Арт-терапия в работе с детьми: цели, особенности применения, техники, приемы

Арт терапия для дошкольников как метод работы с гиперактивными детьми

Арт-терапия — наиболее эффективный метод развития и коррекции поведения гиперактивных детей. Она не призвана научить ребенка лепке, рисованию или иной художественной деятельности, ее задача — решить проблемы моторики, эмоционально-волевой и сенсорной сферы.

Задача психолога при работе с группой гиперактивных детей – направить энергию в конструктивное русло, помочь расслабиться и раскрыться, озвучить и отпустить свои страхи. 

Занятия по арт терапии, строятся на определенных принципах:

1. Возможность переключения на разные виды индивидуальной деятельности. Создание условий, где малыш может свободно себя вести, не теряя связи с окружающим миром является основополагающим принципом корректирующих занятий. При этом, свобода ребенка заключается в определенные рамки: педагог озвучивает план действий, малыш знает, что будет происходить дальше. Это уменьшает его напряжение, снимает тревожность.

2. Простота задач. Дети, признанные гиперактивными, несколько отстают от ровесников по уровню развитию мелкой моторики, они не могут выполнять тонкую, сложную работу. Наращивание сложности идет постепенно, в соответствии с развитием малыша.

3. Значимость результата. Гиперактивные дети нуждаются в возможности продемонстрировать свои достижения, осознать свою полезность, им необходима похвала, признание со стороны взрослых. Педагог должен формировать задания таким образом, чтобы после окончания деятельности малыш ощущал, что он выполнил поставленную задачу.

4. Доверительные, близкие отношения между детьми и педагогом, заинтересованность специалиста в общении, совместном творчестве, постоянная поддержка, неравнодушие к пожеланиям.

5. Стимуляция внимания с помощью сенсорных раздражителей: воды, красок, сыпучих продуктов, пластилина, теста и глины.

6. Использование творческих практик, предполагающих перемещение в пространстве. Они помогают справиться со сложностями, которые возникают из-за плохой концентрации внимания у активных детей.

7. Включение в групповые занятия, где ребенок будет выполнять несложные задачи, оказывать помощь команде. Это помогает гиперактивным детям постепенно избавиться от негативных оценок: «невнимательный», «невоспитанный», «не можешь довести дело до конца» и т.д.

8. Выражение тревожных ощущений через творчество и борьба с ними через осознание. Этот этап возможен только после того, как преподаватель заслужит доверие у малыша.

Для корректировки поведения гиперактивных детей не существует типовых рекомендаций, каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальной программе. Единственное правило, актуальное для любого малыша — это терпение.

Арт-терапия в работе с дошкольниками способна принести хорошие результаты. Малыш перестанет ощущать острое одиночество, начнет гордиться собой и переживать положительные эмоции, проявлять фантазию созидательного характера.

Арт-терапия для людей в возрасте и пожилых

Не только дети остро нуждаются в этом интересном методе коррекции психического состояния. Взрослым самовыражение порой даже более необходимо. Возраст, социальное положение, образование, жизненный опыт и умственные возможности тут не играют никакой роли: показать миру свое глубинное «я» хочется каждому.

Сегодня арт-терапия для взрослых людей имеет в своем «арсенале» самые разнообразные методы и формы, намного более прогрессивные, чем раньше. Примером может служить такая новинка, как фототерапия.

Пациент, участвующий в занятиях фототерапией, работает с фотографиями уже существующими либо сделанными им самостоятельно. Здесь можно применять компьютерные программы, например, тот же «Фотошоп». Некоторые люди избегают разглядывать свои изображения на снимках и даже в зеркало смотрятся лишь в случае крайней необходимости

Другие, напротив, уделяют качеству своих изображений чрезмерно большое внимание. И те, и другие имеют недостаточную самооценку и сниженную коммуникативность

Когда специалист рассматривает сделанные или обработанные пациентом фото, он понимает суть психологических проблем данного человека и составляет для себя представление об общих чертах его личности.

Пожилые люди и старики нередко имеют возрастные нарушения психологического характера, а также снижение умственных возможностей. Поэтому арт-терапия способна оказать им существенную помощь. Слабоумие людей преклонных лет (старческая деменция), к сожалению, встречается не так уж редко и значительно снижает качество жизни пожилых. В настоящее время медицина еще не знает способов полностью избавить человечество от этой проблемы, однако замедлить развитие деменции можно. Чтобы это стало реальным, мозг пожилого человека должен постоянно находиться в активном состоянии, то есть развиваться. И здесь именно арт-терапия может оказать неоценимую помощь.

Исследования 2014 года полностью подтвердили теорию о зависимости умственного здоровья пожилых людей от степени активности их умственной деятельности. Ученые из Германии работали с группой людей от 63 до 72 лет. Суть заключалась в занятии творческими видами деятельности, посещении выставок и художественных галерей, прослушивании лекций о различных видах искусства. По окончании эксперимента люди из этой группы прошли процедуру исследования мозга на МРТ. Выяснилось, что у всех участников произошло значительное улучшение качества связей между системами нейронов и возросла психологическая устойчивость.

Назад

Почему арт-терапия так важна при депрессии

Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.

Позитивное мировосприятие — это хорошоНаходясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц

Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски

Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.

Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём — картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.

Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.

Весёлого вам творчества и хорошего настроения!

Как работает арт-терапия?

Арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного контакта с глубинным психологическим материалом, помогают обходить блоки, защиты и цензуру сознания, усиливают проработку бессознательных переживаний и снижают противодействие изменениям. Через работу с символами развивается ассоциативно-образное мышление, получают выход заблокированные или малоразвитые системы восприятия.

обнажить внутренние конфликтыТворчество усиливает фокус внимания к своему внутреннему миру и помогает понять происходящее

Существуют различные практики, которые облегчают эмоциональное выражение сложных чувств, проблем и пр. Среди наиболее распространенных:

  • коллаж: клиент использует журналы, фотографии, книги, брошюры и т.д., арт-терапевт направляет его к вырезанию и изображению образов и историй, о которых ему трудно говорить;
  • фототерапия: помогает пациенту контактировать с прошлым опытом через личные фотографии, альбомы, составление видеоряда;
  • семейная скульптура: работа с глиной или любым другим скульптурным материалом, где клиент должен представить каждого члена семьи. Размер и форма фигур и могут символически показать отношения между членами.

Создание собственного произведения приводит клиента в активную позицию, позволяет повысить самооценку, снять напряжение, развить творческие способности, увидеть в себе скрытые возможности, ресурсы, а также получить удовольствие от самого процесса творчества.

Выделяются 3 фактора психологического воздействия в процессе арт-терапии:

  • выражение эмоций и чувств, удовлетворение потребностей в творческой работе;
  • психотерапевтические отношения клиента с терапевтом, группой;
  • анализ, интерпретация, вербализация и обратная связь. Происходит трансформация, благодаря которой материал с эмоционального уровня переходит на уровень понимания. Клиент видит свою работу и понимает ее внутренний смысл.

По мнению Юнга, известного психолога аналитического направления, воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал понятие «активное воображение» для описания такого творческого процесса, в котором человек просто наблюдает за развитием своего воображения и не стремится воздействовать на него.

Коррекция арт-терапией

Приемы данного направления могут применяться для детей с 4-летнего возраста. Сама методика является максимально экологичной, не травмирует внутреннее пространство личности, а направлена на наполнение и использование внутренних ресурсов.

Упражнения арт-терапии корректируют следующие проблемы:

  • состояние стресса;
  • депрессивные расстройства и тревожные состояния;
  • последствия психотравматического опыта;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • межличностные конфликты и непонимание;
  • трудности самооценки и самоотношения;
  • сложные семейные и детско-родительские отношения;
  • психосоматические заболевания;
  • страхи и фобии.

Также к методике прибегают при коррекции таких проблем у детей и подростков, как:

  • истерики;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • энурез;
  • заикание;
  • нарушение адаптации в детском саду или в школе;
  • нежелание учиться;
  • нарушение сна;
  • трудность общения со сверстниками.

Метод арт-терапии подходит для работы с состояниями и переживаниями, которые человеку трудно описать вербально. В такие моменты появляется возможность выпустить скопившееся внутреннее напряжение через обозначения цветом, формой, движением или звуком. Кроме того, ассоциативные механизмы и творческая направленность помогают не оголять душу полностью и сразу – это мир образов, смыслов и тонких архетипических ассоциаций.

Все сеансы под руководством опытных специалистов центра Ember проходят в приятной атмосфере. Даже самые тяжелые переживания благодаря уникальности данного направления проходят в мягкой форме и быстро возвращают человека в ресурсное состояние.

Материалы

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить  заинтересованность в процессе  привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не  должен влиять на создание и толкование работы.

Арт-терапия: что это за метод

Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.

Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.

Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.

Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.

Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.

По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.

Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.

Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.

Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.

Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения

Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.

Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.

Как проходят занятия

Арт-терапия – это метод, имеющий достаточно много вариаций. Заниматься можно индивидуально либо в составе группы. Кроме того, занятия могут быть самостоятельными, не требующими обязательного участия специалиста. Если для достижения терапевтического результата хватает творческого момента как такового, то самостоятельная работа вполне оправдана. Для таких случаев разработано много методических пособий.

