Доктор лошадь. как иппотерапия помогает в реабилитации неизлечимых больных

Что такое иппотерапия

Позитивное влияние контакта с лошадью на состояние больного было замечено еще во времена Гиппократа. Однако единых подходов и общепризнанной методики иппотерапии в России до настоящего момента не существует. Разрабатываются авторские методы, занятия проводятся по индивидуальному плану. Тем не менее можно выделить 4 основных способа лечения с помощью лошадей:

  1. Пассивное лечение движением лошади. Обычно применяют у пациентов с тяжелыми двигательными расстройствами. Больного усаживают на спину животного без седла, а инструктор ведет лошадь под уздцы медленным шагом. Больной может периодически менять положение на конской спине с помощью ассистента: садиться задом наперед, ложиться на живот или на спину.
  2. Терапевтическая верховая езда. Это может быть как самостоятельное управление лошадью (сидя в седле), так и выполнение заданных упражнений на ее спине (без седла).
  3. Лечебная вольтижировка. Подразумевает выполнение сложных гимнастических элементов на спине животного. Применяется только на последних этапах реабилитационного процесса.
  4. Психологический контакт с лошадью. Взаимодействие с животным (уход, кормление, общение) широко используются в терапии психзаболеваний. В таком случае физические тренировки, специальные упражнения отходят на второй план.

Стоимость занятий

Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.

Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация «Зеленый мир детства» проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.

В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация «Поводья жизни», что находится в городе Алушта, Республика Крым.

Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.

При каких болезнях стоит заниматься иппотерапией?

Показания к проведению иппотерапии могут быть разные: это могут быть как физические, так и психологические недуги. Психолог-иппотерапевт работает со следующими заболеваниями:

  • Нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, параличи, парезы, наличие ампутации конечностей  и протезов.
  • Неврологические нарушения: рассеянный склероз, ЧМТ (черепно-мозговые травмы), тики, головные боли, гипертонус и гипотонус мышц.
  • Частые простудные заболевания, связанные со слабым иммунитетом.
  • Психологические нарушения: аутизм и аутистические тенденции, нарушения внимания, гиперактивность, неврозы, речевые нарушения  и т.д.
  • Задержки психического и нарушения психического  развития.
  • Воспалительные заболевания в стадии ремиссии: цистит, артрит, гинекологические заболевания и пр.

В основном к иппотерапии обращаются люди с ДЦП, синдромом Дауна, СДВГ, аутизмом, сколиозами и т.д.  Механизм действия иппотерапии таков, что работа происходит и на физическом, и на психологических уровнях. У ребенка возникает эмоциональный контакт с психологом и лошадью.

В процессе занятий ребенок учится правильно взаимодействовать с животным: нельзя громко кричать, потому что лошадь может испугаться, нельзя дергать лошадь за уши, гриву, животное важно вознаграждать после занятия (угощать яблоком или сахаром, так ребенок говорит ему «спасибо») и пр. За счет подобного контакта, ребенок осознает, что лошадь — живое существо, что у него есть имя, любимая еда, что ему может что-то не нравится, и что если с ним правильно обращаться — оно будет слушать команды самого маленького наездника

Эта взаимосвязь ребенка и коня хорошо помогает в коррекции СДВГ, аутизма и т.д.

Кроме того, верховая езда имеет отличительную особенность от прочих физических нагрузок: дело в том, что когда ребенок садится верхом на лошадь, напряженные мышцы — расслабляются, а мышцы, подверженные атрофии, наоборот, начинают работать.  Если ребенок правильно сидит на лошади, то осанка приобретает естественные изгибы — это помогает в профилактике и лечении сколиозов.

Нормальная температура лошади — 38°C,  во время  движения, бока лошади естественным путем прогревают мышцы ног и бедер ребенка, что создает дополнительный терапевтический эффект. Развивается также координация и улучшается чувство собственного тела в пространстве, за счет этого укрепляется уверенность ребенок, повышается самооценка.

Кроме того, иппотерапия показана для деток с нарушениями речи. Психолог объясняет ребенку, что чтобы лошадка поехала, нужно сказать ей «но!». Путем тренировок ребенок усваивает это, и начинает давать команды лошади, после этого процесс обучения идет быстрее. 

Зачем просить животныхо помощи

Лечение животными, или пет-терапия, — один из методов в реабилитации и психотерапии. Всерьёз развивать это направление стал Борис Левинсон в 1961 году: врач заметил, что присутствие собаки помогает установить контакт с ребёнком с аутизмом. Известно, что животные помогают не бояться детям, которым предстоят болезненные процедуры вроде уколов. Даже небольшой аквариум в холле поликлиники или медицинского центра уже должен слегка приглушать страх.

В пет-терапию входят два направления. Первое — это собственно терапия с помощью животных (animal-associated therapy), то есть действия, которые направлены на лечение и помощь: развитие двигательных навыков, восстановление после тяжёлых болезней, смягчение симптомов психических заболеваний и налаживание контакта с учётом особенностей. Второе называется animal-associated activity — это более общая работа с животными, направленная на то, чтобы вызывать у пациентов положительные эмоции. На русском нет полных эквивалентов этим терминам: лечение при помощи зверей называют зоотерапией или анималотерапией, а у отдельных направлений есть свои наименования: иппотерапия (работа с лошадьми), дельфинотепария, канистерапия (работа с собаками) и фелинотепария (работа с кошками).

Противопоказания для иппотерапии

Иппотерапия имеет определенные ограничения. Не рекомендуется садиться на лошадь в период обострения любых заболеваний. Данный метод под запретом для тех, у кого диагностированы патологии костей (остеопороз и остеомиелит), гемофилия, эпилепсия и онкологические заболевания.

Нельзя проходить иппотерапию с травмами и воспалением шейного и поясничного отдела позвоночника, а также с заболеваниями тазобедренных суставов, к примеру с неоперированным врожденным вывихом.

Запрещено заниматься лечебной верховой ездой при сколиозе 3-4 степени, чтобы не спровоцировать ускорение темпа деформации позвоночника.

Принятая терминология и состояние методики в разных странах

физиотерапиямедицинынетрадиционной медициныреабилитациитравмв англоязычной литературеВ немецкоязычной литературе

  • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
  • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
  • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.

В России

райттерапии

Советы родителям

Итак, вы решили, что вашему ребенку может помочь лечение лошадьми? Только взвесьте все «За» и «Против». Обязательно посоветуйтесь с врачом, убедитесь, что ни одно из противопоказаний не относится к вашему случаю. Если нет никаких препятствий, то можно приступать к занятиям.

Почитайте, узнайте у знакомых, где занимались их дети, добились ли они каких-то результатов. Придя в клуб, расспросите у инструктора о его образовании и квалификации.

Ну и еще один совет: доверяйте! Доверяйте лошади и инструктору, помогайте ребенку во всем по мере необходимости. Помните, занятия на лошади — это большой труд, хоть он и приносит удовольствие.

И еще стоит понимать, что иппотерапия не сможет полностью излечить ребенка, если у него врожденные пороки, не сможет вернуть отсутствующие части тела, но и любое другое лечение не справится с этой задачей. Зато облегчить состояние больного и значительно улучшить картину иппотерапии под силу.

Как помогает иппотерапия при аутизме, смотрите в видео ниже.

«Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Адаптивная физическая культура» (для специалистов без опыта верховой езды)

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Образования

«Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет»Обособленное структурное подразделение дополнительного профессионального образования специалистов

 «Академия менеджмента и агробизнеса»

Федерация конного спорта Санкт-Петербурга

Центр развития оздоровительной верховой езды «Поли-Эко»

Руководство курса: Слепченко Юлия Алексеевна, руководитель КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии; Вишневская Ирина Сергеевна, старший тренер КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии

Профессиональная переподготовка: Дает право на новый вид профессиональной деятельности в сфере: тренинга терапевтических лошадей.

Документ по окончании: Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Тренинг терапевтических лошадей», дающий право профессиональной деятельности в сфере: иппотерапии, адаптивной верховой езды, тренинга терапевтических лошадей.

Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Адаптивная физическая культура», дающий право профессиональной деятельности в сфере: иппотерапии, адаптивной верховой езды, адаптивной физической культуры.

В дипломе – приложение, где указываются все дисциплины учебного курса с оценками, место прохождения практики.

Условия приема на курс, документ для зачисления: Для поступления необходимо иметь образование (ВУЗ, техникум) в любой сфере, опыт в работе с лошадьми желательно.

  • копия паспорта: 1 стр. и стр. прописки;
  • копия диплома об образовании и приложения к нему:
  • 2 фото (3х4).
  • страховка для занятий по верховой езде 

График занятий: 2 месяца, возможно прохождение в 2 этапа (весна-осень), полная занятость 5-6 дней в неделю с 10.00 до 17.00

Практические занятия: Практические занятия проводятся на базе конного клуба «Поли-Эко», 3 раза в неделю: практика по оздоровительной верховой езде.

Страхование: Для прохождения практики необходимо будет оформить страховку (возможно в КСК «Поли-Эко», 650 руб. на год)

Необходимая экипировка: Необходимо иметь удобную одежду для верховой езды (занятия по иппотерапии), шлем желательно.

Преподаватели: Слепченко Юлия Алексеевна, дефектолог, логопед, доктор остеопатии, инструктор по иппотерапии; Вишневская Ирина Сергеевна, старший тренер КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии; Сочеванова Ольга Андреевна, старший тренер сборной команды России по параолимпийской выездке; Сладкова Наталья Александровна, педагог-психолог, директор Региональной Общественной Организации «Центр взаимной интеграции «Аккорд»; Цымбал Антонина, медицинский психолог.

Основные дисциплины учебного плана:

  • Техника безопасности.
  • Медицинские аспекты иппотерапии.
  • Специальная педагогика и психология.
  • Тренинг терапевтических лошадей.
  • Практика. Иппотерапия.
  • Итоговая аттестация.

Практика: Обучение в период 2 последние недели – это в основном дополнительная практика по верховой езде и оздоровительной верховой езде, подготовка к итоговой аттестации, написание дневников практики, итоговая аттестация в виде экзамена. Слушатели из хозяйств по желанию могут проходить практику у себя в хозяйстве, остальные будут проходить практику в КСК «Поли-Эко».

Иногородние слушатели после итогового экзамена могут уехать домой, дневники практики прислать по электронной почте, итоговые документы отправляем заказным  письмом.

Проживание для иногородних: Гостиница Академии, адрес: СПб, Шушары, Пушкинская, 12. Телефон: (812) 451-09-81. Минимальная стоимость 550 руб. в сут.,

800 руб. – номера с удобствами.

Бронирование гостиницы осуществляется самостоятельно или через куратора 8(921) 746-32-67 Головина Татьяна

Адрес/проезд: Теория — Академия

Адрес: Санкт-Петербург, Шушары, ул. Пушкинская, 12,от м. Звездная марш.т. 479, авт. 34.

Практика — КСК «Поли-Эко»

Адрес: Всеволожский р-н, пос. Колтуши, дер. Токкари, от м. Ладожская марш.т. и автобус 531 до пос. Колтуши, далее пешком 800 м

Запись: ОСП ДПОС «Академия менеджмента и агробизнеса» СПбГАУ

Тел./факс: (812) 451-09-79 — учебный отдел

Кураторы:
8(921) 746-32-67 Головина Татьяна
8(911) 166-16-30 Крылова Анастасия

Лечение иппотерапией

Упражнения для иппотерапии

Комплекс упражнений иппотерапии приДЦПи различных двигательных нарушенияхРисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6

