Лексико — грамматические задания по лексическим темам для детей от 5 до 6 лет картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит

Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья)

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема

Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет

Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Музыкальная карьера

Дискография певца очень обширна. 21 ноября 1995 г. — важная дата в жизни Иглесиаса. В этот день выходит дебютный альбом под названием Enrique Iglesias. Альбом пришелся по душе испанцам, португальцам и итальянцам. Полтора миллиона экземпляров разошлись меньше чем за неделю.

В 1997 году вышел второй альбом под названием Vivir, что в переводе означает «жить». После этого Иглесиас отправился в гастрольный тур по всему миру. За время турне Энрике посещает 18 стран и проводит более 70 концертов.

В 1998 году фанаты получают возможность приобрести уже третий по счету альбом Cosas del Amor. Сразу после его выхода Энрике вручают награду American Music Awards. Песня Bailamos была использована в фильме «Дикий, дикий Вест» в качестве основного саундтрека. Она принесла исполнителю мировую славу. После этого Энрике выпустил альбом на английском языке. Трек Could I Have This Kiss Forever сыграл важную роль в его карьере. Эту композицию певец исполнял почти на всех своих концертах.

В 2001 году Иглесиас уже во второй раз едет в турне по всему миру. Через несколько месяцев выходит новый альбом с креативным названием Escape. За первую неделю фанаты скупили более 1 миллиона дисков. С выходом очередного альбома под названием Quizas исполнитель возвращается к испанской музыке. В это же время в съемках нового клипа принимает участие знаменитая теннисистка Анна Курникова.

В 2003 г. выходит альбом с необычным названием «7». Одновременно отец певца выпускает свой сборник «77». Творчество Иглесиаса-старшего приняли очень хорошо, а вот работа Энрике получила посредственную оценку. Но певец не расстроился и отправился в очередное турне, самое масштабное в его карьере. Он посетил страны, в которых никогда не бывал.

После окончания тура Энрике начал работать над новым альбомом, которому посвятил очень много времени. В процессе работы ему нередко приходилось ночевать в студии звукозаписи. Он не появлялся на публике и игнорировал телевизионные шоу. Спустя 3 года у исполнителя выходит альбом Insomniac, сразу ставший настоящим хитом. Одну из его песен, Can Your Her Me, Иглесиас исполнил на заполненном футбольными фанатами стадионе, за что его полюбили ещё больше.

В 2008 году у Энрике выходит сразу два альбома, моментально ставшие популярными во всем мире. В начале 2010 года певец выпускает сборник Download to Donate for Haiti. Название само говорит за себя, все собранные средства Энрике Иглесиас переводит в фонд поддержки пострадавшим от землетрясения в Гаити. Следующий альбом Euphoria принёс исполнителю наибольшее количество наград.

В марте 2014 года Иглесиас написал новый трек Bailando, а через месяц выложил его на платформу YouTube. Видео за одну неделю набрало больше 750 миллионов просмотров, а уже через два месяца количество посмотревших его перевалило за 2 миллиарда. Впрочем, в России песня не получила особой популярности.

В 2014 г. вышел альбом на двух языках (испанском и английском) под названием Sex + Love. Самой популярной песней в нём стал трек El perdedor. После выхода альбома Иглесиас отправился в свой самый большой тур, который длился 3 года. Энрике выступал на сценах и стадионах:

  • Финляндии;
  • Германии;
  • Испании;
  • Арабских Эмиратов;
  • Швеции;
  • Мексики;
  • Италии;
  • США;
  • Польши.

Иглесиас выступал в роли продюсера песни The Way для Клейна Айкина в Academy of Stars. Также он успешно спродюсировал четыре песни для известной британской группы The Hollies. Неоднократно выступал в дуэте с Уитни Хьюстон, Алсу, с американскими певицами Келис и Сиарой.

https://youtube.com/watch?v=Ew2bhUVCsvM

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье»

Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Домашние занятия на произношение звуков

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Дочь Анны Курниковой – Люси Иглесиас

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Разминка речевого аппарата

Без правильного физического развития челюсти и всего речевого аппарата детям трудно произносить некоторые звуки и звукосочетания, говорить чётко и в правильном темпе. Любое обучение ораторскому искусству начинается с физической подготовки. Артикуляционная гимнастика в риторике предназначена для развития верхней и нижней челюсти, языка и губ и мимических мышц лица.

Открываем рот

Слегка растянув губы в улыбке, плавно и широко открыть рот с опусканием нижней челюсти. При этом язык лежит без напряжения. Держать челюсти открытыми 5–10 секунд, затем медленно закрыть. Выполняется упражнение 5 раз, сохраняя спокойный темп. Это упражнение похоже на кормление птенца, зевающего бегемота или пение звука «а».

Улыбаемся

В этом упражнении ребёнок учится улыбаться, показывая передние зубы. Задержать губы в улыбке нужно на 5–10 секунд, следя за тем, чтобы челюсти не были излишне напряжены. Улыбка спокойная и свободная, губы не подворачиваются. После минутного отдыха упражнение повторяется. Всего 3–4 повтора.

Другой вариант упражнения – в положении улыбки открывать на 2 см рот и закрывать его, слегка щёлкая зубами. Чтобы перевести занятие в игру можно строить «заборчик» из зубов, показывать челюсти акулы, протягивать звук «и».

Вытягиваем губы

Сомкнутые губы вытянуть трубочкой и удерживать 5–10 секунд. Повторить упражнения можно 3–4 раза. Нужно следить, чтобы нижняя часть челюсти не выдвигалась вперёд. Это похоже на то, как показывают дудочку, уточку, пение звука «у».

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector