Дошкольный возраст. общая характеристика кратко
Содержание:
- Дошкольный возраст в различных концепциях развития
- Внутриутробный период ребенка
- Физическое развитие
- Дошкольный период
- Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника
- Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
- Психическое совершенствование
- Кризис юношества
- Основные возрастные кризисы
- Чувство взрослости: чем оно характеризуется?
- Новообразования младенческого возраста
- Как замедлить течение времени?
- Развитие познавательной сферы
- Особенности психологии детей
- Что умеет ваш ребенок?
- Сенсорное развитие и формирование познавательных процессов
- Виды деятельности
- Личностное развитие в юношеском возрасте
Дошкольный возраст в различных концепциях развития
Периодизация психического развития,созданная Фрейдом,строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребенка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам,что определяет прохождение пяти стадий психического,точнее психосексуального развития:
— Оральная (0-2 года);
-Анальная(2-3 года);
— Фаллическая(4-5 лет);
— Латентная(5-12 лет);
-Генитальная(12-18 лет).
Согласно теории Фрейда,благополучное прохождение оральной,анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности.Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже, в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:
- Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
- Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
- Формальные операции от 12 лет.
Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребенок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:
- Младенчество 0-1 год;
- Раннее детство 1-3 года;
- Дошкольное детство 3-7 лет;
- Младший школьный возраст 7-12 лет;
- Подростковый возраст 12-17 лет.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.
Внутриутробный период ребенка
Для развивающегося плода организм матери является внешней средой, и состояние здоровья, условия жизни матери во время беременности имеют важнейшее значение для нормального физиологического развития плода.
Внутриутробный период подразделяется на два основных этапа: эмбриональный, включающий первые 11 — 12 нед. и фетальный — до конца беременности. Первый из них характеризуется наиболее высокими темпами дифференцировки тканей, формированием органов и систем. На этом этапе зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития осуществляются интенсивные процессы созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к внеутробной жизни.
Так, например, при сроке беременности 3 — 6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни.
К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин взрослого, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костно-мозговое.
К 16- 17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22 — 24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного.
В эмбриональной фазе различные заболевания женщины могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности. В фазе плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери — грипп, краснуха и др.-являются чрезвычайно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развитии новорожденного.
Установлено, что плод высокочувствителен к влиянию патогенных факторов в периоды его наиболее интенсивного развития. В I триместре беременности наиболее высокими темпами происходят дифференцировка тканей и формирование органов и систем, но сроки максимального их развития неодинаковы. В зависимости от этого образуются те или иные аномалии плода. Последний триместр характеризуется наиболее выраженным увеличением массы тела. В этом периоде у плода со сформированными внутренними органами многие патогенные факторы могут вызывать как задержку созревания функций, так и дистрофические и воспалительные изменения в органах и тканях.
В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика — дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая 4олжна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей
Физическое развитие
С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.
Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.
Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.
Дошкольный период
Началом этого временного промежутка является тот момент, когда малышу исполняется 2 или 3 года. Это время, когда маленький человек начинает понимать, что он является частью социума. Длится дошкольный возраст до тех пор, пока малышу не исполнится 6-7 лет. То есть до того периода, когда ребенок способен начать обучение в учреждении образования. Вплоть до 5 лет детей считают младшими дошкольниками, позже, в 5-7 лет, – старшими.
Как видим, четких возрастных границ этот период не имеет. Дело в том, что значение придается вовсе не календарной дате. Здесь основную роль играют социальные факторы, а также индивидуальные особенности ребенка.
Максимально дошкольный возраст имеет протяженность от 2 до 7 лет. В это время у ребенка начинают закладываться:
- основы его индивидуально-психологических особенностей;
- фундамент социально-нравственного становления его личности.
Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника
Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
- слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
- личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
- проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
- коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
- неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).
Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.
Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.
Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.
Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.
Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример. Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно
В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу
Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.
Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие
Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.
Психическое совершенствование
Рассмотрим более подробно наиболее важные аспекты развития детей дошкольного возраста. И начнем с их психического становления, на которое оказывает влияние, прежде всего, наследственность, а также те близкие люди, которые окружают ребенка. В связи с этим в процессе подобного развития детей дошкольного возраста для пап и мам является весьма важным научиться понимать и принимать свое чадо, при этом максимально эффективно взаимодействуя с ним. Помочь в этом вопросе могут специальные тренинги, организующиеся на базе различных развивающих центров.
У детей дошкольного возраста происходит формирование произвольности таких ведущих психических характеристик:
- Восприятие. Дети дошкольного возраста любят рассматривать предметы окружающего мира, наблюдать за ними, а после анализировать полученную информацию. Они начинаю описывать вещи, указывая их размеры и форму, цвета и оттенки. При этом ими успешно осваивается система сенсорных признаков. Например, они могут указать, что тот или иной предмет круглый, словно мяч.
- Память. Еще в 3 года она у ребенка непроизвольна. Он способен зафиксировать в памяти только то, что вызвало у него эмоции. Но уже по мере приближения к старшему дошкольному возрасту (4-5 годам) он начинает запоминать осознанно, например, правила и элементы игры.
- Мышление. Оно у дошколят плавно переходит от формы наглядно-действенной к наглядно-образной. При этом начинает развиваться начальная форма логики и рассуждения. Так, в 4 года мышление основывается на предметных действиях. В 5 лет оно способно предвосхитить их. 6-7-летний ребенок может перенести мышление на схожие ситуации.
Кризис юношества
Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями. В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.)
В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название
Возможные причины
Основные симптомы
Рекомендации родителям
Кризис трех лет
Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков.
Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять).
Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт
Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет)
Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить.
Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями
Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей.
Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.
Чувство взрослости: чем оно характеризуется?
Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.
Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.
Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.
Новообразования младенческого возраста
Младенчество — период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им.
Исследователи выделяют два основных новообразования младенчества:
- структуру речевого действия (к году ребенок может произносить свои первые слова);
- предметное действие (осваивает произвольные взаимодействия с предметами окружающего его мира).
В результате эмоционального общения интенсивно развивается познавательная активность малыша. Младенец, возраст которого составляет более 4 недель, уже начинает проявлять интерес к окружающему миру. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом — человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.
Младенчество — период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких
Как замедлить течение времени?
Если же вам всё-таки страшно хочется замедлить течение времени (в то время, пока вы получаете от жизни удовольствие, разумеется), то для этого есть очень простой способ: нужно сделать что-то новое. Помните себя в детстве? Каждый день – словно целая жизнь, со множеством событий, приключений, мыслей и важных дел. Для взрослых же людей даже года могут пролетать незаметно. Причина в том, что для ребенка всё имеет характер новизны, мозг постоянно учится новому и обрабатывает поступающую информацию. Хотите проживать такие же длинные дни, как в детстве? Это легко – например, это первый день вашего отпуска, или первый день на новой работе, когда сознание еще только изучает незнакомые обстоятельства. Т.е. вам и надо-то всего лишь уменьшить количество машинальных действий в своей текущей жизни: можно выбрать другую дорогу домой или на работу, съесть непривычную еду или поужинать в незнакомом месте, посетить какие-то интересные неизведанные местечки… Смею вас уверить, крошки, это дает колоссальную перезагрузку голове и реально делает время «длиннее».
Здоровье плюс развитие – вот рецепт вечной молодости.
Здоровье физическое – это удовольствие от существования.
Здоровье ментальное – это в первую очередь доброта и принятие.
А развитие и познание нового развивает нейронные связи и держит ваш мозг и тело в тонусе.
Как я могу вас отблагодарить?
Развитие познавательной сферы
Восприятие
Остается несовершенным восприятие сюжетных изображений: когда ребенок самостоятельно строит рассказ по картинке, он ограничивается перечнем изображенных на ней людей и предметов.
Память
Впервые складывается произвольное запоминание. Самый простой прием, который используется при этом — повторение.
В дальнейшем развивается наглядно-образное мышление, которое становится умеренным.
Ребенок может группировать предметы по материалу, качеству и назначению; усваивает отношение «часть — целое», «равенство — неравенство»; простейшие причинные связи, известные ему из опыта; самостоятельно устанавливает связи между отдельными фактами; удается до практической проверки, чтобы выяснить неизвестное. Чаще проявляет инициативу в выяснении вопросов, размышлениях, спонтанных образных ассоциациях («Почему листья пожелтели?», «Зачем поливают цветы?»).
Воображение
Усиливается его устойчивость. Доказательством этого является то, что дети могут достаточно долго играть в одну и ту же игру, неоднократно возвращаться к отдельным ее сюжетам. Образы воображения чрезвычайно яркие, оживленные, тесно связаны чувствами.
Самая отдаленная схожесть между тем, что воспринимает ребенок и 2 предыдущими впечатлениями вызывает бурный поток новых ассоциаций, чрезвычайно доверчиво относятся к этим творениям фантазии. В этом возрасте воображение все еще тесно связано с внешней деятельностью.
Речь
Появляются попытки осмыслить значение слов, хотя и не всегда успешные. Растет интерес к содержанию неизвестных слов. Дети уже могут пересказывать небольшие произведения, рассказывать о некоторых событиях из собственной жизни, про игрушки и прочее.
Особенности психологии детей
Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.
Что умеет ваш ребенок?
К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном развитии своего ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.
Рассмотрите общие показатели развития старших дошкольников.
Речевое развитие
- Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах.
- Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
- Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед).
- Пользуется интонацией.
- Учит стихотворения, даже большие по размеру.
Социальное и эмоциональное развитие
- Частично умеет контролировать свои эмоции.
- Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Не стоит в этом случае потакать ребенку.
- Интересуется чувствами и эмоциями: «Что такое любовь? Почему я злюсь? Почему девочка кричит?».
- Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку).
- Использует ролевые игры и игрушки-заместители.
- Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!».
- У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).
Развитие мышления и познавательных навыков
- Умеет считать до 10 или до 20.
- Знает название некоторых букв или проявляет интерес к их изучению, может даже читать слоги.
- Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес.
- Знает цвета и различные формы предметов.
- Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже.
- Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете).
- Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены.
- Умеет решать простые логические задачи.
- Знает названия окружающих предметов.
- Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».
Игровые навыки и навыки обихода
- Играет с мячом (ловит, бросает).
- Может прыгать через препятствия.
- Лазает по турниковой лестнице.
- Заправляет постель.
- Вырезает ножницами.
- Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина).
- Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке.
- Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.
Физическое развитие
- Активизируется процесс роста (за год ребенок может вырасти на 10 см). Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг.
- Улучшается координация движений.
- Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.
Сенсорное развитие и формирование познавательных процессов
Дети с 3-х лет начинают осваивать сенсорные эталоны в процессе предметной деятельности. Они знакомятся с геометрическими фигурами, прежде всего, кругом и квадратом. Получают представление о форме, величине, цвете. Только начиная с младшего дошкольного возраста, ребенок осознает соотношение больше-меньше.
Базовым познавательным процессом для детей этого возраста является восприятие. Ребенок обследует предмет на ощупь, рассматривает его со всех сторон, пытается применить по назначению или в ином качестве. Благодаря восприятию дети накапливают образы предметов, открывают для себя их свойства. Мячик оказывается мягким и прыгучим, чашка – твердая и бьющаяся…
Все процессы характеризуются непроизвольностью
Малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало, осмысливают только то, с чем взаимодействуют
Важно стимулировать развитие внимания, чему помогают специальные игры. В этом возрасте развивается наглядно-действенное мышление и только к 5-ти годам его постепенно вытеснит наглядно-образное
В этом возрасте развивается наглядно-действенное мышление и только к 5-ти годам его постепенно вытеснит наглядно-образное.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Личностное развитие в юношеском возрасте
По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.
В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:
- сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
- развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
- сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.
Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.
Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.
Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.