Одинокие девушки: что мешает их отношениям с мужчинами

Почему Избегающие и Тревожные на годы застревают в трудных отношениях

Система привязанности у Избегающих большую часть времени и в большинстве отношений отключена. Поэтому такие люди тяготеют к Тревожным. Из другого общения и отношений они просто выпадают, словно под действием силы тяжести. А Тревожные начинают за них держаться.

Поэтому они задерживаются в отношениях с Тревожными. Позволяют себя любить. И все бы ничего, но Тревожного это прохладное отношение пугает. Он старается сблизиться и подходит настолько близко, что Избегающему становится просто плохо, он задыхается и отбегает подальше.

Временная дистанция показывает Тревожному, где его место и он покорно соглашается его занять. Избегающий соглашается вернуться, если Тревожный пообещает себя хорошо вести. Но вскоре ситуация повторяется.

А почувствовав, что опасность миновала, возвращается. И старается предупредить повторение ситуации, вынося Тревожному всевозможные выговоры и предупреждения.

Есть ли середина?

Чтобы концепция родительства не была такой жесткой и противоречивой, можно сделать вот что:

Не упрощайте теорию привязанности. Рано или поздно такая трактовка выйдет из моды, и ваши дети будут осуждать ее как устаревшую. Можно уже сейчас предсказать их претензии: мы выросли в тепличной обстановке — и зачем нам было взрослеть? Теперь у нас неадекватные амбиции, но нет психологической устойчивости перед трудностями этого мира, а вы в этом виноваты!

Вовремя сепарируйтесь от детей

Ребенок учится уважать границы у родителей, поэтому важно защищать интересы пары от интересов детей. И каждый ребенок хочет иметь счастливых, любящих друг друга папу и маму, а не взрослых, которые не выдержали трудностей «идеального» родительства и развелись!

Различайте слияние и любовь. Чрезмерное слияние с детьми — это не любовь, а сложности в выдерживании собственной тревоги и страха.

Откажитесь от невротических материнских установок. Это ваш ребенок и ваша система воспитания. Родительство — это всегда эксперимент: ваш, вашей семьи и близкой вам социальной среды. Вы знаете от природы гораздо больше, чем кажется, и делаете достаточно, если ваш ребенок развивается по возрасту.

Свет в нашей жизни

Когда мы видим сознание окружающих, мы привносим в отношения качества нашего внимания: любознательность, открытость и восприимчивость. Они лежат в основе надежной привязанности. И это чувствуется, когда мы слушаем историю человека, у которого хорошая связь с самим собой.

Сочувствие к самому себе и принятие себя безошибочно угадываются у людей с надежной привязанностью. Они, обычно являясь результатом последовательных, продолжительных и заботливых отношений с родителями в раннем детстве, могут появиться и в результате приобретенной надежной привязанности, как в случае Ребекки.

Когда мы чувствуем, что находимся в сердце другого человека, теплый свет любви горит внутри нас и освещает нашу жизнь.

У большинства свет зажигают родители. Для Ребекки это сделала тетя. Тот факт, что тетя так хорошо ее чувствовала, позволил Ребекке ощущать себя настоящей и ценной, несмотря на хаос в доме, и в конце концов создать связный нарратив.

Позитивные отношения с любым взрослым: с кем-то из родственников, с учителем, психологом или другом — всё, что нужно для установления положительных отношений с самим собой.

Мыслительное восприятие позволяет нам видеть в жизни наполненную смыслом историю. Это причина, по которой я всегда призываю учителей и коллег-психотерапевтов устанавливать прочную и гармоничную связь со студентами и пациентами. Ощущение, что сознание одного человека находится в сознании другого, дает отличные результаты.

У моей подруги Ребекки теперь есть свои дети, которым повезло иметь маму, способную выстроить с ними открытые и полные любви отношения. Если бы вы увидели Ребекку с детьми, вы бы никогда не догадались, насколько болезненным было ее детство.

Наш ранний опыт не приговор. Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся из поколения в поколение.

Ребекка всегда являлась для меня примером того, как, взяв ответственность за свое сознание, мы освобождаемся сами и дарим любовь и заботу детям.

Формирование типа привязанности

Психологи выделяют 4 типа привязанности, определить которые можно еще в детстве по реакции ребенка на разлуку с мамой.

Безопасный тип

Это самый здоровый тип привязанности. Такие дети логично реагируют на разлуку. Когда мама уходит они расстраиваются, а когда приходит, то радуются. Рядом с мамой ребенок чувствует себя в безопасности. Сам он не идет на контакт с незнакомцами, но если мама рядом, то спокойно сближается с другими людьми. Такой тип привязанности формируется, когда мама ведет себя предсказуемо, и дарит достаточно любви и тепла.

Избегающий

Дети с избегающим типом привязанности никак не реагируют ни на уход мамы, ни на ее возвращение. С незнакомцами они легко идут на контакт. Многие родители считают, что таки дети спокойные и независимые, и радуются этому. Но, на самом деле, такие дети получали отказ в поддержке и любви, и поэтому перестали ее просить, чтобы не получать отказа. Избегающий тип привязанности в отношениях формируется в нескольких случаях. Если мама отсутствовала в первые годы жизни. Если она была рядом только физически, но не давала эмоциональной близости. Также к такому может привести излишняя опека и контроль, без учета мнения ребенка. Тогда он перестает понимать свои эмоции и чувства, и боится открываться кому-то.

Тревожный

Эта категория детей, которые при разлуке с матерью впадают в истерику. Но, при этом, когда она возвращается – они не радуются. Они проявляют либо безразличие, либо агрессию. Таким образом, они показывают, что они обиделись на то, что их оставили. Такой тип привязанности формируется, когда мать ведет себя непредсказуемо. Например, сначала проявляет заботу, а потом холодность. Либо то ругает, то хвалит за одно и то же действие.

Тревожно-избегающий

Дети, которые относятся к этой группе, ведут себя непредсказуемо. Они могут то отталкивать маму, то игнорировать, то притягивать. Они сами не понимают своих желаний, им то хочется быть рядом, то отдалиться. Такой тип привязанности возникает если в отношении ребенка применялось насилие – физическое или психологическое. То есть не только применение силы, но и игнорирование ребенка.

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

Что это вообще за теория

Теорию привязанности разработали психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт в 1960 – 70‑е годы, когда изучали отношения между матерью и ребенком. До этого психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью, чтобы выжить, и никаких чувств при этом не испытывает. Боулби и Эйнсворт доказали, что младенцы всё же привязываются ко взрослым.

Первые месяцы младенцам действительно всё равно, кто из взрослых за ними ухаживает

Они плачут, смеются и лепечут, чтобы привлечь к себе внимание. Так работает механизм выживания: если на меня посмотрят, скорее всего, еще и накормят

Но с двух до шести месяцев ребенок учится различать взрослых и определяет наиболее значимого: человека, который больше о нем заботится — даже если тот злой или редко меняет подгузник. У младенца нет возможности выбирать, поэтому он приспосабливается к любому взрослому. Так формируется привязанность.

Ученые провели эксперимент с участием детей в возрасте от полугода до полутора лет и посмотрели, как младенцы реагируют на разные ситуации — с матерью и без нее. Исследования показали, что дети чувствуют эмоциональную привязанность и она бывает четырех типов:

Надежная. Ребенок уверен, что близкий ему взрослый сможет помочь, тянется к нему, если сталкивается с чем-то неприятным. Такие дети смело исследуют всё, потому что чувствуют себя в безопасности. В будущем ребенок с надежным типом привязанности станет самостоятельным и уверенным в себе, будет ценить любовь и доверие.

Тревожно-устойчивая. Формируется, если ребенок не уверен, что взрослый придет на помощь в сложной ситуации. Такие дети остро реагируют на разлуку с матерью, с опаской принимают чужих и боятся исследовать мир вокруг. Когда значимый взрослый возвращается, такой ребенок одновременно испытывает радость от воссоединения и злость от того, что его бросили. С тревожно-устойчивым типом привязанности дети вырастают в неуверенных в себе взрослых, которым нужно постоянное подтверждение взаимности от других людей.

Тревожно-избегающая. Ребенок самостоятельный и независимый, не расстраивается, если матери нет рядом, но и не радуется ее приходу. Чаще всего, это дети, которые рано столкнулись с равнодушием взрослых. Они перестают ждать любви и ласки, стараются ни к кому не привязываться, потому что понимают, что в дальнейшем это принесет разочарование.

Дезорганизованная. В эту группу попали дети с противоречивым поведением. Они то боятся взрослых, то, наоборот, тянутся к ним. Обычно такой тип привязанности связан с психологическими травмами.

Поведение детей из исследования 1970‑х годов изучают и сейчас, когда они стали взрослыми. Так выяснилось, что привязанность ко взрослому в детстве отражается на отношениях в паре. Со временем теорию привязанности стали рассматривать как в отношениях между матерью и ребенком, так и между влюбленными.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Отношения без эмоций

Как рассказывает эксперт компании Double Trust Dating Дэвид Беннетт, человек, у которого есть склонность к избеганию, может состоять в отношениях, но в них, как правило, не будет глубокой близости и сильной эмоциональной связи.

Беннетт говорит, что наличие уклончивых тенденций вовсе не означает, что такие люди вообще не способны быть близкими с кем-то, но им сложно установить связь. Они могут поддерживать отношения на относительно поверхностном уровне и быть нерешительными в части различных обязательств. «Им может нравиться веселиться и проводить время вместе, но, возможно, они не будут доступны, если партнеру потребуется серьезно поговорить, — отмечает Беннет. — Они могут сосредоточиться больше на случайном сексе, а не рассматривать его как форму близости. Также они могут идеализировать прошлые отношения или даже представлять в фантазиях идеальные отношения. Это может привести к тому, что они станут очень разборчивыми и перфекционистами, что позволит им избегать более глубоких отношений».

Салат из овощей с фетой и медово-горчичным соусом: рецепт для тех, кто на диете

На 10 лет моложе: как выглядит избранник актрисы, сыгравшей Началову

Геометрический принт, стразы и не только: 9 эффектных идей бежевого маникюра

Почему тревожная привязанность разрушает отношения

Женщины с тревожной привязанностью, как правило, очень сильно влюбляются. Но довольно быстро, часто даже на первых неделях их отношения превращаются в источник непрерывных мучений.

Они все больше начинают верить, что мужчина их не любит или он недостаточно вкладывается в отношения, что ему нельзя доверять и даже, что он неверен им.

Это приводит их к тому, что они просто одержимы постоянными мыслями о своих отношениях и паталогически ревнивы.

И что еще хуже, они не способны самостоятельно успокоиться и простить мужчину за его промах. Им нужно, чтобы успокаивал он, но чтобы при этом они его атаковали – стыдили и обвиняли за то, что из-за него им так плохо.

Поэтому их отношения всегда нестабильны и очень легко рушатся под грузом проблем. В результате такие люди обычно несчастны в любви. Из-за всех этих проблем в отношениях им кажется, что отношения – это какая-то непосильно трудная работа.

Исследования

Было проведено несколько новаторских исследований, которые внесли вклад в развитие теории привязанности и предоставили доказательства ее обоснованности, в том числе исследование, описанное ранее, в котором младенцы были отделены от своих основных опекунов, и было отмечено, что их поведение попадает в «стиль» привязанности.

На фото Гарри Харлоу

Эксперименты Харлоу

В 1950-х годах Гарри Харлоу проводил эксперименты на тему любви и взаимоотношений между родителями и детьми. Его работа показала, что материнская любовь была скорее эмоциональной, чем физиологической, что способность к привязанности сильно зависит от переживаний в раннем детстве, и что эта способность вряд ли сильно изменится после того, как она будет «установлена».

Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.

В первом эксперименте Харлоу отделил маленьких обезьян от своих матерей через несколько часов после рождения. Вместо этого каждую обезьяну выращивали две суррогатные «матери». Обе обеспечивали обезьян молоком, в котором они нуждались, чтобы выжить, но одна была сделана из проволочной сетки, а другая — из проволочной сетки, покрытой мягкой махровой тканью.

Обезьяны, которым была предоставлена ​​свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.

Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян.

Обе группы обезьян выжили и процветали физически, но у них были совершенно разные поведенческие тенденции. Те, у кого мать из махровой ткани, возвращались к суррогату, когда им давали странные, громкие предметы, в то время как те, у кого мать из проволочной сетки, бросались на пол, хватались, качались взад-вперед или даже «кричали от ужаса».

Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.

На фото Эрика Эриксон

Что это такое?

Прочную эмоциональную связь между двумя субъектами, сопровождающуюся обоюдной заинтересованностью в стремлении поддерживать тесные отношения, называют привязанностью. К психологической привязанности относят готовность ощущать постоянную близость конкретного индивида, обретать рядом с ним чувство защищённости. Маленький ребёнок обычно очень привязан к своим родителям, особенно к матери. Возникает зависимость по отношению к субъекту, к которому человек привязан, поэтому он страшится потерять его. В идеале по мере взросления чувство любви между ребёнком и родителями должно усиливаться, а привязанности должно становиться меньше.

В психологии связывают формирование модели межличностных отношений с детско-родительской эмоциональной привязанностью. Считается, что её особенности оказывают влияние на тип привязанности к партнёру, на взаимоотношения с окружающими. Сильная эмоциональная связь с матерью обеспечивает ребёнка биологической функцией защиты. Разлука с ней наносит душевную травму малышу.

Определение

Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.

Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами. Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.

Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.

Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:

  1. Надежная привязанность. Эти дети испытывали страдания от разлуки, но искали утешения и легко утешались, когда родители возвращались.
  2. Устойчивая к тревоге привязанность. Меньшая часть младенцев испытывала больший уровень стресса и, воссоединившись с родителями, как будто искали утешения и пытались «наказать» родителей за уход.
  3. Избегание привязанности. У младенцев третьей категории не было никакого стресса или минимального стресса при разлучении с родителями, и они либо игнорировали родителей после воссоединения, либо активно избегали родителей.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.

Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.

Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом, который мы получали от наших основных опекунов.

Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.

На фото Джон Боулби

Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности

Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.

В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.

Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход). В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке

В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.

Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.

На фото Джон Боулби

Страх нанести травму и опасность затяжного слияния

Главная цель современного западного родительства — воспитать счастливую уникальную личность, которая благодаря своим особенностям получит конкурентные преимущества в гонке за уютное место в социуме.

Все мы точно знаем, в чем мы были несчастны в собственных семьях или что считаем неудачным родительством. Мы любим своих детей и не хотим, чтобы они в этом несчастье были похожи на нас. Поэтому мы пробуем менять свое поведение и практикуем «осознанное родительство»: ходим на терапию, учимся говорить с ребенком, понимать его чувства и объяснять свои. Теперь мы не похожи на своих родителей! Мы не хотим причинить своим детям травм, которые получили когда-то сами, и сильно расстраиваемся, когда дети всё же в чем-то несчастны. Что мы делаем не так?

Практическим руководством по тому, как не наносить травм детям, сейчас служит  — господствующая концепция в современной психологии развития. Она описывает 4 типа привязанности (сейчас мы также используем эту классификацию, чтобы объяснить, что чувствуют взрослые люди в романтических отношениях):

1. Надежная привязанность. Дети ощущают, что могут положиться на значимых взрослых — и те удовлетворят их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите. Согласно теории эти дети вырастут, будут доверять своим партнерам и станут счастливыми. Такой стиль привязанности считается самым здоровым и эффективным.

Когда мать уходит, дети могут чувствовать страх уничтожения, брошенность, гнев, отчаяние, надежду, что она вернется. Матери могут чувствовать то же самое плюс огромную вину. Если получится создать отношения, при которых мать периодически «уходит» (а она должна уходить — к отцу или в свои дела) и ребенок по ней скучает, но не страдает, и мать скучает, но не страдает, то результатом станет надежная привязанность и умение ребенка справляться с фрустрацией.

Если не получится, развиваются следующие типы привязанности.

2. Тревожно-амбивалентная привязанность. Дети чувствуют угрозу сепарации, если отделяются от значимого взрослого, но, когда тот возвращается, не успокаиваются. Когда такие дети вырастают, у них могут быть проблемы с доверием и страх отвержения в значимых отношениях.

3. Избегающая привязанность. Ребенок избегает отношений с родителями, а потом, будучи взрослым, и со всеми остальными.

4. Дезорганизующая привязанность. Образуется в случае серьезных психических и физических травм, когда не хватает самого конструкта поведения привязанности.

Сложно встретить психолога, который не разделяет основы теории привязанности. Однако любая теория при применении на практике отчасти теряет критический взгляд, упрощается и воспринимается как набор догм и предписаний. Как это происходит?

Согласно теории привязанности, травма возникает при неудачной сепарации ребенка от матери из-за небезопасного типа привязанности. Мать делает очевидный вывод: чем быстрее я буду откликаться на все потребности ребенка, чем ближе он ко мне будет в любое время дня и ночи, тем надежнее будет его привязанность. Ему не будет страшно, ведь я буду всегда рядом и смогу успокоить и помочь.

Принципы теории привязанности

Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести

Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector