25 лучших пальчиковых игр для детей 1-7 лет
Содержание:
- Пальчиковые игры: для чего нужны
- Значение пальчиковых игр
- КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
- Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
- Ход занятия:
- Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
- Пальчиковые игры для детей – видео
- Обзор пальчиковых игр для детей
- Русские народные считалки
- Основные принципы проведения пальчиковых игр
- Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года
- Пальчиковые игры для малышей до года
- Пальчиковые игры
- У жирафов
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Значение пальчиковых игр
Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.
Развивающая гимнастика для пальчиков (пальчиковая гимнастика) поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.
Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.
КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
картинка сайт http://basik.ru
Мы делили апельсин, много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа.
Эта долька для утят, эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура!
Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!
Раз у нашего Степана караулил кот сметану.
А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.
Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.
На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.
Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.
Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, начинают строить дом.
Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!
За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он, выходи из круга вон!
Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.
Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.
Делим, делим на четыре — получается четыре.
Первинчики, другинчики, летали голубинчики.
По утренней росе, по зеленой полосе.
Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!
Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.
И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак!»
Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там! Где проскачет он — выходи из круга вон!
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.
И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак!»
Сидит белка на тележке, продает она орешки,
Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,
Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»
Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо — звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз,два, три,
Огонь пали!
Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,
Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!
Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.
Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!
Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.
Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!
Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!
Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.
Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.
Белки зайцев угощали, им морковку подавали.
Все орешки сами съели, а тебе водить велели.
Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,
Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.
И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!
Петушок, петушок, покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…
Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!
У Литейного моста я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко, съела его кошка.
Помогали два кота-вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!
Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!
Девять-десять-загораем! Целый месяц!
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.
Разминка включает в себя:
- поглаживание ладошек;
- поглаживание всех пальчиков;
- загибание всех пальчиков;
- лёгкие похлопывания ладошками;
- соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).
Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно
После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.
Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.
Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.
Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.
Подключать простые стишки с 4 месяцев.
Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.
Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.
Советы для начинающих:
Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.
Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.
Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.
Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1
Можно придумывать свои.
Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится
Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай (2 раза)
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
«Ёжик»
Добрый ёжик, добрый ёж (дети крутят кулачки)
На клубочек он похож, (перед собой)
У ежа иголка иголки очень — очень колки (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Ёжик, ёжик, чудачок, где ты прячешься дружок? (прячут руки за спину)
Покажи иголки, очень — очень колки (сжимают и разжимают кулачки)
Ноябрь
«Сидит белка на тележке»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:(Загибает:)
Лисичке — сестричке, (Большой палец)
Воробью, (Указательный палец)
Синичке, (Средний палец)
Мишке толстопятому. (Безымянный)
Заиньке усатому. (Мизинец)
«Капуста»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
Например:
Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)
И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (трём ладошки).
Вот так, вот так
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.
Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт (потягиваемся),
Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).
Подметает дом, оградку («подметаем»)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).
Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).
Для осени:
Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
А потом сильнее дождик (быстрее стучим).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).
Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).
В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).
И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).
Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).
И вот снова дождик, тихонько,
Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).
Для зимы:
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).
Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).
А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),
А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),
Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).
Для весны:
Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (покачиваем кистями).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),
Тихо засыпают,
Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).
Для лета:
Пять маленьких рыбок
Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)
А третья сказала:
«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)
А пятая крикнула:
«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)
Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.
Пальчиковые игры для детей – видео
На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.
Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!
Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках: Домана, Монтессори или Никитиных.
Обзор пальчиковых игр для детей
Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.
Игры для деток до года
Человечек
Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.
Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку: Глазки, бровки, ушки, щечки, Носик, ротик, оборотик. Пальцы, ножки, огуречик. Вот и вышел человечек.
Стенка
Все действия выполняйте ручками ребенка. Стенка, стенка (похлопайте по щекам). Потолок (погладьте лобик). Две ступеньки (потрогайте губки). Дзынь – звонок (нажмите на носик).
Пальцы
Все время в такт словам хлопайте в ладоши. Полетела птичка-мать Малышам жуков искать. А птенцы сидят в гнезде, Мамочку зовут весь день.
Игры для годовалых малышей
Сорока-белобока
Как в нее играть, знают все. А вот стишок: Сорока-белобока печку топила. Сорока белобока кашку варила. Сорока-белобока деток кормила: – Этому дам, и этому дам, И этому дам, и тому дам. А вот этому не дам. Он дрова не рубил, И печь не топил, И воды не принес, И получит гулькин нос.
Кузница
Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами. Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони). Подай, мама, молоток (поменяйте руки). А не дашь мне молотка (снова меняем). Не подкую сапожка (опять меняем ручки).
Замок
Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами. На дверях у нас замок (покачать замком из рук). Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.) Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев). Покрутили (покрутите руками). Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).
Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:
Русские народные считалки
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
***
Белка прыгала, скакала,
А на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных
И добрых людей.
***
Первенчики, другенчики,
Летели голубенчики
По Божьей росе,
По поповой полосе.
Там чашки, горшки,
Медок, сахарок —
Выйди вон, королёк.
***
Раз, два,
Голова;
Три, четыре,
Прицепили;
Пять, шесть,
Сено весить;
Семь, восемь,
Сено косим;
Девять, десять,
Деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать,
На улице бранятся,
В избе ссорятся.
***
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
— Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон.
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть.
***
Аты-баты
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар,
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
***
Серый зайка вырвал травку.
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.
***
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить —
Всё равно тебе водить!
***
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
***
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги диги диги дон,
Выходи скорее вон!
***
Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.
***
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
“Ты, обжора, не ходи“.
Ну-ка, Машенька, води!
***
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шёл по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять —
Выходи, тебе искать!
***
Жили-были дед да баба,
Ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу —
Хлоп по пузу кулаком!
А из пуза — два арбуза
Покатились кувырком.
А из носа — два матроса
Побежали босиком.
***
На палубе матросы
Курили папиросы.
Один не докурил,
Собаке подарил.
Собака побежала
Кондуктору сказала.
Кондуктор удивился
И в бочку провалился.
***
Со второго этажа
Полетели три ножа,
Красный, синий, голубой,
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года
- Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
- Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
- «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
- «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
- «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
- «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем песни пел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.
Пальчиковые игры для малышей до года
В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(Легко растираем указанную часть тела.)
Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:
Пришёл медведь к броду,
Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),
Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)
Уж он мок-мок-мок,
Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),
Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),
Встал на колоду,
Бултых в воду! (Роняем между коленями.)
Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький
Этот пальчик толстячок.
Ну а вместе — кулачок.
Пальчиковые игры
Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.
Пример 1
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).
Пример 2
Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!
Пример 3
Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!
Пример 4
Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).
Пример 5
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
Пример 6
Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).
Пример 7
Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).
Пример 8
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).
Пример 9
Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!
Пример 10
Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!
Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.
У жирафов
Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.