Пастель для рисования

История пастели

История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).

Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.

Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.

Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.

Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.

Что это такое?

На самом деле, довольно многие великие художники прошлого при создании своих картин использовали именно эту разновидность красителя, поэтому название знакомо многим, но четкое представление о том, что же это такое, есть далеко не у каждого человека, если только он сам не имеет непосредственного отношения к рисованию. При этом прилагательное «пастельный», означающее очень нежный, мягкий оттенок какого-либо цвета, происходит именно от слова «пастель», поскольку это средство для рисования дает именно такой результат.

Собственно, выглядит пастель в чем-то похожей на обыкновенный для рисования, и неопытный человек далеко не всегда может определить разницу между ними по внешнему виду.

Появилось данное изобретение приблизительно в XVI веке. точнее, именно с этого момента видим пастель в творениях многих художников того времени. Тогда фабричной методики выпуска еще не существовало, и каждый живописец создавал массу сам, смешивая любые красители с водой и мелом для большей мягкости готового оттенка. После того, как масса высыхала, ее резали на куски, изготавливая эдакие «мелки», которыми, естественно, точные детали рисовать было немного проще, чем кистью.

Правда, из-за общей сухости материала он плохо сцепляется с обычной бумагой, поэтому рисовать приходилось на шероховатых поверхностях, но все же это не помешало активно использовать пастель таким именитым мастерам, как Ренуар, Врубель или Серов. При этом можно встретить исключительно пастельные картины, но весьма часто такой краситель на полотне сочетается с жидкими видами красок.

Сегодня вручную пастель производится разве что настоящими людьми искусства для собственного использования, а вот для широких масс ее делают на специальных предприятиях в промышленных масштабах. Для этого берется один или несколько красителей, необходимых для получения точного оттенка, и какая-нибудь смоляная основа, которая будет удерживать красящее вещество в заданной форме – например, гуммиарабик.

В целом. красители могут быть совершенно разными, но все же для классического рецепта пастели мел практически обязателен в качестве смягчающего компонента. Все необходимые ингредиенты в нужных пропорциях смешиваются и тщательно перемалываются вместе, пока не достигают того состояния, когда отделить их друг от друга уже не представляется возможным.

Готовая масса выкладывается в специальные шаблоны и формы, нарезается, а затем прессуется под высоким давлением. После этого уже сформированные брусочки отправляются в печь, где сушатся в очень щадящем режиме – при температуре в пределах 60-80 градусов. Точная температура и сроки просушки зависят от пропорций исходных материалов и желаемой твердости конечного результата, поскольку полагаться на авось здесь ни в коем случае нельзя. Дело в том, что слишком будет рассыпаться в руках и совершенно не держаться за будущую картину, ну а недосушенная может испортиться и покрыться плесенью, что также не способствует успешному творению образов.

Последний этап – упаковка. Пастель – материал довольно хрупкий, к тому же очень чувствительный к излишней влажности, поэтому обычно запаковывают его в упаковки из толстого и плотного картона, а промежутки между отдельными палочками еще и дополнительно наполняют поролоном или любым другим мягким наполнителем.

Реже пастель поставляется еще и в виде россыпи, но такой продукт в большей степени интересен тем, кто уже давно и упорно занимается художественным ремеслом. Для малыша такой вариант полезен лишь в том случае, если он уже успел показать потрясающие успехи в этом деле.

Что понадобится для творчества? Какие инструменты стоит приобрести начинающему художнику?

Для создания пастельного рисунка необходимо:

  • полотно — бумага для пастели, рыхлый картон, лист наждачной бумаги;
  • мелки;
  • фиксатор для сухой пастели;
  • палочки для растушевки;
  • клячка (ластик для пастели);
  • кисти для удаления лишней пастели;
  • фиксатив рабочий и финишный;
  • муштабель.

Муштабель — специальное приспособление для художников. Длинная палочка с кожаным наконечником. Предназначен муштабель для того, чтобы можно было работать над деталями и не смазать готовый рисунок, поддерживает рабочую руку на весу.

Ластик для пастели — это клячка. Что она собой представляет? Специальное приспособление, убирающее излишки пастели или неверно нанесенный цвет, не повреждая бумаги.

Под рукой еще нужно иметь мягкую хлопчатобумажную ткань. Она необходима, чтобы вытирать руки, так как сухие, да и масляные мелки пачкают пальцы, и следы могут остаться на полотне.

Рисовать лучше стоя, используя для полотна мольберт или же наклеив бумагу на стену (последнее, как вы понимаете, бюджетный вариант). При таком положении излишки сухой пастели будут самостоятельно опадать, не смешиваясь и не портя рисунок. Для небольших картин можно использовать планшет с креплениями для бумаги.

Художественная пастель бывает 4 видов:

1. Сухая пастель
(твердая, мягкая, супер-мягкая).

Эта пастель
мягко ложится на бумагу, легко
растушевывается пальцами. Даже небольшой
набор мелков позволяет создать красочный
рисунок
, так как цвета можно накладывать
друг на друга, получая новые оттенки.

Пастель хорошего
качества не царапает бумагу, не крошится
и не ломается при работе.

Сухая пастель
делится на: твердую (hard), мягкую (soft) и
супер-мягкую (extra soft)

Чем больше в
составе связующего вещества, тем пастель
тверже. Чаще всего мягкую пастель делают
круглыми мелками, а твердую – прямоугольными
брусочками.

Твердая пастель
хорошо подходит для рисования мелких
и тонких деталей картины. Мягкая пастель
легко растушевывается, дает красивую
фактуру рисунка, ею просто заполнять
цветом большие поверхности. Но рисование
мягкой пастелью требует особой аккуратности
и опыта.

К самым известным
импортным производителям пастели
относятся: Sennelier Rembrandt, Schminke, Faber-Castell,
Talles, Mungyo (хорошее качество по приемлемой
цене). Еще есть такие зарубежные марки,
как Koh-I-Noor, Conte, Lyra, Crayon и др.

Распространенные
российские марки пастели: Подольск-Арт-Центр,
Сонет, Аква-Колор, Олки, Спектр.

2. Масляная
пастель

Эта пастель
изготавливается из пигмента с льняным
маслом путём прессования и полностью
отличается от сухой как свойствами, так
и способами рисования.

Масляная пастель
оставляет четкие и яркие штрихи, а цвета
почти не смешиваются между собой и не
растушевываются пальцем. Зато она
практически не пачкает руки, ею можно
рисовать на любой поверхности, и готовые
рисунки не требуют дополнительной
фиксации.

Картина,
нарисованная масляной пастелью, больше
похожа на картину маслом, чем на работу
сухой пастелью.

Основные
производители те же, что и у сухой
пастели, но лучшей считается фирма
Sennelier.

3. Восковая
пастель (восковые мелки).

Восковая пастель
или восковые мелки позволяют создавать
яркие и сочные рисунки. Такими мелками
можно рисовать не только на бумаге, но
и на картоне или стекле.

Восковые мелки
считаются материалом для детского
творчества. Они тверже масляной пастели
и не пачкают руки.

4. Акварельная
пастель (акварельные мелки)

Можно назвать
уникальным материалом, т. к. выполненный
акварельной пастелью рисунок может
быть похож и на рисунок масляной пастелью
и на акварель. Акварельные мелки легко
размываются водой и превращаются в
акварель!

Друзья, теперь
вы знаете, что под словами пастель для
рисования, можно понимать разные мелки.
Мы будем рады, если эта статья поможет
вам определиться с выбором необходимой
вам пастели. Ждем ваших рисунков!

Материалы: izo-life.ru/pastel-dlya-risovaniya

Как рисовать пастелью: мастер-класс для начинающих

От теории перейдем к практике и узнаем, как рисовать пастелью натюрморт с натуры. Вы, конечно, можете попробовать нарисовать его просто по фотографии. Нам понадобится:

  • пастельная бумага;
  • сухая пастель;
  • пастельные карандаши;
  • лист фанеры;
  • мягкая тряпочка.

При наличии мольберта задача облегчается, но его подобие можно соорудить из стула и фанерного листа, оперев его на спинку и подстелив бумагу, чтобы пастель осыпалась туда, а не сразу на сиденье. Композицию из цветов (или фото) расположите рядом так, чтобы она находилась у вас перед глазами и ее было удобно рисовать. Подготовьте руки – вымойте, чтобы на них не было жира, и вытрите досуха.

Ход работы

  1. Пастельным карандашом рисуем на бумаге набросок букета. Ничего страшного, если получится не идеально или кривовато Главное – соблюдать пропорции предметов, например, чтобы цветки не получились больше вазы. Если где-то наплошали, не спешите использовать ластик – контур можно будет потом закрасить прямо сверху, а если сотрете, то получите уже более потрепанную бумагу.
  2. Разбираем изображение по локальным цветам. У нас преобладают желтый, синий, зеленый и голубой. Определяемся, где находятся основные цветовые пятна: желтый цветок, зеленое яблоко, голубая ваза. Закрашиваем их и растушевываем пальчиком. А чтобы очистить руки от пастели одного цвета и перейти к растушевке другой, используем бархатную тряпочку.
  3. Чтобы понять, как изобразить на холсте цветовые пятна, расфокусируем зрение и посмотрим на фото или натюрморт. Можно даже специально размыть его в фоторедакторе, как на картинке ниже:
  4. Не забываем, что цвета можно делать более насыщенными и смешивать, чтоб получить новый оттенок – вот так:
  5. Совет: для объектов белого цвета не стоит использовать белую пастель, поскольку она пригодится позже для придания бликов. Разукрашивая же предметы, белый может заменить, к примеру, светло-голубоватый мелок.
  6. Когда закончили с цветовыми пятнами, начинаем создавать объем, свет, тени. Иногда отходим от полотна, чтобы оценить результат не только вблизи. В зависимости от цвета выбранной бумаги фон можно не прорабатывать, но мы добавим немного голубого цвета.
  7. От общего переходим к частному и прорабатываем детали, мелкие предметы – уточняем форму лепестков, очерчиваем края вазы и т. д. Добавляем блики белым мелком.

Вот мы и научились рисовать пастелью натюрморт! Рисунок выглядит завершенным даже на этом этапе. Если вам хочется пойти дальше, то поработайте еще над фоном, деталями и добавлением оттенков.

Узнать, как с помощью сухой пастели передавать блики, свет, тени, полутени и рефлекс поможет следующий видео мастер-класс по рисованию фруктов:

Как рисовать пастелью?

Разберем самую популярную – технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.

Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.

Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.

После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.

Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого – правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.

Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.

При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы – растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.

Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.

Плюсы и минусы

Если говорить о детском творчестве, то у специально предназначенной для этого пастели плюсов, несомненно, намного больше, нежели минусов. Выделим самые основные среди преимуществ:

Мягкость. По сравнению с большинством карандашей и мелков, детская пастель требует куда меньше прикладываемых усилий, чтобы оставлять след. Если для детей старшего возраста это не так уж принципиально, то для самых маленьких это важный фактор, позволяющий начать обучение рисованию раньше.

  • Возможность рисования на . Это только первоначальные образцы пастели многовековой давности обязательно требовали шероховатой поверхности, чтобы рисовать, а вот сегодняшняя мягкая пастель, содержащая довольно большое количество влаги, довольно неплохо цепляется практически за любые горизонтальные поверхности.
  • Перекрывание слоев. Ложась на бумагу, пастель не впитывается в нее, а покрывает поверхность тонким слоем своих составляющих – красителя с мелом и связующим веществом. Это означает, что при любой ошибке нет нужды удалять неправильное изображение с поверхности бумаги.

  • Простота художественных методов. Пастель хороша еще и тем, что не требует никаких дополнительных приспособлений. Чтобы рисовать жидкими красками, их нужно правильно развести, научиться держать кисть, смешивать оттенки и так далее, а пастельный мелок нужно просто держать в руках. В отличие от того же карандаша, его не нужно затачивать – он рисует со всех сторон. При этом, что особенно порадует самых маленьких, слой пастели на поверхности бумаги прекрасно размазывается пальцем, что позволяет создавать еще более яркие, пусть и не всегда осмысленные образы.
  • Яркость и необычность. В конце концов, карандаши и фломастеры – это жуткая банальность, а акварельной техникой на относительно приличном уровне овладевает лишь очень небольшой процент людей. Пастель – это отличная возможность привнести в собственную творческую жизнь чего-нибудь новенького.

Впрочем, определенные недостатки тоже есть, ведь если бы пастель оказалась совершенно лишенной минусов, показалось бы странным, почему дети все же рисуют обычно чем-нибудь другим, а не этим потрясающим средством. В первую очередь, более широкому использованию пастели мешает тот прискорбный факт, что пастельные рисунки весьма податливы влиянию окружающей среды. Из-за сухой природы красителя полотно с изображением нельзя не то что сгибать – даже просто трясти, потому что покрывающая его поверхность тонким слоем картина просто осыплется, и даже если это произойдет не целиком, первоначальный замысел все равно окажется безнадежно разрушенным.

Кроме того, опасность для пастельных картин представляет и повышенная влажность, ведь заплесневеть может не только брусок пастели, но и целый пастельный рисунок. Следовательно, хранить творения из пастели в домашних условиях бывает довольно проблематично, а если ребенок определенно достиг успеха в рисовании, то его рисунки явно хочется сохранить на более продолжительный период.

Пастель игнорируется многими родителями еще и из-за того, что стоит она в некоторых случаях значительно дороже, чем те же карандаши. Качественный набор сравнительно скромной комплектации (12 цветов) может обойтись семейному бюджету в сумму до полутысячи рублей, а ведь далеко не каждые родители готовы выкладывать такие суммы на то, чтобы малыш получал всего лишь первое понятие о рисовании, пусть и в максимально комфортных условиях.

Возможно, в этой ситуации просто стоит обратить внимание на более дешевую продукцию – наборы с меньшей цветовой гаммой и не самых известных производителей найдутся в ценовом сегменте и до 200 рублей

Как нарисовать цветы пастелью

С помощью художественных мелков получаются красивые крупные изображения. Например, цветы или животные.

Чтобы изобразить новогодний натюрморт, нужно создать композицию, которую вы будете срисовывать. Пусть она будет простая, ведь вы еще только начинаете осваивать рисование.

Если у вас сегодня солнечное летнее настроение — разморозьте клубничку. Ее можно сначала изобразить на вашем холсте, а потом с удовольствием съесть.

Если вам нужен мастер-класс, позволяющий воссоздать неповторимую русскую природу, то Интернет поможет вам в этом деле. Существует множество уроков в виде статей или видеозаписей, которые наглядно покажут, как изобразить зимние пейзажи или летние красоты. А можете просто выглянуть в окно! Изящные деревья, покрытые инеем, или величественные горы в снеговых шапках — такой пейзаж не оставит равнодушным ни одного человека.

Рисуем мелками вместе с детьми

Если вы желаете разнообразить детское творчество, предложите малышам нарисовать собаку или котенка. Можно изобразить на полотне соседскую кошку. Дайте ребятам материалы, пусть они самостоятельно создадут портрет друга. Расскажите, как пользоваться этими инструментами, и дети с удовольствием займутся новым делом.

Обязательно подберите для детского рисунка видное место, чтобы и вы, и ваши гости могли любоваться достижением ребенка в виде портрета любимого кота или песика. Рисование — любимое занятие вашего ребенка? Пастельные мелки станут хорошим подарком для него на Новый год или День рождения.

Малышам младшего возраста можно предложить сделать простые рисунки:

  • снеговика;
  • цветка;
  • солнца на небе;
  • игрушки;
  • космоса.

Предложите вашему ребенку создать простую картину уже сейчас.

Рисуем пастелью зиму вместе с детьми

Все дети любят играть на улице в зимние дни, когда светит солнышко и вокруг много снега. Но что делать, если за окном непогода? Можно с детьми, например, рисовать. Вооружитесь необходимыми материалами, сейчас мы изобразим с малышами простой цветок.

Итак, вы все инструменты подготовили. Далее вместе с малышом:

  • выберите оттенки, с которыми будете работать;
  • начертите контуры будущего цветка;
  • наполните все элементы изображения цветом;
  • оформите работу в рамочку и украсьте ею главную комнату в доме.

Рисовать любят все. Такое занятие будет интересно начинающим художникам всех возрастов. Вы можете создавать красивые произведения искусства всей семьей или занять друзей малыша, которые пришли к вам в гости.

Производство пастели

Пастель часто и даже в подавляющем большинстве случаев выглядит, как набор разноцветных брусочков, по своему качеству и свойству похожему на известные всем мелки. В нашей стране выпуск такого художественного материала происходит по следующей технологии – сначала изготавливается масса из связующего компонента и красящих пигментов. Причём в заготовочную субстанцию включается не только цветной пигмент, но и белый, что обуславливает порой очень светлые и мягкие конечные оттенки.

Первый этап

Так в один цвет может входить до девяти составляющих-красителей. Для того, чтобы обеспечить мелкам фиксированную форму, добавляется клеящее вещество, например, раствор гуммиарабик – смола натурального происхождения, получаемая из деревьев рода акации.

Второй этап

Последующая стадия после смешения пигментов и основы – их совместное перемалывание до однородной массы. Это специальный процесс растирания краски в специальной машине с гранитными валами, повторяющийся пять-шесть раз для получения равномерной консистенции и тонко помолотых красителей. Российская промышленность использует зарубежное оборудование в таком производстве.

Третий этап

Перемалывание длится долго и проводится тщательно, после чего смесь в готовом виде переносится в формы следующей машины, для спресовывания длинных палочек, которые вручную укладывают работники завода. На оборудованных и смазанных противнях размещаются длинные полоски, которые тут же нарезаются на «порционные» кусочки при помощи специального размерного шаблона.

Четвертый этап

Далее железные противни, на которых пастель размещена так, чтобы не слипаться между собой, отправляются в печь с постоянным температурным размером от шестидесяти до восьмидесяти градусов. Пастель просушивается в тепле строго отведённое количество часов, и сушка – это ничуть не менее важная часть всего производства, что остальные. От того, какой тепловой обработке подвергнется материал, напрямую зависит его финальное качество. Пересушенная пастель будет испорчена ровно так же, как и оставшаяся сырой: первая выйдет из печи обгорелой и потрескавшейся, а вторую в скором времени ждёт заплесневение.

Завершающий этап

Итак, полученные после «запекания» одинаковые по размеру брусочки готовы к размещению в упаковке и отправке на прилавки магазинов, навстречу потребителю. Производящие компании могут представлять на вкус и на выбор самый широкий спектр как цветов пастели, так и скрывающей их упаковки. Существуют выпуски пастели россыпью и специально составленные и подобранные наборы самых различных размеров. Несколько мелков в числе, не превышающем десяток, или большая профессиональная коллекция с сотнями оттенков (наибольшее известное и популярное количество брусков в наборе — 268).

Пастель любого вида всё-таки остаётся хрупким инструментом изобразительного искусства, поэтому она чаще заключается в картонные коробки с мягким наполнителем (поролоном), который предотвращает её перемещение и поломки внутри упаковки. В ячейках поролоновых вставок внутри коробки все палочки будут находиться на своих местах, что послужит плюсом и к удобству во время работы, и к безопасности транспортировки. Надлежит хранить пастель в сухом месте, поскольку мы уже знаем о вредоносном влиянии отсыревания на наш художественный материал.

Виды пастели

Пастель продается как в форме голых стержней, похожих на мелки, так и карандашей. От других художественных материалов ее отличает мягкость и бархатистость структуры, что достигается за счет ее состава – связующего и красящего вещества, то есть пигмента. Эти качества обуславливают другую особенность пользования пастелью: она плохо держится на бумаге и может осыпаться при толчках или другом физическом воздействии на лист бумаги.

Сегодня в лавках художников можно встретить четыре вида художественной пастели: сухую, масляную, восковую и акварельную.

Масляная пастель

В составе масляной пастели содержится минеральная масляная субстанция, которая позволяет ей хорошо ложиться на бумагу и не осыпаться, а также не пачкать руки. Правда, такого матового эффекта, как от сухой пастельки, с ней не получится, и так же легко растушевать ее не получится – придется прибегнуть к помощи кисточки и воды, либо специального растворителя. Зато и случайно смазать ее будет непросто.

Акварельная пастель

А этот вид пастели имеет более уникальную влажную структуру – все из-за содержания в нем водорастворимых компонентов. В обычном виде он наносится на бумагу как твердый пастельный мелок с влажным эффектом, а при добавлении воды приобретает акварельные свойства. Ею часто заменяют акварельные карандаши, поскольку такой пастелью можно рисовать и твердые штрихи, и добиваться полупрозрачных оттенков.

Восковая пастель

Напоминает масляную пастель по цветопередаче, яркости, гладкости нанесения и интенсивности штрихов. В составе у нее другое связующее вещество: не масло, а воск. Из-за этого труднее добиться смешения цветов, а если мелки дешевые, где использован парафин вместо воска, то рисовать цветовые переходы вообще не получится. Профессиональные художники практически никогда не берутся рисовать восковыми мелками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector