Логопедический массаж
Содержание:
- Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..
- Порядок выполнения массажа мускулатуры языка
- Может ли массаж быть логопедическим?
- Эффективность логопедического массажа
- Особенности проведения расслабляющего массажа
- Рекомендации про проведению логопедического массажа дома
- Длительность курса
- Общие рекомендации по проведению
- Показания для проведения
- Как проводится логопедический массаж
- Виды логопедического массажа
- Массаж для развития речи
- При каких показаниях ребенку нужен логомассаж
- Комплект зондов
- Несколько полезных рекомендаций
- Когда ребенку нужен логопедический массаж?
- Недостатки логопедического массажа
- Кому противопоказано
- Курс логомассажа в Центре «Доброе Слово»
- Польза логопедического массажа
Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..
Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания.
Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.
Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.
- Этиологический фактор.
- Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.
- Более распространенными причинами логоневроза считаются:
- Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
- Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
- Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
- Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.
Последствия заикания
В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.
Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.
В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать формироваться состояние неполноценности.
Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление.
И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.
Причины заикания
Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.
Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.
Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.
Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу.
Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.
Порядок выполнения массажа мускулатуры языка
Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.
Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.
Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.
Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.
Может ли массаж быть логопедическим?
Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.
Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.
Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.
В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.
С помощью логопедического массажа удается добиться:
- Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
- Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
- Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
- Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
- Уменьшения слюнотечения.
- Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.
Логопедический массаж может быть:
- Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
- Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
- Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
- Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.
По своему назначению логопедический массаж разделяется на:
- активизирующий работы артикуляционных мышц
- расслабляющий.
Эффективность логопедического массажа
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:
- Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
- Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
- Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
- Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
- Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
- Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Особенности проведения расслабляющего массажа
Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.
Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.
Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.
Рекомендации про проведению логопедического массажа дома
Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях
Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:
Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались — полулёжа или лёжа.
Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны
Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
Важно расслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ
Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;
– от лба и вокруг глаз;
– от переносицы по бровям к зоне роста волос;
– от лба к щекам, подбородку и по шее;
– от мочки уха к крыльям носика;
– пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.
Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:
– поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
– нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
– от крыльев носа к уголкам рта;
– постукивать подушечками пальцев по всей площади.
Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.
Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений — энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
– от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;- от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;
– движения по спирали на скулах и щеках;
– один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;
– пощипать щёчки.
Тонизирование губ (поглаживания):
– поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
– нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
– от крыльев носа к уголкам рта;
– пощипать губы, поколотить их слегка.
Логопедический массаж языка:
– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;
– мягко массировать нёбо по линии середины;
– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;
– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.
Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.
Длительность курса
Сроки преодоления речевых трудностей зависят от многих факторов: тяжести дефекта, возраста и индивидуальных особенностей клиента, регулярности занятий.
Стандартный курс логопедического массажа составляет 10 занятий. Занятия желательно проводить каждый день или через день. Курс массажа рекомендуется повторить через месяц и далее через 3 месяца (это общие рекомендации, в каждом конкретном случае консультирует логопед). Иногда логопед включает в обычные речевые занятия отдельные элементы логопедического массажа, но часто специалисты рекомендуют проводить отдельный интенсивный курс, это дает более быстрый и ощутимый результат.
Обычно после двух курсов массажа эффект очень хорошо виден. Например, у неговорящих детей происходит «скачок» в развитии речи. Ребенок начинает говорить. Конечно, для сложных речевых нарушений необходимо комплексное воздействие, и одного лишь массажа недостаточно, нужно сочетать его с другими методиками, такими, как ДЭНАС-терапия, БАК (биоакустическая коррекция), сеансы остеопатии, метод Томатис. При комплексной работе эффект достигается намного быстрее.
Логопеды Центра «Эмбер» могут выезжать на дом к клиенту для проведения логопедического массажа.
Перед проведением курса логопедического массажа Вам необходимо записаться на диагностическую консультацию к логопеду, который проводит массаж. Будет проведена речевая диагностика, в том числе и определение мышечного тонуса, после чего будет составлена схема дальнейшего коррекционного курса. При необходимости применения логопедического массажа он будет проводиться со второго занятия — либо в чистом виде, либо в сочетании с другими методиками.
Общие рекомендации по проведению
Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.
Длительность процедуры зависит:
- от возраста;
- степени дефекта;
- личностных особенностей.
Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.
При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.
Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.
Показания для проведения
Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.
Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:
- невнятно;
- искажая звуки;
- маловыразительно.
Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.
При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.
Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.
При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.
Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.
Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.
Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.
Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.
Как проводится логопедический массаж
Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:
- Назначение должно происходить только после проведенного обследования
- Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
- Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
- В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
- Манипуляции не должны быть болезненным.
- Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
- Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.
Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.
Виды логопедического массажа
Логопедический массаж лучше доверить профессионалу, который знает физиологию мышц, отвечающих за речевую деятельность
Классические массажные процедуры включают:
- лечебные ручные процедуры – поглаживания, разминания, растирания (при этом варианте логопеды нередко применяют повышающие положительный эффект приспособления – соски, щётки и другое);
- точечные – локальное стимулирование или расслабление биоактивных точек в соответствии с конкретным нарушением;
- аппаратные – воздействие на проблемные зоны вибрационными, вакуумными и прочими специальными устройствами;
- зондовые – по методике логопеда Новиковой Елены Викторовны.
Самостоятельно проводимые процедуры включают:
- расслабление и стимулирование артикуляционной мускулатуры;
- воздействие на язычную мускулатуру.
Массаж для развития речи
Справиться как с легкими дефектами речи у детей, так и с более серьезными нарушениями речевого развития помогут комплексные занятия у логопеда-массажиста. Работа с ним поможет ребенку в игровой форме преодолеть трудности произношения, а логомассаж ускорит динамику позитивных изменений.
Логопедический массаж способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата, а также улучшает кровообращение в проблемных зонах, что значительно упрощает для ребенка процесс произнесения сложных звуков.
Также логомассаж помогает справиться с:
- расстройствами голоса, а также с частичной его потерей;
- аномалиями в речи ребенка;
- гипертонусом лицевых мышц;
- неконтролируемым слюнотечением, вызванным слишком слабым тонусом мышц речевого аппарата;
- нормализацией речевого дыхания;
- заиканием, дизартрией, ринолалией;
- неправильным прикусом;
- речевыми дефектами при детском церебральном параличе.
Логопедический массаж, как и любая другая медицинская процедура, назначается специалистом. Профессиональный логопед должен осмотреть малыша, произвести пальпацию ротовой полости, чтобы установить области, вызывающие затруднения, и только на основании этих данных назначить вид и форму логомассажа, а также дать рекомендации по регулярности и интенсивности занятий.
Проводить логопедический массаж можно и дома, и многие специалисты замечают, что при таких занятиях, когда в роли массажиста выступает мама малыша, положительный эффект от процедуры достигается значительно быстрее, так как ребенок находится в комфортной обстановке и более расслаблен. В условиях логопедического кабинета малышу нужно время, чтобы ощутить доверие к массажисту и расслабиться, даже если он сидит на руках у матери.
Однако также логопеды обращают внимание родителей на то, что самовольно начинать делать ребенку массаж не стоит: нужно прежде проконсультироваться со специалистом и получить назначение. Также будет полезно, если первый сеанс логомассажа сделает врач, чтобы родители могли лучше понимать, как он происходит
При каких показаниях ребенку нужен логомассаж
Эффективность воздействия доказана многими специалистами.
Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями — дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Показания для логомассажа:
- дисграфия;
- повышенное слюноотделение;
- ДЦП;
- невнятное произношение звуков.
Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.
При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту
Заниматься самолечением не стоит.
Комплект зондов
Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.
Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.
Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.
Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.
Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.
Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.
Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.
Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.
Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.
Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.
Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.
Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.
Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.
Несколько полезных рекомендаций
При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.
Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.
Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.
Кроме того, массаж может быть назначен при:
ринолалии;
заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
задержке речевого развития и психического;
моторной алалии;
медленной автоматизации звуков при дизартрии.
В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Недостатки логопедического массажа
Главный минус логопедического массажа кроется в том, что он способен вызывать неприятные ощущения. Необходимо постепенно готовить ребёнка к сеансу, долгое время налаживать с ним контакт. Если делать всё резко – есть риск нанести ребёнку психологическую травму.
Неправильно подобранный комплекс массажных приёмов тоже может оказать негативное влияние на здоровье ребёнка. Логопед должен определить, в каком состоянии находятся мышцы – вялом или напряжённом. Если он сделает ошибочные выводы, то рискует повысить напряжение в уже напряжённых участках тела. В таком случае мышцы станут “каменными” и неподвижными.
Проводите логопедический массаж только у опытных специалистов – тогда он принесёт неоценимую пользу, как для речи ребёнка, так и для его организма в целом.
Кому противопоказано
Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:
- повышенная температура тела;
- простудные вирусные заболевания;
- конъюнктивит;
- кожные заболевания;
- обострение лабиального герпеса;
- стоматит.
С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача
Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка
Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка
Курс логомассажа в Центре «Доброе Слово»
В Центре «Доброе Слово» дети смогут пройти комплексную коррекционную программу, нацеленную на борьбу с речевыми патологиями. Наши специалисты проводят логопедический массаж для детей разного возраста. Также малыши могут совмещать его с голосовой, артикуляционной и дыхательной гимнастиками. Комплексная логопедия позволит добиться хороших результатов в относительно сжатые сроки.
Стоимость одного занятия – 800-1000 рублей. Количество посещений и их частота рассчитываются в каждом случае индивидуально. Это зависит от поставленного диагноза, степени запущенности проблемы, возраста малыша и характерных особенностей его развития. В ряде случаев рекомендуется начинать курс логомассажа с доречевого периода. При некоторых формах ДЦП развитие речи без него попросту невозможно. Если вы хотите найти специалиста по логомассажу, запишитесь на консультацию в наш Центр. Мы обязательно вам поможем!
Польза логопедического массажа
При перечисленных отклонениях массаж ускоряет постановку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Он эффективен в комплексе с другими методами коррекции речи — дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.
Преимуществом является простота и безболезненность — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама. Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата, увеличивают амплитуду артикуляционных движений. Также формируют активные движения органов артикуляции, улучшая их координацию.