Как научить ребенка быстро читать

Содержание:

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Скорочтения для детей старше 8 лет

Упражнения, которые используются для обучения технике скорочтения рассчитаны на определенный возраст ребенка. Для детей 8-10 лет существуют свои упражнения. Их можно выполнять в домашних условиях с помощью родителей. Также они используются в специализированных центрах, которые обучают данному навыку.

Вставляем буквы

Это упражнение улучшает зрительную память ребенка, учит его проводить анализ прочитанного, развивает навык соотносить первые и последние буквы слова и создавать в голове визуальный образ прочитанного. Так он лучше запоминает, что он прочитал.

На листе бумаге распечатывает фрагмент текста, в котором пропускаются гласные буквы. Школьник должен их восстановить. На эту задачу должно уйти не более 3-5 минут (текст в 3 предложения средней длины). Постепенно задание усложняется – пропускаются целые слова, словосочетания, укорачивается отведенное время.

Исправляем ошибку

Педагог или взрослый, при чтении книги, намеренно допускает ошибки, а ребенок должен указать на нее и исправить. Можно менять окончания, суффикс, неправильно расставлять ударения.

Ищем строчку

Учащийся должен найти на странице текста, все слова, начинающиеся на указанную взрослым букву

Это тренирует внимательность и способность концентрировать внимание

Читаем на скорость

Ученик сам проводит замер своей скорости чтения и ведет записи своих достижений. Во втором классе, скорость должна быть около 70 слов и к третьему вырасти до 100.

Спрятанные слова

Это занятие напоминает чтение по анаграммам. Ребенок должен составить слова из букв, нарисованных на карточках. На начальных этапах, лучше ему дать список спрятанных слов. По мере получения успехов, это делать не обязательно. Карточки можно распечатать на принтере на обычной бумаге или наклеить их на картонное основание.

Упражнения для первоклашек

Классическое скорочтение рассчитано на детей старше десяти лет. Они содержат занятия на устранение проговаривания. Есть ряд приемов, которые разработаны для первоклассников, которые могут увеличить скорость чтения, улучшить память и внимательность ребенка.

Автоматизированное чтение слогов

Ребенок, не умеющий складывать слоги, пытается просто угадать правильный вариант, используя в помощь смысловой контекст. Это вдет к большому количеству ошибок и тормозит развитие чтения. Чтобы этого не происходило, использовать необходимо слоговый материал для учебе чтению. Так угадать слог невозможно.

Постепенно развивается умение читать по-сложно слова. Такой метод применяется для детей, страдающие дислексией. В этом случае обучить классическими методами чтения крайне сложно. Для этого существуют слоговые таблицы, выглядящие таким образом:

Родитель или педагог случайным образом указывает на слога, а ребенок должен его прочитать. Вначале используют таблицы из девяти клеток, постепенно она становится больше – 24, 36, 48. Таким образом чтение слогов становится автоматическим.

Хоровое чтение

Эта методика давно вошла в инструментарий русской классической школы. Ушинский К.Д. рекомендовал хоровое чтение для оживления класса и снятия усталости.

Хоровое чтение – активная и действенная форма научить читать с выражением. Чтение поэзии влияет на качество речи, появляется правильное произношение, развивается слух. В такой форме лучше запоминаются стихи или песни. Это влияет на память в целом и помогает правильно проговаривать слова и отдельные звуки.

Задание «буксир»

Это задание используется для повышения скорости чтения. Ведущим становится взрослый или учащийся, с высокой скоростью чтения. Он читает текст, остальные должны успеть за ним. Такое упражнение проводится в начальных классах и группах детских садов.

Можно делать внезапные остановки, которые не ожидают другие читающие. Ведущие может специально допускать ошибки, на которые должны указать другие читающие.

Прыжок-остановка

С командой «прыжок», ребенок должен начать читать, пока не услышит команду «остановка». Он прекращает чтение и отводит глаза от книги или закрывает ее. При следующем «прыжке», он должен начать с того места, на котором остановился.

Половинка

На экране монитора или бумажных карточках показывается слово, обрезанное на половину, и ребенок должен догадаться что за слово изображено на этой картин.

Методики и техники скорочтения для детей

Существуют специально разработанные методики, включающие в себя ряд упражнений и советов для ускорения темпов чтения и тренировки речевого аппарата.

С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее

Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
Учите ребенка читать про себя.
Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
Забавное упражнение

Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
Учите скороговорки.
Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
Читайте под звуковое сопровождение.
Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
Необходимо читать текст с выражением.
Почитайте текст в ролях.

Надеемся, эти простые советы помогут развить вашему ребенку навыки быстрого чтения.

Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?

Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.

Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:

  • Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
  • Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
  • Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
  • Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
  • Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.

Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как научиться быстро читать?

Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:

Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
Прочитайте произведение быстро два раза

Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача – уловить главную мысль.
Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.

Механизм процесса чтения

По сути, «читать» значит просто «смотреть на символы и понимать их». Если вы не понимаете материал, то это не чтение. Быстро читать и быстро смотреть на текст — разные вещи.

У вас от природы есть два инструмента, нужных для чтения, и еще один, который полезен, но не обязателен. Необходимые инструменты — глаза и мозг, ведь по сути чтение — зрительный процесс. Руки или другие инструменты не обязательны, но при правильном применении могут стать огромным подспорьем для усиления внимательности и более активного участия в чтении.

А вот задействовать рот при чтении обычно вредно, так как это замедляет процесс. За исключением перечисленных выше жанров (поэзия, диалоги и Священное Писание), чтение должно задействовать зрительные центры мозга, которые действуют очень быстро. Чтение с проговариванием (субвокализация) задействует слуховые центры, которые работают гораздо медленнее. По максимуму исключив слуховые участки мозга из чтения, вы облегчите процесс и повысите его эффективность. Чтобы избавиться от привычки проговаривать, нужны сознательные усилия, но дело того стоит.

Не совершайте эти ошибки

Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…

Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

С чего начинать обучение быстрому чтению?

Не следует сразу же хвататься за книгу и заставлять ребенка читать.

Для начальных занятий как нельзя лучше подходят игровые моменты.

Да и в целом мыслительные процессы ребенка во многом улучшаются благодаря творческим способностям и воображению.

«Запоминалки»

Ребенку показывают фотографию или картинку, он должен запомнить ее и как можно более подробно воссоздать по памяти.

Подобная игра позволяет взрослым развивать внимание малыша и его способность к концентрации внимания.

Чтение вслух

Самое лучшее обучение – личный пример. Следует часто читать, не обязательно ребенку, можно и для себя. Малыши любят подражать взрослым и, сами того не замечая, станут любителями домашнего чтения.

Таблица Шульте

Нахождение случайно расположенных чисел и/или букв позволяет проверять и развивать скорость определения различных объектов. У детей, регулярно занимающихся по таблице Шульте, автоматически улучшается периферическое зрительное восприятие.

Таблица Шульте – буквы

Устный счет

Математика – зарядка для ума

Цифры развивают смекалку и интеллект, улучшают внимание, логическое мышление, память и личностные качества малыша. Ребятишки, умеющие считать в уме, отличаются большей сообразительностью

Многократное чтение

Если ребенок плохо понял текст, то частое прочтение одного и того же текста приводит к улучшенному восприятию как самого материала, так и его запоминанию.

У обучающихся разные уровни восприятия уроков, по этой причине занятия следует проводить в индивидуальном порядке.

Методики быстрого чтения

Специалистами разрабатывается многочисленная методология быстрого чтения.

Родителям и взрослым, обучающим детей быстрому чтению, следует прочитать труды академика О. Андреева, И. Пельченко, И. Федоренко, Е. Заика и других.

Для детей младших возрастов подходят общеразвивающие техники, позволяющие раскрыть потенциал ребенка: Мария Монтессори, эйдетика, мнемотехника, кубики Николая Зайцева, логопедические методики Натальи Жуковой, Глена Домана, Вальдорфской школы и другие.

Нет определенного упражнения, с помощью которого ребенок стопроцентно начнет быстро читать. Все задания составляются специалистами и имеют комплексный подход, в процессе выполнения которых у детей улучшается зрительная, слуховая и смысловая память, концентрация внимания, повышается уровень интеллектуального развития и логического мышления.

Наилучшим возрастом для обучения скорочтению является возраст 10-12 лет. Грамотно подобранные упражнения позволяют научить ребенка эффективно читать за 20-25 занятий. Если в среднем взрослый человек читает за минуту приблизительно 300 слов, то дети разных возрастных групп, безусловно, имеют отличающиеся результаты.

Если ребенку 6-8 лет, то продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Десятилетние дети способны заниматься до получаса.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Либерика в центре развития SMARTUM

В общеобразовательных школах прогрессивные методики повышения техники чтения применяются не всегда. Часто учителя обходятся классическими приемами, но и результаты в этом случае оставляют желать лучшего.

Можно добиться высокой скорости чтения учащихся начальных классов, пройдя специальный курс Либерики. Заниматься по программе рекомендуют с 7 лет. Уроки организуются в центрах интеллектуального развития.

Тренеры по Либерике говорят, что для освоения методики достаточно просто уметь читать. Владение навыком на оптимальном уровне, сравнимым с темпом речи, не станет помехой для освоения курса.

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей

Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс

Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.
  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и , например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д. ), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.
  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее

Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

О минусах методик скорочтения

Существуют специальные методики скорочтения, освоив которые, можно читать целыми абзацами и быстро находить нужную информацию из текста. Но мы не будем сегодня о них говорить по нескольким причинам.

Во — первых, скорочтение – это угадывание общего смысла текста с отбрасыванием  его ненужных фрагментов. При таком чтении не обогащается словарный запас ребенка, развитие устной речи происходит на низком уровне.

Во-вторых, спешка при чтении создает проблемы при письме.

В-третьих, обучать ребенка по таким методикам желательно не ранее 14-летнего возраста, когда сформирован навык осмысленного чтения.

Итак, что же сделать, чтобы ребенок стал читать быстро?

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector