Кризис 3 лет у детей

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Как прекратить истерику

Чтобы предотвратить истерики, родителям необходимо выполнить лишь четыре пункта:

  1. Установить в семье четкие правила
  2. Сообщить о них ребенку
  3. Выработать при необходимости систему учета сроков
  4. Строго следовать правилам

Например, если вы установили, что мультфильмы можно смотреть не более часа в день, не стоит делать исключения в будущем. То же самое касается отхода ко сну и других спорных моментов. Можно объяснить ребенку, как работает таймер, или часы, и использовать их. Так он лучше будет понимать, что время, отведенное для развлечений или бодрствования, заканчивается.

Если ребенок все равно «требует своего» криком и плачем, можно воспользоваться тремя нехитрыми приемами:

  1. Уведите ребенка в безлюдное место в том случае, если он раскричался у всех на глазах. Здесь работает правило – чем больше посторонних, тем ярче может быть «театральное представление».
  2. Чтобы прекратить истерику, сделайте что-то необычное: например, начните говорить шепотом или рассмейтесь. От неожиданности малыш на время успокоится, и вы сможете спокойно донести ему свою мысль.
  3. Обозначьте эмоции малыша словами: «Сейчас ты злишься», «Ты плачешь, потому, что тебе обидно». Сочувствуйте ребенку по поводу всего, что он испытывает: «Я знаю, как можно расстроиться из-за того, что нужно идти в детский сад/ рано вставать/ рано ложиться спать».

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Упрямство

«А я хочу так!» или «Не знаю как, но не так!». Упрямство – это когда ребенок действует только по своему желанию и не слышит ваших увещеваний. К упрямству очень близка строптивость – это когда чадушко не хочет подчиняться никаким требованиям взрослых. Одним словом, любимый малыш превращается в армию Сопротивления, сконцентрированную в единственном лице.

Цель такого поведения – показать себе и миру, что ты уже не беспомощный младенец, а взрослый и независимый человек. Приступы упрямства начинаются уже с полутора лет и продолжаются в среднем лет до четырех. В период острого кризиса их может быть от пяти до двадцати в день, и мальчики обычно бывают упрямее девочек. Так что готовимся!

Тактика борьбы

В тех случаях, когда ребенок упрямо настаивает на своем, хотя вы прекрасно знаете, что это закончится для него не самым лучшим образом, неплохо работает метод естественных последствий. Ведь это только ваш опыт и ваше знание – что время не бесконечно, что иголка острая, а чайник горячий.

Разумеется, мы не призываем вас разрешать ребенку на собственном опыте познавать опасности уличного движения или засовывать в целях эксперимента ножницы в розетку. Но зачастую мы слишком сильно оберегаем наших детей от бытовых проблем. Например, ничего страшного нет в проверке на практике, что если слишком долго убирать игрушки, то не останется времени почитать любимую книжку. А если коснуться пальцем горячей кастрюли, ощущения будут не самыми приятными.

Кстати, когда ребенок убедится в вашей правоте в мелочах, ему, возможно, не захочется проверять ее в ситуациях, которые связаны с риском для жизни и здоровья.

Кризис новорожденного

Рождение – это, прежде всего, изменение условий жизни. Ребенок попадает из привычной среды, где он был защищен от внешних факторов, в совершенно новый мир. Естественно, такие серьезные перемены требуют адаптации, которая и происходит у новорожденного.

Следующий важный этап первого года жизни – формирование доверия или недоверия к миру. Если отношения с близкими взрослыми (родители, бабушки, няня или опекун) дают малышу ощущение защищенности и безопасности, то на протяжении всей последующей жизни человек будет открыт для мира и познания. Ребенок, который провел первый год рядом с заботливыми и эмоционально стабильными взрослыми, дальше станет активным исследователем с высоким познавательным интересом.

Если ребенок в первый год жизни не получил полноценного эмоционального общения, ласки, заботы и у него не сформировалось доверие к миру, дальнейшее развитие будет направлено на преодоление тревожности и восстановление чувства безопасности.

На активное исследование мира сил у такого малыша может не остаться, что в последствие отрицательно скажется на процессах мышления и интеллектуальном развитии

В случае если при этом родители обращают внимание на сложности адаптации к социуму и на сниженный познавательный интерес еще до школы, психологическая работа будет эффективной.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Трехлетний ребенок – это уже маленький человек. Он достаточно автономен, может делать собственные умозаключения, понимает обозначения предметов окружающего мира, знает простые факты, природные явления.

К трем годам дети уже обладают многими базовыми навыками:

  • могут четко определять собственные потребности и излагать мысли;
  • быстро впитывают слова, имеют неплохой словарный запас;
  • знают примитивные понятия о «хорошо» и «плохо», понимают, что можно, а что – нельзя;
  • ребенок понимает свою половую принадлежность.

В этом моменте дети начинают осознавать собственную автономность. Они уже могут обособить себя как человека, который существуют вместе с родителями. Ребенок понимает, что есть некая свобода действий. Он не обязан всегда и во всем следовать инструкциям взрослого. Кроме этого, его поведение напрямую зависит от психологического климата в семье, прямого отношения родителей к нему.

Все эти факторы прямо или косвенно влияют на прохождение кризиса 3-х лет. Ребенок протестует. Его реакции – это психический ответ, который он не в силах осмыслить. Причины появления детского бунта могут носить разный характер:

  1. Темперамент. Это фактор, который нельзя спрогнозировать или откорректировать. Большинство психологов склонны считать, что предрасположенность к тому или иному типу темперамента заложена на уровне генетики. Если ребенок гиперактивен, не может справиться с проявлениями собственной психической деятельности – его кризис 3-х лет будет проходить в довольно острой форме.
  2. Гиперопека + авторитарное воспитание. Многие родители, особенно мамы, не могут принять тот факт, что их чадо – это самостоятельный человек, которому нужно учиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно. Они ограничивают его в играх, прогулках, не дают выполнять элементарные действия. Родители не понимают, что дошкольный возраст – это база, в которой закладывается основы психики, а также поведенческие схемы. Юная психика идет в протест.
  3. Проблемы с психическим здоровьем у родителей. Речь не идет о патологических отклонениях. Достаточно наличия одного родителя-невротика в семье. Страхи, фобии, тревога у папы или мамы, могут спровоцировать реакцию протеста у ребенка. Таким образом он защищает себя от невротического родителя.
  4. Конфликты между родителями. Частые выяснения отношений между двумя взрослыми и очень близкими людьми наносят вред психике ребенка. Он начинает бунтовать.

С первым фактором справится сложно, так как влиять на темперамент довольно проблематично. Оставшиеся три легко поддаются коррекции, если родители реально задумываются над будущим своих детей.

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе

К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять»

Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность

Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Развитие малыша в 3 года

Трехлетний малыш – уже маленький человек: он достаточно автономен, самостоятельно играет в комнате и со сверстниками в садике, помогает вам застегивать пуговицы на кофточке, завязывать шнурки и застегивать молнию на куртке.

Ребенок в три года уже обладает следующими навыками:

  • умеет ясно излагать свои мысли;
  • имеет обширный словарный запас;
  • легко запоминает новые слова;
  • может начать и поддержать диалог;
  • знает, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»;
  • знаком с базовым счетом и может назвать цвета одежды;
  • малыш осознает свою половую принадлежность;
  • может слепить поделку, самостоятельно одеться, соединить точки на бумаге линиями, что говорит о сформированной мелкой моторики.

Родители не отпускают детей от себя

Так часто поступают взрослые, которые знают о возрастных проявлениях кризиса и сильно переживают за ребенка. Они боятся, что, осваивая свою независимость, он может навредить себе — упасть, удариться, повредиться как-то еще. Взрослые в этом случае считают, что дети вполне могут познавать мир и быть самостоятельными рядом с ними — возле лавочки, где сидит мама, во дворе дома, где следит бабушка.

Психология детей дошкольного возраста такова, что они будут стремиться к свободе и приобретению личного опыта, во что бы то ни стало и все равно, рано или поздно выйдут из-под контроля, когда мама или бабушка на минуту отвернутся. В этом случае, опасность того, что ребенок может случайно сделать себе что-то само повреждающее, увеличивается в несколько раз — ведь он так долго ждал этой минутки, когда за ним никто не будет следить! Наконец теперь он может залезть на ту высокую лестницу или быстро сунуть в рот круглое стеклышко, чтобы попробовать его на вкус, пока никто не видит.

Как родителям поддерживать самостоятельность детей и в то же время сохранить их безопасность? Во-первых, нужно доверять ребенку, даже самому маленькому. Однако вместе с доверием должно присутствовать точное знание того, что там, куда он отправляется — лазать, пробежаться, исследовать уголок — действительно нет ничего опасного.

Также важно говорить с ним перед тем, как отпустить его куда-то на прогулке — спросить, что он будет там делать и договориться, что вы даете ему на это ровно 5 минут, после которых он должен вернуться обратно. Понятным является то, что дети в этом возрасте не имеют четкого чувства времени, однако они запомнят то, что их самостоятельный поход ограничен временными рамками и обязательно, почти сразу же вернутся назад

Для многих малышей является важным на прогулке не столько исследовать дальний угол двора или детской площадки, сколько разрешение родителей сделать это. Так они получают чувство собственной значительности и самостоятельности и их потребность под названием «я сам» ненадолго удовлетворяется.

Игра — отличное средство позволить ребенку почувствовать себя отдельной и взрослой личностью и в то же время сохранить его безопасность. Например, малыш просится пройтись по невысокому бетонному ограждению фонтана на городской площади. Если родители позволяют это сделать, то, чтобы не отпускать его одного и одновременно не отказывать в просьбе, они могут сказать ему следующее: «давай пойдем с тобой вместе — представим, что мы моряки, вышли на берег моря и высматриваем корабли». Так родитель не отказывает ребенку в новом опыте, и спокойно при этом находится рядом.

Аутоиммунные заболевания

Нарушение природной защиты организма, когда она становится сверхактивной и разрушающе воздействует на нормальные ткани, воспринимая их за чужеродные, называется аутоиммунное заболевание (АЗ). Сегодня 5 – 7 % населения земного шара страдает от данного недуга, которое, как правило, развивается в молодом возрасте и наиболее распространено среди женщин (в 10 раз чаще), чем у мужчин.

Механизм развития аутоиммунного заболевания запускается тогда, когда антитела вступают во взаимодействие с собственными антигенами, разрушая клетки и ткани, которые несут их. В результате появляется порочный круг. Чем больше вырабатывается аутоантител, тем больше повреждение нормальных тканей, что вызывает повышенное выделение внутренних антигенов, увеличивающих количество аутоантител. Возникшая аутоиммунная реакция носит хронический характер и, как правило, приводит к повреждению тканей на протяжении долгого периода времени.

Примеры АЗ: глютеновая болезнь, псориаз, ревматоидный артрит, тиреоидит Хашимото, диффузный токсический зоб, рассеянный склероз, гемолитическая анемия, витилиго. Подобные заболевания по-другому именуют как системные, поскольку они поражают целую систему или весь организм. В настоящее время причина негативной реакции иммунной системы на собственные ткани не выявлена. При этом, предполагается, что сбой в организме способны вызвать внешние (тяжелые инфекционные заболевания, травмы, стрессы, переохлаждение) и внутренние факторы (генные мутации, которые передались по наследству).

Одна из самых распространенных причин развития АЗ – «перекрестный иммунитет», когда возбудитель инфекции «подстраивается» под клетки организма, в результате иммунитет обезвреживает микроб, одновременно расправляясь с собственными клетками.

Если человеку становится хуже после приема витаминов, макро- и микроэлементов, аминокислот, адаптогенов (облепихи, элеутерококка, женьшеня) – это первый симптом развития аутоиммунных процессов в организме. От своевременной постановки диагноза зависит здоровье человека, успех лечения и даже жизнь пациента. Для диагностики заболевания нужно сдать анализ крови на антитела, тип которых определяет лечащий врач на основании клинического анамнеза.

Как пережить кризис без последствий для психики ребенка и взрослых

Родителям нужно понимать, что капризы ребенка в 3 года — это временное явление. Трехлетка не может самостоятельно определить причину своего недовольства и не способен справиться с эмоциями. Такая ситуация, безусловно, заставляет его страдать, поэтому основной задачей мам и пап является помощь ребенку в преодолении этого периода, которая заключается в мягкой коррекции поведения. Стремясь в грубой форме подавить кризис, взрослые не дают возможности малышу перерасти этот этап и перейти в новую фазу взросления. Результатом всего этого могут стать различные нарушения в психике ребенка, которые будут мешать ему во взрослой жизни.

Чтобы помочь трехлетке преодолеть кризисный период, родителям следует пользоваться такими рекомендациями:

проявление самостоятельности важно всячески поощрять, обеспечивая ребенку максимальную безопасность. Не нужно настойчиво предлагать малышу свою помощь

От этого его раздражение может нарастать, а поведение — ухудшаться. Лучше позволить ему сделать все самому и, в случае успешного результата, похвалить;
ругать ребенка можно только за действие, избегая критики личности и не выражая прямого негативного отношения к ней. Например, когда трехлетка не поделился чем-то, нужно сказать, что он поступил нехорошо, а не называть его жадиной и врединой;
родители должны вести себя терпеливо и сдержанно. Чем спокойнее мама и папа реагируют на плохое поведение, тем менее эффективны капризы ребенка в 3 года. И наоборот, раздражительные и нервные родители, которые кричат и ругают, еще больше провоцируют проявление агрессии у детей;
рекомендуется чаще предоставлять ребенку право выбора. Пусть он из двух предложенных вариантов, удобных родителю, сам решает, на каком остановиться. Например, он будет есть кашу или макароны, на ближней или дальней площадке играть;
важно разговаривать с ребенком, анализируя каждую неприятную ситуацию после того, как малыш немного успокоится. Нужно объяснять, почему так вести себя нельзя, почему это так расстраивает маму или папу, к каким последствиям мог привести совершенный поступок;
родителям следует чаще напоминать трехлетке о своей любви к нему. Благодаря такой тактике поведения взрослых у малыша вскоре пропадет желание добиваться их внимания с помощью истерик и капризов;
наказание должно быть адекватным проступку и выражаться в кратковременной изоляции и лишении благ. Применение физического насилия недопустимо;
взрослыми должны быть согласованы четкие правила поведения и единая схема воспитания, которой придерживаются оба родителя и остальные члены семьи.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector