Меню детского сада: пример недельного рациона, калорийность и принципы составления
Содержание:
- Требования к сервировке в младшей группе
- Культура питания
- Меню на день в детском саду: какие продукты используются?
- Как проходит обед
- Рецепты детсадовских блюд
- Меню-требование на выдачу продуктов питания. Форма 0504202
- Важные нюансы
- 10 место — Зеленый суп, как в детском саду (с горошком)
- ДЕНЬ 4 (ЧЕТВЕРГ)
- Рецепты
Требования к сервировке в младшей группе
Группа для самых маленьких — место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.
1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно — с симпатичными яркими рисунками
Важно выбирать легкие ложки и тарелки — малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами. 2
При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки, а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
3. Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами — они лучше подойдут маленьким рукам.
4. Справа от них — чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы — они быстро разобьются.
5. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые — они удобнее.
6. На столе обязательно должна стоять хлебница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья.
7. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток — так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла.
Хороший пример сервировки стола — на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?
Культура питания
Культура питания
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней
Именно поэтому в яслях-саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей
При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта,
полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить. Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками
Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками
Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников
Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Клишевич Н.В.
Литература:
1.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 № 8 Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования».
2.Учебная программа дошкольного образования. – Мн., 2012.
свернуть
Меню на день в детском саду: какие продукты используются?
Примерное меню обязательно содержит отсылки к рецептам той или иной готовой пищи из сборников рецептур для питания детей.
При этом названия должны соответствовать в обоих документах. Повторное приготовление одного и того же блюда в один день не допускается.
Производство еды осуществляется согласно технологическим картам. Последние включают рецептуру, а также технологию.
Рацион для несовершеннолетних должен соответствовать примерному меню по факту.
Согласно п. 15.6 в зависимости от времени приема еды малышам рекомендуется предлагать:
- запеканку (яичную, творожную) и каши, напиток с бутербродом – на завтрак;
- салаты, овощи в качестве закуски, суп, гарниры с мясной или рыбной
продукцией, напиток – на обед; - булочку, запеканку с соком или чаем – на полдник;
- творожные продукты, салаты, мясо (рыбу), горячий напиток – на ужин.
Loading…
Taking too long?
Reload document
|
Open in new tab
Воспрос от читателя
Здравствуйте. Можно ли в садик приносить печенье и конфеты в заводской упаковке в качестве воспитательной системы — умения благодарить, умения делиться? Добрый день! Приносить продукты питания в детский сад, в любой упаковке запрещено.
Энергетическая ценность блюд в детских садах.
Суммарная ценность блюд по приемам пищи должна приравниваться к установленным СанПиН нормам.
Если в ДОУ предусмотрено восьмичасовое пребывание детей, то в примерном меню обязательно должны найти отражение:
- молочная продукция;
- мясо (рыба);
- фрукты;
- хлебобулочные изделия;
- картофель;
- сливочное и растительное масла;
- овощные культуры;
- сахар;
- соль.
При формировании меню для групп, кратковременно пребывающих в дошкольных организациях, в рацион вводится продукция с учетом фактора кратковременного посещения ДОУ.
Отсутствие продукции, необходимой для предоставления малышам сбалансированного питания, предоставляет возможность осуществить замену на аналогичные по составу.
Процедура осуществляется с учетом таблицы калорийности и содержания белков (углеводов).
Свежие овощи, фрукты можно поменять на соки либо быстрозамороженную продукцию.
Примерного меню, утвержденное руководителем образовательной организации, является основой для формирования меню-раскладки.
Последнее содержит показатели выхода блюд для несовершеннолетних разных возрастных групп.
Раскладка может формироваться в электронном виде. При заказе продуктов ДОУ рекомендовано составлять дополнительное меню-требование.
Данный шаг позволит организовать правильную логистику детского сада.
Питание аллергиков в детском саду.
Так, в специализированных учреждениях или классах для детей с хроническими проявлениями (аллергия на продукты питания, предрасположенность к инфекционным болезням, диабет) питание организуется согласно принятым принципам лечебного рациона.
Последний подбирается в зависимости от недуга ребенка и включается в меню.
Как проходит обед
После того, как все пришли с прогулки, детки-дежурные должны выполнить свои обязанности: они помогают нянечке накрывать столы (ставят салфеточки и тарелочки под хлеб, расставляют чашечки с блюдцами, раскладывают ложечки и вилочки). Воспитатель называет дежурным блюда, которые подадут сегодня на обед.
Перед тем как начинать принимать пищу, проводят обязательный режимный момент — умывание: воспитатель обращает внимание деток на то, чтобы у них правильно формировались культурно-гигиенические навыки. Потом воспитатель предлагает всем садиться за столы, обращая внимание на то, чтобы детки сидели ровно, ножки ставили прямо, а их локотки не лежали на столе
Ребенок-дежурный рассказывает о том, что сегодня будет на обед и желает приятного аппетита.
В то время, когда проходит обед в детском саду, воспитатель может рассказать о том, что кушать — очень полезно — детки быстро растут, становятся крепкими и никогда не болеют. Малышей, которые не кушают, стараются убедить в том, чтобы они хотя бы немножко пожевали.
Когда обед закончен, детишки встают из-за своих столиков, говорят спасибо и убирают за собой чашки. Детки, которые дежурят, старательно помогают убирать посуду, не торопятся, держа ее двумя ручками.
Рецепты детсадовских блюд
С раннего возраста у вас должны были остаться воспоминания о блюдах, предлагаемых в детском саду. Над этим меню трудятся диетологи, так как детки должны получать нужную дозу витаминов и полезных микроминералов, а само питание должно быть сбалансированным. Вы можете вспомнить детство и повторить полюбившиеся блюда на своей кухне, чтобы угостить своих малышей.
Рецепт вкусного горохового супчика
Детсадовское меню ассоциируется у нас с гороховым супом. Для того чтобы приготовить именно такой суп вам понадобится полтора стакана гороха. Залейте его жидкостью до полного погружения и поставьте на средний огонь до закипания. Для того чтобы избежать комочков, добавьте третью часть ложки соды. При полном закипании подлейте немного воды и варите до тех пор, пока горох не станет мягким.
Обратите внимание, что лучше всего варить суп из желтого или зеленого гороха, чтобы добиться необходимого оттенка. В сваренную пюреподобную массу добавьте два литра куриного бульона и доведите до кипения
После этого добавьте предварительно отваренное куриное мясо, мелко нарезанную картошку и специи по вкусу. Через несколько минут добавляется пассированный лук с морковью. Подают к столу готовое блюдо после того, как оно хорошо настоится.
Соус из сметаны – возвращаемся в детство
Помните, к оладьям или сырникам в саду подавали вкусный соус из сметаны? Попробуем воссоздать его в домашних условиях. Для этого нам понадобится молоко (300 мл), три столовых ложки муки и три чайные ложки сахара, немного соли. Составляющие смешиваются и варятся до момента загустения. После того, как смесь остынет, добавляем три столовые ложки сметаны и тщательно взбиваем до появления пены.
Овощное суфле родом из детства
Как правило, детки не любят овощи. Однако, есть способ привить им любовь к полезным овощам – приготовить вкусное суфле. Для этого подготовьте 300 г овощей, по вкусу. Протушите их вместе с 15 г сливочного масла. Пропустите через сито и добавьте манную крупу и 15 г сахара. Смесь варится на медленном огне и постепенно перемешивается. Для того чтобы суфле было вкуснее, добавьте 150 г перетертых яблок, и взбейте содержимое. Добавьте два яйца, перемешайте и отправьте блюдо в духовку.
Если маленькие привереды наотрез отказываются есть овощи, можно заменить их мясом или рыбой (150 г). Для этого порцию сливочного масла надо уменьшить до 10 г. Такое блюдо можно предложить малышам в для разнообразия и чередовать с овощным суфле.
Вместе с этим ищут и читают:
С какого возраста можно давать куриную печень ребенку
иКак повысить аппетит у ребенка 2 года
Меню-требование на выдачу продуктов питания. Форма 0504202
А это значит, что питание в этом саду может быть некачественным и потенциально опасным для ребенка.
Не кормите ребенка перед садом, иначе он может отказаться от завтрака, который, кстати, подается в детском саду сразу, как только соберутся все детки.
Если у ребенка непереносимость каких-либо продуктов или пищевая аллергия, в первую очередь проконсультируйтесь с врачом, а потом уже с диетологами садика или с воспитателем.
Если проблема довольно серьезная, и в саду ребенок рискует заболеть, то вам лучше будет определить ребенка в специализированный сад, где предусмотрено диетическое меню для детей.
Ну и напоследок хочется сказать, чтобы вы не переживали, если ваш ребенок плохо ест в садике. Ему еще нужно адаптироваться, привыкнуть к детсадовской еде, к режиму питания, к воспитателям и сверстникам. Поэтому не думайте, что малыша в саду плохо или невкусно кормят.
А лучше всего пообщайтесь с мамами других деток и узнайте, как их малыши относятся к питанию в детском саду.
Главная Здоровое питание, рецепты Меню в детском саду: каким должно быть питание в садике?
Важные нюансы
Ребенок-вегетарианец
Вопрос о том, стоит ли ребенка приучать к вегетарианству – вопрос отдельной статьи. Добиться однозначного ответа на него практически невозможно, поскольку мнения сторонников и противников вегетарианского питания различны. Но если уж так вышло, что ваш ребенок – вегетарианец, и родители ничего не хотят менять в его пищевых привычках, то придется изрядно попотеть, прежде чем удастся найти детский сад, в котором чаду обеспечат такое питание.
Проблема это настолько большая, что порой мамы принимают решение вообще не водить малыша в садик, а так и сидеть с ним дома до самой школы. Отдельно готовить ребенку в муниципальном садике никто не будет, как не разрешат и приносить пищу с собой из дома. Выход есть, хотя найти его порой бывает сложно.
Многие родители, которые сталкивались с такой проблемой, пришли к выводу, что оптимально найти вегетарианский детский сад, но таких на всю Россию раз-два и обчелся. Если финансы позволяют, можно отправить чадо в частный садик (обязательно с выбором питания, прописанном в договоре). Там малышу будут предлагать только те блюда, которые выберет для него из существующего списка мама или папа.
Если частный садик не по карману, такого садика нет вообще в городе, где вы живете, а в домашний детсад отдавать ребенка боязно, можно попробовать следующие схемы:
- Посещение обычного садика, но до обеда. С утра и до обеда ребенок вполне успеет пообщаться с ровесниками, а на завтрак, как видно из любого меню любого садика, мясные продуктов не подают. Минус в том, что маме полноценно работать не удастся, ведь до обеда ребенка нужно будет забрать домой. Если нет свободных от работы бабушек, эту проблему решить почти не удается.
- Посещение обычного садика на полный день по договоренности с заведующей. Вариант маловероятный, но почему бы не попробовать? Если заведующая согласится на некоторые послабления для одного-двух воспитанников (обычно большего количества вегетарианцев в садике и не наберешь), то воспитателям будет дано четкое и конкретное указание – не давать определенному ребенку мяса и рыбу. Минус – в человеческом факторе. Воспитатель может «не усмотреть», забыть, не проконтролировать. Ребенок будет оставаться без первых блюд, поскольку все они в подавляющем большинстве готовятся на мясном или рыбном бульоне.
Наличие пищевой аллергии
У детей со склонностью к пищевой аллергии порой складываются очень сложные отношения с детским садом, а у родителей таких детей – с воспитателями. Чтобы исключить неприятные ситуации, нужно сразу расставить все на свои места. Берете своего маленького аллергика и ведете на прием к аллергологу. Доктор проводит тесты и назначает анализы крови, после чего составляет подробный список всех продуктов, на которые у малыша может развиться неадекватная реакция организма. С этим списком идете к своему педиатру и просите составить рекомендации для медсестры и диетсестры детского сада №…
С заключением и рекомендациями детского врача идете в детский сад, показываете их заведующей, медицинскому работнику. Отказать в посещении садика теоретически могут, но на практике не станут, ведь прокуратура обязательно живо заинтересуется причинами отказа.
В идеале медсестра будет ежедневно исключать из порций ребенка продукты-аллергены. Не в идеале родители будут делать это сами – для этих целей при входе в группу всегда вывешивают меню на сегодняшний день. Четкие рекомендации относительного того, что можно, а чего нельзя давать именно вашему ребенку из суточного меню, воспитатель будет получать по утрам, когда вы приводите чадо в садик.
10 место — Зеленый суп, как в детском саду (с горошком)
Суп с зеленым горошком как в садике
Это место должно было быть отдано зеленому борщику с яйцом и щавелем, но мнения родителей по поводу употребления кислого продукта детьми до 3 лет разделились и вкусные рецепты детского сада этим вовсе не ограничиваются. Поэтому суп с горохом на индюшином бульоне вполне подошел для нашего рейтинга. Без жидкого вряд ли обойдется любой обед, да и пищеварение ребенка тогда мало страдает, оно налаженное и правильное. Давайте приготовим гороховый суп с зеленью и мясом индюшки.
Нам понадобится для 1 порции супа как в детском саду:
- немного мяса (диетическая индейка) – около 100 грамм,
- овощи – картофель, морковь, лук,
- зеленый горошек (консервированный) – около 50 грамм,
- перепелиное яйцо – 1 шт,
- зелень укропа, соль.
Для приготовления бульона возьмите кастрюлю и налейте туда воды. Чтобы мясо получилось вкусным и сочным его кладут (порезанным) в кипяток, чтобы бульон был наваристым — в холодную воду. Для приготовления вы можете использовать пароварку или мультиварку – тоже хороший вариант. Здесь есть советы по выбору этого кухонного атрибута, возможно они пригодятся и вам.
По традиции, готовя для ребенка, обязательно снимаем пенку после закипания. Так наш бульон получится кристально чистым и прозрачным. Если мясо готовится на пару отдельно, в это время можно сварить овощи тоже отдельно, а потом все соединить. Итак, в кипяток бросаем мелко порезанную картошку, натертую на крупной терке морковь и мелко нашинкованный лук. За 5 минут до окончания варки добавьте горошек и в конце зелень.
Суп в тарелке украсьте яйцом, разрезанным на половинки, а вокруг выложите кусочки мяса. Такой суп обязательно понравится всем детям, ведь главное его достоинство – это вкуснейший бульон, приправленный по минимуму. Кстати, присолить вы не забыли?
ДЕНЬ 4 (ЧЕТВЕРГ)
Завтрак 1
- Помидоры свежие 35 35
- Омлет натуральный, запеченный 80 80
- Какао-напиток, обогащенный микронутриентами, быстрорастворимый на молоке 150 180
- Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
Завтрак 2
- Плоды и ягоды свежие — —
- Нектар персиковый обогащенный — 100
- Сок яблочно-персиковый неосветленный для питания детей раннего возраста 100 —
Обед
- Салат из отварной свеклы с чесноком с растительным маслом 30 60
- Суп-пюре из цветной капусты со сметаной 150 250
- Сухарики из хлеба пшеничного 10 15
- Рыба (филе) припущенная 70 100
- Картофель отварной, запеченный с растительным маслом 100 100
- Компот из плодов быстрозамороженных витаминизированный (вишня) — 180
- Компот из плодов быстрозамороженных (вишня) для детей раннего возраста 150 —
- Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
- Хлеб ржано-пшеничный обогащенный витаминами и минералами 20 30
Полдник
- Запеканка тыквенно-яблочная 100 150
- Молоко сгущенное с сахаром 8,5% жирности 10 15
- Биойогурт питьевой 150 180
- Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
- Изделие кондитерское, обогащенное очищенным гемоглобином — 20
- Вода питьевая детская на весь день 100 150
Ужин 1
- Каша пуховая (гречневая на молоке с яйцами) 120 150
- Соус молочный (сладкий) 20 30
- Кисель витаминизированный из ягод свежезамороженных (клюква) — 180
- Кисель из ягод свежезамороженных (клюква) для детей раннего возраста 150 —
- Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
Ужин 2
- Молоко ультрапастеризованное обогащенное — 150
- Молоко стерилизованное для детей раннего возраста индив. упаковке с трубочкой 200 —
- Булочка с изюмом — 50
Рецепты
У каждого взрослого, кто в детстве посещал детский сад, остались в памяти любимые блюда, которые иногда хочется снова попробовать и вспомнить беззаботное детство. Предложим рецепты любимых детсадовских блюд, которые обаятельно понравятся не только детям, но и взрослым.
Омлет
Приготовить пышный и в то же время легкий омлет, как в детском саду, получается не всегда. Но на самом деле это очень простое блюда, для приготовления которого необходимо знать маленькую хитрость. Для приготовления вам понадобятся:
- куриные яйца 6 штук;
- молоко 3,2% жирности 400 мл;
- холодная вода 50 мл;
- сливочное масло – 10 г для смазывания формы;
- соль.
В глубокой миске взбейте яйца, а затем добавьте молоко, немного воды и соли. Затем смажьте подготовленную форму сливочным маслом и влейте полученную смесь. Разогрейте духовку до 150 градусов и поставьте форму запекаться на 30 минут.
Гуляш с картофельным пюре
Приготовить гуляш с пюре, как в садике, не так сложно в домашних условиях. Для этого понадобятся:
- говядина первого сорта (без кости) – 500 г;
- репчатый лук;
- морковь;
- мука 1 ст. ложка;
- томатная паста 1 ч. ложка;
- лавровый лист;
- соль по вкусу.
Для начала порежьте мясо на небольшие брусочки. Опустите мясо на сковородку с небольшим количеством воды, а затем добавьте мелко порезанный лук и морковь. Мясо необходимо тушить в собственном соку в течение 1 часа на среднем огне. При необходимости можно долить воду. Затем в 200 мл воды необходимо развести ложку томатной пасты и муку, содержимое вылить в сковородку к мясу и добавить лавровый лист и соль.
Для приготовления пюре понадобится:
- картофель – 2-3 штуки средних размеров;
- молоко 80 мл;
- сливочное масло 20 г;
- соль.
Почистите картофель и опустите в кастрюлю с водой, доведите до кипения и добавьте соль. Варите картофель до готовности. Затем слейте отвар, оставив 200 мл для приготовления пюре. Измельчите картофель и добавьте кипяченое молоко и сливочное масло. Тщательно перемешайте. При необходимости можно добавить в пюре оставшийся отвар.
Котлеты
Приготовить тефтели и котлеты, как в детском саду, старались многие мамы, чтобы угодить маленькому привереде. Но получались они далеко не всегда так вкусно, как об этом рассказывал ребенок, выходя из детского сада. Хотя в действительности рецепт тефтелей очень простой. Для приготовления вам понадобятся:
- мясной фарш 500 г;
- мякиш черного хлеба 300 г;
- молоко 250 мл;
- средних размеров луковица;
- соль.
Для начала замочите мякиш хлеба в молоке. Корочки хлеба отправьте в разогретую духовку подсушиться. Затем мелко нашинкуйте репчатый лук и добавьте его в фарш вместе с размоченным хлебом. Измельчите сухари в крошку и обваляйте в ней сформированные котлеты.
Творожная запеканка
Еще одно полезное лакомство, которое нравится многим детям.
Ингредиенты:
- творог 9% 500 г;
- яйцо 2 штуки;
- молоко 200 мл;
- манная крупа 50 г;
- сахар 2 ст. ложки;
- сливочное масло 10 г.
Смажьте сливочным маслом форму для выпекания. Все оставшиеся ингредиенты необходимо смешать в глубокой миске и тщательно перемешать. Разогрейте духовку до 220 градусов и поставьте форму запекаться на 20 минут. Когда на запеканке появится аппетитная румяная корочка, форму можно доставать.
Еще больше о питании в детских садах смотрите в следующем видео.