Специальный врач. неонатолог
Содержание:
- Борьба за жизнь
- Мама-кенгуру
- Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?
- КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
- Патофизиология и факторы риска
- Прогноз и профилактика сепсиса новорожденных
- МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО
- Уход за недоношенным ребенком на втором этапе выхаживания
- Задачи взрослого
- Развитие психических функций
- Анатомо-физиологические особенности
- Лечение сепсиса новорожденных
Борьба за жизнь
Понимать, из-за чего плачут младенцы, Наталья научилась с годами. В перинатальном центре она работает больше десяти лет. О профессии врача мечтала со школы, а уже в мединституте поняла, что хочет лечить не просто детей, а самых маленьких. С рождения до 28 суток считается неонатальным периодом.
Новорожденные настолько отличаются от младенцев двух-трехмесячного возраста, что им нужен собственный врач. Даже анализ крови новорожденного нельзя «расшифровывать» так, как у месячного малыша – слишком много нюансов.
Ежедневно неонатолог делает все, чтобы ее пациенты поскорее окрепли, набрались сил и здоровья. Фото: pixabay.com
С тех пор, как начали выхаживать младенцев с экстремально низкой массой тела – от 500 граммов, неонатология получила новый виток развития. В практике Натальи тоже были такие крохи. Самая маленькая ее пациентка – Тамара – родилась в 23 недели и весила 530 граммов. Сейчас девочке уже пять лет, и она ничем не отличается от своих сверстниц. Мама Тамары отправляет Наталье Тюриной фотографии дочери, делится с врачом успехами ребенка.
Вопрос-ответ
Можно ли получить выплаты на первенца за предыдущие месяцы?
«С одной стороны, выхаживание таких малышей – тяжелый труд, нередко – борьба за жизнь, – рассказывает неонатолог. – С другой, бывает, что у родителей это последний шанс иметь своего ребенка, и мы вместе с ними радуемся, когда он вырастает здоровым и любознательным на счастье маме и папе. Большинство недоношенных малышей, повзрослев, ничем не отличаются от сверстников. Они так же ходят в детский сад, ведут активный образ жизни. Те, кто не знают, даже не подумают, что перед ними ребенок, родившийся раньше срока и с экстремально низкой массой тела».
Мама-кенгуру
Неонатология как наука все время идет вперед. Меняются и развиваются подходы, технологии, методы. Например, получил распространение метод кенгуру, когда максимально долго малыш находится с мамой в контакте «кожа-к-коже».
Практически ко всем детям в реанимации приходят мамы. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
«Мы активно практикуем госпитализацию мам в отделение патологии новорожденных, когда сами детки еще в реанимации
Это важно – чтобы мамы могли приходить к детям, сцеживать для них грудное молоко каждые три часа, — рассказывает Наталья. – Обязательно используется метод «кенгуру», даже если ребенок весит меньше килограмма: выкладываем ребенка на грудь мамы «кожа к коже», чтобы малыш получал микрофлору матери, а она, в свою очередь, получала положительные эмоции
Ребенок успокаивается, у мамы прибывает грудное молоко. Этим методом мы активно пользуемся и видим эффект, действительно, детки лучше выхаживаются. Вообще, дети чувствуют, когда мама к ним приходит, сатурация у них улучшается, сердцебиение нормализуется».
Статья по теме
Необъяснимая связь. Нужно ли отдавать ребенка в ясли с двух месяцев
По словам Натальи, практически ко всем недоношенным деткам в реанимации приходят мамы.
«Если ребенок попал в реанимацию, я советую родителям не отчаиваться, настраиваться только на положительные эмоции и верить, что все будет хорошо, – говорит Наталья. – У нас бывают дети в тяжелом состоянии, и если мамы нервничают, то дети все очень чувствуют. Когда мама настроена положительно, ребенок понимает, что его любят, все будет хорошо».
Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?
Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.
Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.
В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.
Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать
Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.
Литература:
-
Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.
-
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.
КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
1. Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не менее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.
2. Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефалопатии она должна быть в стадии значительного улучшения.
3. Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.
4. Основные клинические анализы должны быть без патологических отклонений.
5. Благоприятные социально-бытовые условия (желанный ребенок, хорошая семья, заботливая мать, нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).
6. Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.
• 7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.
Особенности наблюдения за недоношенными детьми:
— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки незрелости органов и систем, особенности течения пограничных состояний:
— максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепенное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жизни;
— физиологическая эритема кожных покровов яркая, сохраняется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;
— крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональный криз;
— желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее
может затягиваться до 3-х недель;
— физиологическая диспепсия специфических особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;
— транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношенных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.
— При оценке физического развития антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность головы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физическое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес. недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.
— При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношенных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.
— Обратить внимание на склонность недоношенных детей к развитию фоновых заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и лечение
— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические периоды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)
Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0. 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л
— Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0 . 1012/л, после 2-х недель — Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л.
— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Детям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.
— Санпросветработа с родителями об особенностях развития недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.
— Рекомендовать индивидуальное психо-физическое воспитание ребенка в сенье, закаливающие процедуры.
— Информировать родителей о возможных причинах недоношенности и о своевременном их устранении при повторной беременности.
Патофизиология и факторы риска
Есть ряд перинатальных и акушерских факторов, увеличивающих риск возникновения сепсиса новорождённых. Это преждевременный разрыв околоплодных оболочек (или ПРПО), симптомы которого проявляются примерно за 17-18 часов до рождения ребёнка. Также к факторам риска относят и хориоамнионит у матери. Он может начаться как в процессе родов, так и незадолго до них — с симптоматикой материнского лейкоцитоза, болезненностью матки, выделениями с неприятным запахом и тахикардией. При колонизации В-стафилококками риск возникновения сепсиса повышается в несколько раз.
Известно, что у матерей, имеющих низкую плотность колонизации стафилококками группы В, часто рождаются дети, колонизация у которых, наоборот, имеет высокую плотность. В околоплодных водах содержатся меконий и смазка. Их среда провоцирует интенсивный рост и развитие микроорганизмов (в частности, разных видов стрептококков). Если происходит преждевременный разрыв оболочек плода, патогенная микрофлора начинает усиленно размножаться. Аспирация способствует её попаданию в кровоток ребёнка, в результате чего быстро развивается бактериемия.
При позднем начале сепсиса новорождённых в качестве основного фактора риска следует отметить роды, начавшиеся преждевременно. К другим фактором относят использование внутрисосудистых катетеров, наличие ассоциированных патологий, действие некоторых антибактериальных препаратов и длительное нахождение в условиях стационара.
Грамположительные виды стафилококков попадают в организм ребёнка из внешней среды либо с кожных покровов. Грамотрицательная кишечная палочка, как правило, находится в эндогенной микрофлоре и начинает проявлять себя в условиях изменения внутренней среды организма: например, микрофлора может меняться при приёме антибиотиков или попадании резистентных бактерий. Резистентные бактерии могут оказаться внутри организма ребёнка, как минимум, двумя путями:
- через контаминированное медицинское оборудование;
- через руки медицинского персонала при некачественной обработке.
Грибковая флора, способствующая развитию сепсиса, попадает в кровь при длительном применении катетеров центрального типа, а также при регулярном перекармливании и применении некоторых антибиотиков цефалоспориновой группы.
Прогноз и профилактика сепсиса новорожденных
Если ребёнок рождается недоношенным и у него низкая масса тела, уровень летальности при сепсисе составляет от 2 до 4 раз выше, чем у доношенных детей. При этом показатель общей летальности при раннем сепсисе — от 3 до 40%, при позднем — от 2 до 20%.
Количество летальных исходов при позднем сепсисе зависит от причины возникновения инфекции. Если сепсис вызван грамотрицательными микроорганизмами или грибком, летальность составляет от 32 до 36%.
При критически низкой массе тела дети с бактериальным сепсисом или кандидозом могут получить серьёзные осложнения в виде неврологических заболеваний.
Профилактические меры, помогающие минимизировать и предотвратить развитие сепсиса у новорождённых, заключаются:
- в предупреждении внутрибольничных инфекций;
- в регулярной грамотной обработке рук медицинского персонала (как до контакта с пациентами, так и после контакта с ними);
- применение одноразового инвентаря медицинского назначения;
- профилактические курсы антибактериальных препаратов женщинам, находящимся в родах;
- профилактические курсы противогрибковых средств;
- минимальные инвазии;
- сокращение времени использования венозных катетеров;
- как можно более ранний переход на грудное вскармливание;
- регулярная проверка знаний медицинского персонала по инфекционному контролю;
- обучение женщин основным правилам антисептики и уходу за детьми.
Безусловно, в целях борьбы с внутрибольничными инфекциями важны регулярные мероприятия, способствующие их выявлению и предупреждению.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО
Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации. Кормление через зонд может быть прерывистым, когда зонд используют для введения порции молока, после чего его сразу удаляют (обычно каждые 3 часа). Зонд вводят на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного отростка, что составляет около 10-12 см. На свободном конце зонда имеется отверстие для ввода шприца, по которому отмеренное количество молока медленно под действием силы тяжести подается ребенку.
Орогастральное введение зонда лучше, чем назогастральное, т.к. последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать возникновению апноэ.
Маловесным недоношенным детям (менее 1500 г) так же, так и более крупным, но вялым, с тенденцией к застою в желудке, необходимо ввести постоянный зонд. Такой зонд может находиться в желудке 3-7 дней. Введение молока осуществляется медленно: либо капельно, с помощью специальной капельницы, либо с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса.
Важным условием при нарастающем объеме вскармливания, особенно у детей, находящихся на интенсивном лечении, шляется необходимость аспирации (с помощью шприца с поршнем) содержимого желудка перед каждым кормлением, если оно состоит, в основном, из воздуха и остатков слизи, то кормление следует продолжать по стандартной схеме. Если при этом получают более 10% объема предыдущего кормления, объем молока следует уменьшить и потом очень медленно yвеличивать его.
Срыгивание, рвота, вздутие живота служат показаниям отмене стандартной схемы вскармливания до выяснения причин, вызывавших эти симптомы.
Оптимальным для недоношенных детей является кормление грудным молоком матери (термически необработанным).
Для самых маловесных детей грудное молоко необходимо дополнительно обогащать белком, кальцием, фосфором железом.
Уход за недоношенным ребенком на втором этапе выхаживания
Выхаживание недоношенного ребенка на втором этапе строится индивидуально и является логическим продолжением мероприятий, начатых в отделении патологии новорожденных родильного дома.
Недоношенные дети с массой тела в момент поступления 1700 г и менее обычно нуждаются в дополнительном обогреве, в связи с чем их помещают в кувез-кровать. Необходимость дополнительного согревания таких детей обычно исчезает к концу 2-3 недели жизни. «Экстремально» недоношенные нередко находятся воткрытых кувезах до полугора-двухмесячного возраста.
Кувезы закрытого типа на втором этапе выхаживания используют чаще всего для больных детей.
Температура воздуха в отделении второго этапа выхаживания недоношенных соответствует таковому в отделении патологии новорожденных родильного дома, однако в палате, где задерживаются дети с массой выше 2500 г, она должна быть снижена до 23-24 С°.
Антропометрию проводят в день поступления (измеряют окружность головы, груди, плеча, бедра, голени, рост, массу), затем повторяют это исследование ежемесячно. Исключение представляют определение массы тела и окружности головы. Взвешивают детей ежедневно, а в случае грудного вскармливания – до и после каждого кормления, проводя при необходимости соответствующую коррекцию объема питания. Окружность головы измеряют не реже одного раза в неделю. Одновременно определяют темпы нарастания мозговой части черепа (расстояние между верхними точками ушных раковин) при наложении сантиметровой ленты через свод черепа.
Один раз в неделю пальпаторно определяют плотность костей черепа для своевременной диагностики краниотабеса. Выкладывание недоношенных на живот начинают как можно раньше. Манипуляцию проводят на жесткой поверхности (матрасик) без подушки, так как у некоторых из них даже в месячном возрасте может отсутствовать защитный рефлекс. В последние годы доказана целесообразность выхаживания недоношенных в положении на животе, так как данная позиция способствует увеличению напряжения кислорода в крови и, кроме того, снижает вероятность срыгиваний.
Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении ребенком массы 1700-1800 г. У недоношенных, страдающих метеоризмом, периодически показано поглаживание живота даже при массе тела 900-1000 г.
Игрушку подвешивают на уровне груди на высоте 60-70 см вне зависимости от возраста, срока гестации и состояния ребенка.
Прогулки с недоношенными детьми, длительно находящимися в отделении второго этапа выхаживания, осуществляют на прогулочных верандах или на улице в теплый осенне-весенний период и летом. В случае затяжных бронхолегочных заболеваний и тяжелой анемии недоношенных, показаны прогулки и в зимний период на прогулочной веранде. Прогулки начинают с детьми 3-4-недельного возраста при достижении массы тела 1700-1800 г. Прогулки с глубоко недоношенными детьми можно начинать с двухмесячного возраста при массе тела 1500-1600 г.
Использование ЛФК и массажа недоношенным детям
Виды массажа и ЛФК:
1. Классический массаж общий и локальный (тактильный, расслабляющий, стимулирующий).
2. Точечный массаж (тормозной и возбуждающий).
3. Сегментарный массаж.
4. Физические упражнения:
— рефлекторные;
— пассивные;
— активные (в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка).
— Упражнения в воде, подводный массаж.
Задачи взрослого
Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).
Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений
Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них
Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.
Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной
Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.. Взрослый может ставить новорожденному музыку
Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.
Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.
Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).
Развитие психических функций
Восприятие. Ребенок рождается с низкой остротой зрения, ему трудно зафиксировать свой взгляд на объекте, но мозг ребенка уже реагирует на зрительные, в первую очередь, движущиеся стимулы. Зрительная система младенца способна к различению только крупных объектов и не воспринимает мелкие детали. Движения глаз осуществляются рефлекторно, и никакого процесса рассматривания пока нет. Самым привлекательным зрительным объектом для младенца является человеческое лицо, а из всех возможных лиц – лицо матери (или того человека, который больше всего заботится о малыше).
Уже в период внутриутробного развития отмечается реакция мозга плода на слуховые стимулы, особенно на речь. Новорожденный проявляет интерес к человеческому голосу и, в особенности, к голосу заботящегося о нем взрослого.
Прикосновения играют особую роль в жизни младенца. По-видимому, это один из основных источников информации о мире в данном возрасте. Информация об объекте, полученная таким путем, транслируется в другие системы восприятия и делает мир привычным и знакомым. Хорошие прикосновения к младенцу оказывают на него успокаивающее воздействие, снижают выработку гормонов стресса и, тем самым, способствуют лучшему физическому и познавательному развитию.
Понимание речи. Новорожденный различает звонкие согласные (например, слоги «ба» и «га») и интонационные характеристики обращенной к нему речи.
Собственная речевая активность. Собственные звуки (крик, плач, кряхтение и т.д.) носят еще рефлекторный характер, но к концу периода в структуре комплекса оживления появляется голосовая реакция на появление взрослого.
Эмоциональное развитие. Новорожденный ребенок выказывает беспокойство, недовольство с помощью крика, плача. В возрасте 1 месяца у ребенка начинает формироваться система эмоционального реагирования на появление взрослого. Эта система не может заработать самостоятельно, для этого нужен стимул: контакт «глаза в глаза», улыбка и голосовое обращение взрослого. Все те реакции, которые возникают у ребенка в ответ (улыбка, звуки, повышение двигательной активности), составляют комплекс оживления. Своего завершенного вида комплекс оживления достигает к 3 месяцам. Далее на его основе развиваются коммуникативные способности ребенка.
Двигательные функции. Преимущественно рефлекторные и генерализованные движения. Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, автоматическая ходьба и т.д. На их основе впоследствии возникают истинные произвольные движения (пищевые, манипулятивные, необходимые для перемещения). Новорожденный вынужден бороться с земным притяжением, поэтому его мышечный тонус в норме слегка повышен (физиологический гипертонус). Ему все время приходится отрывать свои конечности от поверхности, на которой он лежит. Совершая много движений конечностями, он тренирует силу своих мышц и, одновременно, получает много новых ощущений от своих собственных движений. Именно благодаря этим ощущениям, он получает обратную связь, которая потом поможет ему научиться управлять своими движениями.
Внимание и управление поведением. До месячного возраста эти возможности достаточно трудно оценить. Очевидно, у малыша есть ориентировочный рефлекс
Он может поворачивать голову в сторону звука. Громкие звуки или включение света вызывают реакцию пробуждения. Некоторые исследования показывают, что новорожденные дети довольно быстро научаются управлять внешними явлениями, если им доступен инструмент такого управления. Так, например, в экспериментах со специальным прибором в виде соски они научаются с помощью изменения интенсивности сосательных движений регулировать длительность демонстрации на экране человеческих лиц (продлевая демонстрацию лица матери) или продолжительность звучания голоса (также предпочитая слушать голос матери).
Показатели активности. Новорожденный практически все время своей жизни проводит в состоянии сна (около 17-20 часов), просыпаясь фактически только на кормление. 80% всего времени сна занимает так называемый «парадоксальный» или «быстрый» сон.
Анатомо-физиологические особенности
В процессах обмена веществ у грудных детей существенную роль играют внутриклеточные ферменты, активность которых с возрастом изменяется. Все виды обмена веществ у грудных детей отличаются нек-рыми особенностями (см. Обмен веществ и энергии, у детей).
Ребенок постепенно адаптируется к условиям окружающей среды. Неизбежный случайный контакт с различными инфекциями ведет к выработке специфических антител (см.), обеспечивающих ребенку некоторый приобретенный иммунитет (см.) и сенсибилизацию его организма к различным бактерийным факторам; наряду с этим у ребенка постепенно ослабевает первоначальный пассивный иммунитет, полученный внутриутробно от матери.
Морфол, незаконченность строения ц. н. с., своеобразие ее функциональных особенностей (склонность к разлитым реакциям) и повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера для инфекции и токсинов объясняют склонность Г. р. к судорогам, к менингизму и истинным менингоэнцефалитическим процессам. Сочетание недостаточности активно приобретенных иммунных свойств, снижения пассивного иммунитета и сенсибилизации к различным факторам с морфол, особенностями тканей и органов детей раннего возраста создает у них предрасположение к различным гноеродным и другим инфекциям, принимающим нередко тяжелое течение. Для детей грудного возраста характерна склонность к диффузным реакциям и неспособность к отграничению патол, процессов лишь определенным органом или одной тканью; так, местный процесс часто принимает у них бурное течение с массивной генерализацией. Наиболее частыми входными воротами инфекции оказываются кожа и слизистая оболочка дыхательных и пищеварительных путей.
В возрасте 4—5 мес. грудные дети могут инфицироваться возбудителями детских болезней (корь, краснуха, ветряная оспа и др.). Течение обычно тяжелое.
Врожденный сифилис дает характерные клин, проявления (см. Сифилис, врожденный).
Уже в грудном возрасте у некоторых детей отчетливо выявляются наследственные отягощения и так наз. аномалии конституции — экссудативный и лимф, диатезы (см. Экссудативно-катаральный диатез, Status thymicolymphaticus).
Потребность ребенка первого года жизни в пище с относительно высокой калорийностью при наличии относительной функциональной недостаточности жел.-киш. тракта способствует возникновению у него острых и хрон, расстройств питания и пищеварения (см. Гастроэнтерит, Диспепсия).
Интенсивный рост скелета, повышенная ранимость процессов пищеварения и обмена веществ создают у Г. р. предрасположенность к рахиту (см.), спазмофилии (см.). Лабильность кроветворного аппарата даже при незначительных погрешностях в питании и уходе могут привести к анемии (см. Анемия, у детей).
Для Г. р. характерно интенсивное, но постепенно снижающееся нарастание показателей физ. развития, а также относительная (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) функциональная неполноценность некоторых систем, особенно в первые месяцы жизни. У детей первого года жизни резко выражена термолабильность. Температура тела у них, как правило, на 0,3—0,4° выше, чем у взрослых.
Лечение сепсиса новорожденных
В качестве лечения используют:
- антибиотики;
- симптоматическую (поддерживающую) терапию.
Сепсис опасен для жизни ребёнка, так как быстро разрушает его организм, поэтому лечение антибактериальными препаратами следует начинать как можно быстрее, с последующей корректировкой в соответствии с чувствительностью микроорганизмов к ним. Бывает так, что причина инфекции остаётся невыясненной, ребёнок внешне здоров, а анализы показывают отрицательные результаты бакпосевов. В таких случаях антибиотики вводят согласно установленным схемам в течение 48 часов, после чего лечение можно прекратить. Если масса тела ребёнка низкая, длительность лечения должна составлять 72 часа.
Обычно стартовую терапию лечения сепсиса начинают с аминогликозида и ампициллина, применяемых совместно. Иногда целесообразно добавление цефотаксима или его полная замена аминогликозидами в случае подозрения менингита, вызываемого грамотрицательными микроорганизмами. Замену антибиотиков, если она необходима, проводят после точного выявления возбудителя инфекции.
Здоровым детям из группы новорождённых, где находился больной ребёнок, тоже назначают антибиотики в виде комбинации гентамицина с ампициллином либо ампициллина с цефотаксимом. Если речь идёт о позднем варианте внутрибольничного сепсиса, в рамках стартовой терапии детям назначают ванкомицин.
Если ребёнок раньше уже прошёл курс лечения аминогликозидами от 7 дней до 2-х недель и нуждается в повторной терапии, нужно рассматривать другие антибактериальные препараты, относящиеся к аминогликозидам или цефалоспоринам третьего поколения.
При применении постоянных венозных катетеров есть риск инфицирования коагулазонегативным стафилококком. В данной ситуации стартовую терапию сепсиса следует начинать с ванкомицина, но если обнаружена чувствительность микроорганизма к нафциллину, препарат заменяют нафциллином либо цефазолином. Безусловно, катетер необходимо удалить. Также следует учитывать то, что при взятии анализа на бакпосев грибковые структуры проявляют себя в течение двух-трёх дней. Нужно быстро начать эмпирическое лечение амфотерицином В ещё до того как будет получен результат анализа, так как именно это может спасти жизнь новорождённого.