Как научить ребенка писать сочинение в начальных классах

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.

Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным

Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:

  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства

Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.

Сочинение по литературе
Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним

Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Этапность обучения

Детки, которые учатся в 3 классе, уже знакомы с описанием творческих работ. Но, чтоб позволить своему ребенку писать качественное сочинение, необходимо придерживаться определенного плана действий. Если вы хотите улучшить уровень своего сына или дочки, можно делать следующее.

  1. Работа над темой. Предложите ребенку самому придумать, о чем будем написано сочинение.
  2. Учим формулировать идею. Задайте юному школьнику тему и попросите придумать разные варианты развития идеи.
  3. Составьте план к своему сочинению.
  4. Покажите ребенку, как необходимо собирать подходящий материал. Вам может понадобиться подборка глаголов и ключевых слов.
  5. Следующий этап — написание самого сочинения. Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой — писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки. Помните, сколько пунктов в плане, столько и абзацев в вашем сочинении.
  6. Педагоги рекомендуют не начинать вступление, а сначала заняться основной частью, самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы, написать вступление и заключение не составит труда.
  7. В заключительной части нужно передавать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.
  8. Не забываем подбирать цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею вашей работы.
  9. Проверка написанного сочинения сначала может проводиться ребенком. После того, как ваш сын или дочь пересмотрели написанное, прочитайте сами. Если имеются ошибки, выписывайте их в узкой части листа, которую для этого оставляли. Обсудите с ребенком эти помарки.
  10. Когда все проверено и утверждено, переходите к написанию работы в чистовой вариант.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.

Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным

Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:

  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства

Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.

Сочинение по литературе
Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним

Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

1. Вступление

Художник ФИО

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

2. Береза

3. Пень

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

4. Заключение

  • Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.

Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Особенности рассуждения

Текст-рассуждение – одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).

Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.

Советы родителям:

если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше

Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным

А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.

Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!

Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.

Приятного творчества!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие

Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

«Максим и маленькие вещи», Николя Дело

Эта книга также о важном и главном, а если точнее — про умение видеть и создавать свой собственный мир, в котором тебе хорошо, в котором ты счастлив. Главный герой этой истории — мальчик Максим, живущий в городе в большом многоэтажном доме

Город этот сам по себе не маленький, но Максиму, в силу особенностей его восприятия, он кажется просто огромным. Вообще все вокруг мальчику представляется огромным: комната, вещи в ней, а те предметы, которые нельзя увидеть целиком, и вовсе навевают на него ужас

Главный герой этой истории — мальчик Максим, живущий в городе в большом многоэтажном доме. Город этот сам по себе не маленький, но Максиму, в силу особенностей его восприятия, он кажется просто огромным. Вообще все вокруг мальчику представляется огромным: комната, вещи в ней, а те предметы, которые нельзя увидеть целиком, и вовсе навевают на него ужас.

Именно поэтому Максиму больше нравятся маленькие вещи: пробивающиеся сквозь асфальт росточки, мышка, бегающая по рельсам метро, стебель сельдерея на овощном прилавке, очки в золотой оправе у хозяйки рыбной лавки, пустая чашечка из-под кофе на столике бара за стеклом…

Но особенно Максиму нравится наблюдать за жуками, благодаря которым он придумывает свою теорию маленьких вещей, позволяющую объяснить многие процессы в мире. Но однажды, размышляя над нюансами теории, Максим услышал страшный грохот и заметил рядом с собой… слона. Самого настоящего большого слона.

Очень вам рекомендую прочесть, чем закончилась эта история. То, как в ней описан процесс знакомства мальчика и слона, то, как выстраиваются их взаимоотношения, то, как меняются взгляды Максима, может стать образцом школьного сочинения практически на любую тему.

Постоянная практика

В общем-то, для того, чтобы научиться связно излагать свои мысли, достаточно одного этого пункта. Если человек что-то делает постоянно, у него это получается всё лучше и лучше. Даже при полном нежелании писать, но при жёстком надзоре за выполнением домашнего задания и благодаря постоянной практике ребёнок сможет справляться с сочинениями и получать хорошие оценки.

Только каковы смысл и цена такого подхода? Большинство людей, имевших в школе тройку по химии, наверняка ни разу в жизни не пожурили себя за детское разгильдяйство. Потому что не пригодилась бы им эта химия в любом случае.

Школьная оценка вовсе не является показателем жизненного успеха. Ни в коем случае не внушайте ребёнку обратное, иначе и в будущем он будет стремиться к искусственным, созданным кем-то другим целям, так и не найдя своей собственной творческой энергии.