К примеру, человек может изобразить собственное настроение. Это может быть как абстракция, так и вполне реальный предмет, а также человек или животное. Главное, чтобы на рисунке были отображены актуальные эмоции. Когда рисунок готов, человек должен рассмотреть его детально, почувствовать, насколько комфортно представлять себя находящимся внутри изображения. Если возникает ощущение дискомфорта, рисунок можно поправить, видоизменить: удалить некоторые элементы, закрасив или даже отрезав их, пририсовать что-то новое. Чтобы избавиться от какого-то страха или фобии, можно изобразить (или слепить) монстра, и, выразив словесно свое мнение по поводу его «персоны», переделать монстра в более симпатичный и позитивный персонаж.

На коллективных занятиях группа создает общий рисунок, композицию или сочиняет историю, сказку. Иногда устраивается чтение вслух литературного произведения, инсценировка какого-либо отрывка.

Как правило, коллективные (и большая часть индивидуальных) занятия проходят под руководством и при непосредственном участии арт-терапевта. Специалист не только организует мероприятие, но и следит за состоянием каждого члена группы, анализирует его изменения. Профессиональной арт-терапией могут заниматься люди творческих профессий, в основном это художники. Именно люди искусства как никто другой понимают значение творческого момента в гармонизации психических процессов. Зачастую в роли арт-терапевтов выступают психологи или медики-психиатры. В наше время арт-терапевты содержатся в штате многих психиатрических лечебниц, оказывая существенную помощь пациентам.

Важно понимать, что арт-терапия – это длительный курс, рассчитанный на несколько месяцев или даже лет. Несмотря на это, пациенты не стремятся пройти его как можно быстрее: арт-терапия доставляет людям настоящее удовольствие

Данная методика исключает любое напряжение, а, напротив, предполагает полное расслабление. Только максимально раскрепостившись, человек может по-настоящему выразить свое внутреннее состояние. И вот здесь мы подходим к важному нюансу: пациент не должен быть профессионально связан с тем видом творческой деятельности, которым он станет заниматься на сеансах арт-терапии

Любой профессионал вместо выражения собственных эмоций и внутренних порывов начнет акцентировать внимание на качестве создаваемого произведения, и самораскрытия не получится. Итак, художник на таких занятиях будет, допустим, танцевать, а танцор – лепить скульптурную композицию.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния. Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

В 13-14 лет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию

Важно распознать заболевание на начальной стадии

Симптомы депрессии в 14-15 лет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

Советы психолога

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Как оформить профиль в Инстаграм? 34 Актуальных совета от блогеров, как оформить профиль в Инстаграм по последним трендам

Арт-терапия: виды и формы

К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид арт-терапевтической коррекции. Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях

Основными формами метода являются индивидуальный и групповой сеансы, а также самостоятельный в домашних условиях.

Сегодня существует множество разновидностей данного метода:

  1. Танцевальная терапия
  2. Терапия изобразительной деятельностью
  3. Сказкотерапия
  4. Музыкотерапия
  5. Куклотерапия
  6. Работа с пластическими материалами — лепка, скульптура, гончарство
  7. Песочная терапия
  8. Мандалотерапия
  9. Фототерапия
  10. Анимационная терапия и тому подобное.

Это далеко не полный перечень видов, он постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами.

Каждый из них может использоваться на различных этапах психотерапии, а также не имеет ограничений в средствах выражения и уровня подготовки.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.

Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с  выражением собственные переживаний.

При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.

Как ни крути, а человек  часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.

Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса.

Данный вид  также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.

Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.

Тут будет размещена реклама

Что такое арт-терапия?

Во многих зарубежных странах арт-терапевт является отдельной профессией, на которую специально учат в образовательных учреждениях. В нашей стране арт-терапия не является самостоятельной профессией, а используется как один из методов в комплексной психотерапии. Арт-терапия (аrt (англ.) – искусство, therapеia (греч.) – забота, лечение) буквально понимается как лечение искусством, и это не только рисование. Арт-терапия рассматривается как новое направление в педагогике, исследующее природу, принципы, закономерности, механизмы применения средств искусства для решения педагогических задач. Хотя область арт-терапии намного шире, чем педагогика, это духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание, возможность самореализации и освобождение от тревожности, повышение мотивации и умение ставить цели, исцеление и обретение нового взгляда на мир.

Методы арт-терапии особенно эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), когда наблюдается сложная структура дефекта. Одна патология здоровья влечет за собой вторичные нарушения, затрагивающие психику ребенка, нарушающие эмоционально-волевую сферу. Зачастую с детьми, имеющими в клинической картине неврозы, психопатии, никакой другой психотерапевтический метод не помогает так, как арт-терапия.

– Дети с неблагоприятным психическим диагнозом, часто не идут на контакт, отказываются беседовать, и только через рисунок можно прояснить некоторые особенности их клинической картины и работать с их бессознательным. Такие дети часто выбирают для рисования черную краску, что свидетельствует о наличии у них страхов, тревог. Часто штрихи картинки отрывисты, небрежны. Это говорит о некоем хаосе в сознании (запутанности). Часто рисуют близких людей, и то, как располагаются эти люди на листе бумаги, рядом или разрозненно, крупным или мелким планом, тоже отражает отношение ребенка к взаимодействию с этими людьми и к жизни в целом на данный период. Арт-терапия – наиболее мягкий способ найти контакт с трудными проблемами. Ребенок может не сказать или не признать данные проблемы своими, но при этом будет свободно лепить, рисовать, двигаться под музыку, петь, и через ощущение успеха на том или ином поприще раскрепощается, начинает общаться и постепенно переносит успех в повседневную жизнь.

У детей, имеющих эмоциональные проблемы, использование средств искусства, таких как музыка, театр, способствует изменить структуру их мироощущения через передачу чувств. А если методы арт-терапии использовать в комплексе, то можно добиться хороших результатов в улучшении психического состояния ребенка с эмоционально-волевой неустойчивостью, повысить самооценку и работоспособность, справиться с речевыми нарушениями, активизировать познавательную деятельность и коммуникацию, и тем самым, скорректировать поведение.

Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  • Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.

Как проявляется тревожность у ребенка?

Тревожные дети отличаются от сверстников вдумчивостью, повышенным уровнем самоконтроля и анализа. Они могут выглядеть и вести себя беспокойно — им кажется, что с ними может случиться что-то плохое, они не справятся с заданием, над ними будут смеяться и так далее. Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.

Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.

Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения

Поэтому важно помочь ребенку снизить ее уровень.

Методы арт-терапии

Первоначально поклонники данной теории были сосредоточены только на изобразительном творчестве. Пациенты рисовали красками или карандашами

Психологической составляющей других видов искусства уделялось второстепенное внимание. Сегодня сфера арт-терапии – это практически все виды творческой деятельности:

  • скульптурная лепка

  • хореография

  • музыка

  • фотография

  • литературное сочинительство и творческая интерпретация произведений (сказкотерапия, библиотерапия)

  • кукольный театр

  • создание композиций из песка

Кое-какие методы (например, песочная терапия) в России кажутся не совсем обычными. Зато в Европе подобные варианты очень популярны. Основные «орудия» творчества – песок, вода и маленькие фигурки. Пациентам нравится простота этого вида терапии, неограниченные возможности фантазирования при создании образов, легкость их разрушения и восстановления. Работа с песком схожа с неким ритуалом и имеет философское начало. Песок и вода выступают в роли «текучих», естественных природных сил, а рукотворные фигурки – в роли сил стабильных, долговечных. Вся картина в целом символизирует одновременное присутствие в жизни временного и вечного, истинного и ложного.

Главным объектом арт-терапии являются зрительные образы, ведь воспринимать мир визуально любой человек начинает с самого рождения, не умея еще ни разговаривать, ни читать.

Музыкальная терапия – объединяет ряд методов, предполагающих как пассивное прослушивание музыкальных произведений, так активное участие: игру на музыкальных инструментах, вокал. Одним из действенных методов музыкальной терапии является позаимствованное у Японии караоке. Большинство людей используют музыку именно как психотерапевтическое средство, для обретения душевной гармонии.

Ландшафтная терапия – также не относится к обычным видам. Создание художественных и скульптурных композиций происходит на лоне природы, под впечатлением от красоты окружающего ландшафта. При этом все арт-композиции создаются из природного материала. В принципе, человечество с древнейших времен ценило природу как самого талантливого целителя.

Рисование жестами – пожалуй, самый экзотичный вид арт-терапии. Автор методики – шотландский психолог Беверли О,Корт. Основана она на контактировании человека со своим телом.

Самый привычный для человечества способ обмена информацией – вербальный, то есть словесный. Но не все чувства и эмоции можно выразить таким способом. Поэтому люди стремятся выразить свой внутренний мир средствами искусства. Ни речевое, ни даже телепатическое общение не способны в полной мере справиться с этим. Особенно это касается людей с психическими проблемами, у которых часто возникают затруднения в общении и самовыражении. Поэтому психотерапевты ищут нетривиальные пути «извлечения» нужной им информации из сознания пациента. Выразив средствами искусства то, что невозможно выразить более привычными способами, пациент получает шанс справиться со своими психологическими проблемами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector