Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе
Содержание:
- Преимущества использования средств выразительности
- Синтаксические средства
- Главное — не переборщить
- Лексические средства выразительности
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»
- Полезные материалы по теме
- Разновидности тропов
- Поэтические приемы
- Гротеск
- Языковые средства и языковые средств выразительности: ищем отличия
- Фигуры речи
- Некоторые нюансы
- Зачем нужны средства художественной выразительности?
- Метафоры
- Что такое синтаксические средства выразительности
- Какими бывают стилистические фигуры?
- Таблица средств выразительности
- Лексические средства
- Средства выразительности в поэзии
Преимущества использования средств выразительности
В русском языке более 200 тысяч слов, наиболее часто в речи используется около 30 тысяч слов.
Лексикон обычного человека в среднем 2000-2500 тысячи слов. Речь красноречивого человека всегда выглядит убедительнее, чем скудный словарный запас человека косноязычного. Обладая красноречием можно излагать свои мысли наиболее точно, складно, гладко, красиво.
Если отсутствует умение правильно подбирать слова, ясно выражать своё мнение, образно аргументировать складывается впечатление, будто человек несведущ в теме или может быть даже попросту глуп.
Навык сцеплять вагоны красноречия в стройный состав поезда окажется полезным и обретёт несомненную ценность в рамках политических технологий. Политический трибун способный увлечь идей и направить массы в нужном направлении всегда в выигрыше.
Навык общительности, развитый регулярным применением и использованием средств выразительности, поможет в проведении филигранных бизнес-переговоров, заключении договоров, проведении презентаций по услугам и товарам в бизнесе. Речь, наполненная художественными образами, несомненно, научит вести неявную беседу, словно бы исподволь, но на языке выгод.
Мастерство публичного красноречия не всегда приносит счастье, но счастья без мастерства владения живым убеждающим словом не бывает.
Чтобы не превратиться в аутсайдера, занимаясь делом своей жизни, необходимо прорабатывать умение художественно применять средства выразительности.
Синтаксические средства
Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.
Однородные члены предложения
Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.
В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.
Вводные слова
Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.
К счастью, выпал снег.
К сожалению, выпал снег.
Наверно, выпал снег.
По словам друга, выпал снег.
Итак, выпал снег.
В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).
Диалог
Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…
Вопросно-ответная форма изложения
Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»
Обособленные члены предложения
Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.
Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).
Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).
Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).
Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).
Главное — не переборщить
Если воспринимать окружающую информацию через призму языковых средств выразительности, можно прийти к выводу, что даже разговорная речь обращается к ним достаточно часто. Не обязательно знать, как называется изобразительно-выразительное средство языка, чтобы использовать его в речи. Скорее, это происходит неумышленно, незаметно. Другое дело, когда в средствах массовой информации потоком льются различные фигуры речи, к месту и не совсем. Злоупотребление тропами, стилистическими приемами, другими средствами выразительности делает речь тяжело воспринимаемой, перенасыщенной. Особенно грешит этим публицистика и реклама, видимо потому, что пользуется силой языка преднамеренно, для воздействия на аудиторию. Поэт в порыве творческого процесса не задумывается, какое изобразительно-выразительное средство использовать, это спонтанный, «эмоциональный» процесс.
Лексические средства выразительности
В литературе основными средствами выразительности являются тропы (изобразительно-выразительные средства). К ним относятся эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, оксюморон, гиперболы, литоты, перифразы и др.
Рис. 1. Изобразительно-выразительные средства.
Образно-выразительные средства всегда связаны с использованием слов и выражений в переносном значении.
Снежная любовь, костер рябины, живая природа, задумается радость, шаткая стабильность, мальчик с пальчик – эти и другие примеры средств выразительности демонстрируют связь с определенным образом.
Что мы узнали?
Средства выразительности – это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное восприятие речи адресатом. Они помогают сделать речь яркой и эмоциональной, способствуют привлечению внимания к высказыванию. В художественных текстах средства выразительности раскрывают авторский замысел, авторское отношение к высказыванию и авторский стиль, способствуют созданию образа, точно и красочно передают конкретную мысль. Все выразительные средства делятся на фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Тест по теме
Вопрос 1 из 5
Укажите неверное высказывание.
Выразительные средства помогают наиболее точно и тонко передать мысль
Выразительные средства помогают привлечь внимание к высказыванию
Выразительные средства помогают придать изложению однозначный и сухой вид
Выразительные средства помогают раскрыть авторский замысел
Начать тест(новая вкладка)
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»
В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.
Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания
Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.
Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа
Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность
Полезные материалы по теме
Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.
- Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
- Архаизмы и историзмы.
- Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
- Паронимы.
- Синонимы и антонимы.
И саму статью про лексику прочитайте тоже.
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.
Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.
Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Поэтические приемы
Эпитет в поэзии, как правило, употребляется для того, чтобы сделать акцент на одном из свойств описываемого предмета, процесса или действия.
Этот термин имеет греческое происхождение и буквально обозначает «приложенное». По своей сути эпитет является определением предмета, действия, процесса, события и т.д., выраженным в художественной форме. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и дислокационные.
Гротеск
Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.
Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).
Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.
Языковые средства и языковые средств выразительности: ищем отличия
Многие считают, что термины языковые средства и языковые средства выразительности — синонимы
Если ввести первое понятие, например, в Яндекс, он обязательно выдаст результаты по средствам выразительности.
И это вполне объяснимо, ведь многие носители языка (не связанные с лингвистикой) считают, что данные термины – синонимы.
На самом деле, первое понятие шире второго.
Языковые средства – весь арсенал языковых единиц, которые используют носители:
- фонетические – звуки;
- морфемные – части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания);
- морфологические (части речи);
- лексические и фразеологические;
- синтаксические.
Языковые средства выразительности – единицы, которые служат для яркой передачи своих мыслей, составления описания и т.д., их примеры очень широко представлены в литературе (так называемые тропы).
В конце статьи рассмотрим разновидности таких средств.
Фигуры речи
На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.
Антитеза
По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Инверсия
Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.
Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:
Градация
Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.
Парцелляция
Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).
Некоторые нюансы
Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств
Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение
Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи
Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной
Зачем нужны средства художественной выразительности?
Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.
Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.
Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.
Метафоры
Метафора — одно из самых распространенных средств художественной выразительности, которое используется в повседневном общении. Некоторые метафоричные выражения настолько прочно вошли в наш лексикон, что мы уже не выделяем их в разговоре и воспринимаем как нечто привычное.
Метафора — это оборот речи, который строится на употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сравнения. К примеру, текущую воду мы часто называем бегущей, — понятное дело, просто сравнивая ее движение с бегом. Или вот еще очень наглядный пример: часы стоят (или идут). Это выражение так часто употребляется нами в быту, что мы и не задумываемся, что на самом деле это — сравнение.
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – раздел науки о языке о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную функцию, но и быть средством выразительности.
Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.
Средство |
Пример |
Анафора |
Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. (А. Ахматова) |
Эпифора |
Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! — Свист не тот! (М. Цветаева) |
Антитеза |
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. С. Пушкин) |
Инверсия |
И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова) |
Градация |
Это было удивительно, потрясающе, грандиозно! |
Парцелляция |
Когда избавит нас Творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов) |
Эллипсис |
Зверю – берлога, Страннику – дорога… (М. Цветаева) |
Многосоюзие |
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин) |
Бессоюзие |
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья… (А. Фет) |
Риторический вопрос |
Кто из нас не слышал об этом великом человеке? |
Риторическое обращение |
Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев) |
Риторическое восклицание |
Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость! |
Синтаксический параллелизм |
Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова) |
Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.
Какими бывают стилистические фигуры?
Стилистика предлагает немало собственных средств:
- Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
- Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
- Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
- Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры — «Мертвые души».
- Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
- Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
- Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
- Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».
Таблица средств выразительности
Лексические средства | |
Аллегория— Белый голубь — мир во всём мире | Иносказание. Замена отвлечённого понятия конкретным образом |
Метафора — Вьюга злится, вьюга плачет | Слово в переносном значении, основанное на сходстве между явлениями |
Гипербола— Море по колено | Чрезмерное преувеличение |
Ирония— Отколе, умная, бредёшь ты голова (Про осла) | Насмешка, разоблачающая отрицательные черты |
Литота— От горшка два вершка | Нарочитое преуменьшение описываемого предмета |
Метонимия— читал Толстого | Обозначение предмета по одному из его признаков |
Олицетворение — Купаясь в небе голубом | Неживые предметы наделяются свойствами живых |
Перифраз — Чёрное золото — нефть | Замена прямого названия предмета описанием существенных признаков |
Сарказм— Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин) | Высшая форма иронии, язвительная насмешка |
Синекдоха — Всё спит — и человек, и зверь, и птица (М. Горький) | Перенос значения по количественному признаку |
Эпитет— Томительный свет белой ночи | Красочные определения предмета |
Дисфемизм — лицо-морда | Грубое обозначение нейтрального понятия |
Эвфемизм— обменялись любезностями, вместо разругались | Замена грубых слов нейтральными |
Каламбур— Весна хоть кого сведёт с ума. Лёд — и тот тронулся. | Шутка, основанная на смысловом объединении |
Пафос— Героический пафос в романе Гоголя Тарас Бульба» | Эмоционально-оценочное отношение автора |
Синтаксические приёмы | |
Анафора— Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин) | Повторение начальных слов в начале отрывка |
Эпифора — Други его, не тревожьте его! Слуги его, не тревожьте его! | Одинаковая концовка нескольких предложений |
Оксюморон— Богатый бедняк. Умный глупец. | Сочетание несочетаемых по смыслу слов |
Парцелляция— А лес шумит. Тихо, проникновенно. | Дробление предложения на мелкие фрагменты |
Цитирование — «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза». | Точная, дословная выдержка из какого-либо текста |
Противопоставление— Они сошлись, волна и камень. | Резкое противопоставление понятий |
Лексический повтор— Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! | Намеренное повторение одного и того же слова |
Умолчание— Но этот крест, но этот ковшик белый… | Намеренно не до конца выраженная мысль |
Риторический вопрос — Какой же русский не любит быстрой езды? | Вопрос, не требующий ответа |
Хиазм — Рассудку вопреки, наперекор стихиям. | Обратный параллелизм |
Фонетические средства | |
Аллитерация— Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам. | Повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков |
Ассонанс — Забил снаряд я в пушку туго и думал, угощу я друга. | Повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков |
Рифма — Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. | Созвучие окончаний стихотворных строк |
Фразеологические обороты | |
Фразеологические сокращения (идиомы) — Свинья под дубом. Дойти до ручки. | Устойчивое выражение |
Фразеологические выражения — Свежо предание, да верится с трудом. | Выражения из книжного языка |
Фразеологические сочетания (коллокации) — сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения | Устойчивый оборот, в который входят слова со свободным значением |
Фразеологические единства — Держать камень за пазухой. | Более самостоятельные, чем идиомы |
Стилистические фигуры | |
Антитеза — Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. | Риторическое противопоставление |
Инверсия — Швейцара мимо он стрелой влетел по мраморным ступеням. | Нарушение естественного порядка слов |
Повтор — Сияй, сияй прощальный свет любви последней. | Повтор одного слова на протяжении строки |
Плеоназм— Военный госпиталь. Правильный рацион | Употребление лишнего бессмысленного слова |
Градация— Не жалею, не зову, не плачу. | Цепь определений с нарастанием или убыванием значимости |
Русский язык — сокровище культуры, бесценный дар неисчерпаемого богатства. Многие средства выразительности прочно вошли в обиход и люди применяют их в повседневной речи неосознанно, но палитра средств настолько многообразна, что совершенствовать знания можно и нужно на протяжении всей жизни.
Для наработки навыков необходимо выполнение регулярных разнообразных упражнений и практических занятий по анализу языковых средств выразительности.
Лексические средства
Выразительные средства
, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.
Разновидности тропов
Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами
объединила наиболее употребляемые:
№
Тропы
Пояснения к термину
Примеры
1
Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
«В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2
Метафора
Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой.
Журчащий голос (голос словно журчит).
3
Метонимия
Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий.
Класс зашумел
4
Сравнение
Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку
Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью.
Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5
Олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
Зашептали листья деревьев
6
Гипербола
Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя.
Море работы.
7
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Мужичок с ноготок.
8
Синекдоха
Замена одних слов другими касательно количественных отношений.
Пригласить на судака.
9
Окказионализмы
Художественные средства, образованные автором.
Плоды образования.
10
Ирония
Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения.
Что скажешь, умник?
11
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12
Перифраз
Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Царь зверей
13
Лексический повтор
С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз.
Озера кругом, озера глубокие.
В статье приведены основные тропы,
известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.
Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.
Специализированные средства выразительности
Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности
, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).
Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.
Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).
Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.
Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста
о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.
Средства выразительности в поэзии
В поэтическом языке художественные средства имеют особенную функцию: они обогащают и оживляют стихотворные образы
Они необходимы для того, чтобы сделать произведение ярче и живописнее, завлечь и удержать внимание читателя, будоража его фантазию и воображение. Средства выразительности в поэзии подталкивают автора к поиску скрытых смыслов, к размышлениям об истории создания произведения — все это позволяет лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стиха
Например, поэты-символисты использовали художественные приемы для того, чтобы через знаки-намеки раскрывать суть сказанного, помогать читателю в разгадке таинственных загадок вселенной. В тексте Николая Гумилева можно увидеть употребление метонимии и метафоры:
«Все моря целовали наши корабли,
Мы почтили сраженьями все берега».
У поэта русского авангарда и футуризма Велимира Хлебникова в одном из стихотворений применятся анафора в начале каждой строки:
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.