Польза плана

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано

Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

нельзя писать сочинения за школьника;
важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном. Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии. Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему

Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу

В чем они похожи, в чем различаются?

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Действие первое: выбираем тему

Этот пункт не просто первый, он самый важный. Хорошее сочинение можно написать только на ту тему, которая вам хорошо знакома. Если учесть, что сочинения всегда базируются на знании классической литературы, изучаемой в школе, то вам нужно, как минимум, прочитать все эти произведения, что совершенно невозможно сделать за один вечер. Если же до написания сочинения остаётся хотя бы месяц, можно сделать следующее: выбрать и прочитать книги по трём основным темам:

  • дружба;
  • Великая Отечественная война;
  • становление личности.

Конкретные книги выбирайте, сверяясь с вашей школьной программой. По каждой теме нужно прочитать не менее двух книг, желательно, вместе с предисловием и послесловием. Не забудьте авторов предисловия и послесловия — это может пригодиться. А если вы заучите по короткому абзацу — то будет совсем супер.

Когда вы приходите на сочинение, вам предлагается на выбор три темы. Две обычно связаны с конкретными произведениями и вам именно эти книги могут быть не знакомы. А вот третья тема — свободная. К ней нужно присмотреться получше и подумать, какая из прочитанных вами книг может помочь раскрыть эту тему. Нашли такую? Ура! Пишем.

Правила оформления

Если работу нужно написать на уроке или на паре, главное правило оформления сочинения — аккуратный и понятный почерк. Кроме того, не забывайте начинать новую мысль с абзаца и соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Если готовите работу дома, ее можно оформить в печатном виде. В таком случае используйте следующие правила оформления сочинения:

  • шрифт: Times New Roman или Arial;
  • размер: 12 или 14 пунктов;
  • междустрочный интервал: одинарный или полуторный;
  • выравнивание: по ширине;
  • абзацный отступ: 1,25 см;
  • поля: по 2 см со всех сторон.

Что касается оформления цитат в сочинении, используйте правила написания прямой и косвенной речи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как научить ребенка писать сочинение?

Далеко не все дети обладают литературным талантом, но абсолютно всем необходимо в школе писать сочинения. Для того чтобы сочинения были яркими и интересными, а дети получали хорошие оценки, необходимо немного помочь им научиться самостоятельно выражать свои мысли. Как научить ребенка писать сочинение без помощи интернета и родителей? Могут ли в этом помочь родители? Конечно, могут!

На самом деле все намного проще, чем кажется на первый взгляд! Для того чтобы писать сочинение, нужно, прежде всего, фантазировать. Многие родители, занимают неправильную позицию, сталкиваясь с заданием написать сочинение.

Именно в процессе написания сочинений, учитель оценивает, насколько ученик владеет родной речью, что думает о том, что видит и слышит, как видит мир, в каких красках.

Для чего нужно уметь писать сочинение

Этот вопрос довольно часто задают не только сми дети, но и их родители, считая, что для современного мира это не очень актуальный навык

Вместе с тем умение грамотного составления текста важно не только для получения хороших отметок в школе, но и для формирования творческой личности. Ведь в процессе создания авторской работы ученику прививается уважение к литературе

Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса.

Кроме того, умение писать сочинение – отличный мотиватор к личным размышлениям. Получая полную свободу самовыражения, ребенок получает возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. Иными словами, рассказывая своему сыну или дочери, как писать сочинения, вы сможете в конечном результате научить их говорить и мыслить по-взрослому. Также постоянная практика в этом направлении дает почти полную гарантию того, что ваш ребенок вырастет грамотным человеком, и при создании любого текста он не будет допускать десятки грамматических и пунктуационных ошибок.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.

Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным

Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:

  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства

Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.

Сочинение по литературе
Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним

Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Что представляет собой сочинение-рассуждение

За основу работы при написании сочинения рассуждения принимается мысль, которую в процессе повествования необходимо доказать. Рассуждение – это логически выстроенные мысли относительно того или иного предмета или ситуации и имеющие подтверждение фактами и  аргументами, завершающиеся убедительными выводами.

Чаще всего сочинение-рассуждение пишется по предложенной теме. Обычно это известный тезис или высказывание, относительно которого и нужно изложить свои умозаключения, основываясь на известных фактах.

В качестве доказательной базы могут использоваться литературные и научные произведения и публикации, реальные факты событий, авторитетные мнения, собственное объяснение и примеры из личного опыта автора сочинения.

Сочинение должно иметь логичные выводы, полностью отвечающие на поставленный вопрос. Допустим открытый финал, в случаях, когда тезис или основную мысль повествования невозможно доказать. В таких работах в заключительной части сочинения приводится собственное мнение автора.

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика

Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector