Почему ребенок плачет?
Содержание:
- Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
- Причины плача новорожденного
- Почему ребенок постоянно плачет
- Как успокоить ребенка если он плачет
- У меня болит животик
- Плач — способ коммуникации
- Степень адаптации малышей к садику
- Как избавиться от колик у новорожденного
- «Болезненный» плач
- О детском плаче
- Наиболее частые причины
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.
Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка
Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.
Причины плача новорожденного
Главными причинами плача младенца являются:
- необходимость в физическом контакте с матерью;
- желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
- желание, чтобы его покачали;
- желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
- необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
- ощущение холода;
- недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
- повышенная чувствительность кожи;
- тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
- последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
- реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.
Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.
Почему ребенок постоянно плачет
Начнем с того, что слезы – это нормально. Это даже очень хорошо. Слезы – способ эмоциональной разрядки. И плакать нормально в любом возрасте, особенно в детском. Взрослым гораздо проще вернуть себя в ресурсное состояние. У нас для этого есть миллион способов. Например, секс, кекс и сформировавшиеся полностью мозг и психика. Мы можем сказать себе «Стоп! Хватить ныть! Действуй!» У нас есть кнопка выключения истерик и слез.
У детей этой кнопки нет. Не выдается она при рождении в месте со слезами и капризами. Она появляется гораздо позже. Зато у наших чад есть кнопка «ВКЛ.» и срабатывает она иногда мгновенно и весьма часто.
Примерно до 6 лет функция самоконтроля отсутствует напрочь. Ребенок что чувствует, то и выдает наружу. Иногда с топанием ногами, битьем головой об пол, валянием и стенаниями. Эмоций много, слов для их выражения не очень. Только почему-то, когда ребенок начинает ходить, мы начинаем думать, что он уже все понимает и теперь-то точно пытается нас свести с ума своими капризами и слезами.
Но это не так. Вы, например, знали, что при рождении мозг малыша функционирует только лишь на 15% и все его возможные способы выражения желаний – это плач. Ах да, еще он инстинктивно может сжимать кулачки, когда голоден и расслаблять, если покушал и доволен жизнью. Если с тем, почему плачет новорожденный ребенок, вы научитесь разбираться, то и дальше тоже сумеете. Тем более что к школе ребенок уже использует свой мозг на 50%, к подростковому возрасту на 80%. Но, заметьте, всё еще не на 100. Формирование психики и мозга продолжаются.
До 3,5 лет – истерики с проявлением физических действий (стучать, кричать, бить ногами и руками, падать на пол) считаются нормой.
Ребенок плачет в 5-7 лет – норма.
Слёзы в подростковом возрасте – норма
Плачут взрослые, мальчики и девочки – норма.
Если организм так освобождается от негатива – это норма. К тому же со слезами, как оказалось, из организма выходит не только стресс, но еще и токсины. Здорово, правда?
Если слёзы всегда превращаются в истерики и это происходит ежедневно, а ребенку уже больше, чем 3,5 года – возможно дело в состоянии его здоровья и обратитесь к специалисту. Невролог сможет вам помочь найти ответ на вопрос почему ребенок плачет так часто.
Как успокоить ребенка если он плачет
Если вы все проверили, ребенок сытый и здоровый, сухой и выспавшейся, возможно ему не хватает вашего внимания. Даже грудным детям не очень нравиться бодрствовать одному лежа в кроватке, ему нужно общение.
Положите малыша в слинг в позе эмбриона и занимайтесь своими домашними делами. Если малышу просто было скучно, он вмиг успокоится, и будет внимательно следить за вами (авось научится гладить себе рубашки).
Если причина плача была другая, ваши укачивающие движения помогут забыть ему обо всех невзгодах, и он просто заснет. Если и так не получается, то можно танцевать с малышом вместе, топать, бегать, выполнять всевозможные движения, заниматься на тренажере и в какой-то момент вы поймете, что малыш успокоился.
Только одно, НО! Не надо трясти ребенка, как грушу, это плохо сказывается на его мозге.
Отвлеките малыша игрой, или просто рассматриванием улицы из окошка: вон поехала машина – она везет хлеб в магазин, вот пробежала кошка – бежит к своим котятам, а там! Посмотри-ка, что там!
Малыш поплачет и вовлечется в разглядывание пейзажа за окном. Спойте песню, в конце концов, может кроха так удивится вашему пению, что сразу перестанет плакать.
«Заболтайте» ребенка. Смысл в том, чтобы не давать малышу вклиниться в вашу бесконечную речь. Говорите, что видите: вот мама пришла, молочка принесла, папа наш куда пошел, в магазин, наверное, суп кипит наш на плите, убежит сейчас совсем.
И если все это произносить без остановки, детскому плачу просто не будет места.
Иногда очень сложно выяснить, почему ребенок плачет, просто пробуйте его отвлечь. Если не помогает один способ, пробуйте другой, не помогает – третий, четвертый … И так вы постепенно найдете то, что будет действовать на вашего малыша умиротворяюще. И тогда не забудьте поделиться своим открытием со всеми своими родственниками и с нами тоже!
У меня болит животик
Плач, обусловленный коликами (часто наблюдаются в первые три месяца жизни), имеет резкий характер (похож на визг), сопровождается сгибанием ножек, стремлением прижать их к животику, беспокойством, покраснением кожи, выпусканием газов. Кишечные колики возникают в результате спазма на фоне перестройки работы кишечника, недостаточного созревания его ферментов при увеличении объема питания. Обычно спазмы появляются во время кормления или через некоторое время после еды, вечером и ночью (это связано с активностью кишечника). Ребенок вначале спокоен, возможно, засыпает у груди, а спустя 30-60 минут резко просыпается с криком.
Что можно сделать для успокоения детских колик?
- Во время кормления ребенок должен захватить сосок и околососковую область, чтобы воздух не попадал к малышу вместе с молоком.
- Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормите ребенка несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску, можно воспользоваться специальными антиколиковыми бутылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей.
- Перед кормлением ребенку с кишечными коликами можно дать немного (1 чайную ложку) укропной воды или специального чая на основе фенхеля, что также поможет облегчить состояние крохи.
- После кормления подержите малыша 2-5 минут в вертикальном положении, с головкой, прислоненной к вашему плечу и с животиком, тесно прижатым к вашей груди.
- Уложите ребенка на спинку и погладьте его животик «по часовой стрелке»; можно положить на животик теплую (не горячую!) байковую пеленку, предварительно проутюженную горячим утюгом.
- Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капуста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища и кофеин могут усиливать колики у ребенка.
- При отсутствии эффекта от вышеперечисленных мероприятий необходимо проконсультироваться с педиатром о возможности применения медикаментозных средств — препаратов симетикона (Саб Симплекс, Эспумизан), которые снимают повышенное газообразование, не всасываются в кровь и не наносят вред малышу, а также о необходимости клизмы или газоотводной трубки.
Плач — способ коммуникации
Новорожденный и малыш, который еще не умеет разговаривать, нуждается в плаче как в средстве общения с миром. Громкий рев — единственный доступный крохе способ выразить свое недовольство, подать сигнал тревоги, попросить о помощи. И природа предусмотрела все таким образом, что все новоявленные в этот мир люди прекрасно умеют обращаться с таким грозным оружием, как плач.
Первый плач сразу после рождения о многом может рассказать опытному неонатологу:
- Сильный и уверенный рев младенца говорит о том, что малыш полон сил, здоров, активен.
- Отсутствие плача или тихий и вялый писк вместо громкого плача — тревожные симптомы, которые заставляют докторов более внимательно обследовать кроху, чтобы выявить, какие патологии мешают ему в полной мере исполнять заложенную природой программу.
Затруднения с толкованием причин крика и слез новорожденного у родителей обычно возникают только в первые дни и недели после выписки из родильного дома. Потом мамы чутко улавливают в крике ребенка особые интонации, смену громкости, тональность и настроение. Это позволяет им постепенно начать понимать своего сына или дочку без слов, лишь посредством плача.
Сам по себе плач, с точки зрения медицины, является психофизической реакцией на внешний или внутренний раздражающий фактор. Процесс рева связан с изменением кровяного давления, дыхания. У малышей дыхательные пути очень узкие, и громкий плач иногда позволяет им восполнить нехватку кислорода за счет сильной прокачки легких.
Дети, в отличие от взрослых умеют плакать без слез. А для всех грудничков плач, помимо прочего, является рефлекторной реакцией на боль.
В медицине принято определять три основных вида младенческого плача:
- основной — как средство общения;
- сердитый — как способ придать эмоциональную окраску;
- болевой — как рефлекторное проявление боли.
Обычному плачу, основному, с точки зрения физиологии, свойственны паузы, нерезкость, плавность интонаций.
При болевом плаче ребенок начинает резко и пронзительно кричать до полного выдоха, а затем, после судорожного короткого вдоха рев возобновляется.
Сердитый плач — особый интонированный способ обратить на себя внимание. Ребенок при этом может активно менять мимику, надрывно плакать в основном на выдохе
Пронзительных нот до полного выдоха, как при боли, при этом не наблюдается. Сердитый плач может быть самым продолжительным из всех видов детского ора.
Большинство медицинских изданий и энциклопедий, рассматривая вопрос младенческого плача, выделяет еще один вид — манипулятивный плач. С его помощью малыши, которые в данный момент не нуждаются в удовлетворении определенных физиологических потребностей, могут добиваться своего, того, что им в данную минуту хочется. Он всегда отличается некоторой искусственностью, ребенок не делает при этом глубоких вдохов и выдохов.
Плач бывает и патологическим и обычно он связан с серьезными нарушениями центральной нервной системы, органическими поражениями головного мозга.
Есть такое понятие, как насильственный плач, он иногда наблюдается у больных рассеянным склерозом, псевдобульбарным параличом. Но такие случаи — большая редкость.
Степень адаптации малышей к садику
У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.
Самая сложная степень адаптации
Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.
Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.
Действия родителей
Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.
[], [], []
Средняя степень адаптации
Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.
Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.
Действия родителей
Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.
[], []
Высокая степень адаптации
Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.
Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.
Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.
Действия родителей
То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет
И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены
Как избавиться от колик у новорожденного
Правильный уход помогает снизить риск возникновения младенческих колик. Эти способы помогут малышам на грудном вскармливании и искусственникам.
Выкладывайте кроху на животик. Делайте это перед каждым кормлением и оставляйте на 10 минут. Это простое упражнение улучшает перистальтику кишечника и укрепляет переднюю брюшную стенку.
pixabay.com  / 
Держите на руках после еды. Не торопитесь положить малыша в кроватку после кормления, даже если он уснул. Подержите вертикально, аккуратно прижмите к себе, головку положите на свое плечо. Несколько минут походите по комнате с крохой на руках. За это время лишний воздух, который малыш проглотил во время кормления, выйдет, и газики в кишечнике накапливаться не будут.
Выполняйте гимнастику. В течение дня поглаживайте кроху, делайте легкий массаж спинки и животика, выполняйте точечный массаж вокруг пупка. Поглаживающие массажные движения расслабляют пищеварительную систему, устраняют колики, и очень приятны малышу и маме.
«Болезненный» плач
Диагностика (или исключение) заболевания должна быть первым шагом во всех случаях, когда родители обращаются за медицинской помощью с плачущим младенцем
Для этого особое внимание при осмотре необходимо уделить следующим проявлениям, сопутствующим патологическому плачу: температуре, оценке дыхания (частота дыхания, сатурация кислорода), кровообращению (тахикардия, артериальное давление), кожным проявлениям (сыпь, состояние периферической гемодинамики), неврологическому статусу (мышечный тонус, основные рефлексы), отекам и деформации суставов, признакам эксикоза (в том числе динамика массы тела за последнее время), абдоминальным симптомам, характеру стула, диурезу и т.д. Дополнительными рутинными методами исследования являются анализ крови и мочи, биохимический анализ на глюкозу, визуализация по показаниям (рентгенография, ультразвуковое исследование, отоскопия и т.д.).
Особые симптомы («красные флаги») включают признаки, угрожающие жизни: нарушение дыхания (тахипноэ, апноэ), повторную рвоту (рвота с примесью желчи, крови), нарастающую раздражительность или сонливость (заторможенность), судороги, гипертермию, отказ от приема пищи, снижение частоты мочеиспусканий, диарею, дефицит массы тела
Необходимо обращать внимание на наличие признаков насилия или жестокого обращения по отношению к ребенку (ссадины, кровоизлияния, ушибы).
Наиболее вероятные патологические состояния, сопровождаемые чрезмерным плачем у младенцев:
1. Инфекции: инфекция мочевыводящих путей, заболевания ЛОР-органов (отит, ринит), стоматит, молочница.
2. Сердечно-сосудистые проблемы: сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца (суправентрикулярная тахикардия), аномальное отхождение левой коронарной артерии.
3. Неврологические причины: черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, повышенное внутричерепное давление.
4. Патология желудочно-кишечного тракта: запор, анальная трещина, гастроинтестинальная форма аллергии на белок коровьего молока (при аллергическом гастроэнтерите, энтероколите), гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (плач при гастроэзофагеальном рефлюксе появляется после приема пищи и может свидетельствовать о развитии эзофагита), а также грыжа (паховая/бедренная/пупочная).
5. Мочеполовые нарушения: инфекция мочевых путей, обструкция мочевых путей, перекрут яичка или яичника.
6. Кожные проявления: атопический дерматит.
7. Скелетная патология: перелом, остеомиелит, септический артрит.
8. Метаболические нарушения (редко): гипогликемия, ацидоз, гипераммониемия.
О детском плаче
Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.
Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.
Какой плач называют фиолетовым?
Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:
- P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
- U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
- R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
- P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
- L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
- E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.
С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).
Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.
Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник
Наиболее частые причины
Понять, почему младенец постоянно плачет, не так трудно, если знать основные причины, по которым он это делает. Громко оповещать окружающих грудной ребенок может по определенным причинам:
Голод
Сильнейший физиологический фактор, который заставляет ребенка кричать. При этом малыши обычно используют так называемый сердитый плач. Это самая распространенная причина рева. Из-за особенностей строения органов пищеварения, новорожденные едят часто и понемногу — их желудок еще очень мал. Любое изменение количества поступающей пищи (обычно в меньшую сторону) вызывает бурный протест у ребенка.
В самом начале, если ребенок проголодался недавно, крик имеет призывные нотки. Если мама не реагирует и питания нет, голодный плач становится длительным и очень эмоциональным. О нем обычно говорят — рыдает взахлеб или «закатывается».
Чтобы понять, не голоден ли малыш, достаточно поднести палец к его щечке и слегка пощекотать. Если он реагирует на это поворотом головы в сторону пальца, открыванием рта, выраженными «поисковыми» движениями мимических мышц, то можно не сомневаться — ребенок определенно голодный. Обычно ор прекращается после того, как грудничка покормят. Частый голодный плач — повод пересмотреть режим питания крохи. Возможно, ему не хватает материнского молока, чтобы полностью утолять голод.
Жажда
Это еще один сильный физиологический фактор протеста, поскольку вода является жизненно необходимой для ребенка. Дети, которые питаются грудным молоком, реже плачут от жажды, чем дети-искусственники. Если крохи питается смесями, высасывает достаточное по возрасту количество питания, но все равно между кормлениями устраивает крикливые «марафоны», то нужно рассмотреть жажду, как основную причину.
Проверить версию просто — достаточно предложить малышу кипяченой теплой воды из бутылочки или ложки. Если после питья ребенок успокаивается, поводов для волнений у мамы нет. Отличить плач от жажды от голодного плача довольно трудно, но возможно.
Боль
Болевые ощущения вызывают у ребенка рефлекторный плач. Иными словами, плач возникает раньше, чем появляется желание заплакать. Болевой плач всегда отличается резкостью. Эпизод крика длится до полного выдоха, ребенок орет, насколько хватает объема легких.
Если болевые ощущения выражены незначительно, боль имеет тупой и продолжительный характер, то плач становится монотонным, ноющим, длительным и жалобным. Нужно отметить, что различные проблемы со здоровьем вызывают разный характер плача, подробнее об этом — ниже.
Страх, испуг, психологические причины
Это только кажется, что новорожденный ничего вокруг не понимает. На самом деле малыши с первых дней своей самостоятельной жизни учатся чувствовать и переживать. В результате кроха, которому всего неделя-полторы от роду прекрасно умеет выражать скуку, страх, одиночество. Естественно, все это он будет делать при помощи плача.
По мере роста гамма эмоций, которые будут вызывать у ребенка крик и слезу, будет расширяться — к 3-4 месяцам ребенок начинает различать, кто именно с ним и при привязанности к маме, может плакать на руках у папы. Плачем ребенок может сопровождать любой уход мамы из дома, а также протестовать против того, чтобы его оставляли одного в детской комнате.
Дискомфорт
Плач у ребенка может вызвать любое нарушение его представлений о комфортном существовании.
Мокрые или испачканные пеленки обычно вызывают громкий протестующий плач, который не прекращается, даже если взять ребенка на руки. Во всяком случае, реветь чадо будет вплоть до самой замены подгузника.
Плакать — жалобно и призывно со всхлипываниями — малыш может от холода, если он замерз или от жары, если вспотел.
Некомфортно малыши себя чувствуют и в ситуациях, когда к ним проявляется повышенное внимание большого количества людей. Так, от переутомления, при нарушении режима дня, малыш может капризничать
Плач при этом будет ноющим, тоскливым, несколько монотонным, с небольшими паузами.
В первую очередь нужно исключить физиологические причины детского рева — голод, жажду, дискомфорт. Успокоить кроху при таком плаче достаточно просто — голодного надо накормить, уставшего — уложить спать, мокрого — переодеть, замерзшего — согреть.
Если малыш сыт, ему дали попить, на нем сухие пеленки или свежий подгузник, в комнате не жарко и не холодно, а плач продолжается, нужно задуматься о причинах патологических, связанных с болевыми ощущениями. И здесь вариантов настолько много, что не всегда имеет смысл разбираться в вопросе самостоятельно. Иногда проще вызвать врача.