Задержка психического развития (зпр)

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.

2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.

3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в  подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)

4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.

5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз

Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов

Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

 Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Диагностика

Данный диагноз в основном ставится детским психиатром и неврологом. Но он ставится только после тщательного обследования, которое включает в себя: аппаратные методики, анализ анамнеза и многое другое. Более того перед тем, как поставить диагноз необходимо исключить вероятность других патологических заболеваний. Например, слабоумие. Чаще всего ЗПР — диагноз, который сопутствует какому-то неврологическому расстройство или возможно особая ситуация в жизни, которая влияет на ребенка и затормаживает его естественное формирование.

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, то ребенка отправляют к логопеду, а также к нейропсихологу. На обследовании выявляются механизмы задержек и их качества. Ребенку ставят более конкретный диагноз. К примеру, повышенная утомляемость, особенность мышления, алалия, несформированность в сфере контроля или сниженный объем речевого или слухового восприятия. Таких уточнений очень много. У ребенка их может быть несколько.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

все формы мышления – сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;

память – лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;

восприятие – для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам

Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;

эмоционально-волевая сфера – свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;

внимание – ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный

На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

 Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга

Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

 При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Причины возникновения

Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

  • Синдром психического инфантилизма
  • Церебрастенический синдром
  • Гипердинамический синдром
  • Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • асфиксия и травмы при родах;
    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
    • генетическая обусловленность.
  2. Социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Особенности детей с задержкой психического развития

Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:

  • олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
  • обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
  • деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального
    психического развития;
  • нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
  • детский аутизм в раннем возрасте;
  • психопатии – дисгармония в формировании психики.

Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема.
Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов
прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями
по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР)
приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования.
В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий.
О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу.
Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.

Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании
психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР — это одно из проявлений общих заболеваний психики.

Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм
– это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно
к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека.

ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная.
Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических
соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.

Коррекция

Коррекция ЗПР в клинике д.м.н. Минутко начинается с выяснения причины, вызвавшей данное состояние. Детская психиатрия — это особенно ответственная область медицины, а потому детские психиатры должны соответствовать самому высокому уровню подготовки. Кроме специалистов — психиатров в диагностическом обследовании принимают участие клинические и социальные психологи, нейрофизиологи.

После выяснения причины идет одновременная работа по реабилитации и коррекции ЗПР, а также работа, направленная на терапию (устранение) основной причины.

Стоит заметить, что причины, приведшие к ЗПР не поддаются лечению, но определение этиологии помогает понять прогноз и оценить риски рождения второго ребенка с ЗПР.

В зависимости от характера основного заболевания могут быть назначены фармакологические методы лечения (только при наличии показаний и в безопасной для ребенка дозировке!), методы нейрореабилитации, работа с семьей, инструментальная терапия (биологическая обратная связь, транскраниальная стимуляция, кинезотерапия).

Родителям важно помнить: задержка психического развития — не приговор. Верное определение причины ее развития, грамотный подход к терапии и комплекс реабилитационных мероприятий — это именно те необходимые меры, которые позволяют добиться выравнивания уровня психического развития до возрастной нормы

Следует помнить, что до 50% больных ЗПР имеют саморазрушительное поведение. Поэтому при нем, необходимо обратится к врачу.

Действия родителей, если они заподозрили у ребенка ЗПР:

пойти на прием к грамотному специалисту — детскому психиатру или нейропсихиатру

Обратите особое внимание: как бы ни было неприятно узнать, что развитие ребенка отстает от нормы, диагностировать и реабилитировать его должны представители традиционной медицины. ЗПР компенсируется только при сотрудничестве психиатров, неврологов, психологов, логопедов, дефектологов

Никакие народные целители, парапсихологи, экстрасенсы и гомеопаты не способны развить речь, увеличить объем и устойчивость внимания или помочь в эмоциональном развитии;
накануне вспомнить и записать, а если есть — собрать документы, содержащие данные о протекании беременности, родах, периоде раннего детства, о перенесенных заболеваниях и инфекциях, черепно-мозговых травмах, случаях задержки психического развития у кого-то из родственников;
выполнять рекомендации всех специалистов, которые будут работать с ребенком;
помнить, что по-настоящему помочь в реабилитации специалист может только при совместных усилиях с родителями: ведь как бы ни был высок уровень профессионализма врача, психолога, логопеда, дефектолога, именно родители проводят с ребенком большее количество времени, именно они способны мотивировать его на занятия, создать в доме обстановку, благоприятную для развития;
помнить: чем более своевременно начаты диагностика и коррекция, тем выше шансы того, что ребенку не потребуется специализированная школа. Чем более тесно вы сотрудничаете со специалистами, тем больше доверяет им ребенок.

Лечение ЗРП: +7 (966) 330-11-66     

Скайп:  psyclinic158

Если Вы проживаете не в Москве, то есть возможность  получения помощи по Skype.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Также в разделе

Синдром Мюнхгаузена через представителя Что такие синдром Мюнхгаузена через представителя?
Синдром Мюнхгаузена через представителя (MSBP) – это психическое расстройство, при котором пациент ложно…
Имбецильность (олигофрения)
Проявления олигофрении
Причины возникновения
болезни
Постановка диагноза имбецильность
Терапия олигофрении
Профилактика имбецильности…
Нарушение сознания Нарушение сознания — состояние человека, при котором появляются такие признаки как расстройство восприятия объектов, нарушение рационального познания,…
Пограничное расстройство личности Что такое пограничное расстройство личности?
Пограничное расстройство личности – это психическое заболевание, которое приводит к резким перепадам…
Управление гневом Гнев — это эмоция, суть которой заключается в недовольстве при неудовлетворении потребностей человека или неоправдании его ожиданий кем-либо или ситуацией…
Депрессивный синдром Депрессивный синдром — психическое заболевание, проявляющееся не только психической, но и физической симптоматикой. В быту депрессией называют меланхолию и…
Синдром Ганзера Синдром Ганзера – это тип искусственного расстройства психического заболевания, при котором лицо действует так, как если бы у него/нее была физическая или…
Токсикомания Токсикомания — наркотическая зависимость, которая формируется по причине злоупотребления человеком любого возраста химическими, лечебными или…
Оглушение Причиной нарушения сознания могут стать различные заболевания. Но перед тем, как будут описаны причины этого состояния, сделаем краткое описание тех структур…
Синдром нарциссизма Нарциссизм – это термин, используемый для описания сосредоточенности на себе самом и самообожании, доходящем до крайности. Слово «нарциссизм» происходит от…
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector