Детска гимнастика для глаз в стихах. учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Содержание:
- Упражнения для детей школьного возраста
- Гимнастика для глаз в детских садах и яслях
- Зачем нужна глазная гимнастика детям
- Упражнения Жданова для зрения
- Основные этапы и особенности
- Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для глаз для детей по Аветисову
- Комплекс упражнений для глаз Владимира Жданова
- Особенности проведения
- Эффективные приёмы для восстановления зрения
- Комплекс упражнений
- Цель проведения гимнастики
- Профилактика нарушения зрения у детей
- Причины нарушения зрения
Упражнения для детей школьного возраста
Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.
- В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
- Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
- Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
- Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.
На завершающем этапе закройте ладошками глаза и постарайтесь нарисовать цифры от нуля до девяти с помощью органа зрения. |
Гимнастика для глаз в детских садах и яслях
В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:
Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут
Зарядка проводится два раза в день;
Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.
При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей. Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы
Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта
В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы
Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.
Зачем нужна глазная гимнастика детям
Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.
Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.
Зарядку рекомендовано проводить с двух лет. Для достижения максимальной эффективности, упражнения выполняют каждый день. Формирование зрения идет до двенадцати лет. Даже если у малыша нет проблем с глазами, проводите зарядку в профилактических целях. |
Упражнения Жданова для зрения
Владимир Георгиевич Жданов – ученый, общественный деятель, который выступает за жизнь без вредных привычек, а также за естественные методы восстановления зрения на основе метода Бейтса с дополнениями методики Шичко. В.Г. Жданов ведет курсы, на которых предлагает методологические материалы по восстановлению зрения и различные витаминные добавки, которые он рекомендует в качестве вспомогательной терапии.
Упражнения для зрения по методу Жданова рекомендуется выполнять длительное время, независимо от того, наступило улучшение или нет. От правильности и регулярности тренировок зависит эффективность метода.
Владимир Жданов разработал разные комплексы занятий для восстановления зрения, которые помогают избавиться от различных офтальмологических нарушений: от усталости до более серьезных заболеваний (астигматизм, близорукость и пр.).
Каждый вид упражнений рассчитан на разрешение одной офтальмологической проблемы.
При близорукости В. Жданов рекомендует использовать вспомогательные материалы.
Для упражнения нужны две таблицы, на которых есть напечатанный текст (где каждое слово написано на новой строке и отличается по размеру шрифта – от большого к мелкому) и отличаются по размеру (первая по размеру как три альбомных листа, вторая – как небольшой блокнот).
Для занятий один глаз необходимо закрыть (можно использовать очки без стекол и прикрыть одну половину черной плотной тканью), встать на том месте от таблицы, где хорошо видно слово из первой строки (написанное самым большим шрифтом), при этом слово на второй строчке просматривается немного хуже. В руках нужно держать вторую таблицу (поменьше). Вначале читается слово в первой строке большой таблицы, затем взгляд переводится на первое слово меньшей таблицы (повторить несколько раз). После этого читается второе слово во второй таблице (поменьше) и взгляд переводится на второе слово большой таблицы, где нужно попытаться четко рассмотреть написанное слово (упражнение повторяется пока вся таблица не будет пройдена для обоих глаз).
Данное упражнение позволяет глазам не напрягаться при фокусировке. В. Жданов объясняет эффективность упражнения тем, что знакомые слова на расстоянии позволяют увеличить остроту зрения.
При дальнозоркости рекомендуется такая гимнастика:
- Указательный палец поставить на уровне глаз на расстоянии 2-3 см (при выполнении упражнения взгляд должен быть направлен вдаль). Быстро двигать указательным пальцем из стороны в сторону, затем отодвинуть палец на 20 см от глаз влево, затем вернуть палец к глазам и отвести вправо.
- Вытянуть руку вперед (большой палец вверх, ладонь в кулак), взгляд сосредоточен на большом пальце руки, несколько раз моргнуть, приблизить руку к глазам на расстояние 15см, несколько раз моргнуть и отвести руку на прежнее положение.
- Смысл упражнения состоит в том, что при приближении руки глазные мышцы напрягаются, при удалении расслабляются (активизируются косые мышцы глаз).
При косоглазии занятия включают комплекс упражнений, помогающих укрепить, снизить напряженность глазных мышц, а также соляризация на свечу.
Для снятия напряжения хорошо подходит пальминг – прогревание глаз теплом своих рук. Для упражнения нужно закрываются скрещенными ладонями глаза (свет не должен проникать сквозь пальцы при открытии глаз). В таком положении нужно посидеть несколько минут. Во время упражнения можно вспомнить что-нибудь приятное, от этого эффективность упражнения только увеличится.
Соляризация на свечу – для упражнения понадобится свеча, в темной комнате нужно поставить на стол свечку (можно заменить другим источником света с аналогичным свечением). В комнате не должно быть других источников света, кроме установленных вами. Взгляд, не фокусируя на свечке нужно направить перед собой, быстро поворачивать голову в стороны (свеча должна оставаться в пределах периферийного зрения).
Для укрепления мышц нужно делать нагрузки непосредственно на косящий глаз, здоровый рекомендуется закрыть или прикрыть темным материалом. Увеличивает нагрузку на необходимые мышцы простое упражнение, для которого потребуется зеркало: сфокусировать взгляд на своем отражении и в разные стороны поворачивать голову.
Упражнения для зрения при астигматизме направлены на расслабление мышц глаза. Для снижения напряжения рекомендуется чтение при ярком свете. Когда текст начинает «плыть» нужно сделать пальминг. Регулярное чередование пальминга с чтением позволяет практически полностью устранить напряжение в глазах.
Основные этапы и особенности
Независимо от возраста, первые занятия необходимо проводить вместе со взрослым
Ребенку нужно объяснить, для чего предназначены упражнения, почему важно делать их регулярно. В противном случае он будет скучать или вовсе саботировать тренировки
Хорошее настроение и позитивный настрой в этом случае особенно важны.
Какие этапы и условия нужно соблюсти:
- Занятие начинают с пальминга, т.е. погружения глаз в полную темноту и покой. Для этого их не просто закрывают, но еще и полностью прикрывают ладонями. Это действие понадобится и взрослым, когда нужно снять напряжение, успокоиться, побороть усталость. Выполнять его лучше сидя, удобно облокотившись на стол, избегая чрезмерно сильного давления ладоней на веки.
- Через 2-3 минуты расслабления, не открывая глаз, выполняют визуализацию. Дошкольнику нужно помочь представить различные объекты. Это могут быть статичные или движущиеся предметы. При близорукости хорошо работает смещение фокуса с близкого объекта на дальний, а затем наоборот. Дальнозорким лучше фантазировать о чем-то, расположенном вблизи.
- Для более глубокого расслабления и создания однородности зрительного поля можно предложить ребенку представить черные объекты: кошку, собаку, рюкзак, школьную доску и т.д. Хороший результат дает включение в качестве фона классической или легкой инструментальной музыки.
- Если ребенок жалуется на появление разноцветных мушек, значит, глазной нерв перенапряжен. Симптом должен пройти спустя 1-2 недели тренировок.
- Далее выполняются упражнения для улучшения зрения, не более 4-5 за 1 раз. Общее время занятий должно начинаться с 3 минут и постепенно дойти до 7.
- Дети с астигматизмом и косоглазием нуждаются в индивидуальных упражнениях для глаз. Их лучше обсудить с лечащим врачом.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения
Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.
Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:
- «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
- «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
- «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.
Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.
Гимнастика для глаз для детей по Аветисову
Российский доктор разработал несколько эффективных методик для повышения остроты зрения. По словам Эдуарда Сергеевича, приступать к профилактике офтальмологических заболеваний необходимо с юного возраста
Он предлагает несколько простых упражнений, на которые стоит обратить внимание родителям, чьи дети страдают от миопии или много времени проводят за ПК
Комплекс состоит из трёх блоков. Положительная динамика намечается спустя несколько дней, постепенно нагрузка повышается. Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:
- Закройте веки на три секунды, затем широко распахните глаза. Выполните от шести до восьми повторов;
- На протяжении двадцати секунд моргайте, отдохните немного. Закройте веки и аккуратно помассируйте глазами подушечками пальцев;
- Слегка надавите на глазное яблоко сквозь закрытые веки;
- Указательными пальцами придавите область между бровями.
Для укрепления мускулатуры органа зрения используют второй комплекс упражнений:
- Голова остается неподвижной, взор передвигается с пола на потолок. Повторите десять раз;
- Опустите глаза с потолка на пол по диагонали;
- Переместите взор по горизонтали;
- Вращайте глаза по кругу сначала по часовой стрелке, затем против неё. Старайтесь фиксировать все предметы, попадающие в поле зрения.
Завершением гимнастики становится комплекс приёмов, направленных на улучшение аккомодации:
- Вытяните руку, сфокусируйте на ней взор. Затем переведите взгляд на объект, расположенный на удалении;
- Согните руку и прикоснитесь указательным пальцем к кончику носа. Медленно вытягивайте руку, при этом внимательно следите за движением пальца;
- Приём перекликается с предыдущим упражнением. Только при отведении правой руки нужно закрыть левое око и наоборот;
- На окне нарисуйте небольшую точку и сфокусируйте на ней взор, затем переведите его на предмет, расположенный на улице.
Комплекс Аветисова эффективно борется с близорукостью и астигматизмом. |
Комплекс упражнений для глаз Владимира Жданова
Гимнастика для глаз Владимира Жданова основана на утверждениях американского офтальмолога Уильяма Бейтса. Российский профессор полагает, что главная причина ухудшения зрения связана не с патологией хрусталика, а с дисфункцией группы мышц глазного яблока. Жданов, как и Корбетт, является противником оптических изделий. Он считает, что при ношении очков и контактных линз мускулатура, которая отвечает за длину глазного яблока, перестает работать.
Методика Жданова построена и на психотерапии. Она заключается в обязательном ведении дневника, в который человек должен записывать результаты упражнений. По мнению профессора, это является неким стимулом для выполнения гимнастики. Если человек будет следовать рекомендациям, то эффект будет заметен уже спустя неделю после начала занятий, а про ношение очков или контактных линз можно будет забыть.
Основным упражнением методики является пальминг. Жданов рекомендует предварительно растереть ладони, это поможет им стать теплыми. После этого можно закрывать глаза на 5 минут. Во время зарядки рекомендуется переводить взгляд сверху вниз и с одного бока в другой. Каждое упражнение следует выполнять по три раза, а по окончании поморгать. Это поможет глазам расслабиться. При выполнении другого упражнения следует нарисовать взглядом прямоугольник и «пройтись» по нему глазами сначала по часовой стрелке, а затем — в обратном направлении.
Особенности проведения
Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.
Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций. Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.
Показания
Проведение упражнений для глаз показано:
- детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
- при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
- при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
- детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.
Противопоказания
Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:
- Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
- В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
- При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
- При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
- Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.
Эффективные приёмы для восстановления зрения
Офтальмологи выделяют ряд упражнений, направленных на устранение проблем с органом зрения. В тяжелых случаях рекомендовано выполнять ряд специфических приёмов.
«Ступенчатая гимнастика»
Основное предназначение методики – нормализовать работу аккомодационного аппарата. Главное преимущество упражнений в том, что в них задействованы все элементы органа зрения. Суть гимнастики заключается в переведении взора с ближних на дальние объекты. На каждом предмете необходимо сосредоточить взгляд на протяжении пяти секунд. Это требуется для активации аккомодации и восстановления ее функций.
Если имеются серьезные отклонения в работе глаз, то зарядку необходимо повторять после сильных зрительных нагрузок.
«Цифровая гимнастика»
Ребёнок прикрывает глаза ладошками, но не закрывает их. Главная задача – нарисовать оком цифры от одного до десяти. Затем повторить упражнение в обратном порядке. На выполнение приёма уходит не более двух минут.
Упражнение рекомендовано при сильных нагрузках на зрительный аппарат. Регулярное повторение приёма позволит нормализовать кровообращение. |
«Точечная гимнастика»
Упражнение восстанавливает остроту зрения. Возьмите лист чистой бумаги, изобразите на нём десять точек на расстоянии пять миллиметров друг от друга. Если имеются отклонения в рефракции, дистанция увеличивается до семи миллиметров.
Плакат располагают на расстоянии тридцать пять сантиметров от глаз. Ребёнок должен не только их рассмотреть, но и сосчитать. Постепенно отодвигайте лист, зафиксируйте дистанцию, на которой малыш не смог разглядеть точки.
«Зрительная дуга»
Используется для восстановления остроты зрения у самых маленьких пациентов. Также приём направлен на избавление от компьютерного синдрома. Посадите кроху перед окном, попросите его сосредоточить взор на коленках. Затем ребенок должен сфокусировать взгляд на различных предметах, расположенных вокруг него. Манипуляция повторяется от двух до трех раз, глаза двигаются по дуге.
Комплекс упражнений
- «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
- «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
- «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
- «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
- «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
«Приближение»
Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим
Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
- «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
- «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
- «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
- «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.
Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.
Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.
У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.
У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.
Цель проведения гимнастики
Основной целью гимнастики для глаз для школьников считают снятие напряжения с мышц и восстановление здоровой фокусировки. Ошибочно думать, что упражнения нужны только тем детям, которые уже имеют заболевание органов зрения. Врачи рекомендуют тренироваться и здоровым детям для повышения умственной выносливости, сохранения четкости видения, исключения спазма.
Старшим школьникам тренировки помогут справиться с возросшими нагрузками, предотвратить появление головной боли напряжения, закрепить ясность взгляда. При этом улучшается концентрация зрения, повышается тонус мышц и нервов, улучшается кровообращение.
Профилактика нарушения зрения у детей
В первую очередь родителям нужно понять, что бесконтрольный просмотр телевизора или мультиков на ютубе влияет не только на психику ребенка, но и на его зрение. Когда человек, не имеет значения ребенок это или взрослый, смотрит на экран, то моргание становится реже. К глазам не так активно поступает кислород, и они перенапрягаются. Это ведет к ухудшению зрения.
Второй профилактический фактор – это правильная осанка. Ребенок не должен «утыкаться» носом в тетрадь или книгу, расстояние между лицом и тетрадью должно быть достаточным.
И третья, самая главная мера профилактики, это гимнастика для глаз. Она помогает отдыхать глазам ребенка, укрепить глазные мышцы и повысить их тонус. Все это влияет на остроту зрения в лучшую сторону. Педагоги и врачи с уверенностью говорят, что гимнастика для глаз для детей является замечательной профилактикой проблем со зрением.
Причины нарушения зрения
Причины нарушения зрения могут быть разными:
- наследственный фактор (если у одного из родителя плохое зрение);
- долгие зрительные нагрузки (телевизор, компьютер, планшетник);
- долгие и частые болезни ребенка;
- травмы глаз.
В большинстве случаев отклонение зрения наблюдается у деток сразу. Это говорит сам за себя врожденный фактор. Здесь напрямую связана болезнь и гены. Если у кого из родителей плохое зрение, то у ребенка может быть тоже плохое. Но так происходит не всегда. Бывает, что один из родителей имеет проблемы со зрением, а ребенок нет.
Частые болезни подрывают здоровье и иммунитет ребенка. Глазам нужно активное потребление кислорода. Антибиотики, которые применяют для лечения ребенка, снижают поступление кислорода к глазам. Из-за этого зрение у ребенка тоже может испортиться.