Шахматы для начинающих. обзор программ-тренажеров

Взятие пешки на проходе

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»
), то последняя может её побить.Правило действует только один ход.
На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе. 1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки: 1. . . . g7 – g5
; 2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную; 3-ая часть – что получилось после взятия: 2. h5: g6
; На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3
, которое преодолевает белая пешка e2
, и пару «голодных» чёрных пешек d4
, f4
, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить: 1. e2 – e
4 так как чёрные пешки d4
и f4
могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4: e3 (d4: e3)
.

Всеволод Викторович Костров


Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Книги-самоучители

Для приверженцев традиционных подходов к обучению классическим шахматам существуют различные книги, позволяющие постичь как азы шахматного искусства, так и изучить сложные комбинации, научиться избегать распространенных ошибок, анализировать обстановку на доске и многое другое. Среди них наиболее выделяются следующие издания:

1) В.Л. Хенкин – «Куда идет король».
Автор книги – известный шахматист и теоретик Виктор Хенкин. Несмотря на то, что шахматный самоучитель издан еще в 80-е годы прошлого века, книга не теряет своей актуальности и по сей день. В ней изложены основные моменты, необходимые начинающему шахматисту: информация о шахматной доске и нотации, фигурах и их расстановке, их ценности, правилах рокировки, матования различными фигурами, а также об особенностях игры на различных стадиях – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Согласно мнению автора, успех любой шахматной партии кроется не в заучивании множества вариантов дебюта, а в планомерном изучении игры с элементарных позиций эндшпиля. Своеобразный подход к обучению позволяет в кратчайшие сроки освоить азы и принципы шахматной науки.

2) Д.И. Бронштейн – «Самоучитель шахматной игры».
Книга, написанная известным шахматистом, позволяет как постичь основы шахматного искусства, так и развить творческое мышление. Однако на фоне всех аналогичных самоучителей, этот обладает определенной спецификой – он не адресован для тех, кто абсолютно не умеет играть в шахматы. Ученик должен владеть элементарными знаниями – шахматной нотацией, общими правилами игры и ходами фигур. Также самоучитель рассматривает шахматную партию как набор последовательных позиций, которые возникают после хода каждого из игроков. Это обеспечивает системный подход к обучению игре. Параллельно с этим автор рассматривает стили игры сильнейших шахматистов-современников (конец XX века), ход их мысли в различных ситуациях, нахождение оригинальных путей в изученных позициях, а также общее место шахмат в современном мире.

3) Б. Фишер – «Бобби Фишер учит играть в шахматы».
Самоучитель, написанный гениальным американским шахматистом, позволяет быстро, эффективно и увлекательно обучиться игре в шахматы без зазубривания сложных комбинаций и стратегий. При помощи книги можно научиться хорошо играть в шахматы намного быстрее, нежели при помощи учебников или различных лекций. Мировой бестселлер не обладает какой-либо узкой специализацией, а предназначен для широкого круга читателей, в том числе и тех учеников, кто впервые садится за шахматную доску. Часть книги посвящена разбору партий великого гроссмейстера с комментариями другого маэстро шахматного искусства – Э. Гуфельда.

4) Г.Я. Левенфиш – «Книга начинающего шахматиста».
Это – общепризнанная классика, по которой учились тысячи шахматистов, некоторые из которых стали именитыми гроссмейстерами и даже чемпионами мира. Книга содержит подробное руководство с теоретическим материалом и практическими упражнениями различной сложности, а также примерами выигрышных партий. Благодаря авторской методике можно освоить шахматные зрение и память, а также научиться создавать собственные комбинации. Изучать шахматное искусство по методике Григория Левенфиша необходимо неторопливо и постепенно, от раздела к разделу, полностью усваивая каждый пройденный этап. При этом книга одинаково хорошо подходит как новичкам, которые только осваивают шахматное мастерство, так и профессионалам, оттачивающим свои навыки. В ней легко найти всю необходимую информацию начиная с расстановки фигур и заканчивая разыгрыванием мата в 3 хода.

Это интересно

Самая продолжительная партия по времени Степак – Машиан сыграна в полуфинале чемпионата Израиля в 1980 году. Она продолжалась 24 часа 30 минут и закончилась победой белых на 193-м ходу.

Самая длинная шахматная партия была сыграна в Белграде в 1989 году между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. В течение 20 часов 15 минут в партии было сделано 269 ходов, игра закончилась вничью.

Для ограничения продолжительности партии введено правило, по которому шахматист может потребовать ничью, если в течение последних пятидесяти ходов не было ни одного взятия или хода пешкой.

Дольше всех обдумывал ход бразильский шахматист Франсиско Троис – 2 часа 20 минут.

Некоторые шахматисты используют недостаток времени (цейтнот) при попадании в худшую позицию. Обычно, это игроки с быстрым мышлением, развитой интуицией, любители играть блиц. Игрок намеренно тянет время, чтобы попасть в цейтнот. В цейтноте его противник тоже начинает играть быстро, чтобы не давать возможность обдумывать ответные ходы в его время. В итоге противник сам начинает делать ошибки и упускает выигрыш, а то и проигрывает.

Ходы фигур

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
  2. своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».
  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.( а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  1. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.или
  2. <рокировки>. Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

Перед рокировкой белых на королевский фланг.Перед рокировкой черных на ферзевый фланг После рокировки белых на королевский фланг.После рокировки черных на ферзевый фланг


Перед рокировкой черных на королевский фланг.Перед рокировкой белых на ферзевый фланг После рокировки белых на ферзевый фланг.После рокировки черных на королевский фланг.

1) Рокировка невозможна:

  1. если король уже ходил, или
  2. с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.Объявление шаха не обязательно.3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Виды быстрых шахмат

Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.

В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.

  • До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
  • Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.

Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.

Рис. 2

В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла .

Рис. 3

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

Рис. 9

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя . Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

Рис. 10

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Рис. 11

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

Рис. 12

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Практические действия

Многие спорные ситуации шахматисты во время состязания решают самостоятельно, между собой, не втягивая судью. Это негласное уважение друг к другу, а также знание писаных и неписаных правил. Но все же нужно знать и практическую сторону использования правил.

Логически требовать ничью целесообразно в том случае, если вы очевидно являетесь слабейшей стороной, и стремитесь окончить партию именно так. Что касается практической игры, в этом случае рекомендуется фиксировать ничью по следующему алгоритму:

  • Вы считаете, что 50 ходов были сделаны без передвижения пешек по полю и взятия фигур, и приглашаете судью. В современном мире принято обращаться так: «судья» или «господин».
  • На доске не нужно делать ход. Требование ничьей должно быть сделано при вашей очередности следующего хода.
  • После того как судья подошел, нужно сказать ему такую фразу: «Судья, просьба о присуждении ничьей по правилу 50 ходов».
  • Одновременно с этим требуется остановить часы. Иначе разбор и подсчет ходов будет происходить за ваше время.
  • После вынесения вердикта необходимо продолжать игру спокойно и уравновешено, без лишней эмоциональности и реакций. Даже если вас такое решение и исход не устраивают.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Рис. 8

Как необходимо выполнять фиксацию просрочки времени

В случаях, когда соперниками являются сильные шахматисты, конфликтные ситуации возникают довольно редко. Партии строятся на отличном знании правил и взаимном уважении, поэтому все спорные ситуации решаются тет-а-тет.

Если же в игре возникает просрочка времени, важно правильно зафиксировать ее. В рапиде счет идет на секунды, поэтому неправильные действия могут решить исход партии не в вашу пользу

При фиксации просроченного соперником времени необходимо:

  • Сразу же остановить часы. Это действие нужно выполнить первым, поскольку иначе вы сами можете просрочить время, если соперник уже перевел часы на ваше время.
  • Жестом или словом «время» указать сопернику на просрочку. Обычно такого действия хватает и необходимости обращаться к судье нет.

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

5 способов, как научиться играть в шахматы взрослому: когда возраст не помеха!

  1. Смотрим лучшие видеоуроки в Сети, чтобы научится играть в шахматы:

    • The Chess Website.

      Прелесть этого канала в том, что здесь учат играть в шахматы так, как будто разговаривают с первоклассником – все предельно просто;

    • iChess.net.

      Вдохновит осваивать азы игры даже тех, кто начинал, но быстро «сдулся»;

    • «ШахМатКанал».

      Канал устраивает шахматные онлайн-поединки всех желающих с блогерами. В конце каждой партии обязательно проводиться «разбор полетов» — кто, где и в какой момент игры «натупил».

  2. Играем онлайн.

    Самым «козырным» среди и опытных, и начинающих считается портал Chess.com. Но начинающему шахматисту подойдут и обычные шахматы, «встроенные» в компьютер или ноутбук.

    Это же «вечная тема», как пасьянс «Косынка» или «Змейка», так что не увиливайте от занятий.

  3. Научиться классно играть в шахматы и «давить» соперников интеллектом помогут хорошие книги:

    № п/п Название книги Автор
    1 «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко
    2 «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланка
    3 «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха
    4 «Моя система» А. И. Нимцович
    5 «Стратегические приёмы в шахматах» А. И. Терехин
    6 «По следам дебютных катастроф» Я. И. Нейштадт
    7 «Переход в эндшпиль» Ю. Разуваев, Г. Несис
    8 «Шахматы как модель жизни» Г.Каспаров
  4. Что ж вы зря новый смартфон купили? Пора научится играть в шахматы с помощью бесплатных приложений для мобильного телефона:

    • «Stockfish Chess»;

    • «DroidFish Chess»;

    • «Chess Light»;

    • «Play Magnus — шахматы»;

    Все они помогут не просто не умереть от скуки в очереди в супермаркете или в ожидании рейса в аэропорту, но и немного расшевелить ваше серое вещество.

  5. Если вы не совсем закостенели в своей взрослости и «сурьезности», то также можете брать уроки у частного преподавателя или того, кто уже освоил игру в шахматы.

    И не надо стесняться: автор статьи лично знает взрослого 45-летнего мужчину, который решил осуществить свою мечту – научиться играть на саксофоне.

    Он упросил учителя детской музыкальной школы заниматься с ним индивидуально и очень скоро стал настоящей звездой корпоративов на своей на работе.

    А должность у Олега, надо сказать, «нехилая» — начальник юридического отдела в крупной строительной фирме.

Начало партии за белых

Новичкам следует запомнить старую шахматную истину, которая гласит, что ни один дебют не сможет гарантировать победу. Многообразие стартовых вариантов определяет шансы на успех в миттельшпиле и эндшпиле

Знание большого количества дебютных комбинаций не означает, что шахматисту не требуется уделять внимание теоретическим основам эндшпиля. Задача тренеров — научить игроков использовать дебюты максимально эффективно

Классическим началом для новичков становится ход e2-e4. Его применение открывает возможность к реализации сценария Итальянской или Испанской партий, различие между которыми кроется в позиции слона белых после первого и второго ходов черных. Игроки с большим опытом могут воспользоваться агрессивными дебютными стратегиями и предложить соперникам Ферзевый гамбит. Путь к нему начинается с ходов 1.d4 и 2.c4.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector