие кольца | 8 лезвий |
Желтое | 16 лезвий |
Белое | 30 лезвий |
Характеристика отклонений по видам
Все аномалии классифицируются на основании установленных признаков соответствия строения моляров, которые свидетельствуют об отклонениях от нормы. Структура полной классификации нарушений зубочелюстного аппарата включает в себя неправильное формирование прикуса, отклонения как отдельных единиц, так и целого ряда зубов.
- аномальное формирование отдельных моляров характеризуется сверхкомплектностью и врожденным полным или фрагментарным отсутствием зубов;
- неправильные размеры и формы подразумевают наличие: чрезмерно больших либо мелких зубов, рудиментарных резцов, фронтальных укороченных постоянных зубов с гипоплазией, меловых пятен, верхних резцов с атрофированной жевательной поверхностью;
- нетипичная структура твердых зубных тканей характеризуется: излишним или дефицитным образованием тканей, атипичным расположением зачатков, разной шириной зубных рядов, косым или перекрестным типом прикуса;
- об аномальном развитии зубного ряда говорят при наличии: дисфункции формирования рядов, нетипичного положения некоторых единиц, аномального роста (в щеки, губы, небо, язык, поперек челюсти), медиального и дистального прикуса, несмыкания зубов с противоположными молярами, неправильного расположения единиц, межзубного пространства, непрорезавшихся резцов верхней челюсти;
- зубные ряды имеют аномалии формы при выявлении узкого или несимметричного ряда, наличии неестественных форм (четырехугольник, седлообразная или V-образная);
- неправильный прикус характеризуется сагиттальными и трансверзальными аномалиями. Первая группа отклонений состоит из прогении и прогнатии, а вторая диагностируется при открытом, истинном, травматическом и комбинированном прикусе;
- к аномалиям цвета относят пигментированную окраску дентина или эмали.
Каждая из перечисленных патологий классификации имеет ряд особенностей, поэтому ниже будут рассмотрены более детально проблемы видовых аномалий развития зубов.
Когда нужно классифицирование?
Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
https://youtube.com/watch?v=_E4U1c7Oi6Q
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.
Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.
Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:
- недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
- аномалии строения резцов, клыков,
- патологии задней либо передней части дуги,
- проблемы с крайними зубами ряда.
Конструкция кламмеров
Кламмеры состоят из:
- Плеча.
- Тела.
- Отростка.
Плечо — это особенная часть кламмера, которая предназначена для охвата коронки зуба. Этот элемент располагается между десной и экватором. Плечо должно плотно прилегать ко всей поверхности зуба на всей своей протяженности. Кроме этого, оно должно полностью повторять саму конфигурацию зуба и быть достаточно прочным.
Дополнительно в самом плече кламмера выделяют отдельные элементы
- Опорную часть. Она составляет только 2/3 длины плеча и всегда располагается выше, чем межевая линия. В ее функции входит: возможность препятствования смещения протеза в бок и сохранение заданной жесткости. Благодаря жесткости протез под силой давления от жевания не пружинит и не испытывает деформации.
- Удерживающая часть. Она составляет лишь 1/3 длины плеча и располагается ниже, чем межевая линия. С помощью удерживающей части обеспечивается фиксация протеза.
Отросток предназначен для жесткого соединения самого кламмера с базисом протеза. Его устанавливают под самими искусственными зубами.
Тело кламмера соединяет два других элемента: плечо и отросток. Оно представляет собой пружинную часть, которую необходимо расположить на контактной поверхности зубы (то есть на самой коронке). Обычно тело располагается ниже или выше экватора.
Кламмеры опорно-удерживающего вида состоят из:
- плеча;
- самого тела;
- окклюзионной накладки (она располагается в межбугорковой борозде, которая расположена продольно; если бугорки сильно выражены, то накладка позволяет удерживать зуб от смещения, когда на него действует угловая сила);
- якорной части (с его помощью кламмер соединяется с металлическим каркасом).
Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову
Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.
Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.
Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.
Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:
- недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
- аномалии строения резцов, клыков,
- патологии задней либо передней части дуги,
- проблемы с крайними зубами ряда.
Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.
Симптомы наличия дефектов
Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:
- точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
- параметров изъяна;
- вида дефекта (может быть включенным или концевым);
- структуры прикуса;
- возраста пациента;
- состояния десен и присутствующих зубов;
- времени с момента потери зубов до начала лечения;
- причины появления дефекта.
Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:
- нарушения прикуса;
- отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
- деформация челюстной кости;
- в некоторых случаях нарушения дикции.
Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.
Особенности системы Жулева
Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:
- 1 класс – появившиеся в фиссурах полости, разного рода впадинки и ямки;
- 2 класс – появившиеся полости в фиссурах, а также ямках передних зубов;
- 3 класс – полости, имеющиеся на поверхности какого-либо переднего или бокового зуба;
- 4 класс – полости в пришеечной, или придесневой области;
- 5 класс – комбинированные случаи, включающие смешанные варианты из предыдущих указанных проблем.
Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.
Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.
Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.
Система Гаврилова
Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.
Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?ДаНет
I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.
Варианты лечения:
- бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры;
- съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки;
- протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.
II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.
При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.
III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.
Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:
- бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается;
- мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц;
- лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.
IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.
V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.