Типы уроков по фгос учебно-методический материал на тему
Содержание:
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
- УУД
- Уроки общеметодологической направленности
- 1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
- «…И виждь, и внемли!»: организационный момент
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
- Тип №4. Урок развивающего контроля
- Тип 3: комплексное применение полученных знаний
- Нетрадиционные типы уроков
- 2-й этап. Целеполагание
- Технологическая карта урока
- Последовательность
- Тип №2. Урок рефлексии
- Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
- Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
- 4-й этап. Итоги занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.
Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:
УУД
Ядром нового стандарта явились УУД. Аббревиатура эта говорит об универсальных учебных действиях, то есть общеучебных умениях, общих способах деятельности, надпредметных действиях и тому подобном. Отдельно предусмотрена программа, формирующая универсальные учебные действия — важнейшую часть ФГОС. Их четыре вида: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные. Метапредметные результаты усвоения программ имеют следующие требования:
- Активно использовать речевые средства и средства ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при решении познавательных и коммуникативных задач.
- Использовать разнообразные способы поиска (справочные источники, Интернет), чтобы собирать, обрабатывать, анализировать, организовывать, передавать, интерпретировать информацию соответственно познавательным и коммуникативным задачам и технологиям каждого учебного предмета. Соответственно выбирать темы уроков по ФГОС.
Уроки общеметодологической направленности
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
---|---|---|---|
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. |
Настрой на работу. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия |
Обсуждают что им уже известно по данной теме |
Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию |
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические –формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; |
Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык |
Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной |
Регулятивные:целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; |
Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. |
Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении |
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5. этап реализации построенного проекта |
|||
6. этап обобщения затруднений во внешней речи; |
|||
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Деятельность учителя:
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы |
Осуществляемые действия: Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп |
Осуществляемые действия: Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Формируемые способы деятельности: Работа с ресурсами |
Формируемые способы деятельности: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения |
Формируемые способы деятельности: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
«…И виждь, и внемли!»: организационный момент
Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.
Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу
Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место
Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание
В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.
Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя
Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать
Варианты начала урока:
- сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
- загадка или необычный факт в форме новости;
- отрывок из литературного произведения или афоризм;
- общий комплимент классу и т.п.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ |
Тип |
Виды |
1. |
Урок |
Лекция, |
2. |
Урок |
Сочинение, |
3. |
Урок |
Конкурс, |
4. |
Урок |
Письменные |
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Тип 3: комплексное применение полученных знаний
Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:
- Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках и способные помочь в творческом применении информации.
- Обобщить и провести систематизацию изученных материалов и способов деятельности.
- Усвоить процесс выполнения образцового задания по применению знаний, умений и навыков.
- Выполнить задание по применению обобщенных изученных материалов в незнакомой ситуации.
- Контролировать самостоятельно или с помощью учителя знания, умения и навыки.
Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок — лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе — очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.
Нетрадиционные типы уроков
Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.
Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.
Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:
- владения профессиональными навыками;
- творческой инициативы;
- понимание особенностей возрастной психологии.
Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:
- уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
- уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).
Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.
Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.
Методическая разработка уроков
Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.
Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:
- знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
- развитие творческой активности учеников;
- воспитание всесторонне развитой личности детей.
Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.
«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.
Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.
Она создается для методической помощи и разработки:
- определенных уроков;
- цикла уроков;
- отдельных тем;
- частных методик;
- общих методик;
- инновационных приемов обучения.
Разработка методичек подчиняется четким требованиям:
- старательный выбор темы;
- актуальность выбранной темы;
- наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
- определение цели;
- наличие плана и структуры разработки.
Видеоуроки
Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.
Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.. Видеоуроки бывают двух видов:
Видеоуроки бывают двух видов:
- обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
- несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.
В видеоуроке возможны следующие формы заданий:
- упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
- коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.
При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.
Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.
Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.
Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.
2-й этап. Целеполагание
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. |
Осуществляемые действия: Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе |
Осуществляемые действия: Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Формируемые способы деятельности: Выдвигая цели делают умозаключения |
Формируемые способы деятельности: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение |
Формируемые способы деятельности: Контроль за ответами одноклассников |
Технологическая карта урока
Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.
В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.
Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.
Последовательность
Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.
Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.
Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.
Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии
коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих
затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению
затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения
конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и
скорректировать при необходимости.
Структура
урока-рефлексии по ФГОС
·
Мотивационный этап.
·
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
·
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и
умения.
·
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка
стратегии).
·
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению
проблемы.
·
Обобщение выявленных затруднений.
·
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному
образцу.
·
Включение в систему знаний и умений.
·
Осуществление рефлексии.
В
структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в
зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.
Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.
Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.
Виды: зачеты, письменные работы, экзамен
Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.
Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.
Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.
Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.
В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.
Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи |
Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе |
Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель |
Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |