Ээг головного мозга
Содержание:
- Как проводится исследование
- Кого нужно отправлять на психиатрическое освидетельствование?
- Подготовка к дневному видео-ЭЭГ-мониторингу с дневным сном
- Сон
- Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия
- Как расшифровывается и что можно увидеть?
- Области применения ЭЭГ
- Что такое вызванные потенциалы и зачем их регистрировать?
- Как работает электроэнцефалография?
- Международная система расположения электродов «10—20 %» при проведении ЭЭГ
- Особенности ЭЭГ-мониторинга
Как проводится исследование
В зависимости от показаний, который оценил Ваш лечащий врач невролог-эпилептолог, определяются необходимая продолжительность исследования, функциональное состояние пациента во время проведения ЭЭГ (пассивное бодрствование, активное бодрствование, дневной сон, ночной сон) и объем функциональных (нагрузочных или провоцирующих) диагностических проб.
Пациента размещают в затемненной комнате на специальном функциональном кресле или кровати (диване), рядом с которым на штативе расположена электродная установка (аналогово-цифровой преобразователь – АЦП).
На голову пациента одевается специальная электродная шапочка, которая может быть в виде шлема из тонкой ткани либо в виде сетки из мягких резиновых жгутов, под которые врач-нейрофизиолог в определенном порядке вручную располагает электроды. В последнем случае к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к АЦП, преобразовывающему аналоговые сигналы (колебание сопротивления под электродами) в цифровые и передающему их по кабелю к компьютерному электроэнцефалографу. Подключение происходит через усилитель, поскольку биотоки головного мозга настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы просто невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, методика ЭЭГ является совершенно безопасной и безболезненной для пациента.
Электроды перед наложением смачивают физиологическим раствором хлорида натрия или гелем на водной основе, содержащим хлорид натрия (такие электродные гели абсолютно безвредны для организма пациента, легко смываются водой или стираются одноразовыми тканевыми салфетками). Использование физиологического раствора хлорида натрия или электродного геля необходимо для того, чтобы между электродами и кожей головы не было воздушной прослойки, затрудняющей регистрацию биоэлектрической активности головного мозга.
Участки кожи головы, куда предполагается накладывать электроды, протирают 40-45% спиртовым раствором (чтобы растворить кожный жир, затрудняющий проведение слабых электрических импульсов головного мозга). Накожные электроды при обследовании детей старше 10 лет накладываются по международной системе «10%-20%», а при обследовании детей по системе Юнга.
На уши пациента с помощью мягких клипс устанавливают ушные (неактивные) электроды, которые также смачивают в физиологическом растворе или электродным гелем на водной основе.
Исследование ЭЭГ в амбулаторно-поликлинических условиях обычно проводится в положении обследуемого полулёжа или лёжа (для максимального расслабления пациента и уменьшения артефактов мышечного напряжения) в состоянии пассивного бодрствования (при минимизации внешних звуковых и световых раздражителей). Пациента просят постараться расслабиться и закрыть глаза.
При проведении длительного амбулаторного мониторинга ЭЭГ или видео-ЭЭГ-мониторинга в условиях специализированных противоэпилептических центрах исследуется активность головного мозга в различных состояниях – активном и пассивном бодрствовании, а также во время дневного или ночного сна.
В последние годы также с успехом используются современные информационные (компьютерные) технологии, например, с расположением записывающего устройства на теле пациента с помощью специальных эластичных ремешков, не стесняющих дыхание и движения обследуемого. Последний метод удобен при проведении длительного (дневного, ночного, суточного) амбулаторного мониторинга ЭЭГ, особенно у детей, в домашних условиях.
ЭЭГ – безопасный для здоровья и безболезненный метод исследования, который можно проводить в любом возрасте (от периода новорожденности до глубокой старости).
Кого нужно отправлять на психиатрическое освидетельствование?
Это важный вопрос для большинства работодателей, и ответить на него не так просто. Дело в том, что в Приказе № 377 указаны определенные вещества и физические факторы, но не указаны минимальные «вредные» уровни воздействия. Теоретически в эти списки может попасть любой работник, даже офисный сотрудник, который большую часть рабочего дня проводит за компьютером. Вопрос в том, насколько окажутся придирчивы представители контролирующих органов. Как показывает практика, в первую очередь «спрашивают» за водителей, электромонтажников, людей, которые работают на высоте (более 1,5 м над землей), контактируют с вредными химикатами, имеют дело с продуктами питания, медработников, педагогов и воспитателей.
Приказ № 377 о психиатрическом освидетельствовании и Постановление № 695 Правительства РФ от 23 сентября 2002 года — два документа, которые действуют вместе. Основная суть Приказа № 377, как мы уже разобрались — это перечисление профессий и вредных профессиональных факторов, при которых нужны регулярные освидетельствования психиатра. В Постановлении № 695 перечислены основные правила. Об этом документе мы рассказываем в отдельной статье.
Ознакомиться с полным текстом Приказа № 377 вы можете по этой ссылке.
Для того чтобы получить более подробную информацию о психиатрических освидетельствованиях, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 120-81-30.
Подготовка к дневному видео-ЭЭГ-мониторингу с дневным сном
Заранее приготовить документы, которые нужно принести с собой в клинику:
Свидетельство о рождении ребенка или паспорт ребенка и паспорт одного из родителей.
Медицинскую документацию для врача, который будет проводить расшифровку: предыдущие исследования ЭЭГ/видео-ЭЭГ-мониторингов: заключения и распечатки записи ЭЭГ, если есть — запись на диске или др. электронных носителях; заключения и снимки/диски МРТ и/или КТ; выписки из стационаров и/или заключения лечащего врача (невролога, эпилептолога), данные генетических исследований и т.п.
Накануне исследования необходимо вымыть голову для того, чтобы контакт между кожей головы и электродами был лучше. Нельзя пользоваться средствами для укладки волос (бальзамы, маски, гели, пенки и др.), не использовать косметические средства в области висков и лба (кремы и т.п.). Жир и средства для укладки являются сильными диэлектриками. Они увеличивают число артефактов записи при исследовании.
Желательно иметь с собой полотенце, чтобы удалить остатки геля с головы после окончания исследования. Взять с собой расчёску и головной убор, так как нанесение геля способно испортить причёску.
Необходимо иметь при себе комфортную одежду для сна: пижаму, носки и т.п., так как во время исследования укрываться одеялом нельзя.
Пациенту и сопровождающему лицу для удобства желательно иметь сменную обувь.
Разрешается приносить необходимые продукты питания.
С собой можно взять любимую игрушку (или подушку) ребенка, с которой он ночью обычно спит для того, чтобы создать домашнюю атмосферу.
Если у ребенка недержание мочи или стула, с собой необходимо взять памперсы (подгузники) и впитывающие пеленки.
За 6 часов до проведения ЭЭГ дневного сна желательно исключить из рациона питания жирную, жареную, острую и соленую пищу для того, чтобы ребенку было комфортно спать.
За два часа до начала проведения дневного видео-ЭЭГ-мониторинга желательно пить поменьше воды для того, чтобы не прерывать сон ребенка лишний раз в связи с его физиологическими потребностями.
Перед началом дневного ЭЭГ-мониторинга необходимо снять с головы все металлические предметы, украшения, серьги, заколки, резинки. Косы необходимо расплести. Нашейные украшения, цепочки, крестик можно оставить, они не влияют на результаты исследования.
Перед дневным ЭЭГ-мониторингом нельзя отменять или корректировать приём лекарственных препаратов, за исключением случаев, когда это является требованием лечащего врача.
Видео-ЭЭГ-мониторинг помимо записи бодрствования должен обязательно включать запись во сне. При ночном исследовании это, как правило, не вызывает затруднений.
Для дневного ЭЭГ необходима подготовка — т.н
депривация сна: накануне исследования желательно значительно сократить продолжительность ночного сна (лечь спать позже обычного времени отхода ко сну минимум на 2 часа и встать утром также раньше обычного времени подъема минимум на 2 часа).
Очень важно не дать ребенку задремать в транспорте по дороге на исследование.
Сон
- Пациент ложится спать только тогда, когда сам этого захочет.
- За 30 мин до окончания исследования проводятся функциональные пробы.
- После окончания видео-ЭЭГ-мониторинга шапочка или электроды снимаются. Вы можете возвращаться домой.
Исследования проводятся круглосуточно, без выходных, функционируют 2 палаты видео-ЭЭГ-мониторинга. В палатах помимо дополнительной кровати для мамы в вашем распоряжении будет микроволновая печь, холодильник, электрический чайник, посуда. Вам необходимо взять с собой продукты, пижаму, тапочки. Не забывайте, что накрывать ребенка одеялом во время сна на исследовании крайне нежелательно. Палаты хорошо отапливаются, в каждой палате есть дополнительный обогреватель. Во время исследования ребенок может свободно передвигаться по палате, смотреть видео (мультфильмы и детские фильмы из нашей коллекции, или вы можете принести свои записи для просмотра на флешке или диске).
Для проведения дневного видео-ЭЭГ-мониторинга пациенту надевают на голову электродную шапочку. При проведении ночного и суточного видео-ЭЭГ-мониторинга пациенту надевают шапочку или клеят коллодиевые электроды в зависимости от ряда факторов.
Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия
-
Теоретические основы количественной ЭЭГ и нейротерапии
- Место ЭЭГ в нейронауке и медицине
- Методы, дополняющие ЭЭГ
- Нейронная активность
- Эндофенотипы
- ЭЭГ в психологии, изучение психики
- Количественная ЭЭГ
- Нейротерапия
-
Ритмы ЭЭГ
- Биоэлектрическая активность мозга
- Сверхмедленная активность
- Медленные волны сна
- Дельта-ритм
-
Альфа-ритмы
I. Типы альфа-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV. Аномальные альфа-ритмы
-
Бета-ритм
I. Типы бета-ритмовII. Нейронные механизмыIII. Гамма-активностьIV. Функциональное значениеV. Аномальные бета-ритмы
- Среднелобный тета-ритм
I. ХарактеристикиII. Нейронные механизмыIII. Изменения в ответ на решение задачIV. Функциональное значениеV Аномальные тета-ритмы
- Пароксизмальная активность
- Спайки
- эпилепсия
-
эндофенотипы
- Продолжительность записи ЭЭГ
- ЭЭГ ритмы
- Наследственные особенности ЭЭГ
- ЭЭГ во время сна
- Методы
- Поля Бродмана
- Система 10-20
- Электроды
- Усилитель
- Цифровая ЭЭГ
- Монтаж
- Анализ Фурье
- Картирование
- Фильтры
- Биспектры
- Когерентность
- десинхронизация
- Волновое (вейвлет) преобразование
- Анализ независимых компонент (ICA)
- Коррекция артефактов пространственной фильтрацией — в артефакты
- Модель одиночного диполя
- Электромагнитная томография низкого разрешения (LORETA)
- Зависимая от уровня оксигенации крови фМРТ (BOLD fMRI)
- Корданс
- Нормальные распределения и отклонение от нормы — в Количественная ЭЭГ
- Базы данных ЭЭГ
-
WinEEG
Форматы данных ЭЭГ
-
Вызванные потенциалы
- Сенсорные системы мозгаI. АнатомияII. Обработка зрительной информацииIII. Разложение ВП одной пробы на независимые компонентыIV. Разложение усредненного ВП на отдельные компонентыV. Информационные потоки слуховой информацииVI. Соматосенсорная модальностьVII. Детекция измененийVIII. Типы сенсорных системIX. Диагностическая ценность сенсорных ВП
- Система вниманияI. ПсихологияII. Анатомия
- III. Модуляция процессов обработки сенсорной информацииIV НейрофизиологияV. Нейрональные сетиVI. Поздние позитивные компоненты ВП
- Исполнительные системыI. ПсихологияII. Базальные ганглии как «темный подвал» мозгаIII. Префронтальная кора и исполнительный контрольIV. Операции вовлечения и отвлеченияV. Операции мониторингаVI. Рабочая памятьVII. Дофамин как медиатор исполнительных систем
- Аффективная системаI. ПсихологияИ. АнатомияIII. ФизиологияIV. Этапы реакций аффективной системыV. Серотонин как основной медиатор аффективной системы
- Системы памятиI. ПсихологияII. Декларативная памятьIII. Ацетилхолин как основной медиатор системы обеспечениядекларативной памятиIV. ВП-показатели эпизодической памятиV. Система процедурной памятиVI. Основные медиаторы мозговой системы процедурной памяти
- Методы: нейронные сети и вызванные потенциалыI. Информационные процессы нейронных сетейII. Нейротрансмиттеры и нейромодуляторыIII. Методы анализа вызванных потенциаловIV Вызванные потенциалы в фармакологическихисследованияхV. Поведенческие парадигмы
- ПрактикаI. ВведениеII. Формирование тестового заданияIII. Программа EdEEGIV. Упражнения
-
Расстройства систем мозга
- Синдром нарушения внимания с гиперактивностьюI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Корреляты когнитивных вызванных потенциалов
- V Дофаминовая гипотеза СНВГVI. Лечение
- ШизофренияI. Клинические симптомыII. Генетические и внешние факторыIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. Дофаминовая гипотеза шизофренииV. Лечение
- Аддиктивные расстройстваI. Описание поведенияII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Этапы аддиктивного процессаIV. Лечение
- Обсессивно-компульсивное расстройствоI. Описание поведенияII. Генетические факторы и коморбидностьIII. Структурные и физиологические коррелятыIV. МедиаторыV Лечение
- ДепрессияI. Клиническая картинаII. Структурные и физиологические коррелятыIII. Нейрональная модельIV. Лечение
- Болезнь АльцгеймераI. Описание поведенияII. МедиаторыIII. Модель нейронной сетиIV. Структурные и физиологические коррелятыV. Лечение
- Методы нейротерапииI. ПлацебоII. ЭЭГ-биоуправлениеIII. Глубинная стимуляция мозгаIV Транскраниальная магнитная стимуляцияV Транскраниальная микрополяризация
- I. Общие принципы анализа ЭЭГ и нейротерапииII. Предметы дальнейших исследований
- Частота
- Амплитуда
- Фаза
- Волна
- Спайк-волна
- Острая волна-медленная волна
- Острая волна
- Вспышки
- Паттерн
- Эпоха
- Разряд
- Периодические комплексы
Как расшифровывается и что можно увидеть?
Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются через несколько дней. Так как анализируются электрические показатели со всех отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.
На руки родителям выдают заключение, распечатка выбранных врачом фрагментов записи и, в специализированных центрах, диск с записью всего исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.
Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей, у которых даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка.
Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:
- Альфа ритм (или предшественник альфа ритма у детей до 5-ти лет). Регистрируется в состоянии покоя, при котором ребенок сидит или лежит с закрытыми глазами и ничего не делает.
- Бета ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют об активном бодрствовании.
- Тета ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны, по амплитуде несколько превышающие альфа ритм. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, может потребоваться консультация генетика.
Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией и так далее.
Регистрация эпилептиформных паттернов является важной частью исследования. Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как вариант нормы при отсутствии эпилептических приступов и регресса в развитии ребенка
При множественном появлении разрядов на ЭЭГ необходимо оценивать клинику, возможно будет необходимо проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится с учетом дополнительных методов исследований.
Области применения ЭЭГ
Электроэнцефалограмма используется:
- выявления эпилептиформных или эпилептических припадков;
- диагностики нарушений сна различной этиологии;
- выявления морфофункциональных изменений в мозге (опухоли головного мозга или нарушений кровообращения);
- выявления заболеваний ЦНС неясной этиологии (энцефалит, повышенное внутричерепное давление и атрофия мозга);
- констатации смерти мозга.
Электроэнцефалография является простым инструментом диагностики эпилепсии. Однако незаметная ЭЭГ не исключает эпилепсии, энцефалита или органических заболеваний. Локализованные изменения мозга в настоящее время диагностируются с использованием современных методов визуализации.
Если мозговые волны не могут быть измерены, это называется нулевой ЭЭГ. Нулевая активность означает тотальную смерть мозга. Смерть головного мозга является предпосылкой для удаления органов у мертвого человека и их пересадки.
Электроэнцефалограф утратил свою значимость, когда были разработаны современные методы визуализации, такие как компьютерная или магнитно-резонансная томографии. Данные исследования обычно лучше отражают повреждение мозга. Поскольку электроэнцефалография может проводиться просто и без осложнений, а также особенно полезна для выявления эпилепсии, она по-прежнему используется в клинической практике. ЭЭГ также используется для выявления возрастных нарушений зрелости головного мозга и нарушений ритма сна.
Что такое вызванные потенциалы и зачем их регистрировать?
Работа любого органа связана с определенной электрической активностью.
Не углубляясь в подробности просто спрошу: Вы, как пациент, относитесь к ЭКГ или ЭЭГ как к какому-то шаманству?
Отвечу за Вас: нет.
А ведь ЭКГ и ЭЭГ — это и есть запись той самой электрической активности (сердца и мозга соответственно). Вызванные потенциалы — тоже самое и даже проще. Вы знаете, что определенные участки головного мозга отвечают за определенные функции. В затылочной области, к примеру, зрительный центр. В височных областях центры, связанные с речью и слухом. К этим центрам идут «проводящие пути» — отростки нервных клеток, которые можно представить в виде кабелей, протянутых от органов чувств (глаз, ушей, кожи и т.д.) к центрам в головном мозге. Когда эти центры активно работают — в них возрастает электрическая активность.
Регистрация вызванных потенциалов — это не что иное, как фиксация этой самой активности, возникающей в ответ на целенаправленное раздражение каких-либо рецепторов (зрительных, слуховых, чувствительных и прочих).
В итоге, полученный результат помогает оценить функциональное состояние и определенных центров в головном мозге, и состояние проводящих путей.
Все элементарно. Понятна и диагностическая ценность подобного исследования. Так почему же регистрация вызванных потенциалов мало кому назначалась и мало кто о ней хоть что-то слышал (в отличие от той же МРТ, которую проводят не только по назначению врача, но и самостоятельно по любому поводу)? Ответить Вам на этот вопрос я затрудняюсь.
Как работает электроэнцефалография?
Передача сигналов в нервной системе человека осуществляется как химическим (с помощью нейротрансмиттеров), так и электрическим (потенциалы действия) путем. Одиночный потенциал действия или мембранное напряжение одного нейрона являются слишком слабыми, чтобы их было возможно уловить не инвазивными методами диагностики. Однако электроды могут улавливать суммирование синхронно действующих потенциалов действия и сделать колебания электрической активности видимыми.
Существует определенная связь между психическим состоянием человека и волнами ЭЭГ. Отклонения или необычные мозговые волны могут указывать на патологию. Анализом и описанием таких волн занимается невролог.
Электроды измеряют активность тех частей коры головного мозга, которые имеют высокую плотность нервных клеток. Однако ЭЭГ измеряет не только электрический потенциал нервных клеток в головном мозге, но также мышцы головы и кожи. Соответственно, основные ритмы ЭЭГ не отражают точную активность нейронов. Ритмы ЭЭГ и их связь с функциональным состоянием мозга является предметом споров в научной среде.
Дельта-ритмы
Дельта-ритмы ЭЭГ имеют низкую частоту от 0,1 до <4 Гц. Дельта-волны являются типичными функциональными волнами фаз глубокого сна без сновидений. У младенцев дельта-ритм также присутствует после пробуждения.
Тета-волны
Тета-волна – медленный ритм в частотном диапазоне от 4 до <8 Гц. Они чаще встречаются во время сонливости и в состояние дрема. Ритмы ЭЭГ и их характеристика зависят от возраста пациента. В состоянии бодрствования они присутствуют у малышей, однако наличие у взрослых может указывать на дисфункцию или поражение головного мозга.
Альфа-волны
Нормальный альфа-ритм на ЭЭГ имеет следующие особенности:
- частота 8-12 Гц: нижний предел нормы альфа-ритма у взрослых и детей старше 8 лет составляет 8 Гц;
- местоположение: затылочные области;
- морфология: ритмичная и регулярная;
- амплитуда: обычно 20-100 мВ;
- реактивность: появляется при закрытии глаз и исчезает при их открытии.
Бета-волны
Нормальный бета-ритм ЭЭГ имеет следующие характеристики:
- Частота (по определению) более 13 Гц.
- Местоположение: диффузное распространение.
- Морфология: обычно ритмичная и симметричная.
- Амплитуда: диапазон 5-20 мВ.
Реакционная способность: бета-активность усиливается во время первой и второй стадии сна, и уменьшается в глубоких фазах. Центральная бета-активность может быть реактивной к произвольным движениям и проприоцептивным стимулам.
Гамма-волны
Гамма-волна представляет собой сигнал в частотном диапазоне выше 30 Гц. Данный ритм возникает при сильной концентрации внимания, во время учебы или медитации. Недавние исследования показали, возникновение гаммы-ритмов необходимо для интеграции различных стимулов.
Следует отметить, гамма-ритмы не видны на полосе ЭЭГ невооруженным глазом.
Международная система расположения электродов «10—20 %» при проведении ЭЭГ
➥ Основная статья: Система 10-20
Схема наложения электродов 10-20
Биоэлектрическая активность головного мозга может регистрироваться с любых точек на конвекситальной поверхности. Повторяемость результатов, их сравнимость с данными других исследований достигается только при применении всеми специалистами единой стандартной системы расположения электродов.
В 1958 г. Генри Джаспер предложил оригинальную схему размещения электродов. В основу «системы координат», предложенной Джаспером, положено строгое соотношение расстояний между электродами в «координатной сетке» на конвекситальной поверхности. Система «меридианов и параллелей» строится относительно линии «затылочный бугор — переносица» и интераурикулярного «экватора», проходящего через макушку. Исходя из выбранного соотношения расстояний между электродами, схема Джаспера имеет название «система 10—20 %». В настоящее время система размещения электродов «10—20 %» рекомендована Международной федерацией клинических нейрофизиологов (IFCN) как стандартная.
Буквенные символы обозначают основные области мозга и ориентиры на голове: О — occipitalis, Р — parietalis, С — centralis, F — frontalis, Т — temporalis, А — auricularis. Нечетные цифровые индексы соответствуют электродам над левым, а четные — над правым полушарием мозга. Электродам, расположенным по сагиттальной линии, присваивается индекс «z».
Точки расположения электродов в системе отведений «10—20 %» определяют следующим образом. Измеряют расстояние по сагиттальной линии от затылочного бугра (inion) до переносицы (nasion) и принимают его за 100 %. В 10 % этого расстояния от опорных точек (inion и nasion) устанавливают соответственно нижний лобный (Fpz) и затылочный (Oz) сагиттальные электроды. Остальные сагиттальные электроды (Fz, Cz и Pz) располагают между этими двумя на равных расстояниях, составляющих 20 % от расстояния inion-nasion. Вторая основная линия проходит между двумя слуховыми проходами через vertex (макушку). Нижние височные электроды (ТЗ и Т4) располагают соответственно в 10 % этого расстояния над слуховыми проходами, а остальные электроды этой линии (СЗ, Cz, С4) — на равных расстояниях, составляющих 20 % длины биаурикулярной линии. Через точки ТЗ, СЗ, С4, Т4 от inion к nasion проводят линии и по ним располагают остальные электроды. По средней сагиттальной линии (через Cz) располагают электроды Oz, Pz, Fz. По линиям, проходящим через СЗ и С4, располагают электроды 01, РЗ, F3, Fpl слева и 02, Р4, F4, Fp2 — справа. По нижним линиям, проходящим через электроды ТЗ и Т4, размещают электроды F7 и Т5, F8 и Тб. На мочки ушей помещают клипсы-электроды: А1 — на левое ухо и А2 — на правое.
Преимуществом схемы «10—20 %» является большое количество электродов, что позволяет получить детальную картину распределения потенциалов по конвекситальной поверхности и выполнять процедуры картирования.
Американским нейрофизиологическим сообществом в начале 1990-х гг. (1991) была предложена система отведений «10—10». Дополнительные электроды в этой системе устанавливаются на расстоянии, равном половине расстояния между электродами в системе «10—20». Данная система, как и системы с еще большим количеством электродов (до 64—128), представляют попытку повышения «разрешающей способности ЭЭГ». Под «разрешающей способностью ЭЭГ» условно можно принять возможность определить два источника биоэлектрической активности головного мозга как самостоятельные независимые источники.
Особенности ЭЭГ-мониторинга
В ряде случаев обычной стандартной процедуры недостаточно. Альтернативой служит ЭЭГ-мониторинг, который занимает больше времени. Он заключается в одновременной регистрации электрической активности и ведения видеозаписи пациента, что позволяет синхронизировать картину функции мозга и поведения человека. Можно оценить работу ЦНС в состоянии сна, бодрствования, пребывания в покое, осуществления интеллектуальной деятельности. Это дает врачу полную развернутую информацию об особенностях электрической активности в разных ситуациях и позволяет составить информативное заключение в сложных случаях (при эпилепсии и пр.).
+7 (495) 775 75 66