Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей
Содержание:
- Ребенок в первый месяц жизни
- Рекомендации
- Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет
- 4 недели
- Сколько длится внутриутробное развитие
- Зрение
- Неделя первая
- Каким должно быть пояснение в 5 — 6 лет
- Эмбрион 3 недели
- Развитие ребенка: первый месяц
- Основы ухода за ребенком на 3 недели
- Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
- 12 месяцев
- Эмбрион 1 неделя
Ребенок в первый месяц жизни
Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.
Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.
В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр
Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов
Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.
Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.
Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.
Что может ребенок в конце первого месяца:
- фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
- лежа на животе, делать попытки поднять голову;
- прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
- узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
- пытаться общаться с мамой первыми звуками.
Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.
Рекомендации
Задаваемый ребенком вопрос о происхождении детей — это показатель его интеллектуального развития, исследования окружающего мира.
- Считается, что самым оптимальным возрастом, подходящим для бесед на тему деторождения, является дошкольный период. Нередко малыши сами в этом возрасте задаются подобными вопросами, потому как у них наступает возраст почемучек.
- Психологи рекомендуют не затрагивать эту тему до того, как малыш сам ей заинтересуется. Исключение — беседы с ребенком, приближающимся к переходному возрасту. В такой ситуации малыш может молчать из-за своей стеснительности — этот вопрос вполне возможно его волнует, но он стесняется задать его родителям.
- Подавать информацию рекомендуется дозированно, постепенно. Не стоит моментально вываливать все свои знания по этому процессу на голову крохи.
- Рассказывайте все, как есть, но корректируйте свою речь, учитывая возраст малыша.
- Ответить ребенку можно, сказав, что он появился в результате сильной любви между мамой и папой. Или, что он жил в мамином животике и потом появился на свет. Если ребенок начинает задавать уточняющие вопросы, например:
- «как я смог выбраться из животика?» — можете сказать, что, когда он стал таким большим, что больше не помещался в животике, маму отвезли в больницу, а там доктора помогли ему родиться;
- «а как ребеночек попадает к маме в животик?» — скажите, что вы с папой очень хотели, чтобы у них родился карапуз и Бог вам его послал.
Крайне важно во время беседы с ребенком сохранять полное спокойствие, не смущаться, не краснеть. Иначе карапуз неправильно растолкует сообщаемую Вами информацию.
Если беседа состоялась в момент, когда мама вновь находится в положении, то можно предложить карапузу потрогать мамин животик, когда там будет шевелиться ребеночек
Так Ваше чадо сможет убедиться, что детки до появления на свет сидят у мамы в животике.
Важно избавлять своих детей от страхов, так как малыш, незнающий истинного ответа, может придумать себе множество разных вариантов, представляя, в том числе, и страшные картины, вызывающие у него ужас и боязнь. Ситуация может усугубляться, если Ваше чадо услышало какую-то информацию от других детей, в частности более взрослых, и информация была неправильно растолкована в силу возраста. Так, например, ребенок, которому рассказали о том, что малыш появляется из маминого животика, может переживать о своей беременной маме, что с появлением братика или сестрички у нее лопнет животик, и она умрет.
Важно, чтоб ваша беседа была на том языке, который понятен ребенку, с учетом знаний, которыми он уже владеет.
Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет
В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.
К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.
В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:
- сооружать башню из кубиков;
- бить ногой мяч;
- складывать крупные, простые пазлы;
- проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
- складывать простые предложения из 5 слов;
- выполнять несложные задания взрослых;
- рисовать вертикально прямую линию;
- называть части своего тела и показывать их;
- рассказывать четверостишья;
- самостоятельно проситься в туалет;
- раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
- самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
- резать бумагу ножницами;
- мыть и вытирать ручки.
Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.
Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.
4 недели
На этом этапе в «речи» ребенка появляются первые «агу», особенно в ответ на мамины ласковые слова. С каждой неделей гуление будет более активным, пока не перерастет в лепет (примерно к 4 месяцам).
По-прежнему сохраняется мышечный тонус, поэтому кулачки малыша сжаты, а ручки и ножки постоянно согнуты. Но при недовольстве или коликах он двигает ими и плачет, сигнализируя о дискомфорте. Кстати, плач становится «мокрым» (появляются слезы) и интонационным, по нему можно определить потребности ребенка (мокро, голодно, одиноко, что-то болит, устал).
Сон занимает сейчас до 19–20 часов (из них 8–9 часов приходятся на ночь), немного увеличивается время бодрствования. К концу первого месяца малыш должен набрать в среднем 600–800 г и подрасти на 2–3 см.
Что может месячный кроха?
- Несколько секунд удерживать головку, лежа на животике.
- Смотреть по сторонам.
- Удерживать в поле зрения крупные предметы, лица взрослых.
- Прислушиваться к звуку и искать его источник, двигая ручками и ножками.
- Несколько секунд прослеживать предмет в движении.
- Крепко удерживать палец мамы или предмет, вложенный в ручку.
- Лежать (даже спать) на животике.
- Отвечать движениями, улыбкой, гулением на улыбку и голос мамы, выражая радость.
Сколько длится внутриутробное развитие
Следить за тем, как малыш растет, начинают еще в пренатале, то есть до рождения крохи. Нормой длительности этого срока принято считать 40 недель, хотя здоровый доношенный малыш может родиться как на 38 неделе, так и на 42. Это время делится на периоды:
- Эмбриональный – от зачатия до 8-10 недели;
- Плодный – с 8-10 недели и до рождения.
Также есть деление на триместры:
- С зачатия до конца 13 недели;
- С 14 по 27 неделю;
- От 28 недели и до рождения.
Триместры разделены по принципу области развития: в первом происходит закладка внутренних органов, на втором этапе они развиваются, человечек формируется внешне. В третьем – он набирает необходимые для выживания снаружи вес и рост.
С какой недели наблюдают
По всему миру принято брать беременных на особый учет, назначать им исследования и анализы, чтобы отслеживать правильность формирования плода и здоровье матери. В России для этого прикрепляются к женской консультации при поликлинике или роддоме.
На учет беременную ставят в РФ не ранее полных 8 недель по месячным или УЗИ. Исследование назначают еще до постановки на контроль. Первый анализ, который могут назначить будущей маме, – кровь на хорионический гонадотропин человека. Это гормон, который выделяется уже к концу первой недели беременности. Его показания дают самые достоверные данные на этом сроке. Так, при излишне высоком его уровне можно предположить многоплодную беременность, а недостаток, возможно, говорит о замершей.
Ультразвуковое исследование беременности
Второе исследование, которое могут назначать еще до постановки на учет, – первое УЗИ. Его делают для того, чтобы подтвердить срок беременности и расположение эмбриона в матке, а не фаллопиевых трубах. Также смотрят их количество и жизнеспособность – в среднем на 7 неделе на этом исследовании слышно биение сердца будущего человека.
Тогда же определяют ПДР – предполагаемую дату родов. Ее высчитывают по менструальному календарю мамы. Также можно высчитать день по специальному калькулятору срока беременности.
Зрение
Новорожденные способны фокусировать взгляд в очень узком диапазоне в среднем это от 18 до 26 см. (это совпадает со средней удалённостью лица матери от младенца, когда он находится у нее на руках), тогда как объекты за пределами этого расстояния расплывчаты. Это означает, что они практически не видят, что находится у противоположной стены комнаты. С каждым месяцем диапозон фокусировки медленно растет.
Как видит мир новорожденный и взрослый
Что видит младенец с рождения до года
Движения глаз новорожденного короткие и скачкообразные. В первый месяц ребенок способен фиксировать взгляд лишь непродолжительное время. Плавные движения развиваются ко второму месяцу и ограничиваются близлежащей областью. Они пока не могут сконцентрировать оба глаза на одной точке, но это проходит к концу 2-го месяца. Также из-за плохой координации глаз, младенцы имеют трудности с восприятием глубины.
Американские психологи проводили эксперимент с «обрывом» на восприятие глубины. Ребенка помещали в конструкцию, где в одной части находился обрыв, поверх которого было положено толстое стекло. До 6 месяцев ребенок, может без опаски проползти к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.
Младенцы предпочитают смотреть на контрастные и сложные узоры, их привлекают края и контуры объектов, особенно искривленные. Особой интерес представляют движущиеся предметы. В 1–2 месяца предпочитают черно-белую палитру.
Как видим мы (наверху) и как это же видит ребенок (внизу)
Больше всего дети восприимчивы к человеческому лицу, особенно к лицу матери. Из незнакомых лиц, ребенок вероятнее отдаст предпочтение мужскому лицу украшенному бородой, т.к. оно создает больший контраст. Сначала новорожденные прослеживают взглядом контуры лица, а к 2 месяцам начинают фиксировать свой взгляд на глазах.
С рождения и в первые месяцы, ребенок видит мир в сером цвете, объекты отличаются между собой только степенью яркости. Способность немного различать некоторые яркие цвета (красный, оранжевый, желтый, синий) появляется лишь через несколько месяцев.
Как видит цвета младенец при рождении и в 3 месяца
Неделя первая
Родители сразу обращают внимание на цвет малыша: его кожа, привыкая к новой среде существования, меняет свой оттенок от красного до бледно-розового. Примерно на пятые сутки она может начать шелушиться — это происходит из-за чрезмерной сухости
Совсем скоро кожный баланс стабилизируется, а пока можно смазывать кожу детским или просто стерилизованным оливковым маслом.
У некоторых деток появляется физиологическая желтушка – она выражается характерным оттенком кожи. Это вызвано повышенным содержанием билирубина в крови и проходит через 5-10 дней. В роддоме, чтобы ускорить этот процесс, малыша могут положить под УФ-лампу.
С первым прикладыванием к груди в ранее стерильном организме новорожденного заселяются полезные бактерии — микрофлора. Через несколько суток организм уже будет выводить не густой темный меконий, а более светлый и мягкий желтый стул.
Для малышей первой недели жизни естественной является незначительная потеря веса — до 10% от начального. Это вызвано и отсутствием грудного молока (ведь в первые дни у мамы есть только молозиво — питательная, но весьма ограниченная в количестве субстанция) и существенными затратами энергии — на плач и на еду.
Малыш еще не умеет фокусировать взгляд. Даже более — возможно легкое косоглазие, но оно имеет физиологический характер (мышцы глазных яблок еще слабы) и проходит само. Зато кроха прекрасно различает запахи и может таким образом определить, подходит к нему мама или кто-то другой, еще не знакомый.
Каким должно быть пояснение в 5 — 6 лет
Истории о том, что ребенка нашли в капусте, для детей 5-6 лет уже не подходят
К пяти годам интеллект ребёнка будет уже куда выше, и такие «сказочные» истории его вряд ли удовлетворят. Он наверняка заинтересуется подробностями, например, как именно семечко попадает в живот, или как маленький человек выходит наружу. Начнёт сказываться его пусть ещё небогатый, но уже реальный жизненный опыт. К пяти годам дети воспринимают мир иначе:
они всерьёз оценивают свои отношения с окружающим миром, обращая внимание на чувственную составляющую;
их интересуют отношения между взрослыми, не исключая и интимных;
они наверняка уже успели увидеть достаточно откровенные эпизоды по телевизору или в сети Интернет;
им уже что-то на эту тему рассказывали более старшие и более «продвинутые» сверстники.
Значит, в объяснении мамы должно уже присутствовать понятие секса. Рассказывать о нём следует в том ключе, что это естественная вещь, но занимаются им только взрослые, и малышу это тоже предстоит, когда он вырастет. Нужно сделать упор на то, что такие отношения всё же являются достаточно интимными, и вслух о них не говорят, а также не афишируют.
В рассказе можно уже упомянуть поцелуи и ласки – те действия, в результате которых и может происходить передача семечка от папы к маме, от чего позднее появляются дети. Углубляться в физиологические подробности в этом возрасте также пока рано. Что же касается самого рождения, то в этом случае можно рассказать про поездку в роддом и про врачей, которые помогают маме при родах.
Учитывая, что дети иногда становятся жертвами педофилов, обязательно обратите внимание ребёнка на то, что интимные отношения – поцелуи и ласки – прерогатива исключительно взрослых, дети в них участвовать не должны.
Если кто-то из незнакомых или даже знакомых людей будет заговаривать с ним на эту тему, просить раздеться или разрешить «потрогать», то нужно немедленно убежать. Если ребёнка удерживают, нужно в ответ на приставания обязательно выкрикивать «нет», и выкрикивать как можно громче и чаще, пока не появится возможность уйти. Этот выкрик «нет» обязательно с ребёнком отрепетируйте, чем он будет звучать громче и настойчивее, тем лучше. Избавившись от преследования, ребёнку нужно обязательно всё рассказать родителям. Этим он не только поставит взрослых в известность, но и, возможно, спасёт какого-нибудь другого малыша, который позже может оказаться на его месте.
Эмбрион 3 недели
На 3 неделе эмбрион из стадии гаструлы переходит в стадию нейрулы. Эктодерма в области будущего позвоночника образует канавку, которая постепенно уходит вглубь эмбриона. Края канавки при этом смыкаются. Образовалась нервная трубка, которая станет головным и спинным мозгом. Образуется зачаток, который станет сердцем малыша.
На 3 неделе начинает формироваться плацента – система жизнеобеспечения эмбриона. Трофобласт и часть эктодермы образуют амнион и хорион. Амнион в народе называют «рубашкой». В амниотической полости собираются околоплодные воды. Хорион – это ворсинчатое образование, которое также продуцирует хорионический гонадотропин. Спустя какое-то время с участием мезодермы из хориона образуется плацента. К концу 3 недели эмбрион подрастает до размеров 4 мм.
Развитие ребенка: первый месяц
-
Первое, что удивляет обычно неопытных родителей – это большая голова малютки. Это – нормально.
-
Ручки и ножки малыша в первый месяц жизни согнуты, кулачки сжаты. Врачи такое состояние называют флексорной позой.
-
Тело новорожденного обычно покрыто пушковыми волосиками – лануго. С течением времени они исчезнут сами – «вываляются».
-
Ногти малыша на пальцах рук и ножек доходят до края пальца, а иногда и длиннее.
-
Брови и ресницы у большинства новорожденных плохо развиты, на лице отчетливо видны белые точки – так называемые милии.
-
Цвет глаз у всех новорожденных – серо-голубой.
-
Дыхание у новорожденных частое – до 60 вдохов-выдохов в минуту, сердцебиение – 140-160 ударов в минуту.
Основы ухода за ребенком на 3 недели
На 3 неделе малыш получает контроль над мышцами, поэтому на этой неделе его движения и рефлексы станут менее резкими и более изящными.
Обязательно дайте ему достаточно времени для наблюдения за животом в течение дня, чтобы он мог попрактиковаться в поднятии головы. Некоторые трехнедельные дети смогут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животике, и чем больше ребенок будет тренироваться, тем лучше.
Время, проведенное в животе, также поможет предотвратить расплющивание головы , что чаще встречается у младенцев, которые проводят весь день и ночь, лежа на спине или опираясь на шезлонги и автокресла.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.
Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.
В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.
На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.
Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.
На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.
На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.
Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.
В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.
Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.
В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.
Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.
Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.
Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.
Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Эмбрион 1 неделя
Зигота всё ещё находится в маточной трубе на пути в матку. Маточные трубы выстланы ворсинками, двигающими яйцеклетку в сторону матки. Если в течение определённого времени зигота не попадёт в матку, она может прикрепиться к стенке маточной трубы. В этом случае говорят о внематочной беременности – опасном для здоровья и жизни состояния.
Во время оплодотворения сперматозоид приносит свои 23 хромосомы, которые соединяются с 23 хромосомами в яйцеклетке. Причем в зависимости от того, будет ли сперматозоид содержать в себе Х или У хромосому, зависит пол будущего ребёнка.
После оплодотворения и образования зиготы проходит около 30 часов. Оплодотворённая яйцеклетка начинает делиться. Этот процесс называется дробление, так как при незначительном увеличении объёма число клеток растёт в геометрической прогрессии и их размер уменьшается. Из 1 образуется 2, из 2 получается 4 и т.д. С увеличением массы клеток гаструла превращается в морулу. Морула выглядит как шаровидное скопление клеток. К 7 дню после оплодотворения морула превращается в бластулу. В центре зародыша появляется полость, заполненная жидкостью, или бластоцель. Бластула попадает в полость матки и погружается в слизистый слой. Этот процесс называется имплантацией и проходит с участием внешней оболочки бластулы, которая называется трофобласт. После имплантации клетки трофобласта начинают продуцировать хорионический гонадотропин – важный гормон, поддерживающий беременность. Хорионический гонадотропин можно определить в моче, где его присутствие определяется с помощью экспресс теста на беременность. К концу первой недели размер эмбриона всего 0.3 мм.