Если ребенок не хочет ходить в детский сад. практические советы для родителей
Содержание:
- Чего делать не стоит
- В каких случаях не стоит отправлять малыша в садик?
- Как сделать дошкольное развитие ребенка более комфортным
- Степени адаптации ребенка
- Почему ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет
- Почему малыш не хочет идти в садик
- Ошибки, которых следует избегать родителям
- Как уговорить идти в садик
- Характер ребенка
- Чем помочь своему ребенку
- Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
- Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают
- Как выглядит детский протест
Чего делать не стоит
Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:
Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.
Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.
Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.
Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.
В каких случаях не стоит отправлять малыша в садик?
Если ребенок еще не прошел достаточную адаптацию к условиям детсада, то стоит ограничить время его пребывания там, а то и вовсе ненадолго прервать посещение. Как правило, срок адаптации приблизительно один месяц, но каждый случай индивидуален, потому он может растянуться и до полугода. Малышу трудно смириться с переменой, отсутствием матери, которая была с ним с самого рождения. Для него это первое серьезное жизненное испытание, потому родители должны отнестись с пониманием и терпением.
Используйте альтернативные варианты с няней для ребенка, если некому больше с ним остаться дома. Либо отведите на частные занятия, которые длятся недолго. Если ситуация совсем пугающая, то проконсультируйтесь у детского психолога. Он всегда подскажет, как лучше, без последствий, вашему малышу справиться со стрессовой для него ситуацией и привыкнуть к детсаду.
Как сделать дошкольное развитие ребенка более комфортным
Чтобы посещение детского сада для вашего ребенка стало более комфортным, детские психологи рекомендуют следовать определенному алгоритму.
Прежде всего, необходимо выяснить точную причину слез, протестов и отказов от времяпрепровождения в саду. И в первую очередь надо поговорить с самим ребенком. Более того, чтобы такая ситуация не стала для вас неожиданностью, каждый вечер, забирая малыша из садика, обязательно интересуйтесь, как прошел его день. Возможно, вы сможете предотвратить обострение ситуации.
Кроме того, не нагнетая эмоций, обязательно поговорите с воспитателем
Для эффективного дошкольного развития ребенка важно не только то, чему его учат, но и то, кто и как именно занимается его обучением. Педагог может поделиться с вами своими личными наблюдениями и дать полезные советы, которые помогут переломить ситуацию
Обсудить вопрос можно и с родителями других малышей. Возможно, в этих семьях назревает та же проблема.
Если удалось выяснить причины избыточной реакции ребенка на визит в детсад, можно приступать к устранению негативного фактора. Действия родителей будут напрямую зависеть от того, что именно послужило причиной истерик.
Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Степени адаптации ребенка
Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.
Легкая
Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:
- малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
- с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
- успешно контактирует с ребятами из группы;
- адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
- если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.
Средняя
Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:
- ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
- тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
- через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
- соблюдает распорядок учреждения;
- адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.
Тяжелая
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:
- отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
- плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
- отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
- слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет
Если же родители вынуждены сдавать малыша в садик раньше рекомендуемого возраста, то их может ждать довольно серьезная проблема – острое нежелание крохи посещать дошкольное учреждение, которое может вылиться в упорное неповиновение.
Крики, истерики, слезы – многим мамам и папам приходится переживать настоящий ад, прежде чем их кроха смиряется со своей участью и начинает по-другому к ней относиться. Примечательно, что подобные трудности могут наблюдаться и в более зрелом возрасте, и главное, не сломаться и не отказаться от социализации, ведь это самый простой, но не очень верный шаг.
Нет, не стоит насиловать волю ребенка, продолжая водить его в то учреждение, которое вызывает у него панический ужас, ведь вполне возможно, что там действительно что-то не так
Важно разобраться в ситуации, установить причину детского отторжения и только потом действовать, руководствуясь полученными знаниями. И среди самых распространенных факторов, которые отбивают у детей всякую охоту посещать ДУ, психологи выделяют следующие:
- Неготовность к саду. Обычно проявляется у самых маленьких, которые чувствуют сильную потребность в матери. Кроме того, может наблюдаться и у деток старшей возрастной группы, которые не были приучены к режиму, самостоятельно задавая собственный распорядок дня.
- Неспособность наладить контакт с другими детьми. Чаще всего наблюдается у асоциальных малышей, которые ввиду родительской гиперопеки были максимально ограничены от общения со сверстниками.В этом случае становятся возможными два сценария, первый из которых предполагает нежелание ребенка вливаться в детский коллектив, тогда как второй предполагает обратное поведение, проявляющееся в чрезмерной навязчивости, что также может отпугивать других малышей.
- Обиды. К сожалению, проявление детской жестокости не является редкостью, и ребенок может не хотеть посещать ДУ из-за чужих насмешек, которые обычно касаются внешности, плохого произношения и других особенностей. Самостоятельно справиться с проблемой в этом случае вряд ли удастся, ведь огромное значение имеет и роль воспитателя, который должен контролировать ситуацию и всячески пресекать подобные проявления.
- Смена дошкольного учреждения. Часто бывает так, что родителям приходится переезжать с места на место, а вместе с ними и их малышу, который вынужден менять не только дом, но и садик. Между тем подобные перемены могут оказаться довольно болезненными, ведь далеко не в каждой группе рады новеньким.
Когда малыш начинает ходить в садик, многое в его поведении меняется
Кроме того, не стоит исключать, что причина детского нежелания посещать сад кроется в плохом отношении воспитателя, ведь такие ситуации также случаются. Кроме того, дети, у которых имеются серьезные проблемы в семье (постоянные ссоры и конфликты родителей, алкоголизм, физическое насилие), гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе и этот момент также обязательно следует учитывать.
Почему малыш не хочет идти в садик
Основной причиной отказа ребенка посещать детский сад является его психологическая неподготовленность к разлуке с мамой и общению с коллективом. То есть, он просто еще «не дорос» до понимания того, что в саду делают и зачем это нужно
Тут важно понимать, что у каждого малыша своя возрастная планка психологической готовности, поэтому если на протяжении определенного времени ваш ребенок так и не смог привыкнуть к детскому саду, попробуйте повторить попытку немного позже. Возможно, через 5-6 месяцев малыш сам попросит вас отвести его в садик к другим деткам.
Нередко малыш отказывается идти в детский сад потому, что ему тяжело рано просыпаться или придерживаться того распорядка дня, который принят в дошкольном учреждении. В таких случаях родителям можно порекомендовать максимально мягко поменять привычный режим дня ребенка. Постепенно приучайте его к раннему подъему и дневному сну по детсадовскому графику. Также можно договориться с руководством детсада и воспитательницей о том, что вы будете присутствовать на занятиях хотя бы первую неделю. Так ребенку будет намного легче привыкнуть к новым людям и режиму.
Случается и так, что успешной адаптации ребенка к новым условиям мешает тревожность мамы. Возможно, вы сами или члены семьи, даже не замечая этого, передаете малышу свое волнение через интонацию в разговорах и причитания типа «Что же он там буде делать?», «А вдруг его обидят?», крики и ссоры. Всегда будьте спокойны и уравновешены. Помните, что ребенок очень хорошо чувствует эмоции людей, и особенно своих родных и близких.
Не секрет, что еда в детском садике по своему качеству и вкусовым ощущениям очень сильно отличается то того, что готовит дома мама. Поэтому еще одной причиной утренних капризов и истерик может стать невкусное меню дошкольного учреждения. Мало того, в некоторых детских садах не только невкусно готовят, но еще и заставляют кушать малоаппетитную пищу или просто прикрикивают на детей во время еды. Это создает негативную ассоциацию как с приемом пищи, так и с посещением детского сада в целом.
Решить эту проблему поможет откровенный разговор с ребенком (расспросите его о том, что и как он кушает) и воспитателем. Внесите свои коррективы в меню группы. Вы имеете полное право запретить давать вашему ребенку какой-нибудь продукт или принести на обед, например, его любимый фрукт в качестве поощрения. Конечно же, изменения в меню должно происходить в рамках возможностей детского сада и без излишеств (например, не рекомендуется приносить сладости или скоропортящиеся продукты).
Нелюбимая воспитательница или конфликт с другими детьми – это наиболее распространенная причина отказа ребенка посещать детский сад. Чтобы выявить суть проблемы необходимо ненавязчиво расспросить малыша. Еще лучше, если вы поиграете с ним в игру, где ребенок будет воспитателем или детсадовцем, а вы – воспитанником или одногруппником ребенка. В процессе игры малыш обязательно смоделирует именно ту ситуацию, которая его беспокоит больше всего, родителям же останется только внимательно понаблюдать за его действиями и сделать соответствующие выводы.
В случае, если ребенок не нашел общего языка с другими детьми, необходимо поговорить с воспитательницей, и вместе разработать схему действий, направленных на решение конфликта. Если же все дело в воспитателе, то самым лучшим вариантом решения проблемы, конечно же, станет смена группы или детского садика. Это же необходимо сделать, если конфликты с детьми будут возникать вновь и вновь или педагог ничего не предпримет.
Помните, дети отлично чувствуют негативную энергетику и хорошо «впитывают» ее. Что, в свою очередь, провоцирует неуверенность в себе, раздражительность, страх и нежелание идти в детский сад. Тщательно подготовьтесь к началу посещений занятий и слушайте своего ребенка. Это минимизирует вероятность плохой адаптации и системного отказа посещать дошкольное учреждение.
Ошибки, которых следует избегать родителям
Прежде, чем ознакомиться с правилами, способствующими более легкой и быстрой адаптации малыша к новым условиям, следует узнать, чего не стоит делать родителям. По словам психологов, то, как дети воспринимают детский сад и привыкают к нему, в большой степени зависит от поведения взрослых.
Специалисты называют распространенные ошибки, которых следует избегать родителям:
1. Исчезновение мамы.
В большинстве случаев, когда маленькие мальчики и девочки впервые попадают в новую обстановку, они находятся в состоянии увлеченности и интереса. Точно так же происходит и в детском заведении. Однако многие мамы, несмотря даже на то, что приводят детей впервые, видя, что малыш увлечен, стразу уходят.
Дети вскоре обнаруживают исчезновение мамы и устраивают истерику, ведь они привыкли всегда быть рядом. В этот момент малыш испытывает сильный стресс и, вероятнее всего, в следующие раз при виде этой обстановки он откажется оставаться в ней.
2. Долгое пребывание.
Если вы хотите знать, как быстро приучить ребенка к садику, исключите длительное пребывание малыша в нем. Многие взрослые спешат быстрее оставить ребенка на целый день. Однако грамотные и опытные педагоги запрещают длительное пребывание с первых дней.
Несмотря даже на то, что малыш ведет себя хорошо, для его психоэмоционального здоровья это стресс. Таким образом, если вы будете постепенно, а не резко увеличивать время пребывания малыша в дошкольном заведении, быстрее пройдет адаптация к нему.
3. Неправильный режим дня.
Тем родителям, которые интересуются, как приучить ребенка к садику без слез, следует заранее позаботиться о соблюдении правильного режима дня. Если ваш кроха каждый день принимает пищу, гуляет и спит не в одно и то же время, значит, он еще к посещению дошкольного учреждения не готов.
Мальчикам и девочкам, которые привыкли ложиться спать не раньше 22, сложно будет проснуться в 7 часов утра. Детки дошкольного возраста должны засыпать не позже 21:00, тогда они легче смогут встать в 07:00, дневной сон обычно приходится на время с 12 до 15, в зависимости от возрастной группы.
4. Быстрые сборы.
Еще одна важная рекомендации специалистов, как правильно приучить ребенка к садику, чтобы у него было желание посещать его, заключается в заблаговременном сборе малыша. Собираться в детский сад нужно с хорошим настроением, не в спешке и без криков
Добиться этого легко: важно с вечера подготовить все вещи, а утром будить малыша вовремя
В процессе сборов можно рассказать сыну или дочке, насколько важным является посещение детского сада, ведь это значит, что они подросли, и у них появились свои взрослые обязанности. Прежде чем оставить сына или дочь в саду, скажите им, как сильно вы их любите и что с нетерпением будете ждать встречи.
Как уговорить идти в садик
Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.
Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.
Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе — все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.
Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.
Характер ребенка
Наибольшую неприязнь к детскому саду демонстрируют три категории детей — стеснительные и робкие, конфликтные, гиперактивные. Они переносят требования воспитателей очень остро, хотя и по-разному. В каждом случае требуется тонкая воспитательная работа педагога совместно с родителями.
Если после адаптационного периода в детском саду ребенок упорно отказывается ходить в детский сад, нужно понаблюдать за малышом, расспросить его и воспитателя, выяснить причину и вместе решать проблему. Так как долгий дискомфорт в детском саду может привести к неврозам и другим неприятным последствиям у ребенка.
Если ребенок категорически отказывается идти в детский сад — не нужно его к этому принуждать. Неправильное поведение родителей может стать причиной развития невроза у малыша
Важно выяснить причину, из-за которой малыш отказывается идти в садик и найти пути решения этой проблемы.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Чем помочь своему ребенку
Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах
Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
Не оставляйте появившиеся проблемы без решения
Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения
Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад
Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.
pixabay.com  / 
С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.
Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.
К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.
Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают
Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.
Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице
Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора
О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:
Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.
Следующий шаг — обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.
Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».
Как выглядит детский протест
Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста
- Чаще всего дети выражают свое недовольство словами. Некоторые довольно спокойно рассказывают дома о том, что их не устраивает в детсадовской жизни, другие закатывают истерики без объяснения четкой причины («не хочу!», «не пойду!»). В любом случае родителям нужно обязательно поговорить с ребенком, предварительно успокоив его.
- Нередко к словесным жалобам присоединяется плач, причем малыш может пытаться воздействовать слезами намеренно, рассчитывая на родительскую жалость. Не стоит поддаваться этому чувству, поскольку делу это никак не поможет. Как и в предыдущем случае, ребенка нужно успокоить и постараться разузнать, что конкретно его беспокоит.
- Хуже, когда дети замыкаются в себе, тем более, что некоторое время родители могут не догадываться о проблеме. Повышенная раздражительность и агрессивность, плохой сон, энурез, участившиеся ОРЗ – все это может быть связано с посещением детского сада. В таких случаях родителям не всегда удается вытянуть из ребенка ответ, что происходит. Скорее всего, понадобится помощь психолога.