Преодоление дислексии: учимся читать правильно
Содержание:
- КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?
- Не болезнь, а особенность
- Профилактика дислексии
- Лечение и коррекция дислексии
- Признаки дислекции у дошкольников
- СЛУЧАИ ИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
- Определение и виды дислексии
- Что такое дислексия
- Метод полуглобального обучения чтению
- Дислексия — все дело в мозге
- ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ
- КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
- Коррекция и лечение дислексии
- Современные взгляды на навык чтения
- Общее понятие о дислексии
- Формы дислексии
- Как обучать ребёнка с дислексией
КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?
Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?
Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.
Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:
- низкая успеваемость в школе;
- развитие комплекса неполноценности у ребенка – как реакция на насмешки со стороны сверстников.
Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.
Не болезнь, а особенность
Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития
Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное
Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.
Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.
Обратитесь к неврологу
Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик
Профилактика дислексии
Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.
Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.
Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.
Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.
Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.
Лечение и коррекция дислексии
Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.
Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания.
- Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
- Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
- При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
- При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
- Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
- При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.
Признаки дислекции у дошкольников
Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.
Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.
Итак, тест на определение возможных нарушений.
- Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
- Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
- Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
- Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
- Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
- Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).
Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.
В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.
Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.
СЛУЧАИ ИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
Гордей, 9 лет
В ходе обследования были выявлены трудности с вниманием, зрительным и слуховым восприятием, памятью; сложности с пониманием прочитанного текста, особенно, если в тексте сложные предложения. С 5 лет посещал логопедические занятия для устранения общего недоразвития речи.. В результате коррекционных занятий с логопедом у Гордея повысилась успеваемость в школе по чтению, русскому языку, окружающему миру; улучшились концентрация и устойчивость внимания.
В результате коррекционных занятий с логопедом у Гордея повысилась успеваемость в школе по чтению, русскому языку, окружающему миру; улучшились концентрация и устойчивость внимания.
Никита, 8 лет
В школе испытывал трудности с усвоением русского языка; читал очень быстро, не внятно, не выделяя границ предложений; в результате чтения информацию получал неточную, так как часто заменял буквы и слова; на занятиях с трудом концентрировал внимание и лишь на короткое время.
После занятий с логопедом читать стал в умеренном темпе, интонационно правильно, четко понимая, что прочитал.
Роман, 11 лет
В дошкольном возрасте речь была невнятная, неразборчивая, содержала много грамматических ошибок. Обращались к логопеду ещё в детском саду, но в логопедической помощи было отказано, так как изолированно ребенок произносил все звуки правильно. В школе возникли проблемы с чтением и письмом: заменял, путал буквы, читал медленно, с трудом понимал прочитанный текст. При написании диктантов в начальных классах допускал много орфографических ошибок, заменял, пропускал буквы. Испытывал большие трудности при написании изложения. Читал с ошибками.
После месяца занятий с логопедом при чтении стал замечать и исправлять свои ошибки. Стал правильно строить сложные предложения. Продолжает занятия.
Определение и виды дислексии
Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:
- смешивание и замена звуков;
- побуквенное чтение;
- переиначивание слогов;
- трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
- неправильное понимание смысла прочитанного.
Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.
Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:
- правильное проговаривание звуков;
- построение предложений;
- развитие связной речи.
По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.
Виды дислексии
По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:
- Дислексия — навык чтения нарушается частично.
- Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.
Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.
По внешним признакам различают такие виды дислексии:
- Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
- Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.
Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:
- Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
- Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
- Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
- Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
- Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
- Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.
Примеры:
- пила — липа;
- ясная день,
- сидю;
- ком — том — дом;
- красивый ваза;
- корова — ковер.
Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.
Что такое дислексия
Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.
Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.
Метод полуглобального обучения чтению
Полуглобальное обучения чтению в дошкольном возрасте основано на выработке связи между графическим и фонетическим слогом. Метод эффективен при обучении здоровых детей и детей групп риска по дислексии. Применение метода обеспечивает полноценный автоматизированный навык слогослияния, а следовательно, и чтения небольших текстов. Использование полуглобального обучения чтению в первом классе, параллельно с аналитико-синтетическим, традиционным методом обучения создает эффект интерференции. Тем не менее, есть положительным опыт использования данного метода в специализированных школьно-дошкольных учреждениях, так называемых «речевых» группах и классах.
В рамках школьного обучения применение полуглобального метода позволяет ученикам выработать слоговое чтение, то есть решить наиболее трудную проблему, возникающую у ребенка при освоении навыка чтения.
Помимо специальной литературы, посвященной этому методу, разработана программа коррекции при помощи специализированной интернет-платформы slogy.ru — программа позволяет провести автоматизированную диагностику развития навыка чтения, на основании которой подобрать коррекционные упражнения. В результате формируется навык слогового чтения, а впоследствии – чтения целыми словами.
Дислексия — все дело в мозге
Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.
Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.
С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.
Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ
Чтобы предупредить дислексию, необходимо с дошкольного возраста проводить занятия по развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и пространственного восприятия. Например, такие игры, как «Найди отличия», «Покажи правильную тень», «Найди гласные буквы» очень нравятся детям и помогают развитию зрительных представлений, предупреждают ошибки по замене букв.
Важно своевременно выявлять у детей нарушения речи, проводить их коррекцию, проводить подготовку к освоению грамоты.
Мы рекомендуем с раннего возраста выполнять упражнения для овладения грамотной речью и письмом; использовать развивающие игры для развития познавательных процессов у детей, которые помогают размышлять и познавать окружающий мир. Например, интересны и полезны игры «Вставь пропущенную букву», «Реши кроссворд». Играйте вместе с детьми!
Логопед центра Fidem
КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе
Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.
Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.
Коррекция и лечение дислексии
Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.
Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.
Коррекция по видам дислексии:
- Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
- Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
- Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
- Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
- Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
- Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.
Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.
Лечение
В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.
Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.
Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.
Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Современные взгляды на навык чтения
Независимо от языкового пространства, не существует специфического типа ошибок, которые совершают только дети, страдающие дислексией. Диагностическое значение имеет количество ошибок при чтении, существенно большее для детей с дислексией. Возможно значительное замедление темпов чтения при незначительном количестве ошибок. Характерными признаками являются нерегулярность и непредсказуемость ошибок (читая одно и то же слово, в разное время ребенок допускает разные ошибки). К началу обучения в средней школе ребенок возможно сокращение количества ошибок, хотя темп и способ чтения, свойственные пациентам с дислексией, сохраняются. Высокочастотные слова прочитываются и понимаются лучше. Таким образом, расширение словарного запаса улучшает течение дислексии. Соответственно, чем больше незнакомых слов, тем труднее понимать прочитанное
Догадка при чтении слова, расцениваемая как нормальный механизм чтения, подменяется догадкой на уровне слога.
Чтение вслух не является полезной практикой при дислексии, так как с точки зрения формирования навыка чтение вслух никакого позитивного эффекта не создает. Желательно предложить ребенку «читать как удобно». При изучении процесса чтения при помощи прибора, фиксирующего направление взора, выяснилось, что нормально читающий человек допускает регрессии, возвращения к некоторым частям текста. Перечитывается не до конца понятое, смысловые связи. При чтении вслух регрессии невозможны, что ухудшает глубокое понимание текста. Для осмысленного чтения следует читать свободно, «про себя».
Антиципация, предвосхищение, догадка непрочитанной части ускоряет чтение, облегчает чтение и используется всеми читающими. Необходимо стимулировать догадку при чтении слова, что идет вразрез с педагогической традицией. Следует учить ребенка использовать антиципацию, контролируя ее посредством мониторинга смысловой адекватности догадки. В противном случае догадка может оказаться ложной и искажать смысл прочитанного.
Отдельно актуализируется задача формирования навыка самомониторинга, опоры на контекст. Таким образом даже при плохой технике чтения понимание прочитанного достигается полностью.
Специальные исследования последних десятилетий свидетельствуют о том, что представления о процессе чтения изменились довольно серьезно. Необходимо учитывать современные знания при формировании навыка чтения и коррекции дислексий.
Общее понятие о дислексии
Под дислексией понимается стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, и оптимальные условия обучения.
Имеется нейробиологическая основа формирования дислексии, включающая как наследственную предрасположенность, так и структурные особенности формирования головного мозга. Следовательно, ребенок испытывает настоятельную потребность в систематической профессиональной помощи, не имея возможности самостоятельно справиться с этой проблемой.
Британская ассоциация дислексии определяет это состояние как «специфическое нарушение способности к обучению, которое имеет нейробиологическую природу, носит стойкий характер и сохраняется на протяжении всей жизни».
Грамота всегда начинается с осознания речи, языка и освоения навыков анализа. До освоения азбуки, ребенок должен понять, что такое звук, научиться делить слова на эти звуки.
К механизмам формирования дислексии относят:
- Нарушения оперативно-фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы и слоги) и их смысл.
- Нарушение серийности процесса чтения. Ребенок с трудом запоминает серии знаков, значений, понятий. Способность научиться воспринимать слог целиком, а не побуквенно – это серийно организованный процесс.
- Недостаточный словарный запас. Бедность словаря тормозит формирование навыка чтения, тогда как в школьном возрасте словарь пополняется именно за счет прочитанного.
- Замедленность припоминания известных слов.
- Низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.
- Повышенная утомляемость, астенизация ребенка.
- Нарушения концентрации внимания.
Основные проявления дислексии зависят от особенностей письменной речи. Часть детей испытывают затруднения на этапе изучения букваря, то есть освоение звукобуквенных связей. При обучении чтению следует идти от звука к букве, поэтому заучивание названия букв, например, при помощи кубиков, является бессмысленным. Русскоязычная письменность требует, в первую очередь, развития навыка слияния букв в слоги, отсутствие которого является критическим барьером при формировании навыка чтения. Особенность усвоения навыков чтения такова, что пока ребенок не достиг автоматизма звукобуквенных связей, он не сможет освоить слогослияние. То есть существует причинно-следственная связь между базовыми навыками. В результате у таких детей отсутствует собственно технический навык, слоговое чтение не автоматизировано, и даже по окончании общеобразовательной школы ребенок фактически сохраняет побуквенное чтение. Стойкость состояния такова, что оно может сохраняться в течение всей жизни при отсутствии квалифицированной логопедической помощи.
Помимо того, дислексия может проявляться нарушениями понимания прочитанного, когда технический навык чтения сформирован, но читающий не понимает прочитанного при условии нормального развития когнитивной функции.
Формы дислексии
Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже.
Она включает такие виды, как:
Фонематическая дислексия
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.).
Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
Семантическая дислексия
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает.
При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
Аграмматическая дислексия
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях.
Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая дислексия
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая дислексия
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная дислексия
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
Как обучать ребёнка с дислексией
Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение.
Если учитель не будет учитывать его особенности, то плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию.
Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе. Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами.
Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами.
Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше удаются, помогает переход на семейное образование.
Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Домашняя школа Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения:
- Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо.
- Можно регулировать нагрузку. Расписание «Домашней школы Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
- Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу.
- У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
- Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.