  • Человек переживает состояние прямохождения, что дает мощный импульс к ЦНС и в дальнейшем поддерживать это ощущение;
  • Стимулируется выпрямляющий рефлекс на голову и туловище;
  • Нормализуется мышечный тонус;
  • Развивается мышечно-суставное чувство;
  • Тренируются и растягиваются мышцы;
  • Нормализуются двигательные стереотипы через купирование патологической моторики;
  • Тренируется способность удерживать равновесие и статодинамическая устойчивость;
  • Формируется правильная осанка;
  • Человек учится ориентироваться в пространстве;
  • Разрабатываются суставы и увеличивается объем движений в них;
  • Формируется двигательный стереотип при движении спиной вперед (в исходном положении №2);
  • Улучшается координация движений;
  • Тренируются механизмы восприятия (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения, вестибулярная чувствительность).

Иппотерапия младенцевмладенцевИппотерапия для коррекции осанки

  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой левой ноги, а правой рукой – правой ноги.
  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой правой ноги, а правой рукой – левой ноги.
  • Наклоны туловища вперед и назад.
  • Хлопки прямыми ногами над спиной лошади. Для выполнения упражнения человек отклоняется немного назад, поднимает ноги вверх и хлопает ими друг о друга над крупом лошади.
  • «Мельница». Для выполнения упражнения чрез круп лошади перенести правую ногу и сесть боком, далее перенести через круп левую ногу и сесть лицом к хвосту. Затем снова перенести через круп правую ногу и сесть боком, после чего перенести через круп левую ногу, вернувшись в исходное положение – сидя лицом к голове лошади.

История Иппотерапии в мире

Концепция иппотерапии находит своё раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода. Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента[обтекаемое выражение].

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализован в США в 1992 году вместе с созданием Американской Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр — ДЭЦ «Живая Нить». Центр провел основную работу по становлению этого метода как в России, так и в странах Ближнего Зарубежья.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Конная терапия предполагает эффективное лечение по двум направлениям: психология человека и его физиология. Чтобы понять целесообразность такой методики зоотерапии, следует более детально раскрыть сферу влияния в обоих случаях.

Психология

Даже здоровый человек при контакте с лошадью получает массу впечатлений и положительных эмоций, что уж говорить за больного пациента. Главное, чему обучает лошадь своего наездника — раскрепощение и вера в себя. Этот фактор является самым важным для лечения больных детей, в процессе дружбы с лошадью ребенок исключает чувство конкуренции, злобы, а концентрируется исключительно на привязанности, преданности и любви.

Любые расстройства психики и проблемы с адаптацией легче лечатся за счет лошади, так как во время езды с ней нет нужды разговаривать. Здесь лишь стоит настроиться на язык мимики и жестов. За счет того, что лошадь является уникальным эмпатом, она гораздо лучше понимает больного человека, нежели даже врачи.

Физиология

В данном случае полезный эффект от верховой езды основывается на непосредственном контакте человека с лошадью. Обычно занятия иппотерапией подразумевают сидение и езда верхом на таком животном, что благотворно сказывается на теле и внутренних органах человека. Специалисты говорят, что эффективность такой методики лечения обусловлена следующими факторами:

  • Температура тела у такого животного на пару градусов выше, нежели у человека. Поэтому физиологический контакт лошади и человека помогает разогреть мышцы тела, а также суставы нижних конечностей и таза.
  • Регулярная езда верхом на лошади вырабатывает у пациента координацию, так как во время движений верхом человек ищет центр тяжести, координирует свое тело и каждую конечность отдельно друг от друга. Именно это способствует достижению естественного уровня концентрации.
  • За счет езды верхом пациент обучается самостоятельности, развивает в себе адаптивные функции, которые реагируют на раздражители извне.
  • Многие пациенты не воспринимают занятия с лошадьми методом лечения, поэтому не оказывают сопротивления в подсознании.

Определить длительность курса иппотерапии может врач и тренер, исходя из диагноза, степени сложности заболевания, целей и показаний. Но как показывает практика, большинство пациентов не прекращают верховую езду, так как становятся с лошадью родственными душами.

