Буллинг в школе: как его распознать и как с ним бороться

Токсичные учителя – что делать?

Желание учиться пропадает, когда учитель ведет себя некомпетентно: кричит, пристыжает при всем классе, открыто проявляет личную неприязнь, намеренно занижает оценки и тому подобное. Все это – не профессиональное поведение, к нему нужно относиться как к токсичному.

К сожалению, мне тоже пришлось столкнуться с этим в школе. Я была отличницей, но учителя находили повод пристыдить меня при всем классе за неверно выполненную работу. Мол, отличнице нельзя совершать ошибок. Это было неприятно, но все время я старалась не придавать этому внимания и игнорировала. 

С учителями я контактировала редко, а оценки были хорошие, поэтому их поведение никаким образом не сказывалось на мне. Но мне просто повезло. Гораздо чаще такие напряженные отношения сказываются на оценках, напрочь убивают мотивацию учиться и вселяют ненависть к школе, в которую нужно ходить каждый день. Это может серьезно сказаться на вашем ментальном здоровье, поэтому, если вы чувствуете, что токсичность учителей мешает вам учиться, вот способы решить эту проблему:

1. Расскажите о своих переживаниях родителям.

Покажите им примеры того, когда учитель поступал несправедливо по отношению к вам. Расскажите родителям о том, что вы не одни, кто сталкивался с таким поведением со стороны именно этого преподавателя, если это действительно так. Это даст родителям возможность связаться с другими родителями, что повысит шанс на решение проблемы.

В одиночку или объединившись, родители могут поговорить с преподавателем лично. Токсичные люди умеют ловко манипулировать, поэтому лучше прийти на беседу самостоятельно – по телефону или через мессенджеры «увильнуть» от ответственности намного проще, чем в реальной жизни.

О чем говорить родителю? Можно прямо спросить учителя о том, почему он несправедливо поступает по отношению к вам. Не исключено, что токсичный учитель может вас оболгать. Предупредите родителей об этом. Если у вас есть возможность записать на диктофон свидетельство неприязни учителя к вам, сделайте это.

2. Обратитесь к директору.

Это крайний случай, к которому можно прибегнуть, если после разговора с учителем он не изменил свое отношение к вам.

Ему также нужно рассказать в подробностях о том, почему вы считаете, что учитель относится к вам предвзято. Возможно, директор окажется на вашей стороне. Однако часто бывает так, что директор склонен скорее защищать коллектив, чем учеников, потому что скандалы внутри педагогического коллектива могут нанести ущерб школе. Если предпринятые меры не помогли, пожалуй, стоит сменить школу – это намного лучше, чем терпеть токсичное отношение к себе.

Что делать при буллинге?

Международный опыт говорит, что лучший выход — разработать в учреждении образования политику в отношении насилия. В этом системном документе:

  • закрепляется понимание всех видов насилия;
  • прописывается четкий, эффективный и безопасный алгоритм реагирования и помощи участникам конфликтов: все знают, куда обращаться и что делать;
  • обозначается план мероприятий по предотвращению насилия в учреждении.

Элементы этой политики включаются в устав, правила поведения, должностные обязанности сотрудников. Реализация предполагает, к примеру, организацию службы психологической поддержки, обучение педработников позитивному воспитанию и поддержанию дисциплины, обучение детей навыкам ненасильственного разрешения конфликтов, образовательную работу с родителями о профилактике насилия.

Шаблоны такой политики, планов есть. Можно брать и применять на практике. Чтобы это не стало формальным процессом, в создании документа необходимо участие всех заинтересованных сторон: администрации, учителей, родителей, советов учащихся.

Читайте в следующем материале 28 марта: Как справляться с последствиями буллинга и не допустить его повторения. Советы психолога Вероники Михалко.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Недолюбили меня!

Мария Шумакова, АиФ-Челябинск  Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя треннинги для молодежи. Скажите, почему в школьном коллективе обязательно есть тот, которого все не любят?

Ольга Мурзина:  На самом деле не во всех коллективах есть изгои. Это зависит от профессионализма педагога. Как человек, находящийся внутри группы, он видит, к кому в классе относится хуже, и может вовремя нормализовать обстановку, помочь ребенку найти себе друзей в классе. Как правило, в коллективе не любят тех, кто выделяется чем-то. В школе это могут быть полные или худые дети, а так же слишком маленькие или наоборот рослые. Поводом для травли — её кстати еще называют буллингом — может стать шепелявость, картавость или близорукость ребенка. Часто травлю провоцируют сами учителя, выделяя ребенка перед сверстниками как недотепу или наоборот подчеркивая его эрудированность и гениальность. Не так давно учитель одной челябинской школы приглашала меня в класс, где дети травят мальчика. Знаете из-за чего? Он очень открытый. Он говорит, то, что думает, не стесняясь, не заискивая, не лицемеря.

– Кто чаще выступает агрессором и почему?

– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто пережил на себе участь изгоя. Таких примерно 40%. Они желают самоутвердиться  и отомстить. Остальная часть – это жертвы родительской невнимательности, недолюбленные дети. В своих поступках они ищут внимания взрослых. Всем хочется положительного внимания – похвалы, объятий, но если это не возможно, то тогда внимания любого – плохого и очень плохого.

– Виноват ли ребенок, что стал объектом травли или это может передается от взрослых?

– Объект травли не может быть виноватым. Речь идет о нездоровой психологической обстановке внутри коллектива. Поверьте, если начинается травля, страдают от этого все. Страдает жертва, получившая опыт унижения и бессилия, бесконечно падает самооценка, ребенок живет в постоянном стрессе. Страдает агрессор, получая опыт безнаказанности и иллюзию, что всё в мире можно решить с помощью силы. Страдают свидетели, ведь у них непростой выбор – поддержать жертву или агрессора. Страх самому оказаться следующей жертвой, стыд за свое действие или бездействие, опыт бессилия – вот с чем сталкиваются казалось бы просто наблюдатели за ситуацией. Травля очень плохо влияет на весь класс. Насилие – страшный пожиратель энергии, поэтому дети плохо учатся, они думают не о новых знаниях, а о том, как не стать жертвой.

Генетически склонность стать изгоем, конечно, не передается, но дети часто склонны копировать реакцию своих родителей на разные ситуации, в том числе и на подобное отношение других людей к собственной персоне. Поэтому ситуации, когда дети «наследуют» роль изгоя, встречаются достаточно часто.

– Стоит ли вмешиваться взрослым в такой конфликт?

– В том то и вся соль, что травля – это не просто конфликт, не минутная стычка, коих в школьной жизни бывает немало среди мальчиков и девочек,  а систематическое отравление жизни.  И все наши убеждения – «надо научиться давать отпор», «нечего жаловаться, попробуй сам договориться» или «родители не должны вмешиваться, чтобы не вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка» не то что не помогают, а только ухудшают ситуацию. Поэтому нужно понимать, чем отличается буллинг от обычного конфликта. У человека, которого травят, нет сил защититься самостоятельно. Агрессор всегда чувствует свое превосходство, жертва испытывает чувство подавленности и страха. При буллинге у жертвы нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс. И здесь не та ситуация, когда кого-то в классе не любят, неохотно принимают в игры или мало общаются. При непопулярности ребенку может быть обидно, печально, одиноко. При травле ему страшно. Его страх сродни тому, что испытывают загнанные звери. Это беспомощный страх подавленного существа.

Еще одно отличие травли – систематичность и бесконечность. Конфликт это вспышка, травля – вся жизнь. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Буллер хочет продолжения. При травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию детей, а препятствует.

Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
Подробнее

Кибербуллинг — виртуальная агрессия

Об этом нельзя не сказать, раз уж речь зашла о разновидностях буллинга. К сожалению, в современном мире даже перевод ребенка на домашнее обучение и попытки оградить его от общения в коллективе не гарантируют, что он не столкнется с травлей. Повсеместное распространение гаджетов и социальных сетей спровоцировало возникновение такого явления, как подростковый виртуальный террор, или кибербуллинг.

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид — суицид, совершенный из-за травли в интернете.

Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.

Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться.

Воздействие стресса в результате буллинга

Человек сталкивается с буллингом не только в школе. Довольно широко распространена травля на рабочем месте — моббинг, а также в интернете — кибербуллинг. Травля является источником серьезного стресса, который усиливается, если жертва не находит поддержки и подвергается дополнительным обвинениям и преследованию. Пол и возраст не имеет значения — буллингу подвергаются и дети, и взрослые. Девочки в школьном коллективе чаще страдают от неприятия компанией, мальчики — от побоев и применения физической силы со стороны одноклассников.

Хотя буллингу подвергаются и взрослые, наиболее распространена школьная травля. Глядя на коллектив школьников, невозможно с уверенностью сказать, кто будет агрессором, а кто — жертвой. Как правило, агрессивное поведение свойственно детям и подросткам, чья психика формировалась в атмосфере физического или психологического насилия. В качестве «компенсации» они выбирают травлю слабых или непохожих сверстников.

Длительный стресс в результате буллинга не может не отразиться на состоянии здоровья школьника. У жертв часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, ухудшение концентрации внимания, снижение когнитивных способностей. У взрослых больше возможностей не терпеть травлю, у детей безопасных пространств гораздо меньше.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами

Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе

Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем.
Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее.
Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Профилактика буллинга

Чаще всего буллинг – это самоутверждение через физическое или психологическое (эмоциональное) насилие. Основной причиной подобного поведения обычно является социальное неравенство и отсутствие других способов для самоутверждения. Соответственно, чем более благополучным является общество, чем больше у человека возможностей для самореализации и тем меньше предпосылок для травли.

В большинстве случаев агрессоры являются свидетелями или жертвами семейного насилия. Обычно у них имеется глубокая психотравма, делающая их тревожными, импульсивными и агрессивными. Чтобы сохранять уверенность в себе, им необходимо чувствовать собственное превосходство над кем-то, кого они выбирают в качестве жертвы.

Жертвами буллинга обычно становятся люди с виктимной моделью поведения. Для них характерны такие особенности как:

комплекс неполноценности;
заниженная самооценка;
недостаток уверенности в себе;
скромность, застенчивость, замкнутость;
тревожность, подавленность;
чрезмерная осторожность, склонность к сомнениям.

Чтобы избежать буллинга в коллективе, необходимо создать обстановку равноправия. Никто не должен выглядеть как «белая ворона», изгой или любимчик учителей (начальства)

При этом важно понимать, что баланс очень хрупок, и всегда может произойти нечто, что заставит часть коллектива сплотиться и начать кого-то травить. Поэтому ситуацию необходимо чутко контролировать и своевременно пресекать любые попытки травли

Противостояние буллиннгу

Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять – что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит

Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу

Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во-первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).

Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:

научить ребёнка отвечать обидчикам, стараться не поддаваться на провокации, ведь буллер «питается» страхом и беззащитностью жертвы. Как только жертва поднимает голову, агрессор теряет к ней интерес;
учить ребёнка смотреть обидчикам в лицо, не обращать внимания на колкости и обидные слова;
повышать его самооценку, уверенность в себе

Чаще акцентировать внимание на его достоинствах;
отдать в секции или кружки, чтобы он мог развивать какие-то навыки и умения и совершенствовать их.

Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.

Не лишним будет посетить психолога вместе с ребёнком.

Если жертвой буллинга становится взрослый человек, ему необходимо:

  • разобраться в сложившейся ситуации, постараться выяснить причину травли;
  • определить, кто же был зачинщиком, попытаться наладить с ним контакт;
  • держаться спокойно, не вестись на провокации;
  • найти единомышленников;
  • доказать начальству и коллегам свой профессионализм и работоспособность;
  • проконсультироваться с психологом;
  • иногда наиболее простой выход – покинуть коллектив, в котором практикуется буллинг.

Как вести себя ребенку, которого травят?

Самый «лайтовый» вариант – пассивно игнорировать – пропускать и проходить мимо

Если это не работает, важно научить ребенка конкретной фразе, которую он будет говорить каждый раз в ответ на оскорбление: один и тот же набор слов, нейтральный, скучный, не нагруженный дополнительными эмоциями, не дающий приятного подкрепления провокационным действиям обидчиков

Например: «Я вас услышал». То есть не подпитывать своими эмоциями тех, кто этого ожидает – тогда не за что будет зацепиться.

Если есть угрозы («я ударю тебя» или «отдавай мне свои деньги»), ребенок уверенно говорит обидчику: «В таком случае я расскажу об этом учителю/директору». Если это все-таки происходит, ребенок обязательно, не откладывая, рассказывает про происшествие взрослому. Это необходимо делать каждый раз!
 

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Участники травли

Прежде чем разбираться в вопросе, как остановить детскую травлю (буллинг в школьном коллективе), важно отметить, какие стороны обычно задействованы в процессе

Жертва

Все примеры буллинга объединяет одно: пострадавшие не могут дать отпор обидчику, постоять за себя. Объясняется это психологическими комплексами, проблемами с самооценкой и отсутствием уверенности в себе. Травле в подростковой среде зачастую подвергаются дети:

  • усердно учащиеся или те, кого хвалят учителя;
  • с нестандартной внешностью;
  • с особенностями развития или физическими дефектами;
  • замкнутые или неуверенные в себе.

Агрессор

Не только жертва буллинга – это человек с психологическими проблемами. Практически всегда у инициатора травли есть свои «демоны»:

  • низкая самооценка;
  • эгоизм и желание быть в центре всеобщего внимания;
  • нарциссизм;
  • стремление достигать целей за счет других;
  • проблемы в семье (алкоголизм, рукоприкладство).

Наблюдатели

Немногие задумываются о третьей стороне конфликта, когда пытаются понять, что делать при травле в школе

А ведь для успешной профилактики буллинга в школе важно воспитывать понимание важности защищать не только себя, но и других. То есть занимать активную позицию против распространения насилия

Все наблюдатели делятся на три группы:

  • открыто выступающие против буллинга – защитники жертвы;
  • участники, занимающие, как им кажется, «нейтральную» позицию;
  • те, кто поощряет издевательства и поддерживает агрессора.

По статистике первая группа обычно самая маленькая. Страх самому оказаться на месте пострадавшего и быть изгнанным зачастую не дает даже задуматься о том, что же делать в ситуации травли в школе. Он толкает свидетеля занять на всякий случай позицию агрессора или демонстрировать нейтральное отношение. Но по своей сути оно подразумевает согласие с происходящим.

Общая информация

Понятие буллинг было введено профессором психологии Даном Ольвеусом. Он дал такое название запугиванию, травле еще в середине 20 века. Мужчина написал книгу, в которой рассказал обо всех аспектах данного явления.

Буллинг представляет собой вид особого насилия, который предполагает агрессивное преследование кого-то из членов коллектива другим лицом или целой группой.

Дан Ольвеус в свое время провел работу, участниками которой стали школьники из Швеции и Норвегии, которое касалось аспектов именно издевательств в школе. Выяснило, что 17% детей постоянно участвуют в травле, 9% — сами жертвы подобного явления, 7% выступают в роли агрессоров, в то время, как 2% могут быть, как жертвами, так и агрессорами.

Американские специалисты проводили подобное исследование в 2016 году. 13% детей оказались жертвами вербального буллинга, 12% — жертвами сплетен, 5% сталкивались с физическим насилием, в то время, как 5% совсем исключались из общения.

Можно отметить еще одно явление «моббинг». Он относится к психологическому насилию, включающему в себя травлю, доносительство, бойкот, но уже в коллективе взрослых. Выяснилось, что больше половины сотрудников российских компании регулярно подвергаются моббингу на протяжении всей своей рабочей деятельности. Многие руководители считают нужным унижать своих работников, пытаясь внушить им «что их никуда больше не примут на работу, вследствие чего те должны быть благодарны» (см. Подсидели на работе). Как рассказывала одна женщина, одна заведующая, словно боясь, что займут ее место, любила поучать «И чего ты так усердно трудишься? Лошадь в колхозе больше всех работала, но председателем так и не стала».

Буллинг в школе

Буллинг чаще встречается в подростковой среде. Иногда в издевательствах и унижении ученика могут принимать участие не только одноклассники, но и учителя.

Кадр из фильма «Чучело», 1983 год

https://img.anews.com/media/gallery/124382040/592485441.jpg

Существует несколько форм травли:

физическая: толчки, пинки, подзатыльники, избиения, порча личных вещей;

психологическая: сплетни, клевета, слухи, объявление бойкота, исключение из общих дел коллектива;

вербальная: смешки, прозвища, унижения, обзывательства;

кибербуллинг – травля, которая происходит в мессенджерах, соцсетях, на форумах и видеохостингах. Жертве могут отправлять негативные сообщения и комментарии, распространять ее личные данные, взламывать страницу. При этом свидетелями унижения становятся не только одноклассники и знакомые, но и другие пользователи.

На характер травли влияет возраст и пол учеников. Травля в детской среде мягче, чем у подростков. Девочки чаще становятся жертвами сплетен, клеветы и жестов, а среди мальчиков шире распространены физические формы насилия: порча вещей и побои.

Getty Images

https://img.anews.com/media/gallery/124382040/720133416.jpg

Также буллинг может быть прямым и косвенным. Прямой выражается в непосредственном воздействии на жертву: оскорблениях, побоях, унижениях. При косвенном издевательства носят скрытый характер: сплетни, смешки за спиной, объявление бойкота.

Преследования и издевательства возникают по нескольким причинам:

демонстрация силы, потребность в доминировании;

страх и неуверенность в себе: чтобы самим не стать жертвой травли, некоторые выбирают роль агрессора;

потребность выделиться, завоевать популярность в группе;

скука;

культурные конфликты: нетипичная внешность, одежда, поведение жертвы.

Объектами издевательств обычно становятся чувствительные, тревожные, обидчивые дети и подростки, двоечники, либо отличники, дети, находящиеся под гиперопекой родителей, неуверенные в себе, живущие в бедных семьях, подростки с непривычным мировоззрением, не имеющие современных электронных устройств, болезненные, физически неразвитые, либо представители других национальностей.

Однако это не значит, что жертва виновата в том, что ее задирают, поскольку решение начать травлю принимает агрессор.

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Что можно сделать с обидчиками

Если ребенка бьют,нужно обращаться в травмпункт,проходить медицинское освидетельствование,сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет(за тяжкий вред здоровью — после 14,по Уголовному кодексу РФ,ст. 20).

Если буллинг только эмоциональный,доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю,а если учитель отрицает проблему — к завучу,директору,в РОНО,Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов,чтобы прекратить насилие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector