Гиперактивность у детей

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.

Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:

Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе

Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями

Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.

Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
  1. Сбор информации

Диагностический опросник

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.

диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка

Нарушение адаптации

Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев

на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности

Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия

Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ

С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что

  1. Консультация педиатра

Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.

  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.

Диагностика Гиперактивности у детей:

Оценка симптомов

Внимание

Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом

Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами

Двигательная активность

Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.

Дифференциальная диагностика

Нормальность

Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.

Ситуационная гиперактивность

Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.

Поведенческие расстройства

Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее

Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения

Эмоциональное расстройство

К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.

Тики, хорея и другие дискинезии

Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.

Расстройства аутистического спектра

Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.

Генерализованная недостаточная обучаемость

У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)

Из-за чего может развиться гиперактивный мочевой пузырь

Гиперактивный мочевой пузырь у женщин встречается чаще, чем у мужчин – 60% против 40%. Основной причиной выступают нарушения в работе нервной системы, вызванные:

  • травмой спинного мозга;
  • рассеянным склерозом;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • межпозвоночными грыжами;
  • инсультами.

Еще ГАМП развивается на фоне сахарного диабета, отравления организма алкоголем или химическими веществами. Также расстройство может быть врожденным из-за аномалий в строении мочевыделительного канала.

У мужчин ГАМП может вызывать аденома простаты, из-за которой сужается мочеиспускательный канал. У женщин синдром гиперактивного мочевого пузыря имеет факторы риска, которые увеличивают вероятность столкнуться с таким заболеваниям. В список таких факторов включают:

  • роды с осложнениями (разрывы, наложение щипцов);
  • операции по урологическим или гинекологическим показаниям;
  • злоупотребление алкоголем или кофеином;
  • возраст старше 75 лет;
  • ожирение;
  • депрессия.

Еще с ГАМП можно столкнуться в период климакса, когда организму недостает гормонов эстрогенов. Чувствительность детрузора (его сокращение приводит к мочеиспусканию) может повышаться при заместительной гормонотерапии при раке молочной железы. Не меньшее значение в развитии ГАМП имеют стрессовые ситуации и вредные условия труда.

Симптомы гиперактивности

Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше

Родителям рекомендуется обращаться внимание:

  • малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
  • спит меньше нормы и плохо засыпает;
  • отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.

Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.

В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.

Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.

Дополнительными симптомами становится:

  • нарушение общения со сверстниками;
  • возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
  • отставание в эмоциональном развитии;
  • формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.

Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей

Симптомы Гиперактивности у детей:

1.    Выраженная беспокойность, импульсивность, невнимательность

Дети с гиперактивностью не могут спокойно сидеть на своем месте. Они вскакивают, крутятся по сторонам, трогают и переставляют вещи, рассматривают и прикасаются к своей одежде, они склонны не выполнять задание, а менять его по своему усмотрению. Гиперактивный ребенок часто отвлекается.

На игровой площадке гиперактивный малыш может выявлять такой же уровень активности, как и другие дети, не более. Специфика его активности заключается в неспособности сдерживать активность, когда необходимо не шуметь и сосредоточиться. Это происходит в классе, в детсаду и т. д.

Импульсивность проявляется в действиях без предварительных размышлений, опрометчивости, иногда в опасных поступках. На уроках такие дети могут выкрикивать ответ, не дослушав учителя и не подняв руку. Перебивать – обычное для них дело. В играх они не дожидаются своей очереди. Импульсивность может говорить о поведенческих расстройствах, потому она не может служить ключевым признаком при диагностике гиперактивности.

2.    Устойчивость

Гиперактивность должна проявляться в разных обстановках, например, и в школе, и дома

Во время посещения врача устойчивая гиперактивность может не проявиться, потому что обстановка и окружающие люди будут незнакомыми для ребенка или же ребенок воспримет происходящее, как повышенное внимание к себе, и успокоится на данный период

3.    Хроническое течение и раннее начало

Симптомы продолжаются минимум пол года. Для гиперактивности у детей характерно раннее начало – к 7-ми годам или ранее. Обычно диагноз ставят в начальной школе, потому что в этот период проблемы наиболее ярко проявляются.

4.    Критерии исключения

Расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. У первых может проявляться беспокойство и невнимательность. Гиперактивность не диагностируют, когда причинами плохой концентрации внимания и беспокойства являются расстройства настроения, тревожные расстройства или шизофрения.

Обычные сопутствующие признаки

1. Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведениеОно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.

2.  Проблемы с социальными отношениями

Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.

3. IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.

4. Специфические проблемы с обучениемВозникают даже у тех, у кого высокий IQ.

5.  Неуклюжесть и незрелость неврологического развития

6. История специфической задержки развития

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:

Невнимательность:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • несвязные мысли;
  • проблемы фокусировки и поддержания внимания;
  • проблемы с восприятием услышанного;
  • трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
  • проблемы с обучением новым навыкам;
  • плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.

Гиперактивность:

  • беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
  • резкий переход от одного занятия к другому;
  • попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.

Импульсивность:

  • неумение думать, прежде чем действовать;
  • нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.

При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:

  • у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
  • у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
  • у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
  • порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
  • у 30 % наблюдают тревожные расстройства.

Каких детей называют гиперактивными?

Запись на прием к детскому
и подрастковому психологу

Узнать подробности Вы можете
по телефону (812) 640-38-55.

Гиперактивными обычно называют чрезмерно подвижных детей, которые не могут долго усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо деле. Диагноз гиперактивность должен ставить врач (обычно это невролог или невропатолог) на основе специальных исследований, но есть некоторые признаки, которые могут заставить родителей насторожиться и обратиться за помощью к специалистам. Давайте рассмотрим их подробнее.

Дети с синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении (прыгают, бегают, пытаются куда-нибудь залезть). Если же им приходится сидеть на одном месте: теребят что-либо в руках, вертятся, бесцельно двигают ногами, вскакивают с места и т. д. Они не могут тихо играть или чем-либо заниматься длительное время, постоянно отвлекаются, быстро бросают начатую игру или задание, не доводят дело до конца.

Чрезмерно активные дети обычно импульсивны, часто действуют, не задумываясь о последствиях своих поступков, они могут вскочить с места во время занятия, неожиданно влезть в разговор взрослых, выйти из игры в самый ее разгар.

Как правило, такие дети страдают нарушениями внимания, им сложно сконцентрировать и удерживать его на чем-либо, они рассеянны и не организованны. Часто забывают и теряют вещи.

У них слабо развиты движения пальцев и кистей рук, это выражается в том, что дети-дошкольники испытывают значительные сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, собирании мозаик и мелких конструкторов, старшие дети, уже обучающиеся в школе, не могут аккуратно выполнять задания в тетрадях, тяжело овладевают навыками письма.

Пример: Даня, 7 лет.

Очень любит шумные игры: догонялки, жмурки. Когда играет со сверстниками, постоянно кричит, часто нарушает правила, ему быстрее других надоедает игра, и он выходит из нее, забыв предупредить об этом товарищей.

В общении, даже со взрослыми, часто перебивает, может не слушать ответов на вопросы, которые сам же задал. Так же внезапно, как начал, без видимых причин, может прекратить беседу.

Когда мама пытается заняться с ним спокойной игрой, например, собрать пазл, то Даня сначала соглашается и с удовольствием начинает выполнять задание, но по прошествии нескольких минут бросает начатое дел. Если мама настаивает чтобы он закончил начатое, сердится и начинает ломать и разбрасывать то, что уже собрано.

Выше описанные проявления поведения обусловлены специфическими свойствами нервной системы детей с гиперактивностью, преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения над процессами торможения и другими физиологическими особенностями. Такие дети не могут самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, даже если очень хотят. После замечания ребенок может прекратить нежелательное поведение, но только на короткое время. Часто родители, не понимая причины неадекватного поведения ребенка, пытаются строго требовать, наказывать в случае невыполнения правил поведения, но эти меры не приводят к улучшению поведения ребенка

Поэтому важно понимать, какие проблемы, связанные с синдромом гиперактивности и нарушением внимания, могут испытывать дети.

Игры для гиперактивных детей

«Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
«Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
«Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
«Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
«Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне

Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
«Колокольчик». Дети садятся в круг

Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.

Симптомы Гиперактивности у детей:

1.    Выраженная беспокойность, импульсивность, невнимательность

Дети с гиперактивностью не могут спокойно сидеть на своем месте. Они вскакивают, крутятся по сторонам, трогают и переставляют вещи, рассматривают и прикасаются к своей одежде, они склонны не выполнять задание, а менять его по своему усмотрению. Гиперактивный ребенок часто отвлекается.

На игровой площадке гиперактивный малыш может выявлять такой же уровень активности, как и другие дети, не более. Специфика его активности заключается в неспособности сдерживать активность, когда необходимо не шуметь и сосредоточиться. Это происходит в классе, в детсаду и т. д.

Импульсивность проявляется в действиях без предварительных размышлений, опрометчивости, иногда в опасных поступках. На уроках такие дети могут выкрикивать ответ, не дослушав учителя и не подняв руку. Перебивать – обычное для них дело. В играх они не дожидаются своей очереди. Импульсивность может говорить о поведенческих расстройствах, потому она не может служить ключевым признаком при диагностике гиперактивности.

2.    Устойчивость

Гиперактивность должна проявляться в разных обстановках, например, и в школе, и дома

Во время посещения врача устойчивая гиперактивность может не проявиться, потому что обстановка и окружающие люди будут незнакомыми для ребенка или же ребенок воспримет происходящее, как повышенное внимание к себе, и успокоится на данный период

3.    Хроническое течение и раннее начало

Симптомы продолжаются минимум пол года. Для гиперактивности у детей характерно раннее начало – к 7-ми годам или ранее. Обычно диагноз ставят в начальной школе, потому что в этот период проблемы наиболее ярко проявляются.

4.    Критерии исключения

Расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. У первых может проявляться беспокойство и невнимательность. Гиперактивность не диагностируют, когда причинами плохой концентрации внимания и беспокойства являются расстройства настроения, тревожные расстройства или шизофрения.

Обычные сопутствующие признаки

1. Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведениеОно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.

2.  Проблемы с социальными отношениями

Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.

3. IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.

4. Специфические проблемы с обучениемВозникают даже у тех, у кого высокий IQ.

5.  Неуклюжесть и незрелость неврологического развития

6. История специфической задержки развития

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector