Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
Содержание:
Поурочные разработки по Математике 1 класс — «Школа России» Ситникова Т. Н. — 2016
Таблица сложения — ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу сложения в пределах 20 и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать составные задачи с недостающими данными в условии; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(Учащиеся по очереди выходят к доске, решают примеры и вписывают ответы в окошки.)
2. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше: сахар или конфеты? (Сахар.)
• Г руша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)
• За пакет муки, пачку сахара и пачку кофе уплатили дороже, чем за такой же пакет муки, пачку сахара и булку. Что дороже: кофе или булка? (Кофе.)
3. Работа над задачами
— Составьте задачи по рисункам и выражениям.
5 — 3
5 + 3
5 — 3
3 + 2
5 — 2
— Почему выражение 5 — 3 записано два раза?
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите выражения в каждом столбике.
8 + 3 |
6 + 6 |
7 + 6 |
7 + 7 |
7 + 4 |
7 + 5 |
8 + 5 |
8 + 6 |
6 + 5 |
8 + 4 |
9 + 4 |
9 + 5 |
… |
… |
… |
… |
— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?
— Изменится ли сумма?
— Что общего в примерах каждого столбика? (Одинаковые ответы.)
— Придумайте пример в каждый столбик так, чтобы надо было прибавлять по частям.
— Откройте учебник на с. 72. Прочитайте тему урока.
— Мы знаем уже все случаи сложения, когда надо прибавлять по частям. Почему в красной рамке записаны эти же примеры?
— Поставьте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Сравните примеры каждого столбика.
— Что изменяется в примерах каждого столбика? (Второе слагаемое. )
— Как оно изменяется? (Увеличивается на 1.)
— Как это влияет на сумму? (Если первое слагаемое не изменяется, а второе слагаемое увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1.)
— Сравните примеры в каждой строке.
— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?
— Изменяется ли сумма? (Если первое слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)
— Прочитайте равенства в третьем столбике разными способами.
— Закройте ответы во втором столбике, оставив первый пример открытым. Как узнать ответы в остальных примерах?
— 13 — это 7 и сколько?
— К какому числу прибавили 6, если получили 11?
— На сколько увеличили 9, если получили 18?
— Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 13?
— Сумма каких двух чисел равна 14?
(Учитель задает еще несколько подобных вопросов.)
№ 1 (с. 72).
(Первое задание учащиеся выполняется устно с комментированием, второе задание — под руководством учителя с целью подготовки к изучению табличного вычитания. Далее работа в парах по карточкам. Каждый ученик достает из конверта по пять карточек с примерами. Учащиеся по очереди показывают пример соседу, тот называет ответ, затем карточка переворачивается и ответ проверяется.)
V. Физкультминутка
Раз, два — наклонилися слегка.
Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.
Пять, шесть — на лесенку надо залезть.
Семь, восемь — пробежаться вас попросим.
Девять, десять — вот и все.
Скоро встретимся еще.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 72),
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
— Известен ли рост Даши и Наташи?
— Что известно в задаче?
— Если девочки были весной одинакового роста, то какие числа мы будем сравнивать?
— Что значит “выше”?
— Запишите решение задачи самостоятельно.
№ 3 (с. 72).
(В первой задаче учащиеся подбирают данные самостоятельно
При подборе данных во второй задаче учителю необходимо обратить внимание детей на то, что сумма чисел — цен ручки и блокнота — должна быть меньше 10 руб. Решения и ответы учащиеся записывают самостоятельно
Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 38).
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 44—45). Дополнительно можно предложить задание на полях. Взаимопроверка.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
— Кто смог назвать без ошибок все примеры, когда вы выполняли задание в парах?
VIII. Подведение итогов урока
— Как таблица поможет нам считать быстро?
— Как поступить, если не помнишь ответ в одном из примеров в столбике?
ПредыдущаяСледующая
Закладка понятий сложения и вычитания
Закладка понятий сложения и вычитания выполняется системно, с применением специально составленных примеров, которые разрешаются с применением предметно-практичекого деяния. На основании школьных программ, все действия в арифметике определяются именно примерами, обозначающими конкретику арифметических действий – складывать, отнимать, умножать или делить.
Решение примеров значительно увеличивает культуру вычисления у ребенка. В этом процессе у него складывается умение и навыки модуляции реальных предметов и явлений, накладывания на математический лад определенных ситуаций.
В начальной школе формируется основа знаний, умений учеников, которые необходимы не только для предстоящего учения, но и для совершенствования качеств ума, морали, воли и эмоций.
Следует начинать решать примеры с определенных этапов
Для начала очень важно, чтобы ребенок твердо понял, что «сложение» обозначает объединение количеств, а «вычитание» — совсем противоположная процедура, обозначающая отделение от множества предметов определенной его части. То есть в этом случае мы забираем, зачеркиваем, закрываем
Дети должны понимать, что можно найти при сложении или отнимании, в каком случае станет больше, а в каком – меньше, какими знаками в математике определяются эти действия. При этом можно использовать линейку, отнимая или складывая, двигаться по ней в соответствующую сторону.
Дальше рекомендуется проводить работу над определениями предметов, их количества и соответствующих цифр. Обучающиеся должны осознавать разницу среди количества предметов и цифрами, которыми они обозначаются.
Правильно организованная работа над выражением создаст основу для восприятия условия примера (задачи).
В этом случае можно воспользоваться определенными выражениями – составлять выражение по рисунку с необходимыми пояснениями, стрелками обозначая перемещение их внутрь контура или из него (прибавить или отнять). Со временем слова и рисунки заменяем цифрами и знаками и пробуем по ним составить короткий рассказик, чтобы ребенок мог правильно понять, что необходимо сделать.
Можно применить методику примеров в стихотворной форме. Дети должны слушать и фишками откладывать все прозвучавшие цифры. После этого логическими рассуждениями производится необходимое действие и получается искомый результат.
Наибольшего эффекта можно достигнуть, если обучать решению примеров вы станете в форме словесных задачек, при этом использовать компьютерные технологии. Такие примеры можно применять несколько раз, легко меняя условия, создавая удобство для устных вычислений. Это помогает и самим ученикам, которым трудно раньше было проводить необходимые вычисления в уме. Решение примеров приучает к вниманию и умению анализировать, определять главные элементы.
Одним словом, примеры должны быть увлекательными и вполне доступными для учеников, но одновременно не совсем легкими, заставляющими думать и анализировать.
При получении положительных результатов в решении примеров, можно переходить к более усложненным заданиям.
Рекомендации родителям
Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.
Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.
Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите
Для него это очень важно
Эта сложная наука – математика
Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.
Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.
Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.
Правильная база
К сожалению, многие родители учат своих чад считать до 20 слишком быстро, не прививая им понимания сути числительных. Такие дети часто после просьбы посчитать до 20 путаются в цифрах и пропускают их. О решении математических примеров в таком случае не может быть и речи, ведь ребенок не умеет считать. Он лишь механических запомнил порядок слов.
В таком случае родители должны помочь своему малышу освоить счет и сделать особый акцент на первой десятке натуральных чисел.
Если малыш никак не заинтересован в понимании числительных, отказывается считать злополучные палочки и черточки – заинтересуйте его.
Можно использовать несколько простых и проверенных способов, чтобы на первых порах заинтересовать ребенка и начать прививать ему знания играючи и в бытовой манере.
- Дайте ребенку понять, что без знания счета в жизни не обойтись. Объясняйте, где нужна математика, для чего, в какой сфере. Например, строительство домов – необходимость считать расстояния, чтобы дома были ровными и прочными, или правильно рассчитать пропорции для смешивания бетонной смеси, или, например, сколько нужно выпить таблеток, чтобы перестать болеть и не отравиться и т. д.
- Считайте все подряд: ступеньки в подъезде, голубей, прохожих, скамейки, конфеты, окна в домах, облака. Считайте вместе с малышом, не молчите и называйте числа. Практикуясь, ребенок будет быстро запоминать.
- Поиграйте в шпионов и найдите спрятавшуюся цифру. Читая книгу или журнал со своим малышом, назовите определенное число и попросите ребенка найти его на открытой странице.
- Учимся сравнению. Возьмите конфеты, орешки, пуговицы или маленькие игрушки, сложите из них две кучки с разным количеством содержимого и сравнивайте. Пересчитайте и определите, где больше, а где меньше. Научив отличать числа в порядке «больше – меньше», можно учить дошкольника отвечать на вопросы: «Насколько больше/меньше это число?».
- Учимся понимать прямой и обратный счет. Можно использовать кубики с цифрами или карточки, перемешать их и дать ребенку задание собрать их в правильном порядке.
- Игра в угадайку. Загадайте число от 1 до 10 и попросите ребенка угадать его с 3 или 5 попыток. Когда он говорит, ориентируйте его направлениями «больше» и «меньше», а потом наградите за усердие.
Развивающие игры пробуждают азарт и интерес к изучению нового. Они – лучший способ привить вашему малышу желание учиться и познавать мир.
Считаем и решаем примеры до 20
Когда счет до 10 был освоен и ребенок стал свободно ориентироваться в первой десятке цифр, наступает время переходить на новый этап и обучаться двузначным числам, считать примеры в пределах 20.
Запоминаем цифры
Чтобы ребенок хорошо запоминал последовательность цифр, лучше всего использовать 20 одинаковых предметов (это даст возможность наглядно все объяснять малышу) или опять же карточки с числами.
Выглядеть это будет так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Поясняем ребенку, что в числах после 10 есть сходство. Визуализируя таким образом числа и десятки, вы поможете ребенку эффективнее запомнить их последовательность и названия. Видим число 11 – говорим «один» и прибавляем окончание «надцать». Так же поступаем и с другими двузначными числами – «три-надцать», «пять-надцать», «шесть-надцать» и т. д.
Работайте с ребенком на повторение, пока он не запомнит названия чисел.
Решаем примеры
Прежде чем приступить к решению примеров и обучению в пределах двадцати, дошкольник должен уяснить такие понятия, как «десятки» и «единицы». Для начального этапа обучения можно использовать кубики, палочки или попробовать учиться на счетах, а потом уже приучать малыша считать в уме. В возрасте 5 или 6 лет он должен уметь считать без помощи пальцев и других посторонних предметов.
Для первых занятий лучше использовать такие упражнения для детей, в которых не нужно совершать вычисления с переходом через десяток. Подойдут примеры, где все математические действия происходят с целым десятком или десятками и с некоторым количеством единиц, которые прибавляются либо вычитаются.
То есть десяток – основа всего примера.
Сложите кубики, палочки или другие предметы, с которыми вы работаете, по порядку в количестве 10 штук. Объясните малышу, что это десяток. Потом попросите прибавить к этому количеству еще несколько предметов, допустим 4. Говорите: «Десять плюс четыре равно четырнадцать». После того, как вы научили ребенка складывать, подобным образом составьте примеры с вычитанием, например:
18-8=10
13-10=3 и т. д.
Следующий этап – вычисления с переходом через десяток. Такие примеры даются ребятам несколько сложнее. Здесь уже понадобятся знания не только целых десятков и отдельных единиц, но и общее представление состава отдельного числа.
- Из чего состоит число 3? Из 1 и 2, или 1 и 1 и 1.
- А что такое 7? Это 1+6= 2+5= 1+1+1+4 и т. д.
Подобным образом поступите со всеми числами, которые знает ребенок, разберите их на составляющие части. Потом эти знания хорошо применить в решении примеров.
Разберем такой пример:
4+9=
Второе слагаемое раскладываем на два составляющих числа, чтобы при сложении с первым слагаемым получить десятку, а потом прибавляем остаток:
4+(6+3)= 10+3=13, т. е. 4+9= 13
Закрепим знания еще несколькими примерами:
5+7=
5+(5+2)= 10+2= 12
или
8+9=
8+(2+7)= 10+7= 17
Таким же образом можно решать примеры с вычитанием:
16-7=
16-(6-1)= 10-1= 9
или
13-8=
13-(3-5)= 10-5= 5
То есть для того чтобы сделать вычисление, раскладываем второе слагаемое таким образом, чтобы при вычитании из первого слагаемого получилась десятка, а потом вычитаем оставшееся число.
Также удобно показать малышу работу со сложением и вычитанием в столбик. В таких примерах нагляднее видно десятки и единицы, что с чем складывать или вычитать.
Напоследок несколько рекомендаций родителям.
- Во время занятий математикой проявите терпение к своему маленькому ученику и не раздражайтесь от его непонимания, а тем более не кричите.
- Не давите на ребенка и не заставляйте заниматься, если ему не хочется. Отпустите его, ведь он все равно не сконцентрируется. А в следующий раз придумайте, как его заинтересовать занятиями.
- Контролируйте время занятий, не держите малыша часами за решением примера. 10-20 минут должно длиться одно занятие. Дети быстро теряют концентрацию, и долговременные занятия нельзя назвать эффективными.
- На досуге между делом постоянно тренируйтесь с малышом. Когда режете торт, считайте, сколько кусков получилось, когда сервируете стол, посчитайте количество гостей и попросите принести нужное количество тарелок и т. д.
Главное одно – спокойная обстановка, терпение и родительская любовь однажды все равно дадут положительный результат. Не равняйтесь на других, а занимайтесь своим ребенком. Помните, что все дети разные и всем нужен индивидуальный подход.