Деление слов на слоги

Содержание:

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Что должен знать ребенок для обучения

Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:

  • уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
  • знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
  • бегло считать в пределах 5, а то и больше;
  • иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».

Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

Разбор слова по слогам

Существует несколько фонологических школ, и делить слова на слоги они предлагают немного по-разному. Мы остановимся на варианте, который обычно предлагается в школьных учебниках. Это деление по принципу восходящей звучности.

Смысл этой методики в том, что последний звук слога должен быть максимально звучным, а именно гласным. То есть все слоги должны быть открытые.

Различают слоги:

  • открытые – оканчивающиеся на гласный;
  • закрытые – оканчивающиеся на согласный;
  • прикрытые – начинающиеся на согласный;
  • неприкрытые – начинающиеся на гласный.

Однако есть исключение. Если за гласным идет сонорный (), а затем шумный (не сонорный согласный), то слогораздел проходит после сонорного.

Примеры: а – стра, но ар – ка.

На схеме разбор слова по слогам можно показать так: СГ – СГ или СГСонорный – СГ, где С – любой согласный, Сонорный – сонорный согласный, Г – гласный.

Зачем ребенку нужно учиться разделять слова на слоги

Такие школьные предметы, как родной язык и литературное чтение, неразрывно связаны между собой. Их изучение постепенно развивает навыки ученика: расширяет его словарный запас, дает возможность научиться грамотно писать, понятно излагать свои мысли, быстро читать текст и хорошо усваивать суть прочитанного. Конечно, процесс обучения занимает немало времени и предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Так, когда ребята уже научились писать буквы и читать побуквенно, им предстоит освоить и послоговое чтение

Многие недооценивают важность этого этапа обучения, считая его всего лишь еще одной ступенью к пословному и фразовому воспроизведению текста. Но на самом деле умение делить предложенные слова на слоги существенно влияет не только на скорость чтения, но и на грамотность детей

Когда малыши записывают текст, они проговаривают его про себя, чтобы не допускать ошибок. Но проговаривание по буквам – это слишком долгий и трудоемкий процесс, который больше путает ученика, чем помогает ему писать грамотно. Поэтому педагоги начальной школы рекомендуют именно послоговое повторение. 

Также умение разбивать на слоги необходимо для переноса на следующую строку, проведения звукобуквенного анализа, увеличения скорости воспроизведения текста. Все это делает данный этап одним из важнейших периодов обучения грамоте. Но почему же он так часто вызывает сложности у первоклассников?

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают

Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз — поставим ноги вместе.

Два — две руки лежат на месте.

Три — у нас ровная спина

И в нашем классе тишина.

Запишите в тетради сегодняшнее число.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Зачеркните лишнюю букву.

Запишите в тетради эти буквы. Записывают буквы. ГЛОС

Какая буква лишняя и почему? О — это буква гласного звука.

Составьте слово из записанных букв. СЛОГ

Чем мы занимались на прошлом уроке? Определяли количество слогов в слове.

Сколько слогов в слове СЛОГ? Один

Объясните свой ответ, если запомнили стишок прочитайте его. Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Прочитайте слоги на доске. О -, голу -, лод -, сус —

Добавьте по одному слогу, чтобы образовались новые слова. О (са, голу (би, лод (ка, сус (лик)

Какое слово лишнее? Лодка, так как все другие слова обозначают живые предметы.

Или: все слова обозначают предметы живой природы, а лодка к природе не относится, т. к. сделана руками человека.

Спишите слова. Записывают слова в тетради.

Раздели слова на слоги вертикальной чертой. Делят на слоги.

III. Работа по теме урока. Постановка учебной цели.

1. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 5

Деятельность учителя Деятельность учеников

Прочитайте.

Как называется это стихотворение? Считалка.

Когда мы используем считалки? Когда играем.

Посчитайся с товарищем по парте. Произноси слова считалки по слогам. Работа в парах.

Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт? Индивидуальные ответы.

2. Работа с учебником.

с. 34 упражнение 6

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотри рисунки. (Слайд № 1).

Какие предметы изображены?

Назови их. пенал, заяц, карандаш, воробей, стул

Раздели слова на слоги.

У каждого учащегося лист с напечатанными словами. Один учащийся выполняет задание на доске, а остальные на месте.

Напишите слова в таком порядке:

1. сначала слова, в которых один слог,

2. потом слова в которых два слога,

3. затем слова в которых три слога. (Слайд № 2) Взаимопроверка.

Составь предложение с любым словом. Устно составляют предложения.

3. Устная коллективная работа.

IV. Физкультминутка. (под музыку)

Это — правая рука, (поднимают руку вверх)

Это — левая рука, (поднимают руку вверх)

Справа — шумная дубрава, (правая рука в сторону)

Слева — быстрая река. (левая рука в сторону)

Обернулись мы, и вот — стало всёнаоборот: (повернуться на 180)

Слева — шумная дубрава, (рука в сторону)

Справа — быстрая река. (рука в сторону)

Неужели стала правой (рука вверх)

Моя левая рука? (рука вверх)

(руки опустить)

V. Словарная работа.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Отгадайте загадку. (Слайд № 3)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.Отгадывают загадку: лиса (лисица).

Что обозначает слово лисица?

(Слайд № 4) Объясняют значение слова и проверяют себя по толковому словарю Ожегова.

Слово лисица имеет и переносное значение: так говорят о хитром человеке.

Например, «Ну и, лисица, же ты!»

Произнесите слово лисица.

А теперь прочитайте слово так как оно написано.

Запишите слово лисица.

Поставьте ударение.

Какое опасное место в слове?

Подчеркните безударную гласную. Поделите слово на слоги. Работа в тетради.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Составьте предложение со словом лисица. В лесу живёт хитрая лисица.

VI. Закрепление.

1. Распредели слова по группам (по количеству слогов).

2. Работа с учебником.

с. 35 упражнение 7

Деятельность учителя Деятельность учеников

Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

Кто автор этой сказки? Репка. Это русская народная сказка.

Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги.

Обоснуйте свой ответ. Дед. В этом слове 1 слог.

Спишите первые два предложения.

Над каждым словом обозначьте количество слогов в нём. Самопроверка.

Оцените свою работу в тетради.

VII. Рефлексия.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

Кому нужна помощь?

Оцените свою работу на уроке. Оценивают. Линеечки Цукермана.

VIII. Подведение итогов.

Деятельность учителя Деятельность ученика

Чем мы занимались сегодня на уроке? Делили слова на слоги.

Как правильно разделить слова на слоги? По количеству гласных.

Сколько в слове гласных,

столько и слогов.

Вы работали, старались

Помогали мне во всём.

Но звенит уже звонок.

Всем спасибо за урок!

Примеры

1. соло­вьи­ный

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

2. уча­стие

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как )

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные  в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): , , , , , , , , : май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Что такое слог?

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.

Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.

Сколько слогов в слове?

В русском языке слогообразующую функцию выполняют гласные звуки. Поэтому в слове всегда столько же слогов, сколько и гласных.

Хотя в некоторых словах можно наблюдать интересное явление: при звуках Р и Л есть как бы небольшой призвук, и слово произносится так, как будто там есть еще один слог ( – театр); в старославянском языке эти звуки могли образовывать слог, но теперь такие слоги «не считаются».

Слог – это группа звуков, которая произносится слитно, на одном толчке воздуха. Иногда советуют взять зажженную свечу и произнести рядом с ней слово. Сколько раз пламя дрогнет, столько в слове слогов.

Результаты этого опыта не всегда точны: например, в слове «ау» два слога, а пламя вздрагивает лишь один раз.

Поэтому лучше все-таки ориентироваться не по пламени и не по произношению, а по количеству гласных в слове.

Деление на слоги и деление для переноса

Разбор слова по слогам и деление для переноса – разные вещи. Переносится слово по преимуществу по морфемам; если есть удвоенные, одна буква остается на строке, а вторая переносится. При делении на слоги удвоенные неизменно оказываются в одном слоге. При переносе надо только следить за тем, чтобы не оставить и не перенести меньше слога или всего одну букву.

Приведем пример.

Деление на слоги: бе – ссо- нный; а – ка – ци – я

Деление для переноса: бес – сон – ный; ака – ция.

Что мы узнали?

Деление на слоги и деление для переноса – разные вещи. Принято делить на слоги так, чтобы последний звук в слоге был гласный или сонорный согласный (в том случае, если за сонорной следует другая согласная). Если в слове есть удвоенные согласные, они всегда оказываются в одном слоге.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Найдите ошибочное утверждение

    • В слове может быть один слог.
    • В каждом слоге только один гласный.
    • В каждом слоге только один согласный
    • Слог может состоять из одного звука.

Начать тест(новая вкладка)

«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.  Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. 

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так. 

• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Уроки грамоты и обучение чтению

На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев

Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:

а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.

Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.

Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради

Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника

В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии

Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш

Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи

Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства

Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.

Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

  • Бесплатные игры
    обучающие чтению
  • Развивающие для детей
    онлайн
  • Игры онлайн детям 4 года
  • Смотреть онлайн когда
    ждешь ребенка
  • Игры детские бесплатно
  • Детские игры

Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Урок русского языка для 1 класса на тему «Деление слов на слоги»

Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ты видишь слово на доске,

Разбитое на слоги,

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

Чтоб быстрей и лучше было,

Мы читаем по слогам:

Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,

А потом он мылся сам.

Чтобы слоги подсчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной связан слог,

Вот и весь о них урок.

(На доске записаны слова.)

Работа, машина, улица, дом, бабушка.

— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из одного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?, дом — состоит из одного слога.}

— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?

— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О делении слов на слоги.)

Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 34)

— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?

— Когда мы используем считалки?

— Выполните задание в парах.

— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.

Упр. 6 (с. 34)

— Рассмотрите рисунки.

— Какие предметы изображены? Назовите их.

— Разделите слова на слоги.

— Выполните задания.

2. Словарная работа

— Отгадайте загадки.

1) Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)

2) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лисица.)

(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

— Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лисица.

— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.

— Составьте с этим словом предложение.

IV. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 7 (с. 35)

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?

— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)

— Обоснуйте свой ответ.

— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.

(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 17)

— Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Какие скороговорки вам удалось составить? (Сшила Саша шапку Саше. Милу мама мыла мылом.)

— Произнесите скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп.

Упр. 4 (с. 17)

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 на с. 13; СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 18).)

VI. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 35). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Как вы справились с заданием?

— Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались сегодня на уроке?

— Как правильно разделить слова на слоги?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector