Из-за чего возникает шизофрения: биология и психология
Содержание:
- Происхождение заболевания
- МКБ 10 и виды тревожных расстройств.
- Стандартная палата
- Эпидемиология
- Когнитивные сбои
- Особенности подростковой шизофрении
- Признаки шизофрении у детей
- Симптомы
- Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте
- Терапия
- Нарушения и их причины по алфавиту:
- Другие виды нарушений на букву «п»:
- Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)
- Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)
- Первые проявления
- Выявление заболевания
- Шизофрения у детей — причины появления
- Искажение развития
- Реабилитация
- Лечение
- Обзор фактов и мифов о левшах
- Физиологические основы
Происхождение заболевания
Шизофрения является полифакторным расстройством. Это означает, что развиться оно может как вследствие одной причины, так и их совокупности. Наибольшую группу риска представляет наследственная предрасположенность. Если кто-либо из родственников, даже не очень близких, страдал данным психическим заболеванием, то шанс его возникновения у потомков возрастает в разы.
Триггерами для старта болезни являются некоторые факторы внешнего воздействия. Спровоцировать развитие заболевания могут:
- сильный стресс, чаще всего вызванный потерей близкого человека;
- переживание, причем как отрицательное, так и положительное;
- особенности воспитательного процесса (буллинг, экспрессивность, физическое или психологическое насилие, жестокость);
- низкий социальный статус, угнетение, дискриминация;
- инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности;
- заниженная самооценка, врожденная неуверенность в себе;
- травма головного мозга;
- употребление алкоголя, наркотических препаратов.
Это достаточно распространенное заболевание, от него страдает более 24 миллионов человек по всему миру (только официально выявленные случаи). Оно может начать прогрессировать в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем больше вероятность, что последствия будут необратимы.
МКБ 10 и виды тревожных расстройств.
В современной классификации болезней тревожное расстройство имеет много разновидностей и соответственно много шифров, все они размещаются в разделе F 4 Международной классификации болезней 10-го пересмотра:
- Подраздел F 40 это «Фобические тревожные расстройства (фобии).
- Раздел F 41 содержит «Другие тревожные расстройства». Сюда входят: Паническое расстройство (F 41.0), проявляющееся паническими атаками; Генерализованное тревожное расстройство (F 41.1), характеризующееся постоянно повышенной тревожностью; Смешанное тревожно-депрессивное расстройство (F 41.2) — сочетание тревоги с депрессией.
- F 42 — Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний).
- В рубрике F 43 размещены реактивные состояния, возникающие после воздействия психической травмы: Реакция на стресс и нарушения адаптации.
- Класс F 44 это Диссоциативные (конверсионные) расстройства, включают истерический невроз или психоз.
- Отдел F 45 содержит большую группу Соматоформных расстройств (или психосоматических заболеваний).
- Часть F 46 включает неврастению, деперсонализацию и дереализацию.
Стандартная палата
11 000 руб/сут
Размещение в палате:
Варианты размещения: от 2 до 5 чел.
Возможность размещения с родственником*: —
(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)
Ванная комната:
Душ: +
Санузел: +
Банные полотенца: +
Гигиенические средства: +
Тапочки: —
Халаты: —
Косметические средства: —
Интернет/ телевидение:
Телевидение: +
WI-FI: +
Мебель:
Медицинская кровать: +
Спальная кровать: —
Медицинский матрас: +
Ортопедический матрас: —
Шкаф для одежды: +
Индивидуальная тумба: +
Вешалки: +
Письменный стол: —
Кресло: —
Электроника:
Телевизор: +
Холодильник: +
Настольная лампа: +
Прочее:
Эпидемиология
Шизофренические расстройства у детей встречаются редко (у 1 из 10 000—30 000 детей). У мальчиков в два раза больше шансов быть диагностированными с детской шизофренией. Часто непропорционально большое количество мужчин с детской шизофренией, потому что возраст возникновения расстройства у мужчин выше, чем у женщин примерно на 5 лет. Люди ранее и до сих пор неохотно диагностируют шизофрению на раннем этапе, в основном из-за стигмы, связанной с ней.
В то время как очень ранняя шизофрения является редким событием, с распространенностью около 1:10000, раннее начало шизофрении проявляется чаще с предполагаемой распространенностью 0,5 %.
Когнитивные сбои
При шизофрении налицо все признаки расстроенного мышления. Но ученые считают «шизофреническое слабоумие» нетипичным, и не зря заключили понятие в кавычки. Специалисты сходятся во мнении, что такого слабоумия, как при деменции, расстройство не развивает. Интеллект и память остаются в норме, просто утрачивается способность правильно ими пользоваться. В сравнение приводят книжный шкаф, наполненный ценнейшими, богатыми книгами, ключ к которому был утерян.
Интересно также и другое высказывание о том, что шизофреник, находясь длительное время в глубоком умственном тупике, внезапно проявляет сохранившийся на достойном уровне интеллект.
Существует мнение, что «шизофреническое слабоумие» развивается на фоне неиспользования мозга в результате психотических атак, снижения активности, действием бреда и галлюцинаций. Как говорил Леонардо да Винчи: «Бритва от бездействия ржавеет, становясь негодной к употреблению».
Нарушение когнитивной сферы у шизофренических личностей характеризуют расщеплением интеллекта и познавательной деятельности, паралогичностью мышления.
Шизофреническое мышление называют атактическим. Проявляется наличием в речи понятий, расходящихся по смыслу, хотя сама речь больного построена довольно правильно в грамматическом плане, без слов-паразитов, запинаний. Такой мыслительный процесс также носит название атактическое замыкание и имеет несколько степеней проявления. Когда бессвязность происходит внутри слова, между буквами, это замыкание превращается в неологизм. То есть, образуется совершенно новое слово, до этого отсутствующее в словаре.
Несвязность предложений логическим смыслом рождает резонерство – бесплодное мудрствование.
Тотальный алогизм речи, полное отсутствие смысла в сказанном называют шизофазией. При этом грамматическое построение речи не страдает. Предложения строятся правильно, отсутствуют слова-паразиты, даже можно позавидовать речевой плавности. Главный минус – отсутствие смысла. Создается впечатление, что человек совместил несколько фраз из абсолютно разных по тематике разговоров. Пример:«Снегопад вызывает столько неудобств, если снегопад не распространяется на городские условия
И внимание численности городского населения закрепощено внутри. И тем самым осадки могут быть видны только с балкона
Если с осторожностью относится к этому вопросу, что снаружи происходит относительно этажности квартиры, чтобы лишний раз не выходить на балкон, то и приходит на мысль, к выводу, что нужно заранее готовиться к весне. Чуть ли не всю зиму»
Шизофазия сопровождается безудержной речевой активностью, выраженной в виде монолога. В собеседнике шизофреник не нуждается. Говорит много, без остановки. Сознание при этом сохраняется. Если спросить человека его данные: возраст, Ф.И.О., можно получить правильный ответ. Обращенные к нему просьбы выполняет без нарушений.
Крайняя степень шизофазии – это словесная окрошка. Выражается полной бессвязностью разговора, нарушением грамматики.
Заболевание дезорганизует практически всю умственную деятельность
Наряду с мышлением страдает и внимание – через сужение объема, потерю способности к быстрому переключению с одной деятельности на другую. Снижается концентрация, появляется рассеянность
Особенности подростковой шизофрении
Подростковый период весьма труден как для самого подростка, так и для восприятия его окружающими. В это время происходит перелом восприятия и окончательное формирование личности. Поэтому часто начало шизофренического процесса путают с возрастными изменениями, которые сопровождаются неустойчивым эмоциональным состоянием.
Девушка или юноша в этот период может начать гримасничать, дурачиться, или вести себя отстраненно по отношению к социуму. Родители часто упускают этот момент, не принимая возникшие странности в поведении серьезно.
Для подростка не являются отклонением попытки самоутвердиться в обществе, желание общаться со своими сверстниками, пробовать что-то новое. Однако серьезным поводом для беспокойства могут стать апатичное настроение подростка, безынициативность, недостаток мотивационного потенциала для занятий какой-либо деятельностью.
Скрытую генетическую патологию нервной системы врач может диагностировать именно в переходном возрасте. Наличие у подростка на протяжении месяца не менее двух нижеуказанных симптомов является достаточным поводом для обращения к специалисту.
- Бредовые состояния, которое заключаются в расстройстве мышления. Больной имеет твердые убеждения, искажающие интерпретацию реальности. Например, подросток, который испытывает тяжелое чувство вины, может видеть бригаду «мстителей», желающих его похитить и наказать.
- Галлюцинации – нарушения восприятия, которые сопровождаются несуществующими звуками и образами. Чаще всего это слуховые миражи, когда больной слышит несуществующий голос, отдающий команды или комментирующий происходящее.
- Дезорганизованность в речи, ее бессвязность, регулярно повторяющиеся слова или фразы.
- Состояние кататонического ступора, впадение в состояние неподвижности, дезорганизованное поведение, чрезмерная двигательная и эмоциональная активность.
- Эмоциональная подавленность, безвольность, аффективное уплощение.
Признаки шизофрении у детей
Заболевание на начальной стадии развивается в латентной форме, поэтому внешних признаков обнаружить невозможно. Первичная симптоматика предполагает снижение трудоспособности и эффективности обучения. Кроме того, новые признаки поведения становятся атипичными для ребенка. Для подтверждения шизофрении у ребенка, специалисты организуют постоянное наблюдение на протяжении полугода. Чтобы подтвердить предположение, за месяц должно быть обнаружено хотя бы 2 симптома из нижеперечисленного списка:
- Отсутствие проявления воли
- Бредовые мысли
- Впадение в ступор
- Галлюцинации
- Подавленное эмоциональное состояние.
В некоторых ситуациях оказывается достаточно того факта, что ребенок может разговаривать с несуществующими персонажами или слышать голоса.
В возрасте 7 лет могут проявляться нарушения в логическом мышлении. Ранее данного возраста выявить подобные нарушения практически невозможно, в силу маленького возраста. Среди основных симптомов можно выделить следующие признаки:
- Депрессивное состояние
- Зрительные и слуховые галлюцинации
- Мышление
- Проблемы поведенческого характера
- Тревожное состояние
- Речевые нарушения.
Симптомы
Все проявления тревожного расстройства можно разделить на три группы:
Психические: чувство страха, беспокойства, паники, ощущение надвигающейся катастрофы, навязчивые мысли неприятного содержания (страх за здоровье, опасение смерти, страх потерять контроль и др.), повышенное внимание к своему внутреннему состоянию.
Физиологические симптомы: бессонница, сердцебиения, одышка, тяжесть или неприятные ощущения в разных частях тела, колебания пульса и артериального давления, сухость во рту, потливость, позывы в туалет и др.
Измененное поведение: неусидчивость, доходящая до метаний и попыток бежать или обездвиженность (ступор), вынужденная поза во время приступа паники; поиск несуществующих болезней у себя; постоянное «прислушивание к себе»; избегание мест и ситуаций, где случилось тревожное состояние.
Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте
Признаки шизофрении у детей
Плаксивость, которая сменяется приступами тревожного плача; Двигательная пассивность или наоборот возбудимость сверх меры; Чудаковатость в поведении и речи; Бессонница или наоборот сонливость; Не реагирование на сильный дискомфорт (громкие звуки, резкие прикосновения), и реакция недовольства на тихие звуки, ласковые прикосновения; Плохо развитая моторика, отсутствие желания смотреть в глаза; Отсутствие стремления привлечь внимание к себе, безынициативное поведение;
- Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
- Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
- Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.
проявляются признаки шизофрении
Терапия
Больным с диагнозом «детский тип шизофрении» назначают антипсихотические препараты. Хоть воздействие данных лекарств на детей значительно менее изучено, чем на взрослых, они широко используются при лечении данного заболевания. Антипсихотическое действие лекарств проявляется обычно не сразу, а через несколько дней или недель: симптомы шизофрении (например, «голоса», странные ассоциации) ослабевают, а иногда полностью исчезают. В относительно редких случаях антипсихотические препараты не оказывают никакого действия.
Существующие методы лечения детской шизофрении следуют аналогичному подходу к лечению шизофрении у взрослых. Хотя способы лечения в этой популяции в значительной степени недооцениваются, использование антипсихотических лекарств обычно является первой линией при лечении симптомов психоза.
Мадаан пишет, что исследования сообщают об эффективности типичных нейролептиков, такие как тиоридазин, тиотиксен, локсапин и галоперидол, очень большая частота побочных эффектов, таких как экстрапирамидные симптомы, акатизия, дистония, седация, повышенный пролактин, поздняя дискинезия.
Нарушения и их причины по алфавиту:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
нарушение психическое у детей —
Гораздо более часто встречающаяся проблема, чем олигофрения или другие психические проблемы.
При психическом нарушении дети не испытывают стойкого и необратимого процесса нормального развития, но у них проявляются задержки и отставание в развитии.
Большинство случаев психического нарушения у детей обнаруживают в возрасте 7-8 лет – при поступлении в школу проявляется недостаток обычных для сверстников знаний, быстрой истощаемости интеллектуальной деятельности и предпочтение игровых интересов у ребенка.
Дети с психическими нарушениями отличаются хорошей сообразительность в рамках уже имеющихся у них знаний, они эффективно используют помощь взрослых – в этом их отличие от детей, страдающих олигофренией.
При каких заболеваниях возникает нарушение психическое у детей:
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибками воспитания;
2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями
Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше
Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психическое у детей:
ПсихиатрПсихологПеринатолог
Вы заметили психическое нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Другие виды нарушений на букву «п»:
- нарушение памяти
- нарушение памяти у детей
- нарушение патопсихологическое
- нарушение пигментации
- нарушение пигментации кожи
- нарушение питания
- нарушение пищеварения
- нарушение плацентарного кровотока
- нарушение плацентарное
- нарушение плодово плацентарного кровотока
- нарушение плодового кровотока
- нарушение поведения
- нарушение поведения у детей
- нарушение познавательных процессов
- нарушение потенции
- нарушение походки
- нарушение проводимости сердца
- нарушение процессов реполяризации
- нарушение процессов реполяризации желудочков
- нарушение психики
- нарушение психических процессов
- нарушение психического здоровья
- нарушение психического развития
- нарушение психического развития у детей
- нарушение психическое
- нарушение психосоматическое
- нарушение пуринового обмена
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.
Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)
Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.
Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра – разговаривать.
Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.
Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)
Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:
- депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
- биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.
Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.
Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.
Первые проявления
Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.
Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.
Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.
Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:
- Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
- Изменения логики мышления, трансформация речи.
- Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
- Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
- Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
- Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
- Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
- Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
- Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
- Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
- Разговоры о суициде.
Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.
Выявление заболевания
Любой тип шизофрении, независимо от вида и формы, требует правильного, квалифицированного, а главное, своевременного подхода.
Данное заболевание не развивается за один день, как грипп или простуда, первые признаки расстройства становятся заметны еще в детстве. Обычно это очень «удобные дети», родители не могут ими нарадоваться. Они:
- часами могут самостоятельно играть, не привлекая внимания;
- самостоятельно придумывают игры, не нуждаются в компании;
- холодно относятся к сверстникам;
- не устраивают беспорядок в квартире;
- не пристают к взрослым с миллионом вопросов в минуту.
В переходном возрасте организм подростка переживает гормональный всплеск. Проблемы возникают одна за другой: конфликты с родителями, трудности с учебой, сложные отношения со сверстниками, мысли о суициде, побеги из дома и т.п. Родственники списывают все особенности поведения на трудный возраст, ранимую психику своего чада или ищут причину в себе, приписывая какие-то ошибки воспитания.
Общая картина психического расстройства формируется к 20–25 годам, иногда даже раньше. В этом возрасте продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) уже невозможно скрыть от окружающих. Человек попадает в психиатрическое отделение, где подтверждается очевидный диагноз.
Шизофрения у детей — причины появления
Шизофрения чаще всего проявляется у взрослых людей, однако, к большому сожалению, данное заболевание диагностируют и у детей. Это серьезное психиатрическое нарушение, расстройство, разрушающее мышление ребенка, его эмоциональное состояние, полностью искажает детское восприятие мира и окружающих. Шизофрения погружает ребенка в мир галлюцинаций, искаженной реальности и бредовых мыслей. Данное заболевание неизлечимо, однако вовремя поставленный диагноз и правильное лечение могут значительно ослабить его проявление. Нередко признаки шизофрении принимают за симптомы других болезней и драгоценное время бывает упущено.
Современная медицина не может определить точную причину развития шизофрении, данная область психиатрии может лишь предполагать факторы ее развития. Врачи психиатры к ним относят, прежде всего, генетическую предрасположенность, мутировавшие элементы ДНК, нарушения в работе клеток мозга, а также неправильные пропорции таких веществ в организме, как допамин, серотонин, норадреналин и других.
Существует и ряд причин, которые косвенно также могут влиять на определение у ребенка диагноза шизофрения:
- дефицит полезных веществ, витаминов и микроэлементов вследствие голодания во время беременности будущей матери;
- беременность с осложнениями и вирусными заболеваниями;
- поздняя беременность;
- детская наркомания;
- стрессовые ситуации в жизни ребенка (насилие, развод родителей, унижения и др.).
Искажение развития
Реабилитация
При получении диагноза «шизофрения» и прохождении лечения необходимо осознание, что это хроническое заболевание. Теперь придется постоянно принимать поддерживающие лекарства, защищающие от приступов.
Ни в коем случае нельзя сокращать дозировку, назначенную психиатром, и самостоятельно отменять препарат даже при очень хорошем самочувствии.
Кроме этого, в период ремиссии необходима реабилитация пациента, цель которой – адаптация в новом состоянии.Онапредполагает участие близких людей.
Современные тенденции психотерапевтического лечения в своей основе имеют следующую концепцию. Больной – это целостная личность со своими особенностями и взглядами на мир. Он имеет право на полноценную жизнь.
В задачу психотерапевта входит снять симптомы и обучить пациента самостоятельно решать жизненные проблемы, взаимодействовать с обществом, социально адаптироваться. Специалист мотивирует шизофреника на то и другое, пользуясь такими методами:
индивидуальным – часто в виде ролевых игр, когнитивной терапии. Индивида убеждают не слушать голоса, обучают проверки соответствия реальности и ощущений, как стряхнуть с себя апатию
Он получает понятие, насколько важно принимать препараты и другие навыки;
семейным – вырабатывается тактика отношений между больным и его близкими, сглаживания эмоционального напряжения и терпимости. Родные должны владеть полной информацией о болезни, уметь убеждать больного принимать препараты и контролировать этот процесс и т.д.;
групповым – моделируются ситуации, имеющие место быть в повседневной жизни, прививаются навыки нормального поведения.
После реабилитации человек может продолжать работать, как и прежде, но нагрузка должна быть снижена. Если же трудовые навыки потеряны, можно овладеть другой профессией, требующей выполнения несложных задач.
Лечение
Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.
Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.
Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов. Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- антипсихотические вещества.
Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.
Обзор фактов и мифов о левшах
Физиологические основы
В основе развития болезни лежит патологизация физиологических процессов мозга, которые и провоцируют дисбаланс в психике, ее продуктивные симптомы.
Одной из самых достоверных считается дофаминовая теория. Согласно ей, шизофрению вызывает сверхвысокий или сверхнизкий уровень нейромедиатора дофамина, стойко удерживающийся длительное время. Если его слишком много, то появляются продуктивные симптомы расстройства: бред, галлюцинации, дезорганизованность мышления. Если его количество находится на низком уровне, то преобладает негативная симптоматика: апатия, безволие, депрессия.
Кроме дофамина, отмечается дисбаланс и других медиаторов: ГАМК, серотонина, ацетилхолина, норадреналина, глутамата.
Установлена связь между сбоем работы печени, эндокринной системы (в результате чего происходит нарушение белкового обмена) и шизофренией.
Однако при расстройстве нарушается не только химический баланс, но и собственно структура мозговой ткани.
Благодаря методам мозговой визуализации ученым удалось установить, что происходит с мозгом человека, больного шизофренией. К этим методам относят:
- МРТ;
- КТ;
- спектроскопия;
- диффузионно-взвешенная МРТ;
- перфузионно-взвешенная МРТ;
- позитронная эмиссионная томография.
В первую очередь, такие больные страдают дефицитом нейронных отростков. Следовательно, уменьшается количество синапсов, осуществляющих передачу нервных импульсов.
Во вторую, как оказалось, объем мозговой ткани у таких людей меньше нормы. Уменьшается количество, как белого, так и серого вещества. Нехватка белого вещества играет главную роль в возникновении таких патологических признаков расстройства как нарушение внимания, памяти, мышления, апатия, потеря способности устанавливать цели и идти к ним.
Это связывают с тем, что белая субстанция содержит длинные миелиновые волокна, объединяющие между собой отделы головного мозга. Естественно, что при снижении объема белого вещества, этих волокон становится меньше. Связь прерывается, нарушая, соответственно, координацию работы мозга.
В пубертатном периоде небольшая потеря серого вещества считается нормой. Проблема может возникнуть тогда, когда потеря мозговой массы происходит стремительно.
Точно установить причину дефицита мозгового вещества пока не удается. Предполагается, что виной тому может стать воспалительный процесс в головном мозге. Он разрушает нейронные связи, что и вызывает дезорганизованность работы мозга, а вместе с ним и психики. Среди способствующих факторов, вызывающих воспалительные реакции в организме, выделяют нейроинфекции: менингит, энцефалит и др.
Удивительно то, что деструктивные изменения подобного рода видны во время исследования еще до проявления расстройства.