Иппотерапия для взрослых

Возрастных ограничений иппотерапия не имеет. Обычно взрослые медленнее поддаются терапевтическому воздействию, чем дети, поскольку у малышей исходно выше реабилитационный потенциал. Тем не менее при систематическом подходе и регулярных тренировках взрослые достигают значительных успехов в лечении патологий опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы.

Иппотерапия не является основным методом лечения болезни. В большинстве случаев пациенты занимаются ЛФК, плаванием, массажем, получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Однако зачастую именно лечебная верховая езда становится пусковым моментом в процессе выздоровления и помогает сдвинуть все реабилитационные мероприятия с мертвой точки.

Как проходит иппотерапия

Единого стандарта в проведении сеанса иппотерапии в России не существует. Во многом план занятий зависит от имеющегося заболевания и выбранной лечащим врачом методики.

Тем не менее обычно соблюдается общий план тренировок, который включает 4 этапа:

1. Первое знакомство с животным. От первоначального впечатления во многом зависит эффективность дальнейшего лечения. На этом этапе пациенту показывают место проведения тренировок, лошадь, с которой он будет заниматься, разрешают дотронуться до нее, погладить, взять за повод

Важно продемонстрировать доброту и миролюбивый нрав лошадки

  • 2. Посадка в седло. На первых порах пациент обычно не может самостоятельно взобраться на лошадь, поэтому его усаживает инструктор. В дальнейшем вмешательство инструктора постепенно сводится к минимуму: подсадить, поддержать, направить.
  • 3. Первое тренировочно-диагностическое занятие. Оно нужно для того, чтобы больной увереннее почувствовал себя верхом, а специалист по иппотерапии смог составить примерный план дальнейших тренировок. На первом сеансе пациент еще не едет сам, лошадь медленным шагом ведет под уздцы инструктор.
  • 4. Регулярные тренировки проводятся в соответствии с разработанным планом и методом лечения, постепенно усложняются задания и наращивается продолжительность сеансов. Первые занятия длятся не более четверти часа, но со временем они продолжаются уже по 60 минут. Как правило, бывает достаточно 1-2 тренировок в неделю.

Центры в России

Иппотерапия в России стала развиваться с 1991 года. До этого времени у нас просто не было специалистов. Сейчас же существуют учебные заведения, где можно освоить специальность инструктора по иппотерапии.

В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми. Иногда на базе санаториев, принимающих людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, имеются лошади-терапевты. Особенно развита иппотерапия в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове, Казани, Уфе, Севастополе, Саранске, Курске, Красноярске, Екатеринбурге.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Специалисты рекомендуют занятия иппотерапией детям с аутизмом. Такие дети отличаются гипер- или гипоактивностью. Для них мир полон раздражителей: слишком яркий свет, очень громкие звуки, чересчур много людей вокруг. Уход в себя у детей-аутистов — это способ защититься от внешних воздействий. Основной задачей реабилитации таких детей является вызывание на контакт, развитие их коммуникативных навыков. Лошадь является отличным посредником между детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и внешним миром.

Дети с аутизмом поначалу не реагируют на четвероногого лекаря или отказываются подходить к нему. Ничего страшного в этом нет: такому ребенку свойственно отгораживаться от всего незнакомого. Постепенно ему становится интересно общаться с конем, ощущать его тепло, чувствовать мощь этого красивого животного.

Иппотерапия — это

Итак, иппотерапией называют одну из самых эффективных методик зоотерапии, которая лечит множество заболеваний человека. Но не стоит ограничиваться в понимании о иппотерапии исключительно ездой на лошади, в комплекс мероприятий входит также тесный контакт с животным, уход за ним, а также общение.

Доказано, что регулярное общение с лошадью не только одаривает человека эстетическим наслаждением, но и помогает снять напряжение и депрессивное состояние, а также сводит к минимуму последствия расстройства психики. Для детей такая связь с лошадью означает воспитание и правильное наставление в будущем, так как в процессе ребенок получает навыки чуткости и внимательности, а также учит прислушиваться к партнеру и помогать ему.

Иппотерапия, по мнению ее первооткрывателя Ю. Лаллери, представляет собой психосоматическую терапию, которая направлена на множество целей:

  • повышение двигательной активности;
  • получение психологической свободы и независимости;
  • обучение человека к легкой и быстрой адаптации;
  • помощь в реабилитации;
  • избавление от негативных мыслей и депрессивного состояния и многое другое.

Все волшебство иппотерапии основано на том, что лошадь является сильным эмпатом, то есть перенимает на себя эмоциональное состояние человека. Она с особой чуткостью воспринимает слова, интонацию, посыл сказанных слов, а также внимательно изучает походку, жесты и мимику человека. Такие животные обладают феноменальной памятью и способны перенимать привычки, за счет чего поведение лошади предсказуемо для человека. Именно это животное может помочь нестабильному человеку своей устойчивостью и чувством спокойствия.

Упражнения

Комплекс разрабатывается под каждого пациента с учетом его диагноза. Но есть упражнения общего плана, направленные на укрепление, растяжение и расслабление. Движения выполняются в статике и во время катания на лошадях.

Общие упражнения включают:

  • дыхательную гимнастику;
  • наклоны корпуса (с инвентарем и без);
  • упражнения для глаз;
  • качание шенкелей;
  • движения с закрытыми глазами;
  • «ножницы»;
  • «мельница»;
  • упражнения на равновесие;
  • смена аллюров (например, переход с ходьбы на бег).

В лечебной терапии практикуется выполнение упражнений в разных исходных положениях: лицом вперед, лицом назад, лежа на спине, на животе, попрек лошади. Использование такого подхода дает уникальный реабилитационный эффект.

Методы иппотерапии в разных странах

  • Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
  • Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
  • Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
  • Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).

Фото 1Фото 2Фото 3Фото 4конный спорт инвалидов

  • Собственно иппотерапия. В методике используется пассивный шаг лошади, а пациент просто сидит на спине животного без седла, удерживая равновесие и стараясь не упасть. Данная методика соответствует принятой в странах СНГ терапии движением лошади.
  • Лечебная верховая езда. Как по названию, так и по содержанию и сути полностью соответствует российской методике лечебной верховой езды.
  • Терапевтическая и развивающая вольтижировка. По названию и сути соответствует российской методике вольтижировки.
  • Верховая езда. Методика, предполагающая овладение сложными способами управления лошадью в группах.

Противопоказания

Лечение с помощью иппотерапии имеет ряд противопоказаний.

Абсолютные:

  • Аллергия на лошадиную шерсть или пот;
  • Непреодолимый страх перед животным;
  • Ожирение 3-4 ст.;
  • Выраженный остеопороз;
  • Некоторые заболевания позвоночника (крупные межпозвонковые грыжи, нестабильность позвонков, сколиоз 3-4 ст., болезнь Шейермана-Мау в острой фазе);
  • Вывих бедра;
  • Асептический некроз головки бедренной кости;
  • Психзаболевание в острой стадии;
  • Острый инфекционный процесс;
  • Миастения;
  • Ранний восстановительный период после переломов;
  • Гемофилия;
  • Отслойка сетчатки;
  • Глаукома.

Относительные:

  • Остеопороз средней степени тяжести;
  • Выраженное снижение интеллекта;
  • Эписиндром с частыми приступами;
  • Костные деформации;
  • Миозиты.

Заключение

Лошади очень необходимы в иппотерапии, форме нервно-мышечной терапии, которая может улучшить осанку и координацию ребенка с ограниченными возможностями.

Посредством иппотерапии больной может испытывать множество различных видов полезной сенсорной стимуляции — мышцы и суставы получают глубокую стимуляцию давления от подпрыгивания и удержания позиций (например, стоя на коленях или стоя на лошади).  Мозг получает вестибулярную стимуляцию (ощущения движения и баланса) когда лошадь движется по кругу, вверх и вниз по холмам и меняет скорость.

Можно сказать просто — лошади лечат.

Статью прочитали: 2 971

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector