Воспитание по-спартански

2.3 Довоинское обучение в Спарте

Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» ,— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.

Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» . Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.

Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» .

Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.

Илоты и криптии

Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.

До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.

Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.

Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку

Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.

Фрагменты стихов Алкмана. (Wikimedia.Commons)

Девочки в Древней Спарте. Жизнь до брака

О воспитании спартанских девочек известно немного. Судя по сохранившимся ткацким станкам, спартанки, как и женщины других греческих полисов, учились прясть шерсть и делать другую домашнюю работу.
Прямых указаний, учили ли спартанок чтению и письму, нет. Известно. Что Горго, дочь царя Клеомена I, сумела расшифровать тайное послание изгнанного царя Демарата. Но насколько ее пример, как царевны Агиадов, отражает опыт остальных спартанских женщин, судить сложно. С VII века до н. э. известны посвятительные надписи богам, которые делали спартанские женщины, что указывает на распространение в их среде грамотности.
Обязательным для спартанских девушек было обучение музыке, танцу и хоровому пению. Юные спартанки объединялись в хоры и участвовали в состязаниях по пению и танцам. Ритуальные танцы существовали у спартанских культов Артемиды и Елены.
В Лаконике была местность Карии, посвященная богине Артемиде и нимфам. В Кариях была воздвигнута статуя Артемиды Кариатидской. Около нее юные спартанки каждый год давали представление, которое состояло из танцев и хорового пения.
Спартанские девушки объединялись в хоры по возрасту. Каждый хор обучал профессиональный поэт, а во главе коллектива стояла одна из старших девушек. В хорах спартанки учились пению, танцам и религиозным действиям. Заучивая стихи, девушки впитывали спартанскую систему ценностей и готовили себя к роли жен и матерей в лакедемонском обществе.
Из хоровых соревнований спартанок вырос жанр эллинской поэзии парфении (девичьи песни). Его создателем был поэт Алкман, один из 9 каноничных эллинских лириков. Например, в одной из песен, приписываемых Алкману, девушки прославляют предводительниц своих хоров. Сложный танец, который лексикограф Юлий Поллукс называет бибасисом, требовал физической подготовки и делал дочерей спартиатов сильными и выносливыми. Юноши и девушки Спарты получали награды за исполнение бибасиса.
Греческие авторы, писавшие о Спарте, сообщали, что девушки этого полиса получали спортивную подготовку. Ксенофонт писал, что полулегендарный законодатель Ликург ввел состязания в беге для спартанских девушек. По мнению законодателя, это закаляло их, чтобы они рожали сильных и крепких детей. Живший на четыре века позже Ксенофонта Плутарх, описывая программу того же законодателя, сообщает, что спартанки состязались в беге, борьбе, метании диска и копья.

Статуэтка спартанской девушки. (A Companion to Sparta. Volume I. 2018)

Достоверные свидетельства сохранились только о состязаниях в беге. От Архаической эпохи сохранились бронзовые статуэтки спартанок, одетых в короткие хитоны для бега или танца.

Еда как роскошь

Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все – иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.

Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.

Тотальное ограничение в самом необходимом  – это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

    Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Возникновение спартанского государства

Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны возвращения Гераклидов, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.

Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)

В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами.
В результате двух мессенских войн, носивших ожесточенный характер, территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения должна была работать на спартанцев (только небольшой части мессенцев, оказавших упорное сопротивление завоевателям, было разрешено покинуть Мессению). Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоеванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: весь общественный и государственный строй Спарты был подчинена задаче сохранения этого господства.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Голод

Со дня рождения спартанского ребенка начиналась его военная подготовка. Когда мальчикам исполнялось семь лет, они начинали систему обучения, называемую «Агогэ». Они жили в плохих условиях, вечно недокормленные, еды им давали ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни. Они были обучены выживать, будучи в постоянном голоде. Если ребенка ловили за кражей еды — его очень сильно наказывали. Это нужно было для того, чтобы у юных спартанцев закалялся характер, и они могли в будущем обходиться без еды, находясь в осаде или ведя какие-либо боевые действия. Также детей учили быть смелыми и остроумными, обучали грамоте и письму.

Спартанские девочки также проходили обучение, которое было похоже на обучение мальчиков, но с меньшим акцентом на военную подготовку. Спарта была единственным городом-государством, где женщины получали образование в Древней Греции. Их обучали спорту, гимнастике, музыке, поэзии и военному делу.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

Воспитание до 7 лет

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. При этом, детей запрещалось воспитывать родителям на своё усмотрение, так как целью воспитания было одинаковое приучение всех к дисциплине, развитие силы и выносливости. Дети, таким образом, находились как бы в собственности государства. Их воспитывали кормилицы, которые стремились взрастить в детях привычку к дисциплине, умеренность в питании. Основной целью воспитания до 7 лет было обеспечить наилучшее физическое развитие организма, подготовить ребёнка к дальнейшим испытаниям.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

Число рабов было в 7 раз выше числа хозяев

Все слышали о спартанцах, но мало что слышали о других людях, которые жили с ними бок о бок. Это рабы, которые делали все то, что спартанец считал делать унизительным. В древней Спарте их называли илоты. Они пахали поля, убирали дома, готовили, строили, работали ремесленниками, делали вино и другие подобные вещи. На каждого свободного гражданина Спарты было семь илотов. Спартанцы были в значительной степени зависимы от своей прислуги. Некоторые мужчины зачинали детей от рабынь, чтобы поддерживать их демографию. Также илотов жестко и массово убивали, чтобы пресекать возможные мысли о восстании.

Но илоты были не совсем бедны, хоть у них и не было права голоса. Они могли сохранять 50% плодов своего труда, вступать в браки и имели возможность совершать религиозные обряды. Они могли обрабатывать свои земли и зарабатывать достаточно, чтобы считаться зажиточными. Около 6000 илотов собрали достаточно денег, чтобы купить себе свободу в 227 году до нашей эры.

Мессенские войны: появление илотов

Мессения была завоевана дорийцами в Темные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.

Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались, как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине VIII века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты. Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участия в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность, как мессенцев, и после освобождения их родины в IV веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине VII века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно, когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.

Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.

После Второй Мессенской войны государственность этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.

Мессенцы сохранили свое самосознание, как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этой областью своих предков. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к мощному восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.

Спаивание илотов. (Wikimedia.Commons)

Быт в Спарте. Женщины и экономическая свобода

Спартанки обладали большей экономической свободой, чем женщины тех же Афин. Именно это позволило Аристотелю говорить о «власти женщин» в Спарте. Дочери спартиатов, при отсутствии сыновей, становились наследницами родительских земельных наделов. Предположительно они могли сами контролировать полученное наследство.
Спартанские невесты получали богатое приданое, которым распоряжались сами. Кроме того, они наследовали часть семейного имущества. Доля дочери спартиата в общем наследстве составляла половину доли сына. Чтобы считаться полноправным гражданином, спартанец должен был владеть собственностью. Таким образом, брак на девушке с хорошим приданым мог упрочить или обеспечить будущее какого-нибудь спартанца.
Аристотель называет одной из причин упадка Спарты в его время то, что спартанские женщины владели 2/5 всей земли полиса. Такие правила вынуждали спартанцев заключать браки с родственниками, чтобы наследство сохранялось в пределах рода. Так, цари Анаксандрид II и Леонид I были женаты на своих племянницах, а царь Архидам II — на своей тете.
Сохранились дорогие посвятительные дары, которые спартанские женщины оставляли в святилище Афины на акрополе Спарты. Это указывает, что они могли позволить себе определенные траты, а значит, обладали экономической свободой. Другая знатная спартанка Киниска, дочь царя Архидама II, могла позволить себе содержать лошадей, участвовавших в Олимпийских играх. Мать и бабушка царя Агиса IV (III век до н. э.) Агесистрата и Архидамия были, по свидетельству Плутарха, одними из богатейших людей Спарты.

Царица Горго и другие известные спартанки

Царица Горго — одна из немногих спартанских цариц, чье имя и детали биографии нам известны. Она родилась около 507 года до н. э., потому что Геродот отмечает, что ей было 8 лет, когда в Спарту прибыл лидером Ионийского восстания Аристагор.
Горго была дочерью царя Клеомена I. Незадолго до свержения отца она вышла замуж за его сводного брата Леонида, который получил трон Агиадов после старшего брата.
Геродот описывает Горго проницательной женщиной. Так, в его рассказе, она, будучи ребенком, разгадала замысел Аристагора подкупить ее отца. Незадолго до нашествия Ксеркса царь-изгнанник Демарат прислал на родину табличку, покрытую воском. Горго догадалась соскоблить воск, под которым спартанцы обнаружили послание, предупреждающее о грядущем вторжении.
Сыном спартанки Аргилеониды был прославленный полководец Брасид. В 421 году до н. э. Брасид выиграл решающую битву первого этапа войны с Афинами, но сам погиб в бою.


Урна для останков Брасида и его золотой венок. (wikipedia.org)

Когда к Аргилеониде пришли послы Амфиполя, под стенами которого произошла битва, она спросила, как погиб ее сын. Амфипольцы начали прославлять мужество Брасида, на что Аргилеонида ответила: «Верно, Брасид был достойный человек, но в Лакедемоне есть много еще более замечательных».
Киниска была дочерью царя Архидама II и сестрой царя Агесилая II. В 396 году до н. э. она стала победительницей Олимпийских игр. Во время следующей Олимпиады (в 392 году до н. э.) она повторила свой успех.
Хотя женщины не могли сами участвовать в состязаниях по бегу или пятиборью, гонки на колесницах давали им возможность вписать свое имя в историю. Дело в том, что официальным участником соревнований на колесницах считался не возница, а владелец упряжки. Так благодаря купленным ею колесницам и нанятым командам Киниска смогла стать победителем Олимпийских игр.
Во II веке н. э. была цела посвятительная надпись Киниски в честь своей победы. В ней она подчеркивает своей высокий род (ее предки — цари) и тот факт, что она — единственная гречанка, завоевавшая олимпийский венок. После смерти Киниска удостоилась героических почестей в Спарте. Все умершие спартанские цари почитались, как герои-полубоги, но Киниска была единственной царицей, которая достоверно удостоилась такого статуса.

Общие черты спартанской модели воспитания

Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.

Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.

Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать. 

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.

Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.

По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а  спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector