Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях: видео, упражнения

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции

Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно

Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Полезная информация

  • Если ребенок болен или по какой-то причине отказывается заниматься, не нужно давить на него и следовать правилу регулярности. Так можно совсем отбить охоту у маленького труженика.
  • Нужно постараться заинтересовать малыша и сделать занятия максимально веселыми. Игра – это самый лучший способ достичь хорошего результата в небольшие сроки.
  • Если ребенок в 5 лет все еще затрудняется произносить некоторые звуки, это является главным поводом обратиться к логопеду. Квалифицированный специалист проверит тонус языка, уздечку, фонематический слух, и после этого назначит комплекс занятий на исправление выявленных дефектов речи.

7 заданий для формирования правильного произношения

Что можно порекомендовать родителям, у которых малыши только начинают произносить первые слова? Выполнять упражнения, которые помогут предотвратить возможные проблемы с буквой р.

1. «Часы с кукушкой»

Можно научить ребенка выговаривать р и с применением такого упражнения. Попросите кроху открыть рот пошире. После этого кончик языка нужно выкладывать на верхнюю губу, а потом прятать его за центральные верхние зубы, касаясь бугорков. Внешне это напоминает, будто кукушка выглядывает из часов и прячется обратно.

2. «Дрожалка»

Если вы попробуете произнести звук р, то почувствуете дрожь на кончике языка. Чтобы научить своего ребенка правильному формированию этого звука, можно применить такое упражнение. Кончиком языка нужно попеременно касаться то верхней, то нижней губы. Одновременно ртом надо выпускать воздух. Получится, что язык начнет дрожать. А это нам и нужно.

3. «Смешная рожица»

Для стимулирования мышц, которые отвечают за дрожание языка, нужно выполнить такие действия. Предложите сыну или дочке растянуть губы в улыбке (максимально). При этом, улыбаясь, ребенку необходимо слегка покусывать кончик своего языка. Такое задание нужно делать 12 раз.

4. «Маленькая лошадка»

Эффективный метод растягивания подъязычной связки – цокать языком. Звук, издаваемый при выполнении этого упражнения для буквы р, будет напоминать цоканье копыт лошади. Кончик языка прижимается к небу и производится пощелкивание. Можно выполнять по 25 раз.

5. «Барабанщик»

Когда ребенок не говорит пресловутую букву р, проблема может быть связана с недостаточной гибкостью языка. Предотвратить такое явление поможет следующее упражнение. Предложите малышу немного приоткрыть рот и произнести звук д. Он должен ударить языком по альвеолам.

6. «Зубная щетка»

Поможет выговаривать вашему ребенку букву р и такое простое упражнение. Нужно водить кончиком языка по внутренней стороне зубов, словно их чистят щеткой.

7. «Присоска»

Язык следует поднять к небу и «приклеить» так, как будто бы на нем есть присоска. При этом, не меняя положение языка, нужно открывать и закрывать рот.

Перечисленные упражнения помогут детям правильно произносить букву р, поскольку принесут пользу для развития речевого аппарата.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Комплекс упражнений для развития мышц, задействованных при произношении звуков, называют артикуляционной гимнастикой. Она направлена на развитие речи у детей.

Её пользуются взрослые люди, чья деятельность предполагает наличие ораторских навыков:

  • Актёры кино и театра.
  • Дикторы телевидения и радио.
  • Ведущие мероприятий.
  • Педагоги.
  • Политики.
  • Исполнители песен любых жанров.

Упражнения, описанные выше, относятся к разряду подобных. Выполняя их, вы научитесь говорить чётко, разборчиво, не путая слова.

Такие навыки помогут людям, чья работа предполагает общение с другими людьми.

Как обучить ребёнка произносить нужный звук

Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам

Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики

При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок

Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка

Упражнения для развития артикуляции

Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.

  1. В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
  2. Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
  3. Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.

Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.

Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.

◆Как справляться с детскими истериками

◆Формирование самооценки у детей

◆Как научить ребёнка управлять деньгами

Кричать ли на ребёнка?

Принципы успеха Дейла Карнеги

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?

Метод мозгового штурма: основные правила и требования

6 шагов, чтобы влиять на людей

Размышления о любви и браке | От чего зависит счастье и долголетие?

5 советов как перестать тревожиться

Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги Дейла Карнеги

10 полезных для жизни привычек

Как перестать обижаться

5 ресурсов, которые помогут вам контролировать своё время

Как нас заставляют покупать

10 советов на тему личного пространства в семье и отношениях

Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: …

Как развить в себе эмпатию

Как перестать переживать

Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей: 10 советов Дейла …

Тайм-менеджмент от Google

9 навыков современного путешественника

4 совета, которые помогут развить стрессоустойчивость и самообладание

View the discussion thread.

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком. Контролируйте собственное произношение

Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку.

Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку

Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее. Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ»

Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Проверка произношения

Чтобы понять, правильно ли произносит Ваш малыш звук «р», обратите внимание на неправильное выговаривание:

  • выпадение буквы из слова (карета – каета);
  • замена «р» на другие звуки (рыба – лыба, картошка – кайтошка и т. д.);
  • проглатывание окончаний и начала слова (Макар – Мака, редис – едис);
  • произношение по манере французов, то есть с определенной гортанной вибрацией.

Если существуют такие проблемы, необходимо развивать артикулярные органы и проследить, как они располагаются при произношении. Должно это выглядеть следующим образом:

  • ротовая полость слегка приоткрыта;
  • зубы не смыкаются;
  • кончик языка располагается на твердой альвеоле;
  • сбоку язык должен находиться около жевательных зубов;
  • форма языка – по типу ложки, то есть конец вверху, остальное опущено, корень сверху;
  • при выдохе язык должен вибрировать на нёбе.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Наиболее популярные вопросы

До какого возраста невыговаривание «р» является нормой?
Малыши 3-4 лет должны освоить и выговаривать звуки родной речи. Но освоение самых тяжелых, в том числе «р», может затянуться до 5-6 лет (это норма).

Когда стоит обратиться к логопеду?
Если ребенок, несмотря на усилия родителей по его обучению, до 6 лет не научился выговаривать «р», то ему необходима помощь профессионального логопеда.

Почему некоторые дети картавят всю жизнь?
Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Если она остается, значит, лечение отсутствовало.

Маленьким детям часто с трудом дается выговаривание различных звуков, особенно «р». Если у малыша возникает проблема картавости, его следует показать логопеду. Он определит причину и поможет разработать комплекс упражнений для преодоления дефекта речи. Родители также могут самостоятельно заниматься с малышом дома. Но это требует много усилий, времени и терпения.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Подрезать уздечку или нет?

Если человек, неважно взрослый он, или ребенок, не в состоянии сделать «грибочек», то есть два выхода:

  • Подрезание уздечки. В настоящее время эта процедура проходит безболезненно, и ее делают даже в стоматологии. Желательно лазером, так как лучше заживление и отсутствие швов.
  • Постараться растянуть уздечку с помощью вышеуказанных упражнений.

Попробуйте пару месяцев позаниматься раза по три в неделю, и возможно, получится обойтись без хирургического вмешательства.

Не переживайте, если есть дефект речи. Зачастую, легкая милая картавость, английский говорок, да и полное проглатывание это противной буквы придают человеку некий шарм и прелесть. Но если очень захотеть, то можно справиться со всеми проблемами.

Теперь вы знаете, как научиться выговаривать букву «р». Будьте здоровы!

Упражнения для постановки произношения

Поставить правильный звук можно и при домашнем обучении. В начале занятий выполнять упражнения нужно только на букву «r», затем переходить к слогам и словам. Так как звук меняется в зависимости от позиции, стоит проработать отдельно каждую из них: в начале, середине и на конце.

Поэтому начинать следует с прослушивания отдельных слов со звуком «р». Можно пытаться повторить их сначала синхронно с диктором, затем самостоятельно. Выполнять упражнения стоит не меньше 2-х раз в день.

Быстро научиться выговаривать правильно парижское «р» поможет упражнение «шахта». Нужно несколько раз произнести это слово и понаблюдать за ощущениями на звуке «х». Затем в этой позиции добавить немного голоса и заменить глухой звук на звонкий. Это и будет правильное «р». В последующем стоит следить за тем, чтобы не возникали вибрации, если буква расположена не на конце слова.

Хорошее упражнение можно провести со стаканом воды. Стоит набрать немного в рот, запрокинуть голову и начать полоскать горло. Затем нужно подать голос и постепенно выдыхать. По ощущениям и позиции артикуляционных органов это будет звук «г» на манер украинского произношения. Когда мышцы привыкнут, воду можно выплюнуть. Затем стоит снова попытаться вернуть ту же артикуляционную позицию. В ней и произносится картавое французское «р».

Другое хорошее упражнение для правильной артикуляции — работа непосредственно с языком. Его нужно полностью выпрямить и почувствовать, как напрягается задняя часть. Затем в таком положении стоит попробовать произнести звук «р» несколько раз. При этом язык не должен слишком напрягаться, стоит избегать возникновения вибраций.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»

В первую очередь родители желающие научить ребенка выговаривать букву «р» должны оценить насколько серьезна их проблема. Малыш, может ее не выговаривать по ряду причин, среди которых нужно отметить следующие:

  • Слишком рано — ребенок находится в том возрасте, когда он еще физически не способен произносить некоторые буквы. Речевой аппарат у малышей развивается очень медленно. Оптимальный возраст, к которому карапуз должен научиться выговаривать большинство букв алфавита – это пять лет. Однако логопеды утверждают, что у ребенка нет никаких отклонений, если в пятилетнем возрасте он еще не умеет произносить букву «р». Скорее всего, он сделает это в шесть лет.
  • Неразвитая уздечка — чаще всего причина невыговаривания буквы «р» кроется в аномальном строении подъязычной связки. Она бывает недоразвитой или слишком короткой для того, чтобы ребенок свободно доставал языком до неба. В этом случае самостоятельно проблему решить не удастся, ее может диагностировать и устранить только отоларинголог или логопед.
  • Аномальное развитие речевого аппарата — у ребенка может наблюдаться малоподвижность артикуляционного аппарата, ввиду чего он не может придавать нужное положение языку и губам.
  • Слух фонематического типа — возможно, малыш не может правильно произносить определенные буквы, так как он просто не отличает их от других. Подобная проблема обычно не ограничивается одной буквой «р», ребенок будет путать и не выговаривать еще и другие буквы.
  • Речевое дыхание — взрослые знают, что звуки представляют собой не что иное, как колебания воздуха, который выходит из легких. Дыхание у человека может затрудняться при хронических заболеваниях носоглотки или других недугах дыхательной системы.
  • Плохая привычка — часто дети выговаривают букву «р», но не могут встраивать ее в слова. С таким приходится сталкиваться в том случае, если ребенок постоянно коверкает слова, а взрослые не пресекают это и не говорят ему о том, что он поступает неправильно.

Только определив и устранив причину проблемы, родители смогут двигаться дальше в освоении их чадом такой сложной буквы «р».

Обучающие игры

На вопрос, как быстро научить ребенка выговаривать букву р, логопеды отвечают – только с помощью развивающих игр:

  1. «Тигр». Для большей убедительности родители и дети могут встать на четвереньки и изобразить семейство тигров. В это время все разговоры должны вестись на «тигрином языке» при помощи рычания.
  2. «Шмель». Перед тем, как научить ребенка выговаривать букву «р», следует освоить произношение буквы «ж». Ее можно произносить, как один долгий звук, а можно разбить на несколько последовательно произнесенных отдельных звуков ж-ж-ж-ж. Далее эту букву следует заменить слогом «за».

Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)

Если перефразировать классика, то можно сказать: «Правильное произношение буквы р у всех одинаковое, а при неправильном – у каждого ребенка звук р звучит по-своему». Более двадцати проблемных вариантов произношения буквы р насчитали логопеды. Самые распространенные – следующие:

  • Звук просто пропадает. Ребенок говорит не «дорога», а «доога».
  • Горловое звучание. Такое произношение буквы р вашим ребенком не считалось бы проблемой, будь он жителем Германии или Франции. Возникает этот неправильный звук, если происходит колебание мягкого язычка (мягкого неба), а не собственно кончика языка. Если широко открыть рот и долго тянуть «р-р-р-р-р», то в итоге и будет звучать тот самый горловой звук. Правильно выговорить букву р таким образом невозможно.
  • Буква р произносится в нос. Создается впечатление, что так говорить букву р может ребенок, у которого насморк.
  • Выходит «рль», потому что дети выговаривают по-своему букву р – происходит боковая вибрация языка.

Почему важно говорить без речевых дефектов

В юношеском возрасте это создает немало трудностей при общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Может даже послужить толчком для развития комплекса неполноценности. А иногда доводит даже до личностных трагедий.

Взрослому человеку этот речевой дефект может послужить серьезной помехой в продвижении по карьерной лестнице, а многие профессии будут просто недоступны для человека, чье произношение далеко не идеально. Ведь умение правильно говорить является главным во многих профессиях, таких как актер, диктор, журналист, адвокат и т.д.

Принято считать, что речевые дефекты следует исправлять в детстве. Это не совсем так. Да, действительно, чем раньше начать работать с таким ребенком, тем быстрее и лучше будет достигнут нужный результат. Но что же делать, если папа с мамой не доглядели за чадом и не устранили эту проблему в нежном возрасте? Неужели такому человеку навсегда оставаться в тени и отказаться от многих радостей жизни? Спешим вас утешить – вовсе нет. И в зрелом возрасте можно все исправить.

Важность упражнений для автоматизации буквы р

Помогающих научить ребенка выговаривать букву р упражнений много. Мы привели лишь несколько примеров. Не стоит забывать и о таких полезных занятиях по развитию речи, как разучивание скороговорок, декламация стихов, пересказ литературных произведений.

После того, как ребенок стал говорить букву р, полезно закрепить навык. Для этого следует выполнять с ребенком специальные упражнения для автоматизации. Они включают произношение прямых слогов со звуком р, потом – слов, словосочетаний и предложений. Например: «Я собираю помидоры на огороде. Ты собираешь помидоры на огороде. Вы… Они…». Таким способом правильное произношение доводится до автоматизма. Упражнения с ребенком лучше проводить в игровой форме, без принуждения и настойчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector