Гиперактивный ребенок

«Ужасные» детские истерики и СДВГ: когда связь есть?

Любой родитель или тот, кто проводит время с детьми, видел эти вспышки гнева. Большинство детей могут спорить, отказываться сотрудничать и время от времени не подчиняться взрослым. 

Но когда этот гнев и враждебность случаются часто, приводят к проблемам с друзьями, в детском саду или дома, причины для беспокойства могут быть вполне оправданы. При этом надо уметь отличать «нормальную» истерику у малыша от проблемной. Как?

Типичная истерика может начинаться, когда маленький ребенок устал, голоден или расстроен, или во время ежедневных ритуалов и процедур, таких как укладывание перед сном, прием пищи или одевание.

Что не нормально?

  • Когда вспышка приходит из ниоткуда или настолько интенсивна, что ребенок становится истощенным. От избытка эмоций и слез может даже начаться рвота. Если такие ситуации становятся регулярными, это маркер нездоровья.
  • Не нормальна также враждебность по отношению к людям, предметам или к тому и другому вместе. Вполне возможно, что ребенок захочет ударить или пнуть родителя из-за разочарования время от времени. Но когда это происходит более чем в половине истерик, может возникнуть проблема.
  • Враждебность может быть и самонаправленной. Дети могут пытаться укусить себя, царапать кожу, биться головой, пораниться, ударив что-то.
  • Ребенку крайне сложно успокоиться. Не помогают популярные советы, попытки дать прокричаться, игнорирование, разговоры, крепкие объятия. Приходится постоянно  уносить на руках из раздражающего окружения и заниматься «подкупом», обещать что-то подарить, дать, сделать – и так каждый раз.
  • Многочисленные истерики: 10-20 вспышек гнева в месяц. Если это происходит пять раз в день, а потом наступает долгий перерыв (при этом малыш в целом здоров и хорошо себя чувствует), это тоже повод для беспокойства.
  • Очень длинные истерики. Если они обычно длятся более 25 минут, это может сигнализировать о лежащей в их основе проблеме.

В чем могут быть причины таких «взрывов»? Специалисты говорят, что они могут быть связаны с СДВГ, высокой болезненной тревожностью на фоне неврозов, нарушением обучаемости, расстройством аутического спектра, проблемами сенсорного восприятия и так далее.

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.

Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления  – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.

Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится»

Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные. 

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:

  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.  

Примечания

  1. Жмуров В. А. // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  2. Шабалов Н. П. // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. — С. 357. — 736 с. — ISBN 978-5-496-00717-7.
  3. Всемирная организация здравоохранения. // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 330—333. — ISBN 5-86727-005-8.
  4. ↑ Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 420. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Гиперактивность у взрослых

Долгое время СДВГ считалось заболеванием, встречающимся только у маленьких пациентов и проходящим по мере взросления к подростковому возрасту. Проведение исследований в последние годы подтвердили, что гиперактивность может встречаться в любом возрасте. Как правило, постановка диагноза взрослым связана с ошибкой в определении причин гиперактивного поведения в ранние годы. Это вызвало ошибки в проведении лечения. Иногда болезнь просто не диагностировалась.

У взрослых пациентов отмечаются симптомы, аналогичные проявлениям болезни в детском возрасте. За счет адаптации большая часть взрослых пациентов отличается повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Это приводит к появлению симптомов:

возникновение трудностей при работе по инструкциям;
больные не в состоянии сохранять внимание при выполнении однообразных и утомительных действий;
имеют слабые организационные способности;
выполнят одновременно несколько процессов, не завершая действия;
отличаются забывчивостью при выполнении повседневных обязанностей, могут забывать предметы и цели;
не в состоянии контролировать громкость голоса, сохранять терпение, например, при стоянии в очереди;
прерывание высказываний собеседников;
стремительность и изменчивость поведения;
повышенная раздражительность.

Специалисты отмечают и другие факторы. Позитивной особенностью СДВГ у взрослых пациентов становится высокая работоспособность. Они часто успешно строят карьеру, достигая значительных карьерных высот. К минусам относится возникновение проблем в межличностном общении, часто мешающих сохранению высокого качества жизни. В том числе разрушающие межличностные связи при низкой адаптации. Лечение гиперактивности может начинаться в любом возрасте. Пациентам назначают корректирующие лекарственные препараты, проводят индивидуальные и коллективные психологические тренинги.

Проявления СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами. Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее. Необходимо отметить, что гиперактивность у взрослых выражена значительно меньше, чем у детей.

Импульсивность проявляется в невозможности контроля над своими импульсами, эмоциональными и поведенческими реакциями. Такие люди часто отвечают, не дослушав вопроса, постоянно перебивают собеседника. Настоящая проблема для таких людей — отказ, пускай даже небольшой. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).

Нарушение внимания у взрослых пациентов с СДВГ приводит к снижению продуктивности. При анализе академической успеваемости студентов выявлено, что учащиеся с СДВГ имеют более низкий средний балл, а также чаще испытывают трудности при подготовке к занятиям по сравнению со сверстниками без признаков СДВГ. В целом пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы [].

Как можно ожидать, взрослые люди, страдающие СДВГ, занимают более низкие профессиональные должности и их доходы меньше, чем у здоровых сверстников. Кроме этого, молодые люди с СДВГ чаще нуждаются в финансовой помощи от членов семьи и социальных служб, по сравнению своими здоровыми сверстниками []. Необходимо сказать о том, что пациенты с СДВГ значительно чаще совершают компульсивные покупки, то есть страдают от шопоголизма []. Пациенты с СДВГ чаще становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как характеризуются агрессивным стилем вождения []. Такие водители часто перестраиваются, не обращая внимания на другие автомобили.

Лечение Гиперактивности у детей:

1. Образование

О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное

непослушание.  Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.

2. Психологическое лечение

Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.

Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.

3. Лечение медикаментами

Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.

Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.

Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.

Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости

Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.

Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.

Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.

4. Диета

Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.

Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.

В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.

Диагностика Гиперактивности у детей:

Оценка симптомов

Внимание

Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом

Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами

Двигательная активность

Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.

Дифференциальная диагностика

Нормальность

Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.

Ситуационная гиперактивность

Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.

Поведенческие расстройства

Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее

Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения

Эмоциональное расстройство

К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.

Тики, хорея и другие дискинезии

Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.

Расстройства аутистического спектра

Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.

Генерализованная недостаточная обучаемость

У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)

Сопутствующие заболевания

Согласно статье 2017 года, существует несколько состояний, которые могут быть у взрослых с СДВГ.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство — это состояние, которое заставляет людей быть беспокойными, разговорчивыми и отвлекающимися. При данном состоянии также могут быть периоды депрессивных и маниакальных настроений. От 9,5% до 21,2% пациентов с биполярным расстройством также имеют СДВГ, и от 5,1% до 47,1% взрослых с СДВГ имеют биполярное расстройство.

Исследователи предполагают, что наличие СДВГ или биполярного расстройства в возрасте до 18 лет увеличивает вероятность того, что у со временем у них разовьется другое состояние.

Депрессия

Депрессия — это еще одно состояние, которое обычно сосуществует с СДВГ. Некоторые исследования показали, что от 18,6% до 53,3% взрослых с СДВГ также страдают депрессией. Люди, страдающие как СДВГ, так и депрессией, сами сообщают, что их качество жизни ниже, чем у тех, кто имеет только депрессию.

Тревожное расстройство

Взрослые с СДВГ также чаще страдают тревожностью, чем те, у кого ее нет. 50% взрослых с СДВГ имеют тревожное расстройство.

Взрослые с СДВГ, которые имеют социальную фобию, такую как страх при встрече или разговоре с людьми, встречаются чаще, чем взрослые с СДВГ, которые испытывают паническое расстройство.

Употребление психоактивных веществ

Согласно статье 2017 года, употребление алкоголя, никотина, каннабиса и кокаина является одним из наиболее распространенных сосуществующих состояний с СДВГ у взрослых. Некоторые исследователи предполагают, что употребление психоактивных веществ в два раза чаще встречается у людей с СДВГ, чем у тех, у кого этого состояния нет. Наиболее распространенным типом употребления психоактивных веществ среди взрослых с СДВГ является употребление сигарет. Люди с СДВГ, как правило, имеют более сильную зависимость от никотина, чем те, у которых нет СДВГ.

Расстройство личности

В том же исследовании 2017 года сообщается, что более 50% взрослых с СДВГ имеют расстройства личности и что 25% взрослых с СДВГ имеют два или более расстройств личности.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В основе заболевания лежат физиологические предпосылки:

  • генетические аспекты, наследственность. Нередко выясняется, что родители, чаще матери пациентов, имели или имеют подобные симптомы, склонны к стрессу и повышенной тревожности;
  • Осложненная беременность, хронические или острые болезни матери, лекарственные препараты, алкоголь, курение;
  • Внутриутробное инфицирование плода, перинатальная гипоксия;
  • Неблагополучные роды: асфиксия, долгий безводный период, применение акушерских пособий;
  • Тяжелые инфекционные болезни во младенчестве, сопровождающиеся повышением температуры тела ребенка, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

На формировании СДВГ могут сказаться и другие факторы при вынашивании: экологическое неблагополучие, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки у матери, неполноценное питание, стрессы.

В основе СДВГ лежит нехватка биоактивных элементов-нейромедиаторов — дофамина и норадреналина в сочетании с поражением ЦНС, к чему способен привести любой из факторов, описанных выше. Мозговые структуры повреждаются в результате травмы, гипоксии или химического, токсического отравления.

По результатам МРТ-исследования, в котором принимали участие свыше 3 тыс. человек в различном возрасте, было установлено, что мозг страдающих СДВГ (половина из выборки) хоть и незначительно, но меньше в размерах, чем у здоровых. Данные опубликованы в специализированном британском журнале The Lancet Psychiatry. Ряд других аппаратных исследований также выявляли различия в структуре головного мозга, что подтверждает физиологическую природу СДВГ.

Могут усилить проявление симптомов СДВГ следующие факторы: напряженная атмосфера в семье, нехватка внимания со стороны родителей, завышенные требования и наказания, недостаток сна и отдыха, отсутствие режима дня, длительное пребывание перед экраном или дисплеем.

Наследственность влияет на СДВГ не только через генетику. Родители, находящиеся во власти синдрома, скорее всего воспитывают детей соответствующе. Неготовность быть родителем, вспыльчивость, неорганизованность — все это усиливает расстройство и расшатывает и без того слабую психику ребенка.

Развитие СДВГ у детей провоцирует комплекс факторов, какой-то может стать решающим, например, родовая травма. Устранением источника проблем на раннем этапе можно предотвратить или облегчить проявление симптомов в будущем и избежать длительного лечения.

Причины гиперактивности

В числе причины возникновения нарушения:

  • неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
  • неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
  • влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.

Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector