Что такое виды мышления
Содержание:
Особенности развития
У дошкольников
У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».
- Сначала ребенок может понять окончательную цель.
- Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
- И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.
Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.
В раннем возрасте
Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность
Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.
Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.
У школьников младших и средних классов
Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.
У подростков
С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные
На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате
Упражнения и игры для развития
Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.
Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.
Дети дошкольного возраста:
- 3-4 года;
- 5-6 лет.
Дети младшего школьного возраста (начальная школа):
- 7-8 лет;
- 9 лет;
- 10 лет.
Дети среднего школьного возраста (подростковый период):
- 11 лет;
- 12-13 лет;
- 14-15 лет.
Дети старшего школьного возраста (юношеский период):
16-17 лет.
Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.
Для дошкольников
Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.
Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.
Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п
п
п.
Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего). В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают)
В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.
Для младших школьников
Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.
В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.
Для подростков
Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.
Работа с детьми 6-7 лет — старшими дошколятами
В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление
Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.
Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:
- игрушки;
- раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
- плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
- абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.
Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.
Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.
Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.
Новые задачи
Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:
- Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
- Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
- Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
- Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
- Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
- Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
- Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
- Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
- Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
- Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
- Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
- Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
- Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.
Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.
И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.
Какие задания эффективнее?
Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:
- докажи свое мнение;
- поясни, почему именно так ты думаешь;
- расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.
В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.
Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».
К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.
Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:
- «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
- «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
- «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
- «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
- «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.
Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.
Развитие логического мышления ребенка показано на видео:
Мышление дошкольников: этапы и особенности
Наглядно-действенное мышление
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
Способы развития наглядно — действенного мышления
На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам
Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности
Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка — сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.
Наглядно-образный тип мышления
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.
Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.
Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.
Словесное – логическое мышление
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот — это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.
Творческое мышление
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.
В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.
Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса
Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное
Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.
Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.
Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.
В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.
Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.
От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.
Операции мышления
- Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
- Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
- Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
- Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
- Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
- Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
- Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
- Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.
Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление
- Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
- Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.
Развитие наглядного мышления у детей
Наглядно-действенное мышление формируется в процессе знакомства с окружающим миром, в процессе игры, и его развитие предполагает действенное участие взрослого, его помощь в организации игр, его контроль и поддержку. Дети под руководством взрослого узнают больше о свойствах предметов, учатся ими пользоваться, устанавливают связи и отношения, решают с помощью предметов разные задачи на практике. К шести – семи годам ребёнок уже умеет выполнять разные задания на основании наглядного образца, сопоставлять форму предметов или деталей и их размеры.
Одним из самых эффективных занятий, способствующих развитию наглядных форм мышления, является конструирование
Поэтому так важно, чтобы ребёнок играл с конструкторами из разных материалов, разной формы и разных видов. Этой же цели служат занятия с ножницами и бумагой, складывание фигурок из спичек
С помощью вспомогательных материалов (конструктор, спички, счетные палочки) дети складывают домики и гаражи, столы и скамейки, лесенки, мосты и многое другое. Малыш строит по образцу, а если у него не получается – взрослый показывает ему, как действовать, а ребёнок подражает. Если и это трудно – взрослый делает сам, и ребёнок помогает ему, а потом пробует сам. Например, можно на столе выкладывать плоские фигуры, используя определённое количество спичек, или перемещать одну или несколько спичек так, чтобы получалась другая фигура.
Благодаря взаимодействию со взрослым, ребёнок не только развивает наглядные формы мышления, но и получает новые впечатления и развивает речь. Сложность заданий должна постепенно нарастать.
Как мы уже говорили, наглядно-образное мышление опирается на наглядно-действенное. Оно возникает постепенно, по мере того как ребёнок набирается достаточно практического опыта действий или задумывается о том, как можно изменить ситуацию, представляя при этом в уме, что нужно предпринять и что получится в результате. Наглядно-действенное мышление необходимо для успешного обучения ребёнка в начальной школе. Ребёнок учится решать в уме задачи, опираясь на вопросы (то есть на своё представление о предметах).
Очень важно повышать уровень развития наглядно-образного мышления ребёнка, ведь оно имеет доминирующее значение в процессе познания им окружающего мира. Благодаря наглядно-образному мышлению ребёнок усваивает знания и получает представление о происходящем
К тому же оно порождает первые ростки детского творчества. Достигнутый в дошкольные годы уровень развития наглядно-образного мышления важен для всей дальнейшей жизни человека: это бесценный вклад в общий процесс психического развития человека.
Развитию наглядно-образного мышления способствует прохождение лабиринтов, рисование и конструирование. Но конструирование не по заданному образцу, а на основании словесной инструкции взрослого или путём воплощения задуманной самим ребёнком идеи. Благодаря развитию наглядного мышления ребёнок пользуется схемами, производит подсчёты в уме. К семи годам у детей начинает формироваться и словесно-логическое мышление, позволяя рассуждать, оперируя отвлечёнными понятиями.
1.2 Индивидуализация и дифференциация обучения
Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания.
Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, усваивают новый для них материал по-разному: одни на высоком, другие на среднем, третьи на низком уровне. При этом показатель уровня усвоения, характерный для того или иного учащегося, довольно устойчив (колебания хотя и имеют место, но обычно в пределах ближайшего уровня). В уровнях усвоения знаний проявляются типичные для учащихся устойчивые особенности психики, от которых зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблемы, требующие предусмотренных программой знаний. Школьники, усвоившие эти знания на низком уровне, не смогут их использовать при решении таких проблем.
Возможно ли доведение каждого учащегося массовой школы до высшего уровня овладения определенными знаниями?
Эксперименты показали, что возможно достижение высшего уровня овладения новым для них понятием всеми учениками, но различным путем. Одни достигают этого уровня уже на основе первичного знакомства с новым для них понятием; для других требуется в среднем решение от 10 до 20 задач с опорой при затруднении на помощь экспериментатора. Третьим необходимо было решить около сотни задач для полного овладения новым для них понятием.
Таким образом, в условиях индивидуализации обучения различия в уровнях знаний (по тому или иному разделу программы) могут быть сняты. В массовой школе, где обычно нет реального учета индивидуальных различий, к концу изучения определенного раздела программы разница в уровнях его усвоения несколько сглаживается, но все же остается весьма значительной.
В еще большей мере, чем от уровня знаний, продуктивность самостоятельной деятельности учащихся при усвоении новых знаний зависит от обучаемости. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития их как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, практики с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим и небольшое число теоретиков.
Исследования показали, что индивидуально-типические особенности развития продуктивного мышления школьников значительно перекрывают возрастные.
В условиях ориентации на среднего ученика, т. е. без реальной индивидуализации обучения, замедляется темп развития тех, кто пришел в школу значительно более развитым, чем их сверстники. Но в особенно тяжелые условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Условия обучения в массовой школе настолько не соответствуют их возможностям, что такие учащиеся с возрастом не приближаются в своем развитии к сверстникам, а все больше и больше отстают от них.
На продуктивность мыслительной деятельности весьма существенно влияет такое качество личности как интеллектуальная активность, или, по терминологии Д. Б. Богоявленской, интеллектуальная инициатива. Как показали исследования Д. Б. Богоявленской, наличие высоких умственных способностей еще не гарантирует проявление высокого уровня инициативы; нередко весьма способные люди ограничиваются и удовлетворяются решением той или иной поставленной проблемы более элементарным способом, хотя, при соответствующем побуждении со стороны, решают ту же проблему на самом высоком уровне.
Реально в любом классе нет даже двух учащихся, идентичных друг другу по особенностям своей психики; каждый по своему усваивает учебный материал. Естественно, возникает мысль о том, что в условиях массового обучения принцип его индивидуализации не может быть реализован. Однако это не так. Л. К. Таракановой экспериментально доказана не только возможность, но и высокая эффективность реализации в школе принципа проблемно-индивидуального обучения. При такой форме работы, более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы. Менее развитые получают более подробные объяснения от учителя, решают задачи постепенно повышающейся трудности и, преодолевая трудности с некоторой помощью со стороны, усваивают новый материал, продвигаются в своем развитии, нередко переходя в группы с более высоким уровнем.