Что должен уметь ребенок в 9 месяцев. каком должно быть нормальное физическое и эмоциональное развитие ребенка в 9 месяцев

9 месяцев

Распорядок дня вашего грудного малыша будет примерно таким же, как в 8 месяцев. Детям этого возраста требуется 11-12 часов ночного сна. Пробуждения на кормления к этому месяцу  обычно уже уходят и малыши начинают спать всю ночь.

Скорее всего ваш ребенок уже спит два раза в день. В этом случае режим стоит сделать по часам, а не по времени бодрствования. Если ребенок просыпается в 6-7 часов утра, организуйте первый сон около 9.00 и второй сон примерно в 13.00

Важно начинать сон в “мелатониновые окна” — в эти периоды у ребенка есть возможность легче уснуть. Суммарное количество часов дневного сна составляет 2-3 часа

За временем бодрствования следите перед уходом в ночь. Помните, промежуток между последним дневным сном и ночным не должен быть больше 3,5-4 часов.

Такой режим дня становится постоянным и сохраняется достаточно долго — до 15-18 месяцев. Будет изменяться только время вечернего укладывания по мере взросления ребенка. Но в любом случае укладывание на ночь лучше не делать позже 20 часов. Помните, что в первый год жизни ребенок еще не готов физически к режиму с одним дневным сном. Старайтесь сохранить два сна как можно дольше, если девятимесячный ребенок начнет отказываться от одного из них.

При таком режиме сон ребенка все равно не идеальный?

Основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

Ребенок не хочет укладываться на дневной сон. Причиной этого может быть неподходящее время сна. В таком случае ориентируйтесь на рекомендуемые часы укладывания и состояние малыша — старайтесь не допускать переутомления ребенка. Таким образом постепенно вы найдете лучшее время начала дневных снов и ухода в ночь 

Ребенок просыпается на ночные кормления. Если вы заметили, что малыш при пробуждении не голоден, но все равно требует бутылочку или грудь, это может быть привычкой и признаком того, что ребенок не умеет засыпать самостоятельно. Подумайте, возможно, стоит обучить ребенка самостоятельному засыпанию, чтобы прийти к хорошему сну и сократить количество ночных пробуждений. Также пробуждения на кормления иногда говорят о том, что ребенок не доедает днем и восполняет голод ночью. В этом случае пересмотрите режим питания малыша и кормите ребенка в спокойной обстановке.

Малыш осваивает новый навык — активно ползает, пробудет ходить и “говорить”. Все это тоже  влияет на сон ребенка. Необходимо набраться терпения и переждать этот период. А чтобы ребенок быстрее привык к новому навыку, отрабатывайте его вместе во время бодрствования в течение дня. Через неделю-две сон восстановится. Если новый навык мешает малышу спать, подходить и укладывать ребенка стоит раз в 10 минут. Чтобы он не воспринял это как игру “ванька-встань-ка”.

9 месяцев

Рацион ребенка становится уже разнообразнее, но основу питания все ещё  составляет грудное молоко или детская смесь. До 10 месяцев прикорм носит исключительно ознакомительный характер.

Сейчас меню малыша строится по принципу увеличения разнообразия знакомых продуктов, а не наращивании объема порций. В начале каждого кормления стоит давать грудь или порцию смеси, так как в этом возрасте основные питательные элементы ребенок получает все еще из них.

Грудь предлагается ребенку утром после пробуждения и перед  уходом в ночь, а также в промежутках между приемами взрослой пищи. На завтрак, обед и полдник  можно давать прикорм, то есть взрослая еда предлагается днем.

При введение нового продукта следите за реакцией организма малыша.

Мышление

Девятимесячные дети уже понимают значение слова “нет” и  могут махать рукой при прощании, если попросить. Ребенок умеет показывать на разные объекты, проявляя таким образом свой интерес к ним. Например, на любимую игрушку или его любимую еду, когда хочет кушать. .

Общение

Малыш копирует жесты. Когда родители смотрят на него и просят повторить жест, малыш понимает, что обращаются к нему. При общении он использует первые звуки и пробует повторять слова. 

Движение

К 9 месяцам грудничок обычно свободно ползает и уверенно сидит. Также ребёнок уже стоит при поддержке, а кто-то из деток даже делает первые шаги.

Игра становится важной составляющей бодрствования девятимесячного ребенка. Во время игр давайте крохе простые инструкции: “передай мяч маме” или “перекати его ко мне”, — указывая на место

Совместные игры развивают когнитивные и физические способности ребенка.

  • Читайте книги. Девятимесячные малыши любят яркие картинки. Чтение стимулирует зрение ребенка.
  • Регулярно выходите на прогулку. Рассказывайте малышу об окружающих предметах.
  • Разговаривайте — указывайте на объект и описывайте его. Показывая жесты, говорите ребенку, что они значат.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 77

Развивающие занятия

В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.

Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:

  • Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
  • Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения – сложная задача.
  • Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.

Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».

Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.

Прогулки на природе

Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.

Комментируйте все предметы, которые вам встречаются. Это травка. Это камень. Это цветочек. Это листочек. Если вы гуляете летом, пусть карапуз понюхает цветок. Скажите, как он называется. Восторженно объясните, что запах этого цветочка очень приятный.

Если прогулка проходит осенью, то юный исследователь подержит в руке опавшие листочки. Расскажите немного о смене времен года.

Приготовьте заранее хлеб, семечки или крупу. Покормите птиц вместе с крохой. Пусть ребенок кидает маленькие кусочки хлеба. Объясняйте ему, что птички хотят кушать. Проговорите названия птиц. Это голуби, это воробьи и т.д.

Семейные забавы

Еще одна забавная игра – перетягивание каната. Найдите плотный и крепкий шарф, который будет выполнять роль каната. Посадите кроху на пол. Сядьте напротив него. Один конец каната дают в руки малышу, другой конец держит мама или папа. Слегка потяните канат на себя. Предложите карапузу тоже тянуть на себя. Поддавайтесь, делайте вид, что у ребенка получается перетягивать вас на себя. Он будет доволен.

Если кроха никак не поймет суть игры, проведите демонстрационную игру между мамой и папой. Пусть карапуз посмотрит, как проходит игра. Тогда ему будет легче повторять действия. Возможен и другой вариант. Мама садится на пол и берет малыша к себе, а напротив них садится папа. Так перетягивать канат еще веселее.

Таким образом, малыш в возрасте 9 месяцев должен уметь стоять возле опоры, сидеть и ползать. Ему под силу даже залезть на диван. Питание крохи становится еще более разнообразным, а количество грудного молока в рационе сокращается. Для полноценного развития малыша рекомендуется проводить разнообразные игры.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Познавательное развитие

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца – со стержня в горизонтальной плоскости; втулки – со шнура, шары – с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые – прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку – например, в кольцо, — и т.д.)

Социальное развитие

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

1. адекватно реагирует на мимику взрослого, возгласы одобрения или порицания;

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.
В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Речевое развитие

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д.

Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Моторное развитие

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность. Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент — это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку, игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев

Подбирая развивающие занятия, следует ориентироваться на то, что уже умеет малыш и что он должен уметь к концу девятимесячного возраста. Занятия и игры должны быть систематичными, ежедневными, короткими (около 5 минут) и очень желательно, чтобы проходили они в одно и то же время.

Чему учить

В первую очередь и у мальчика, и у девочки развиваем навык ползания – именно от него зависит, как скоро малыш сможет стоять и ходить самостоятельно. Чаще выкладывайте ребёнка на живот, размещая подальше от него интересные игрушки, чтобы малыш к ним подползал. На развитие мышц благоприятно влияют танцы вместе с мамой.

Учите применять вещи и даже маленькие предметы в соответствии с их назначением. Показывайте на своём примере: погремушкой нужно трясти, мелкие предметы складывать или нанизывать, ложка нужна для еды и так далее.

Во что играть

Учитывая, что должен уметь ребёнок в девять месяцев (в статье выше), подбираются игры.

Чтобы развивать мелкую моторику и пальчики, очень хороши игры с фасолью, орехами, камушками, насыпанными в ёмкость. Малыш трогает их, пересыпает из одной ёмкости в другую, одновременно учась и координации движений. Пальчиковые краски и пластилин из теста также прекрасно влияют на моторику.

Играйте с малышом в «ладушки», прятки, стройте из кубиков, собирайте пирамидку, показывайте привычные вещи в непривычном виде, например, переворачивайте их вверх дном, подталкивая ребёнка поставить правильно.

Имитируйте в игре ситуации из реальной жизни, показывая, как на них нужно реагировать. Самый простой вариант – звонящий телефон и диалог.

Для девятимесячных малышей даже созданы специальные игровые комплексы для развития.

В 9 месяцев ребёнок в большей мере знакомится с миром именно через слух.

Воспитание

Главные направления воспитания малыша в 9 месяцев – это развитие речи и скоординированные, целенаправленные движения.

В первом случае вам нужно как можно чаще разговаривать с ребёнком, рассказывать стишки, читать истории и сказки, повторять некоторые слова с эмоциями, чтобы малыш пытался повторять отдельные слоги. В этом возрасте дети особенно наблюдательны и отлично подражают. И этот нюанс можно использовать также для второго случая – показывая на своём примере, что и как делать с игрушками, предметами, одеждой. Приучайте ребёнка кушать с ложки, пить из чашки, засыпать без ношения на руках и укачивания.

Какие нужны игрушки

В девятимесячном возрасте ребёнок уже получает видимое удовольствие от процесса игры, продолжая впитывать новую информацию как губка. Правильный подбор игрушек поможет развивать моторику и ловкость, даст больше знаний об окружающем мире. Поэтому предметы вокруг должны быть полезными: фигурки диких и домашних животных (максимально реалистичные), куклы, которых можно одевать и укладывать спать, игрушки в виде предметов обихода.

Для улучшения навыка хождения на этом месяце обязательно купите каталку (типичная конструкция – колесо на палочке), которая будет служить игрушкой и одновременно опорой для малыша. Для познания нового и увеличения словарного запаса подходят книжки-игрушки с различными игровыми элементами. Это не обычные книги со сказками, они многофактурны, с разными шуршащими, звенящими элементами внутри, которые можно открывать, закрывать, дёргать, тянуть. Сегодня в магазинах можно найти объёмные картонные книги, текстильные и даже резиновые, с которыми можно принимать ванную.

Неким аналогом книжкам-игрушкам служат развивающие игровые центры. Они состоят из тянущихся, выпадающих, крутящихся элементов, которые можно мять, стучать по ним, изучать, как они меняют цвет. Подобные центры развивают не только моторику, они требуют неких физических и умственных усилий.

Заголовок 1

Подзаголовок

«+num_H2+». «+val.text+»

«+num_H2+».»+num_H3+». «+val.text+»

Первый триместр

Второй триместр

Третий триместр

  • РОДЫ

Месяцы

Развитие малыша на девятом месяце беременности практически завершено: теперь он лишь набирает вес, чтобы быть более сильным при рождении. Подкожная клетчатка крохи накапливает жир, в результате чего на его пухлых ножках и ручках появляются складочки. Активно растут волосы и ногти малыша. В области его грудных желез уже видно околососковый кружок, составляющий примерно сантиметр в диаметре.

Одним из признаков зрелости ребенка является постепенное отхождение первородной смазки, под которой видна розовая кожа. Кроме того, у крохи в норме развиты уже все врожденные условные рефлексы, а кора головного мозга способна активно воспринимать информацию. Его ЦНС полностью готова к функционированию вне материнского организма, последние недели перед родами отводятся лишь на миелинизацию нервных стволов и образование защитных оболочек вокруг них.

Малыш проводит много времени с открытыми глазами, кроме того, у него уже есть ресницы и брови. Некоторые младенцы приобретают заложенный природой цвет глаз еще в конце беременности, у других он станет известен лишь через несколько месяцев после появления на свет. Как правило, под воздействием солнца радужная оболочка новорожденных слегка темнеет. Ребенок на девятом месяце внутриутробной жизни отчетливо слышит звуки, хрящи его ушей уже стали плотными.

Легкие крохи готовы к самостоятельному дыханию: этому способствует накопленное в них вещество под названием сурфактант. Достаточно развита и пищеварительная система малыша: ведь спустя некоторое время она при помощи определенных ферментов переработает первые порции полезнейшего материнского молозива, а затем и грудного молока. Мягкий язык ребенка вполне приспособлен для сосания. Готовы к работе также печень и выделительная система: после появления малыша на свет они смогут успешно справляться с токсичными продуктами обменных процессов.

Эндокринная система крохи активно вырабатывает гормоны. В его гипофизе достаточно вазопрессина и окситоцина — веществ, которые в не меньшей степени, чем материнские, будут регулировать родовую деятельность. Если ребенок мужского пола, скорее всего, его яички успели опуститься в мошонку, если женского — развитие половых губ уже достаточно для защиты входа во влагалище.

После 36 недель беременности значительно возрастает угроза гипоксии. Это происходит потому, что у многих женщин плацента начинает стареть и не справляется с обеспечением достаточного притока крови. Если малыш перенес внутриутробное кислородное голодание, это отражается на его состоянии в дальнейшем: по сравнению со сверстниками, он может чаще болеть, отставать в физическом и психическом развитии. Даже сам процесс появления на свет будет даваться ему с большим трудом, что повысит риск родовых травм.

Конечно, со временем последствия гипоксии станут практически незаметными, однако лучше, если врач с помощью КТГ как можно раньше узнает о страдании малыша и, в зависимости от его состояния, либо подберет поддерживающие препараты, либо примет решение о стимуляции родов.

Вес ребенка при появлении на свет, как правило, составляет от 2,5 до 4 кг. Диаметр его животика равен около 10,3 см, грудки — 9,8 см, а головы — 9,4 см. С годами возрастает процент крупных младенцев, их рождение может обернуться большими трудностями для мам хрупкого телосложения. Вот почему на УЗИ заранее оцениваются размеры малыша и при необходимости принимается решение о кесаревом сечении.

Интересные факты

Активность ребенка

Еда и роды – можно ли есть в день Х

Изменения в настроении женщины на 9 месяце беременности

Что происходит в организме будущей матери на 9 месяце беременности

Осложнения при родах

Развитие ребенка на 9 месяце беременности

Тревожные симптомы на 9 месяце беременности

Визит к врачу на 9 месяце беременности

Воды в общественном месте

Вредно ли перенашивать ребенка?

Как развивать ребенка на девятом месяце жизни?

Чтобы малыш в 9 месяцев продолжал развиваться, нужно проводить обучающие занятия. Акцент следует делать на совершенствование моторики и ловкости рук, речи, логического мышления, фантазии, укрепление мускулатуры.

У ребенка должны быть такие игрушки:

  • мягкие кубики;
  • машинки;
  • музыкальные детские инструменты (барабан, пианино);
  • куклы;
  • красочные книжки;
  • конструктор с массивными элементами;
  • неваляшка;
  • сортеры;
  • пирамидка.

Важно обращать внимание на свойства игровых предметов: они должны быть простыми в использовании и уходе

Мелкая моторика

Важно тренировать мелкую моторику девятимесячного ребенка. Учеными доказана связь между развитием ловкости рук и становлением речи

Рекомендуется познакомить малыша с туалетной бумагой: показать, как она разматывается.

Грудничок с удовольствием будет рвать и раскидывать части рулона. Также можно прилепить к ладони кусочек скотча. Ребенок начнет изучать лоскуток, пытаться его оторвать.

Еще одним вариантом развития мелкой моторики является поиск игрушек в миске с крупой. Для улучшения тактильного восприятия стоит давать малышу трогать предметы различной фактуры: шершавые, гладкие, твердые, мягкие.

Полезно для мелкой моторики и рисование. Малыши в 9 месяцев еще не умеют держать в руке карандаши и кисточки, пользоваться акварелью. Можно познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Рисование способствует развитию воображения, творческих навыков.

Двигательная активность

Если ребенок в 9 месяцев не умеет ползать, то нужно приложить все усилия для формирования такой способности. Для этого следует создавать опору для двух ног поочередно.

Детский домик с тоннелем

Если грудничок хорошо ползает, то стоит купить ему домик с тоннелем. Малыш будет активно передвигаться в нем, закрепляя освоенный навык. Нередко причиной того, что ребенок не начинает ходить или ползать является слабость мышц.

Для укрепления мускулатуры рекомендуется выполнять массаж и различные физические упражнения (особенно на фитболе). Желательно, чтобы мануальное воздействие проводил массажист. Дома можно применять простые техники массажа. Комплекс физических упражнений легко найти в интернете или разработать со специалистом.

Пример гимнастики для грудничка:

  • поставить ребенка перед коляской таким образом, чтобы ему было удобно держаться за нее руками;
  • начать аккуратно и медленно двигать детское транспортное средство вперед. Малыш будет тянуться за коляской, делать первые шаги;
  • посадить ребенка на гимнастический мяч спиной к себе. Придерживая его за бедра, начать наклонять фитбол в разные стороны. Это упражнение хорошо развивает координацию;
  • между мебелью натянуть длинный шнурок на уровне колен крохи. Держа малыша за руки, заставить его переступить через преграду.

Девятимесячные дети очень любят помогать маме или папе по дому. Нельзя игнорировать такое стремление. Мальчикам можно давать игрушки строительной тематики, а девочкам – пластиковую посуду, вовлекая в процесс применения таких предметов. Благотворно влияют на физическое развитие занятие плаванием.

Оно способствует не только укреплению мышц, но и совершенствованию умственных способностей. Если родители практиковали методику раннего обучения плаванию, то малыш в 9 месяцев должен уже хорошо держаться на воде

Важно, чтобы занятия были грамотно организованными и регулярными

Речевые навыки

Для правильного становления речи необходимо много общаться с малышом. Ребенок еще лишь выговаривает слоги, но его пассивный лексикон активно формируется. В разговоре взрослым рекомендуется употреблять простые слова.

Важно, чтобы все члены семьи общались на одном языке. Билингвальность часто становится причиной задержек в развитии речи крохи

Стоит вовлекать ребенка в разговор, задавать ему простые вопросы.

Малыш еще не может ответить, но он будет пытаться издавать различные звуки. Родителям рекомендуется повторять за ребенком произнесенные слоги. Также стимулирует развитие речи чтение вслух детских книг, стихов, пение. Некоторые родители практикуют включение малышу мультфильмов по компьютеру либо телевизору.

Но это ошибочный подход к обучению

Ребенку важно живое общение. Полезно проводить занятия с карточками Домана

На них изображены различные объекты, а внизу указано их наименование. Рекомендуется использовать карточки разной тематики.

Обучение малыша должно проходить в игровой форме. Не рекомендуется заниматься с ребенком, если он болен или в плохом настроении. Развивать грудничка нужно всесторонне и поэтапно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector