Валентина толкунова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети
Содержание:
Жизнь сына Толкуновой
Сын Толкуновой и Папорова унаследовал от родителей незаурядный ум и талант. Ему легко давались точные науки, он в совершенстве владел английским и имел чудный и неповторимый голос, как у звездной мамы. Но рос мальчик взбалмошным и избалованным. Сказывалось отсутствие обеих родителей и излишнее баловство со стороны мамы материальными благами. Парню ни в чем не отказывали финансово, в то время как, воспитывать парня было не кому.
Фото: sm-news
Школьные науки давались Николаю легко, но особо он над ними не усердствовал. После школы парень поступает в МГУ, но вскоре бросает учебу. Никакие уговоры матери не подействовали. Николай катился по наклонной, и Валентина это все видела, но не могла уже ничего предпринять с совершенно взрослым молодым человеком.
Фото: myslo
Естественно без образования Николай нигде не работал и более того, не желал ничего делать. Чтобы прекратить тунеядство, Валентина берет сына в свой ансамбль. Сделать это позволяли не только материнская любовь, но и талант, унаследованный от матери. У Николая действительно был чудный голос. При желании он мог бы пойти по стопам мамы и сделать головокружительную карьеру певца.
Но лень и отсутствие какого-либо стремления к творчеству помешали осуществить возможное.
Фото: youtube
Более того, пока Коля числился в ансамбле, он не раз подводил звездную мать. Когда на концертах ему предстояло выходить на сцену, он мог в последний момент просто отказаться это сделать.
Дети Валентины Толкуновой
Дети Валентины Толкуновой, а вернее, ее сынок – это ее невероятная боль, которая не давала жить спокойно. Парень не пошел по стопам знаменитой матери, не стал певцом или музыкантом.
Валентина и не пыталась скрыть, что не была счастливой матерью, поскольку ее единственный сын часто обижал ее и не интересовался жизнью. Ему было все-равно, что мама болела неизлечимой болезнью.
Парень постоянно ударялся в крайности, он злоупотреблял алкоголем, а потом пристрастился к тяжелым наркотикам. Из-за наркотиков сын Толкуновой мог оказаться за решеткой надолго, однако, слава матери спасла его от подобной участи.
Даже после похорон знаменитой мамы парень пытался выжить из семейной квартиры бабушку и устраивал скандалы из-за пустяков.
Детство и юность
Сложилось так, что два законных мужа Толкуновой оказались старше нее и являлись тезками. И, к сожалению, женщине пришлось пережить предательство от обоих.
В 20-летнем возрасте девушка попала в джаз-оркестр «ВИО-66», где встретила первую любовь в лице Юрия Саульского. Они сыграли свадьбу, но идиллия закончилась через 5 лет. Мужчина увлекся актрисой Валентиной Аслановой, последовал развод. Однако бывшим супругам удалось тогда сохранить уважение друг к другу и остаться в дружеских отношениях.
Николай Папоров и отец Юрий Папоров
Через пару лет после расставания с композитором работа подарила исполнительнице не только всесоюзную известность, но и знакомство с отцом единственного ребенка. Власти Латинской Америки решили организовать в Москве сольный концерт артистки. В качестве переводчика с русского на испанский язык был приглашен Юрий Папоров.
Тесное сотрудничество плавно переросло в близкие отношения, и вскоре влюбленные поженились. Валентина Васильевна вспоминала, что ее поразило не столько отличное чувство юмора избранника, сколько его безукоризненный стиль.
10 октября 1977-го у четы появился наследник. А через полгода граждане СССР заслушивались трогательными «Носиками-курносиками», где откровенно ощущалась радость материнства, испытываемая певицей. Но на смену счастливым событиям пришли печальные.
Журналист-международник собрался в Мексику, чтобы засесть за книгу о Льве Троцком, и звал с собой жену, но та не смогла покинуть пожилую маму и сцену. В итоге он уехал один, оставив семью. Воспитанием внука занималась бабушка: звезда советской эстрады часто пропадала на выступлениях и гастролях, стараясь компенсировать свое отсутствие всевозможными презентами.
Мальчик ни в чем не знал отказа, что и сыграло с ним впоследствии дурную шутку. Природа не обделила его ни талантом, ни умом, но рос Коля избалованным и безответственным. То сбегал из «Артека», то, обожая рок, нелестно отзывался о народном творчестве родительницы.
