Можно ли бить ребенка в целях воспитания: советы и рекомендации
Содержание:
- Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?
- Возможные последствия
- Можно ли бить ребенка по губам
- Не в аффекте, а в любви
- Лучше меньше, да лучше
- Шлепки — это тоже насилие
- Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?
- 7 советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:
- Как остановиться
- Последствия физических наказаний у разных малышей
- Почему вообще бьют детей?
- Меры предостережения
Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?
Бывает так, что ребенок сделал что-то, может быть, даже очень нехорошее, но неосознанно и непроизвольно. Взрослые, кстати, тут не отличаются – сколько боли мы причиняем друг другу, совершенно того не желая или даже не понимая, как это могло произойти. Вспоминается – «прости нам грехи вольные и невольные».
Как говорилось выше, наказание должно логически вытекать из прозрачной системы правил. Поэтому, если, скажем, правило не было введено, договоренности и обязательств не было, то наказание неправомерно. Например, если в семье нет четкого правила, что ты всегда сначала делаешь уроки, а потом идешь гулять, то не надо наказывать за то, что ребенок сегодня сначала пошел гулять – ведь вы об этом не договорились. Это будет формировать ощущение несправедливости, бессилия и небезопасности – никогда не знаешь, за что тебя сегодня накажут.
Важно учитывать мотивацию ребенка. Например, девочка-дошкольница, оказавшись одна дома, решила «сшить» себе платье и порезала для этого мамино любимое платье на куски, обмотала себя полученными фрагментами ткани и такой красавицей предстала у входной двери, когда мама пришла с работы
Нельзя ребенка ругать и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя.
Вспоминаются подобные истории из жизни клиентов, когда после такого искреннего творческого порыва ребенок встречался с жесткими, иногда жестокими и, главное, не понятными тогда для него последствиями, и после этого человек много лет, уже во взрослом возрасте боится проявлять инициативу, живет со страхом самовыражения и «блоком» на творчество. Еще раз – наказание должно быть понятым.
Возможные последствия
Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.
- Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
- Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
- Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
- Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
- Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
- Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
- Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
- Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
- Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
- Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
- Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
- Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
- Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
- Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
- Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.
Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.
Можно ли бить ребенка по губам
Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:
Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.
Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.
Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри
Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.
Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии
Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!
Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.
Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться
И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное
Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово. Как реагировать родителям?
Не в аффекте, а в любви
Наказывать, как и ругать, прояснять отношения и прочее крайне желательно в спокойном мирном состоянии, а еще лучше – с искренним чувством любви в данный момент. Полезно не забывать про формулу Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает».
Принципиально важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят всегда, любого, но это не означает, что все, что он делает, хорошо. Травматичным для ребенка оказывается посыл «я тебя такого не люблю» – станешь другим, исправишься, тогда посмотрим (посыл условной, а не безусловной любви)
Это не обязательно прямо сказанные слова, это может быть охлаждение, отчуждение, злость, игра в молчанку, эмоция или выражение лица родителя, по которым ребенок читает: я плохой, я не нужен, я не любим. Последствия условной любви в детстве мы имеем сплошь и рядом, но это тоже отдельная серьезная тема.
Если вы пришли домой с работы уставшие и голодные, увидели, что ваше чадо натворило нечто ужасное, и обнаружили себя уже с трясущимися руками от злости и слезами от бессилия – не говорите и не делайте в этот момент ничего! Во всяком случае, постарайтесь этому учиться. Это может оказаться непросто, не стоит смущаться, опускать руки, если не получается – важен вектор и постепенность.
Итак, сначала придите в себя и только после этого занимайтесь воспитанием. Наказания в аффекте или от собственного бессилия – не лучшая форма педагогики.
Лучше меньше, да лучше
Вообще, стоит сказать, что запретов в семье должно быть немного, они должны быть четкими и понятными для ребенка, однозначными. Не надо вводить много правил, пусть лучше их будет мало, но зато они будут безукоризненно соблюдаться всеми членами семьи
И это очень важно
Если папа запрещает смотреть мультики каждый день, а мама периодически разрешает (ну, сегодня можно, ладно, ничего такого, хотя мы и договаривались, что можно смотреть только через день), то сама эта несогласованность между родителями оказывается куда более вредной, чем, казалось бы, такой безобидный факт как смотрение мультфильма.
Это провоцирует неравное отношения ребенка к родителям и коалицию с одним из них (мама хорошая, она разрешит), а также учит ребенка манипулировать, чтобы добиваться своего.
Дети очень быстро усваивают, к кому с какой просьбой и как надо подойти. У бабушки надо попросить конфет, маме надо сказать, что ты плохо себя чувствуешь, чтобы не пойти в школу, а у папы надо клянчить велосипед – именно так, а не наоборот, и тогда получишь свое.
Нередко бабушки приносят много проблем в семью, когда остаются с внуками и начинают разрешать им то, что запрещают родители, аргументируя это своей любовью.
Правила должны быть едины
И, если вы кого-то привлекаете к воспитанию своих детей (бабушку, няню, тетю, дядю – неважно), то договоритесь сначала о том, чтобы эти люди соблюдали те правила, которые существуют у вас в семье. Двойные стандарты, если они окружают ребенка, аукнутся потом немалыми проблемами, когда он вырастет
Но это отдельная тема.
Итак, наказания должны проистекать из понятной и однозначной системы правил. И поводов для наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений.
Наказания должны быть совершенно понятным для ребенка – за что конкретно и почему это было плохо. «Ты просидел весь день за компьютерной игрой, хотя мы договаривались, что ты будешь играть не больше часа в день, то есть ты нарушил обещание – раз, и не сделал из-за этого уроки – два. И поэтому ближайшие три дня ты не будешь вообще подходить к компьютеру». Тогда это учит ответственности за свои действия.
А если просто сказать: «ты плохо себя ведешь, сколько можно, как ты меня достал, не пущу тебя больше к компьютеру», то ребенок может услышать это так: я плохой, я надоел, меня не хотят, меня не любят. Или: вечно им все не так, лишь бы ругать и запрещать, ну, что я такого сделал-то?
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?
— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?
Нет ни одной причины бить ребенка
— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.
— В вашей практике были такие случаи?
— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.
Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.
К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.
— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?
— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.
Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.
Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.
Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.
— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?
— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.
Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня
Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.
В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.
— А от чего?
— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.
А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.
Что же, не бить никогда? А если шлепнуть и по делу?
Сегодня активно обсуждается проблема телесных наказаний детей. Часто спрашивают: а если шлепнул, а если подзатыльник, а если по памперсу, а если ударить иногда и только за большой проступок? И так далее – вариации самые разные.
Есть проблема в самой попытке провести границу возможного по «телесному» критерию. Важен широкий контекст, в котором наказание осуществляется, о чем говорилось выше. Важна конкретная ситуация – за что, было ли это обговорено заранее, было ли ребенку известно, что за данное нарушение последует такое-то наказание. Важна мотивация ребенка, почему он это сделал.
Не менее важна мотивация родителя – что им движет сейчас, в этот конкретный момент, когда он хочет поднять руку. Важны отношения, внутри которых рождается то или иное наказание (например, это могут быть отношения «тиран – жертва», «сильный носитель власти – бессильный подвластный», «агрессор – преследуемый» и т.п.).
Одно и то же действие (пощечина, шлепок или удар) будет совершенно разным в зависимости от множества факторов, часть из которых были названы. Поэтому, по-видимому, невозможно оценить поступок по его внешнему проявлению. И ведь это так вообще в жизни, в том числе в духовной, почти про все можно сказать. Один есть мясо в пост, потому что он вообще не в курсе, что сейчас пост, другой – потому что у него низкий гемоглобин, третий – потому что ему лень готовить всякие кашки с овощами, четвертый – потому что он строитель и на кашках просто загнется.
Мое частное мнение – лучше телесных наказаний избегать в принципе, то есть не использовать их вообще. Последствий и вреда может оказаться куда больше, чем ситуативной, вроде бы видимой пользы. Не будем забывать, что насилие порождает насилие. «Бьет, значит, любит» – один из мифов, которые нередко используют женщины, которых в детстве били родители, а теперь бьют мужья. Используют для оправдания насилия, потому что сделать с этим ничего не могут, а признать горькую правду, что это может быть никакая не любовь, не хватает мужества.
7 советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:
- Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.
- Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработать систему своевременных поощрений за хорошее поведение.
- Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.
- Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.
- Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.
- Учите его выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.
- Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.
Как остановиться
Очень важно, чтобы родителям вовремя пришло осознание того, что применение сил в качестве наказания является неприемлемым. Чтобы остановить себя, сдержаться, не позволить своему гневу взять над собой верх, можно применять следующие методы
- Представьте себя на месте ребенка, а в вашей роли пусть выступает какой-то огромный и злой человек.
- Если у вас возникает желание ответить на непослушание карапуза, скажите ему, что вы огорчены его поступком и спокойно, молча отправьтесь в свою комнату.
- Чтоб успокоиться, можно посчитать от одного до десяти.
- Задумайтесь, стоит ли сложившаяся ситуация такого наказания.
- Если злость так и рвется наружу, переключитесь с произошедшего события, например, на одежду малыша, его волосы, глазки.
- При первых желаниях распустить руки, представьте, что вы находитесь на людях и на вас все смотрят, и оценивают ваше поведение.
- Если малыш вас разозлил, вместо криков, начните петь песни.
- Применение рукоприкладства можно заменить простым действием. Вам достаточно взять ребенка за плечи, посмотреть ему в глаза и строгим голосом произнести свою просьбу о хорошем поведении.
- При пробуждении сильного желания дать сыну или дочери по попе, представьте, что это чужой малыш, и вы не имеете никакого права так себя вести.
- В момент непослушания, можно напоминать карапузу о подобных случаях из сказок, рассказывайте, что послушные получают награды, а непослушные всегда наказаны тем или иным способом.
https://youtube.com/watch?v=133tyt7nRIY
Последствия физических наказаний у разных малышей
Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:
Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.
Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.
Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.
Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.
Почему вообще бьют детей?
Насилие порождает насилие. Как правило, бьют детей те, кого били в детстве. Прежде всего, потому что это привычная и понятная форма детско-родительских отношений – усвоенный семейный сценарий переносится на новую семью. Некоторые даже считают, что это хорошо: «меня били, и это было справедливо и полезно, и я тоже буду так воспитывать детей, чтобы они выросли настоящими людьми (как я)».
За этим феноменом стоит несколько моментов. С одной стороны, такой человек просто не знает, как по-другому, у него не было этого в опыте и ему трудно представить, что можно иначе. Так, как было у меня, становится всеобщей нормой в моем сознании.
И это касается не только наказаний – многое из того, к чему мы привыкли, особенно с детства, представляется порой единственно верной нормой, которая потом, нередко неосознанно, воспроизводится в следующем поколении.
С другой стороны, важно отметить, что к телесным или любым другим жестоким наказаниям родитель прибегает, чаще всего, по следующим причинам:
1) от собственного бессилия (слабости, отчаяния), потому что другими средствами не может справиться с ребенком;
2) в состоянии аффекта, когда сильные эмоции зашкаливают («сорвался»);
3) из-за собственной жестокости и тирании, когда родитель сознательно и произвольно, в спокойном состоянии (не в аффекте) регулярно наказывает ребенка (например, по выходным избивает ремнем до синяков по всему телу за все проступки в течение недели).
В данном случае мы обычно имеем дело с серьезными психологическими проблемами родителя. Это могут быть собственные непроработанные детские травмы (нередко, например, насилие в родительской семье); нездоровая потребность самоутвердиться, проявить власть и силу (например, показать, «кто в доме главный»); не менее нездоровый способ выплеснуть свою собственную регулярно накапливающуюся агрессию (пока бью, вхожу в раж, выражаю таким образом свою злость, с которой не умею обходиться иначе, и при этом думаю, что это же я не злюсь, а справедливо воспитываю, то есть творю благо).
Могут быть и более серьезные проблемы с психическим здоровьем, разные формы психопатологии, которые не обязательно относятся к т.н. большой психиатрии, но могут требовать медицинского вмешательства.
И если в первом и втором случаях (бессилие и аффект) родитель, как правило, осознает, что лучше все же быть с ребенком поласковее, понимает, что хотел бы не наказывать так сильно и больно, но каждый раз «срывается» или просто не знает, как быть иначе, не справляется, то в третьем случае проблема нередко особенно осложняется тем, что родитель полностью уверен в своей правоте.
Меры предостережения
Для того, чтобы не допускать даже мысли о физическом наказании ребенка, родителям следует придерживаться особых правил.
Если карапуз пытается дотянуться до предмета, который представляет для него опасность или хочет закатить истерику, просто переключите его внимание на какую-то игрушку, завлеките игрой, предложите взглянуть на поведение другого ребенка.
Чтоб малыш полностью осознал, например, какую опасность таит горячий утюг, продемонстрируйте это, слегка притронувшись к подошве прибора. Тихонько вскрикнув, произнесите вслух, какой он горячий и как вам теперь больно
Такая демонстрация намного сильнее закрепиться в сознании ребенка, чем ваш словесный запрет.
Родители должны понимать, что недопустимы и моральные оскорбления
Карапуз должен чувствовать, что его любят и уважают.
Если ребенок подвержен приближающейся опасности, важно сохранять спокойствие и без лишних криков, огородить его от нее.
Полностью откажитесь от угроз в адрес малыша, особенно если они заведомо неисполнимы.
Не нужно изолировать ребенка от всех опасностей, даже самых маленьких, которые его окружают. Малыш все равно будет пытаться познавать мир, но, как известно, такое рвение ребенка будет вызывать негодование у родителей
Чтобы этого не допустить, можно вместе с карапузом совершать познавательные действия.
Теперь вы знаете, что подобное поведение является недопустимым в воспитании ребенка. Каждый раз, когда у вас возникает мысль о том, чтобы взять в руки ремень или просто ударить ребенка ладошкой по попе или по лицу, задумайтесь над всеми возможными последствиями применения физической силы. Всегда помните об альтернативных методах наказания
Очень важно, чтобы малыш рос не только со здоровым телом, но и с сильным духом, с крепкой психикой