Подростковая депрессия: симптомы и признаки
Содержание:
- Причины возникновения послеродовой депрессии
- Что делать, если у ребенка подозрение на депрессию?
- Существуют ли нелекарственные способы лечения депрессии?
- Симптомы депрессивного состояния
- Что будет, если не лечить невротическое расстройство?
- Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?
- Лечение
- Диагностика суицидального поведения
- Проявления заболевания
- Аллергия
- Суицидальные наклонности при депрессии: внимание, опасные симптомы!
- Как подростки пытаются бороться с депрессией?
- Антидепрессанты
- Типы депрессии
Причины возникновения послеродовой депрессии
- физиологические изменения в организме. Беременность и роды всегда связаны с резкими гормональными перепадами. После появления на свет малыша в организме матери резко падает уровень эстрогена и прогестерона. Также может снизиться и количество других гормонов, например, продуцируемых щитовидной железой. Перестройка затрагивает работу кровеносной системы, изменяется артериальное давление, иммунная система и процесс обмена веществ. Все это приводит к тому, что женщина испытывает постоянную усталость, подавленность, она подвержена перепадам настроения;
- эмоциональный фон также может стать причиной развития послеродовой депрессии. В это время женщина часто бывает лишена возможности нормально выспаться, она перегружена домашними заботами. В таком состоянии решение незначительных проблем становится непосильной задачей. У многих мам возникает ощущение того, что они теряют контроль над своей жизнью, также может появиться ощущение собственной непривлекательности. Нередко депрессия развивается на фоне отождествления роженицы с собственной мамой. Происходит переоценка многих событий из детства, заново переживаются неразрешенные конфликты или психологические травмы;
- сложности, связанные с периодом лактации. Новоиспеченная мама должна кормить ребенка и сцеживать молоко вне зависимости от времени суток, часто это происходит в ущерб ночному сну. В первые дни кормление грудью связано с сильнейшими болевыми ощущениями, которые могут быть вызваны трещинами и ранами на сосках. Поводом для развития депрессивного состояния могут стать и лактационные кризы, повторяющиеся каждые 1.5-2 месяца;
- социальные факторы и образ жизни. К развитию послеродовой депрессии также могут привести некоторые особенности жизни. Отсутствие поддержки со стороны близких, наличие финансовых сложностей, трудности, связанные с грудным вскармливанием, а также требования старших детей. Все это может усугубить состояние и привести к развитию депрессии или психоза.
Нередко причины развития психологического расстройства после родов следует искать в наследственных факторах
Но если женщину окружить заботой и вниманием, давать ей возможность для полноценного отдыха и сна, помогать в осуществлении ежедневных домашних дел, то риск возникновения депрессивного состояния будет минимален
Как уже отмечалось выше, на риск возникновения послеродовой депрессии не оказывает влияние возраст женщины и то, сколько раз она уже была матерью. Тем не менее, специалисты определили, что есть женщины, склонные к развитию депрессивного состояния после родов. К этой группе относятся лица, расположенные к развитию любых неврозов, независимо от того, какой ситуацией они были бы вызваны.
Усугубить ситуацию может и наличие у роженицы другого психологического расстройства или заболевания. Вероятность возникновения послеродовой депрессии будет в несколько раз выше, если у женщины уже был опыт, приведший к развитию этого расстройства.
Что делать, если у ребенка подозрение на депрессию?
1. Внимательно понаблюдать. Не стоит впадать в панику, если Вы заметили один или два симптома. Все дети время от времени испытывают слабость, иногда жалуются на боль, бывают пассивны или слезливы. Но если Вы замечаете 3-4 признака, стоит проконсультироваться со специалистом, для начала врачом общего профиля.
2
Важно проконсультироваться с невропатологом
3. При наличии соматических жалоб (головных, мышечных, желудочных болей) следует обратиться к соответствующему специалисту, чтобы определить причину, выяснить или исключить биологическую основу этих болей. При этом обязательно помните о более широком контексте, о других признаках депрессии, которые Вы наблюдаете. Скажите об этом доктору, чтобы он мог адекватно оценить ситуацию и не «залечивал» симптомы, имеющие психо-соматическую природу.
4
И наконец, очень важно обратиться за квалифицированной психологической, психотерапевтической помощью. Даже если депрессия обусловлена биологическими факторами, если назначены соответствующие препараты, ребенку и его родителям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации, осознать, что происходит и выработать подходящие способы взаимодействия
Психологическая помощь имеет решающее значение, если причины депрессии коренятся в семейной сфере, социальном окружении или психологических трудностях ребенка.
Существуют ли нелекарственные способы лечения депрессии?
Помимо лекарств, существует много немедикаментозных методов лечения депрессии. Это психотерапия, БОС-терапия, диетотерапия, физиолечение, ЛФК, рефлексотерапия, свето- и цвето-лечение, депривация сна и др. Чаще всего, для лечения депрессии используется сочетание нескольких методов. Например: психотерапия + медикаментозное лечение, БОС-терапия + психотерапия, прием лекарств + диетотерапия и др.
Самостоятельно назначать и применять лекарства нельзя. Если Вы или Ваш близкий столкнулся с проблемой депрессии нужно показаться врачу психиатру или психотерапевту! Только по его рекомендациям можно использовать препараты. Самолечение опасно для жизни!
Симптомы депрессивного состояния
Депрессия связана с высоким уровнем стресса, тревоги, а в худших возможных сценариях – самоубийством. Также может повлиять на подростка: личная, школьная, трудовая, общественная, семейная жизнь.
В целом, среди причин депрессии у ребенка, объясняющих развитие расстройства депрессии в подростковом возрасте, выделяют переживание высокого уровня стресса, частые конфликты и развившуюся своего рода межличностную зависимость.
Наиболее распространенными симптомами, встречающимися у подростков, страдающих депрессией, являются:
- Обычное состояние грусти или раздражительности
- Уменьшение физической активности
- Бессонница и другие проблемы со сном
- Раздражительность, перепады настроения и проблемы с поведением
- Плач
- Потеря аппетита
- Социальная изоляция или потеря интереса к другим людям
- Идеи, мысли или попытки смерти
- Исключение из школы
Некоторые из этих симптомов не всегда могут быть признаками депрессии. Если Вы когда-либо воспитывали подростка, Вы знаете, что изменения аппетита часто бывают нормальными, а именно во времена всплесков роста и особенно если Ваш подросток занимается спортом.
Что будет, если не лечить невротическое расстройство?
Неврозы могут спровоцировать осложнения, если не заниматься их лечением. Многие игнорируют терапию, не обращаются к врачам. Постсоветские стереотипы, что ходить к психотерапевту постыдно, до сих пор живут в головах людей. Такая халатность влечет за собой необратимые изменения в психике.
Что будет, если не лечить невротическое расстройство:
- усиление симптоматики;
- больной приобретает истеричность, гипертрофированную мнительность;
- страдает самооценка;
- проявляются другие хронические болезни;
- увеличивается риск заболевания простудой;
- становление эксплозивной личности, которая не терпит возращений, агрессивна, концентрируется только на негативе.
Человек становится ипохондриком, его личность разрушается. Последняя стадия обуславливается полной апатией, человек не встает с кровати, может отказываться от пищи. Больной уже не способен обходиться без препаратов, сдерживать свои эмоции. Высокий риск самоубийства. Купировать такое состояние крайне трудно, оно может повлечь за собой более серьезные психические патологии. Без длительной психотерапии, приема медикаментов и пребывания в клинике неврозов не обойтись.
Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?
1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.
ИСТОРИЯЗа помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили»
Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение
Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.
2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.
ИСТОРИЯНа консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.
Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.
3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.
ИСТОРИЯК психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.
Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.
Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма
Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком
Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Диагностика суицидального поведения
Чтобы выявить склонность к суициду, психолог проводит беседы с потенциальным самоубийцей и его ближайшим окружением. Степень риска оценивается на основе личностных и ситуационных факторов.
1. Личностные факторы.
- заниженная самооценка;
- неуверенность в собственных силах;
- острая потребность в искренних и теплых взаимоотношениях;
- необходимость понимания и поддержки от окружающих;
- трудности в принятии решений;
- несамостоятельность;
- неадекватная реакция на неудачи;
- склонность к самобичеванию;
- неумение выстраивать отношения в обществе;
- инфантильность.
2. Ситуационные факторы:
- неблагоприятная обстановка в коллективе или семье;
- частая смена жилья, учебы, работы;
- систематическое употребление спиртных напитков;
- участие в сектах;
- значимые юбилейные даты;
- попытки самоубийства в семейном или личном анамнезе.
На личной беседе с суицидентом психолог оценивает прочность антисуицидального барьера. Это совокупность факторов, формирующих волю к жизни:
- позитивное отношение к жизни и негативное к смерти;
- боязнь причинить себе боль;
- сильная привязанность к кому-либо;
- родительские обязательства;
- повышенное чувство долга и ответственности;
- принадлежность к религии, осуждающей самоубийства;
- наличие мечты и планов на будущее.
Чем больше этих факторов имеется, тем меньше вероятность совершения самоубийства, и наоборот.
Для выявления суицидальных наклонностей также используются следующие методики:
- оценка по шкале депрессии;
- оценка по шкале агрессии;
- методика для выявления и предупреждения самоубийств;
- анализ рисунков;
- изучение личных страниц в соцсетях;
- метод незаконченных предложений;
- психологические игры.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Аллергия
Плесень – это грибок, который растет в теплой и влажной среде. Излюбленные места появления плесени – подвалы, санузлы, ванные комнаты, оконные рамы, фильтры кондиционеров, то есть те зоны, где наблюдается повышенный уровень влажности и недостаточность освещения. Осенью появляется больше плесени внутри помещений из-за уменьшения количества солнечного света, попадающего в квартиру. Увлажнители воздуха еще более усложняют проблему, потому что увеличивают влажность в доме и способствуют появлению зон конденсации влаги, создавая наилучшие условия для размножения плесени.
Кроме того, плесень размножается и под открытым небом — на опавшей листве, разлагающихся растениях и органическом материале, а ее споры летают в воздухе. Это испытание для аллергиков, которые работают на даче, где сентябрь–октябрь — пора сбора урожая, обработки грядок, заготовки сена.
Суицидальные наклонности при депрессии: внимание, опасные симптомы!
Для подавляющего большинства психически неустойчивых подростков состояние депрессии бывает сопряжено с повышенным риском совершения суицида. Если ребенок при этом злоупотребляет алкоголем или страдает наркозависимостью, вероятность самоубийства повышается многократно. Своевременно распознать признаки суицидальных намерений у подростка родителям помогут следующие наблюдения:
- подросток часто рассуждает или шутит на тему самоубийства;
- пишет стихи или рассказы, в которых фигурируют смерть или истории о суициде;
- произносит фразы вроде «лучше бы я умер» или «как бы мне хотелось исчезнуть из этой жизни»;
- посещает сайты и форумы, освещающие тему самоубийства;
- не планируя никуда уехать, прощается с друзьями и близкими так, как будто разлучается с ними надолго или навсегда.
При наличии любого из обозначенных признаков, родителям следует проявить к психоэмоциональному состоянию ребенка особенно чуткое внимание. Незамедлительно проанализировать все произошедшие в последнее время перемены в поведении подростка и в его самочувствии
Доверительно побеседовать со своим чадом; постараться выяснить, почему его внимание сфокусировано на теме самоубийства, имеют ли место какие-либо серьезные проблемы и т. д.
Любое, даже самое незначительное основание для опасения за психическое здоровье подростка должно явиться для родителей сигналом о необходимости незамедлительного обращения за медицинской помощью. При своевременно начатой терапии, депрессия успешно поддается лечению, в то время как промедление может быть напрямую сопряжено с реальной угрозой для жизни ребенка.
Как подростки пытаются бороться с депрессией?
Традиционными средствами самопомощи при депрессии у подростков остаются алкоголь, наркотики, компьютерные игры — все, чего вы, родители, так боитесь. Они помогают подросткам сбежать от невыносимых мыслей и переживаний, найти временное облегчение от боли. Иногда на помощь приходят музыка, книги и субкультуры, но даже это часто становится поводом для противостояния между ребенком и родителями, что усиливает фрустрацию.
Подросток ищет выход там, где может – если родители в этот момент становятся врагами, ему приходится спасаться теми способами, которые взрослым не понравятся. Сомнительные компании, девиантное и саморазрушительное поведение, психоактивные вещества, самоповреждения в такой ситуации – это не бунт и не попытка «все испортить», это поиск ресурса для преодоления своего состояния. И, пытаясь бороться с ребенком, взрослые лишь усугубляют ситуацию.
Антидепрессанты
Изначально препараты этой группы разрабатывались для лечения депрессии. В настоящее время показания к приему антидепрессантов расширились. Их применяют и при других расстройствах психики: неврозы, расстройства личности, агрессивность, психозы, шизофрения. А так же при многих заболеваниях: хронические боли, синдром раздраженного кишечника, энурез, бессонница. Применяются на практике с 1957 года. Основа действия антидепрессантов — восстановление нарушенного обмена серотонина. Измененный обмен нейромедиаторов — один из основных механизмов развития депрессии, поэтому его нормализация обеспечивает антидепрессивный эффект. Антидепрессанты убирают симптомы депрессии, на человека с нормальным настроением они никакого действия не окажут.
Список наиболее распространенных и эффективных антидепрессантов
Трициклические антидепрессанты.
Амитриптилин — один из самых сильных и эффективных антидепрессантов. При тяжелых депрессиях является препаратом первого выбора. При внутривенном и внутримышечном введении действует быстро, поэтому применяется в скорой психиатрической помощи. Из недостатков — побочные эффекты: сонливость, сухость во рту, нечеткость зрения, легкие координационные нарушения.
Кломипрамин (анафранил) — также обладает сильным антидепрессивным эффектом и часто встречающимися побочными эффектами. Помимо антидепрессивного эффекта уменьшает навязчивости и тревогу.
Имипрамин (мелипрамин) — отличается выраженным стимулирующим эффектом. Эффективен при депрессиях, протекающих с апатией и заторможенностью. Как и все трициклические антидепрессанты отличается большим количеством побочных эффектов (сухость во рту, склонность к запорам и др.)
Азафен. Из всех трициклических антидепрессантов отличается хорошей переносимостью, поэтому часто рекомендуется пожилым и лицам с сопутствующими болезнями внутренних органов.
Ингибиторы монооаминооксидазы (МАО)
Ниаламид. Препарат первого поколения этой группы, ушел из практики много лет назад.
Пиразидол. Высокоэффективный антидепрессант широкого спектра действия с минимальными побочными эффектами. Применяется и в наше время.
Моклобемид (аурорикс). Отличается противотревожным действием, это делает его эффективным при депрессиях, сопровождающихся социофобией и тревогой.
Избирательные ингибиторы обратного захвата норадреналина
Мапротилин (людиомил). Хорошо проявил себя при депрессии с утомляемостью, утратой чувств, заторможенностью. Большой плюс этого препарата — наличие форм в виде ампул, позволяющих вводить его внутривенно, что дает возможность быстрого наступления лечебного эффекта.
Доксепин (синекван). Редко используемый препарат.
Избирательные (селективные) ингибиторы обратного захвата серотонина СИОЗС
Эти антидепрессанты в настоящее время— самые часто назначаемые. Такой «популярности» они достигли благодаря ряду преимуществ: эффективны, просты в подборе доз, хорошо переносятся, широко рекламируются фарм.компаниями. Их всего семь, по своей эффективности они примерно одинаковые:
Флуоксетин (прозак)
Флувоксамин (феварин)
Сертралин (золофт)
Пароксетин (паксил)
Циталопрам (ципрамил)
Тразодон (триттико)
Избирательные ингибиторы обратного захвата норадреналина и серотонина
Эта группа эффективна при резистентных (не поддающихся традиционному лечению) депрессиях.
Милнаципран (иксел)
Венлафаксин (велафакс)
Дулоксетин (симбалта)
Антидепрессанты блокаторы рецепторов
Лекарства этой группы отличаются наличием успокоительного эффекта и восстанавливающим сон действием.
Миртазапин (ремерон)
Миансерин (леривон)
Новый класс антидепрессантов
Характерно несильное антидепрессивное действие, но отличная переносимость: побочные эффекты встречаются крайне редко. Применяются при нетяжелых депрессиях.
Агомелатин (вальдоксан). Нормализует сон.
Вортиоксетин (бринтелликс).Улучшает когнитивные функции.
Типы депрессии
Дистресс — депрессия, сопряженная с беспричинным беспокойством, повышенной тревожностью, беспокойством по поводу предстоящих событий или потерей контроля.
Меланхолия — тяжелая депрессия с потерей интереса к любимым занятиям, всему, что раньше приносило удовольствие, ассоциированная с ранним вставанием и ухудшением настроения по утрам, серьезными изменениями аппетита (нежеланием есть или, напротив, перееданием), чувством вины, повышенным возбуждением или апатией.
Атипичная депрессия — наряду с типичными признаками депрессии наблюдаются специфические: эмоциональная реактивность (повышенная эмоциональная реакция на события), повышенный аппетит, увеличение веса, сонливость, острая чувствительность к отказам, ощущение тяжести в конечностях.