Николай Папоров и мама Валентина Толкунова
Хорошие знания английского и страсть к точным наукам позволили парню поступить в МГУ имени Михаила Ломоносова, но учеба его не привлекала. Затем молодого человека зачислили в штат Москонцерта, но фактически «сотрудник» там не работал. На сайте благотворительного фонда поддержки современного искусства, где хранится фото- и видеоархив знаменитости, указано, что он значился художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.
Имел Николай и проблемы с законом. В начале нулевых его, водившего дружбу с криминальными авторитетами, задержали с запрещенными веществами. И матери стоило больших усилий, чтобы замять дело и взяться за лечение обожаемого отпрыска.
Звёздный закат: не стало «милой Валечки» …
Никто даже и не догадывался, что в 2006 году Толкунова выходила на сцену, уже серьёзно болея. У неё обнаружили сначала рак молочной железы, а затем, в 2009 – опухоль головного мозга. Диагноз поставили ещё в далёком 1992…
Лечение не приносило облегчения, курс химиотерапии не помог победить болезнь, и певица постепенно увядала… Нежная и женственная внешне, со стальным внутренним стержнем, «милая Валечка» продолжала бороться.
В это же время вернулся после долгого отсутствия муж Валентины, Юрий Папоров, с которым она и провела последние годы жизни. Судьба вновь соединила их, уже в болезни: Юрий терял слух и зрение после автокатастрофы, Валентина жила и работала со страшным диагнозом – рак. Супруги остались вместе, они обвенчались и поддерживали друг друга, и, как говорится, «умерли в один день» (муж Толкуновой пережил супругу немногим больше месяца)…
Врачи отговаривали певицу от нагрузок, но она не отменяла концерты, всё так же отдавая себя публике, чередуя сеансы химиотерапии с гастрольными турами. Она хотела «успеть отдать людям своё сердце, свои песни».
Стараясь объять необъятное и успеть как можно больше, она буквально «сгорела» на сцене: в Могилёве ей стало плохо прямо во время выступления. Сознание путалось, тело не слушалось Валентину, она забыла слова песни, но осталась и отработала концерт до конца. И 16 февраля 2010 года, после того, как её забрала скорая помощь, через месяц её не стало…
Валентина Толкунова умерла в возрасте 63 лет, 22 марта 2010 года.
Валя, Валентина, Валечка, Валюша. Какими только ласковыми именами не называли её поклонники. И ныне остаётся она в наших сердцах: «милая Валечка», птичка певчая.
«Мудрость в каждой музыкальной фразе»
«Мы на лодочке катались» (русская народная песня). Исполняет Валентина Толкунова. Фрагмент телеверсии сольной программы Валентины Толкуновой «Монолог женщины» (1986)
С 1975 года Валентина Толкунова работала с известным пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Репертуар певицы пополнился романсом Александра Вертинского «Сероглазый король», песнями «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был», «Старые слова». Параллельно она озвучивала мультфильмы: голосом Толкуновой пели герои картины «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом». В книге «Апология памяти» Лев Лещенко писал: «Она сумела передать сокровенные чувства, мысли и переживания, свойственные любой женщине. Ее песне требуются простор, воздух, дальний горизонт, ей нужен запах полевых цветов. Вот почему многие ее песни стали, по существу, народными, вошли в его плоть и кровь».
В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Валентине Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки России. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».
«Если б не было войны». Музыка Марка Минкова. Слова Игоря Шаферана. Исполняет Валентина Толкунова
Одной из самых знаменитых песен Толкуновой стала «Если б не было войны». Ее написала композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан. Совместная работа над композицией шла тяжело. Толкунова вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссер. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композиции добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат <…> Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой»</…>.
В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонек» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.
Спустя несколько месяцев Валентина Толкунова исполнила композицию «Спят усталые игрушки» для заставки программы «Спокойной ночи, малыши!». Ее голосом пела «Кабы не было зимы» мама дяди Федора в мультфильме «Зима в Простоквашино» 1984 года.
Причины смерти
Смерть Валентины Толкуновой некоторые досужие сплетники связывают с теми нагрузками, которые приходилось переносить хрупкой женщине во имя блага собственной семьи. Да, Валентина Васильевна всю свою жизнь положила на то, чтобы у ее родителей, брата и сына было все необходимое. Она действительно очень много работала и теряла здоровье в постоянных гастролях для того, чтобы все ее близкие могли не только безбедно жить, но и путешествовать по миру. Но винить во всем близких народной артистки все равно неправильно.
Семья Валентины Толкуновой всегда была для нее самой тылом и смыслом жизни. Но такая глубокая любовь к родным не спасла ее от коварного недуга.
В 1992 году актриса почувствовала себя плохо. Недомогание стало постоянным, с каждым днем Толкуновой становилось все хуже. Валентина Васильевна начала тревожиться и обратилась к медикам. Врачи поставили жуткий диагноз – рак молочной железы. Валентина Васильевна понимала, какая на ней лежит ответственность за близких и … согласилась на операцию. После нее она прошла курс химиотерапии. Эти меры помогли – болезнь отступила. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но через 16 лет опухоль появилась вновь.
В 2006 году Валентина Толкунова снова принимает волевое решение и ложиться под нож, чтобы удалить метастазы. Сначала и артистка, и врачи были настроены оптимистично. Они были уверены, что подобная мера поможет купировать очаг. Все выяснилось во время планового послеоперационного обследования. На сей раз медики констатировали… рак головного мозга. Доктора умоляли Толкунову не медлить и отправляться на лечение в Америку. Толкунова, вроде бы, даже проявила заинтересованность и спросила о стоимости заокеанского лечения. Когда Валентина Васильевна услышала сумму, то просто промолчала и … отправилась со своими домашними в очередное путешествие.
После возвращения домой, Толкунова, как ни в чем не бывало, заявила, что ей нужно срочно ехать на гастроли. И поехала. В начале 2010 года она дала свое согласие на масштабный тур по Беларуссии. Первый концерт должен был состояться в Могилеве. Валентина Толкунова отработала всю программу от начала и до конца, но как только зашла за кулисы – сразу же потеряла сознание. Ее незамедлительно доставили в больницу. 22 марта народная артистка впала в кому, а через несколько часов скончалась.
Валентина Толкунова похоронена на Троекуровском кладбище. Могила артистки с хрустальным голосом-колокольчиком и неизменной длинной косой постоянно утопает в свежих цветах.
Музыка
Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для музыкального сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню, исполненную Валентиной Толкуновой «Стою на полустаночке», напевала вся страна. Певица мгновенно стала знаменитой, а пластинка с музыкальными композициями не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.
Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.
Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973 года Толкунова регулярно становился участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами увидеть выступление любимой певицы вновь.
Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на творческих вечерах выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.
Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.
Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история.
В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене – инструменталиста, композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.
Имели огромную популярность песни «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Вечер школьных друзей». Также голос Толкуновой звучал и в саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» певица исполнила композицию «Кабы не было зимы», а в мелодраме «Романс о влюбленных» – «Колыбельную», в комедии «Невеста с севера» – «Пушинку белую».
И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой – «Носики-курносики» – особенно полюбилась поклонникам таланта певицы.
В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом
Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». За 10 лет в репертуаре артистки появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой
Талант Толкуновой требовал новых форм, и в 1986 году из-под пера Ильи Катаева вышла опера «Русские женщины», которая создавалась в расчете на исполнение Толкуновой. Премьера оперы состоялась в концертном зале «Россия». В этом же году артистка дебютировала в полнометражной музыкальной ленте «Верю в радугу» режиссера Виталия Фетисова.
Через год певица организовала Московский театр музыкальной драмы и песни, постановки которого «Брызги шампанского», «Ожидание», «Как быть счастливой» пользовались особой любовью зрителей. Последней концертной постановкой стала сольная музыкальная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая появилась на сцене театра в 2010 году.
В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями – «Ангел мой», «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура».
Сольная карьера: знаменитые песни Валентины Толкуновой
«Стою на полустаночке». Музыка Ильи Катаева. Слова Михаила Анчарова. Исполняет Валентина Толкунова
В 1971 году певице предложили озвучить композиции для первого советского телесериала «День за днем». Музыку для них написал Илья Катаев, слова — поэт Михаил Анчаров. Певица исполнила «Я ночью шла по улице», «Песня о России», «Звук шагов». Вскоре после выхода картина стала знаменитой, и композиции записали на отдельную пластинку и выпустили в продажу. В фильме впервые прозвучала песня «Стою на полустаночке», но ее спела актриса Нина Сазонова.
Через год певица впервые исполнила сольную песню. Поэт Лев Ошанин услышал голос Толкуновой в телесериале и предложил ей выступить на своем юбилейном концерте. На возражения Толкуновой о том, что у нее нет своей песни, Ошанин ответил: «Я тебе дам песни, ты споешь, так что будешь участвовать». На творческом вечере поэта певица исполнила авторскую композицию «Ах, Наташа». Перед выступлением Валентина Толкунова вплела себе в волосы жемчужную нить: так она хотела дополнить платье, расшитое бусинами. С тех пор певица не выходила на сцену без жемчуга в волосах. Толкунова говорила: «Мое единственное украшение – жемчуг. Либо нитка в волосах, либо жемчужные сережки. Я не очень люблю украшения в том виде, в котором все привыкли видеть». Песня «Ах, Наташа» так понравилась зрителям, что певицу дважды вызывали на бис. В тот вечер на сцену выходили знаменитые музыканты: Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Георг Отс. Концерт транслировали по телевидению, и Валентина Толкунова сразу стала знаменитой.
В 1972 году композитор Павел Аедоницкий написал песню «Серебряные свадьбы». Она была создана специально для грузинского ансамбля «Орера», который должен был исполнить композицию на юбилейном вечере автора. Однако коллектив в последний момент приехать не смог, и Аедоницкий обратился к Валентине Толкуновой. После выступления написать песни для нее захотели композиторы Марк Минков, Микаэл Таривердиев, Эдуард Колмановский. «Серебряные свадьбы» прозвучали в исполнении Толкуновой в финале телевизионного конкурса «Песня-73». В этом же году по предложению автора Ильи Катаева она перепела «Стою на полустаночке».
Однако это были лишь разовые концерты. Официальной работы у Валентины Толкуновой не было. В интервью для книги «Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой» Иосиф Кобзон говорил: «После расставания с Саульским, Валентина оказалась в одиночестве как в личном, так и в творческом смысле. Мы с ней встретились, и я спросил: «Чем ты занимаешься?». Она ответила: «К сожалению, ничем». Я предложил Валюше прийти к нам, в Москонцерт. В то время существовал художественный совет, и она пришла на прослушивание».
В 1973 году Валентина Толкунова стала солисткой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых коллективов «Москонцерт». Через несколько месяцев она познакомилась с композитором Владимиром Мигулей. Он написал песню «Поговори со мною, мама» и хотел, чтобы ее исполнила Толкунова. Изначально композицию планировали отдать известной исполнительнице народной музыки Людмиле Зыкиной, но певица уехала на длительные гастроли.
8 марта 1973 года песня прозвучала в эфире Всесоюзного радио. Композиция сразу стала популярной и попала в финал конкурса «Песня-74».
Необыкновенная душа
Мало на эстраде можно было найти певцов, которые бы настолько глубоко и искренне любили свою Россию, как Валентина Васильевна. Она всегда считала, что родную землю надо любить особенной любовью, надо спасать и поднимать её с колен, не давать разрывать на кусочки. Каждый человек на своём месте, кем бы он ни работал (певцом или дворником), должен делать страну лучше, только тогда она сможет стать счастливой, духовной и самой сильной в мире.
Валентина Толкунова отличалась обострённым чувством справедливости, она была очень принципиальной и не любила неправду, если что-то не нравилось, не молчала, чем вызывала недовольство многих окружающих.
К слову «любовь» у Толкуновой было особенное отношение. Она считала, что в современном мире это понятие затаскали, как уличную девку, поставили знак равенства между любовью и сексом. Женщина не должна быть такой доступной, мужчинам нравится кротость, змеиная мудрость и глубинная нежность. Всеми этими качествами обладала певица, которую по праву можно назвать эталоном женской красоты.
Пока человек живёт на земле, он должен многое сделать, ни минуты терять нельзя. Это был принцип Валентины Толкуновой, она работала по максимуму, ездила с концертами в самые далёкие точки СССР, чтобы дарить людям свои песни и отдать своё сердце. Она никогда не отказывалась выступать перед детьми, молодёжью, больными людьми и инвалидами, ветеранами войны. Если у организаторов этих концертов не находилось денег, певица выступала бесплатно.
Она не любила копить деньги, если они появлялись, то запросто могла отнести их в церковь или накупить для кого-нибудь целые охапки цветов. Копить можно лишь хорошие воспоминания и чувства – вкус первого поцелуя, чувство радости по поводу рождения малыша, первое признание в любви, первые ссоры и примирения. Вот, что должен собирать человек, но никак ни сто шуб и машин.
Косметикой в жизни она пользовалась только лишь потому, что приходилось выходить на сцену. Если бы Валентина Толкунова не была певицей, то скорее всего у неё не было бы даже губной помады. Её основное убеждение состояло в том, что человек должен быть натуральным во всём – и во внешнем виде, и в своих чувствах. Она никогда не могла понять артисток, которые делают омолаживающие операции и подтяжки, пытаясь обмануть природу. Через свою необыкновенную душу Валентина Толкунова смогла оставаться красивой и в начале творческого пути, и в конце жизни.
Семья и детство сына Валентины Толкуновой
Николай Папоров родился 10 октября 1977 года. Мать души не чаяла в сыне. А отец, когда Коля был еще совсем маленьким, на долгие годы уехал в Мексику, писать книгу о Льве Троцком. В воспитании сына Юрий Папоров участия практически не принимал и денег не присылал.
Валентина Толкунова с маленьким сыном Колей
Валентина Толкунова все «тянула» одна. По воспоминаниям подруги, на сцене она была мягкой и лиричной, а в жизни – «пробивной» и хваткой. Певица постоянно гастролировала, откладывала деньги, покупала недвижимость, чтобы сын и мать ни в чем не нуждались.
Он очень обижался, что ее постоянно нет дома. Воспитывала мальчика бабушка, а Валентина компенсировала отсутствие внимания дорогими игрушками и путевками к морю. Николай рос избалованным.
Юрий Папоров с сыном
Когда он отправился отдыхать в «Артек», мать оплатила путевку еще и его другу, чтобы мальчику не было скучно. В качестве сопровождающего туда же поехал директор певицы. Не надеясь на лагерную еду, Толкунова снабжала сына дефицитными продуктами.
Толкунова считала сына главной любовью в жизни
Делиться с кем-либо Николай не хотел и порой от пресыщенности устраивал «гастрономические приколы» – например, ел бутерброды со сгущенкой и шпротами. Учиться Николай Папоров не хотел. У него были способности к музыке, но развивать их мальчик категорически отказался.
Личная жизнь певицы
Валентина Толкунова и ее второй муж — Юрий Папоров. Фотография: семейный архив / kp.by
Валентина Толкунова была замужем дважды. С Юрием Саульским они познакомились в 1966 году на прослушиваниях, когда певица пришла пробоваться в ансамбль. Валентина Толкунова вспоминала: «Влюбилась впервые, по-настоящему! Мне было всего девятнадцать. Юра был старше меня на восемнадцать лет. Но нас это не смутило. Уже через год мы поженились. Я была с ним очень счастлива!». Они вместе репетировали, ездили на гастроли, разрабатывали новый репертуар. Брак продлился пять лет.
В 1974 году она выступала на приеме в мексиканском посольстве. Одним из гостей был журналист-международник Юрий Папоров. После выступления Папоров подошел к певице, и они проговорили весь вечер.
Вскоре они поженились. В 1977 году у пары родился сын Николай. Когда ребенку исполнилось четыре года, Юрий Папоров уехал в длительную командировку в Мексику на пять лет. Там журналист писал биографическую книгу «Хемингуэй на Кубе». Он звал Толкунову с собой, но певица отказалась: в СССР у нее была работа. Когда Папоров вернулся, они обвенчались. Валентина Толкунова вспоминала: «Чаще всего, долгое время живя с человеком, мы начинаем думать, что всё про него знаем. Я же бесконечно открываю в Юре новые грани и качества. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа. Как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересен?». Они прожили вместе 36 лет.