Развитие ребенка в 2 года: что должен уметь делать и какими навыками обладать

Особенности развития ребенка в 2 года

Как говорилось ранее, рост детей в 2 года немного замедляется, не следует сильно паниковать по этому поводу. Возможно, это индивидуальные особенности его организма. Но если ребенок 2 года маленького роста, а именно ниже 80 сантиметров, то стоит обратиться к врачу. Это может быть карликовость. Ребенок в этот период должен быть максимально активным, должен уметь прыгать, бегать, перешагивать препятствия. Дети в этом возрасте очень капризны и эмоциональны, пытаются подражать всем, кто им близок. Начинает показывать свою сообразительность, например, ловит сочком рыбок, быстро подхватывает инициативу игры. Если рядом будет любимая кукла и посуда, то игрушка будет обязательно накормлена. Словарный запас ребенка еще не особо велик, но он может назвать и показать практически все части тела, произносит простые слова и словосочетания. Может выполнить до трех поручений типа: принеси, положи, отдай. Детки в этом возрасте могут искренне переживать и сочувствовать, они могут пожалеть, помочь. В возрасте двух лет, малыш уже контролирует свои физиологические потребности, сам может частично одеться, знает где что лежит, может сам принести свою одежду и обувь.

Питание

В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.

В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:

Приём пищи Блюда
Завтрак 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая
Обед 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов
Полдник 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов
Ужин 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока)

Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.

Особенности физического развития

Детям в возрасте 2 лет неведом страх, они способны залезть на высоту, но еще не в силах объективно оценивать расстояние и, пытаясь слезть, могут получить серьезные травмы

Именно поэтому родителям важно знать, чего стоит ожидать от крохи, и внимательно следить за ним

К двум годам малыш уже должен хорошо освоить ряд простых движений:

  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • переходить с шага на бег;
  • не утрачивать равновесия, пытаясь подпрыгнуть на месте или пройти по доске, тротуарному бордюру;
  • бродить по наклонной плоскости;
  • забираться на кресло или диван;
  • перешагивать или перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • ловить брошенный родителем мяч, удержать его в руках. Пока расстояние для броска должно быть небольшим, взрослому следует отойти от малыша на полшага, не больше.

Дети, достигшие двух лет, с удовольствием танцуют под зажигательную музыку, способны листать страницы книги (несколько страниц за один раз), разглядывая картинки Начинают формироваться у малышей и первые навыки рисования: они наносят на бумагу линии (как горизонтальные, так и вертикальные), способны изобразить кривые «окружности».

Речевое развитие

Многие родители начинают беспокоиться, почему словарный запас их ребёнка совсем мал, ведь ему уже два годика. Не стоит расстраиваться. Все детки развиваются по-разному. Во-первых, девочки в принципе начинают говорить раньше мальчиков. Во-вторых, на развитие речи влияет ряд факторов. Вот, например, как часто вы говорили с малышом. И детки, которые ходят в детский садик тоже начинают говорить раньше, благодаря общению.

Так, какими же навыками может обладать ребёнок в этом возрасте:

  1. Из его лексикона уходят такие слова, как «бибика» — приходит «машина», «гав» — «собака» и аналогичные.
  2. Машинально повторяет, как попугайчик, слова, которые слышит. Тут следует быть осторожным в своих высказываниях.

Например, как было у моей подруги. Они с мужем долго не могли понять, откуда их двухлетняя дочь, которая всегда под присмотром мамы, узнала плохое слово. Так малышка ещё и повторяла его постоянно. Потом выяснилось, что это папа так «психанул» однажды.

  1. Теперь ребёнок не просто любопытствует, но ещё и задаёт вопросы «что это?», «почему?».
  2. Когда рассказывает о себе, скорее всего, будет говорить не «я», а Настя или Петя. То есть называть своё имя, а рассказывать как будто о ком-то другом.
  3. Малыш пытается составлять словосочетания, а иногда и целые предложения.
  4. С лёгкостью называет объекты, любит смотреть картинки в книгах и угадывать, кто там изображён. Так же очень любит разглядывать фотографии и называть всех членов своей семьи.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Как справиться с истерикой ребенка

Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:

  • обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;

  • следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);

  • выделять достаточное количество свободного времени для игр;

  • давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;

  • разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;

  • обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;

  • предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;

  • отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».

Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.

Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.

После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.

Социальные нормы поведения

Маленький человек, живя в социуме, активно взаимодействует с людьми, повторяя сюжеты, разыгранные с родственниками или сверстниками на детской площадке или в саду. К двум годам у малыша формируется ряд навыков, которые позволяют ему вписываться в существующие социальные нормы. Многие двухлетки:

Знают и используют такие понятия и слова, как «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока» и т.д.
Умеют играть с детьми, не мешая им и не нарушая их личных границ.
Знают свое имя и произносят его.
Пытаются выполнять привычные действия самостоятельно, за что ждут положительной оценки от взрослого.
Привлекают внимание взрослых или детей с помощью удерживания зрительного контакта, жестов, слов.
Подражают окружающим людям, как правило, взрослым.
Стараются избегать общения с незнакомцами.
Проявляют эмоции при общении.

В таком возрасте дети особенно чувствительны к оценке своих действий взрослым окружением. Они любят, когда их хвалят за самостоятельно выполненное действие или произнесенное слово. При этом реагируют упрямством, капризами и даже истерикой на грубый, приказной тон родителей, ограничивающих свободу их действий.

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.

Развитие речи

Традиционно считается, что девочки начинают говорить быстрее, чем мальчики, но с возрастом эти различия сглаживаются, и мальчики догоняют своих сверстниц. Однако на самом деле это совсем не так. Развитие речи зависит не от пола, а от следующих факторов:

  • Прикус и здоровье молочных зубов;
  • Общее состояние здоровья. Известно, что часто болеющие дети начинают говорить позже, чем ребята с крепким иммунитетом;
  • Наследственный фактор;
  • Семья и ближайшее окружение. Если с ребенком активно общаются, он заговорит намного быстрее.

В два года малыш непременно должен знать свое имя и уметь отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» (некоторые дети показывают возраст на пальцах), «Во что ты играешь?», «Как зовут папу или маму?». Некоторые 2-летние дети отличаются общительностью, а некоторые, наоборот, стесняются разговаривать, особенно с незнакомыми людьми.

 
 

Таких малышей надо обязательно вовлекать в разговор, поощрять любые попытки завести беседу. Можно задавать ребенку вопросы, а также отвечать на любые вопросы с его стороны. Это способствует быстрому развитию речи. Развивать речь помогают занятия по тренировке мелкой моторики, например, пальчиковые игры и рисование пальчиковыми красками.

Если не еда, то что?

В большинстве случаев благодаря правильному питанию можно легко контролировать рост и вес ребенка в 2 года. Однако отставание в развитии в этом возрасте может быть спровоцировано и другими факторами:

  • наследственность;
  • нарушения желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения работы эндокринной системы и болезни почек;
  • заболевания мочеполовой системы;
  • нехватка гормона роста (гипофиза);
  • рахит;
  • анемия.

Часто проблемы в росте или весе ребенка раннего возраста могут являться отголосками образа жизни, который вела беременная или кормящая женщина. Ничего удивительного, если малыш, чья мама в эти важные периоды жизни увлекалась курением или алкоголем, будет отставать от сверстников в росте и весе.

Бывает и так, что на параметры развития ребенка влияет генетика. Поэтому знающий педиатр непременно расспросит вас о росте и весе близких родственников. Разумеется, если причина отставания в росте генетическая, поделать уже ничего нельзя. Зато вес при помощи правильного питания можно контролировать.

Развитие речи

Словарный запас многих малышей в возрасте двух лет уже содержит более ста слов, дети с удовольствием повторяют за родителями несложные поэтические строки. Однако возможно и такое, что ребенок владеет навыками произнесения всего пары слов (например, мама и папа). Оба варианта являются нормой, поскольку на формирование и развитие речевых навыков оказывает влияние множество факторов.

  • Дети, которые общаются с ровесниками, ходят в садик, начинают разговаривать раньше.
  • Девочки оказываются более говорливыми, нежели мальчики.

Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если их малыш пока говорит хуже, чем соседский.

Сколько слов является нормой для ребенка двух лет? Однозначного ответа дать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша, но у многих этот показатель стремится к цифре 200-300. Для двухлеток характерна понятная родителям (хотя и не всегда четкая) речь, возможно нарушение в произнесении отдельных звуков и слогов.

Не могут без движения

Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.

А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы «примерить» это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.

Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.

Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.

Мышление

Когда ребенку 2 года, то он активно познает мир. У него развивается мышление. Родители должны постоянно разговаривать с карапузом, пояснять различные действия, отвечать на вопросы. Многие дети к этому возрасту умеют:

  • различать до 8 цветов;
  • собирать пирамидку;
  • отличать разные характеристики предмета, например, большой он или маленький, тяжелый или легкий;
  • узнавать основные геометрические фигуры;
  • запоминать несколько движений подряд, например, во время зарядки;
  • складывать простые паззлы и матрешку.

Малыш во всем старается подражать родителям, хочет участвовать в любом взрослом занятии. Если есть возможность, то не надо ему препятствовать. Во время уборки, например, можно дать ему тряпку для вытирания пыли.

В игровых ситуациях дети также с удовольствием подражают взрослым. Если мама построит дом из кубиков, то ребенок это повторит. Но можно заметить, что он уже действует и самостоятельно, если игрушки знакомы. Например, делает гараж для машинки или кормит и укладывает спать куклу. К 2 годам малыши рядом со сверстниками возятся с одинаковыми игрушками.

Сюжетно-ролевые игры

В этом возрасте дети уже играют в сюжетные игры, повторяя с игрушками то, что с ним происходит в жизни или повторяя действия родителей. Например, ребенок кормит куклу, высаживает ее на горшок, укладывает спать, возит в коляске. Или берет машинку и проговаривает, что мы едем в магазин или к бабушке.

Очень интересно наблюдать за детишками в этом возрасте в момент их самостоятельной игры. Более того, во время детской игры можно со стороны посмотреть на модель взаимоотношений в вашей семье. Если ребенок часто ругает куклу или даже шлепает ее, то эту модель поведения показали ему взрослые.

Также в этом возрасте у малышей хорошо работает фантазия.  Они могут выстроить кубики в ряд и, представляя, что это поезд, везти их по столу. Или воображать, что коробка – это гараж для машинки.

Особенно увлекательна для них игра с «посудками». Причем, как для мальчиков, так и для девочек. Они устраивают чаепитие, варят кашу или суп для игрушек, родителей.

Уже в двухлетнем возрасте малыши способны сами выстраивать сюжетную линию игры, выбирать подходящих персонажей, использовать предметы-заменители (коробка – гараж, кубики – вагончики поезда).

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

Тревожные признаки:

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

Ребенок не ползает.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

Нужно ли делать массаж.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

Очень плохо спит ночью.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

У ребенка нет зубов.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

Температура у ребенка.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

Чем лечить кашель.

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Подробнее Виды кашля у детей

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

Понос.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Питание ребенка в 2 года

В этом возрасте ребенка должен:

• употреблять в пищу 1/3 — 1/2 взрослой порции еды;

• получать удовольствие от еды оформленной забавными формами, разноцветными соусами или с необычной расцветкой (сырок в виде мишки, разноцветные макароны, печенье с цветной глазурованной крошкой);

• хорошо пережёвывать мягкую и средней жёсткости пищу;

• мыть с мылом руки перед едой;

• помогать родителям в приготовлении пищи (снимать кожуру со сваренной картошки, срывать листики с салата, шелушить горох, чистить банан).

Ребенок в двухлетнем возрасте по прежнему должен принимать пищу в присутствии родителей, особенно незнакомую или состоящую из крупных фрагментов.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector