Как писать итоговое сочинение 2021?

Содержание:

Требования к работам

Итоговое сочинение должно быть объемом от 350 слов (со служебными частями речи). Если в работе меньше 250 слов, то участник получает «незачет».

Работа выполняется самостоятельно. Цитаты с обязательными ссылками на источники допускаются, однако их объем не должен превышать объем собственного текста автора сочинения.

Авторы несамостоятельных сочинений получают «незачет».

Оценивая сочинение, будут учитываться следующие обязательные критерии:

  • работа должна соответствовать теме,
  • в тексте обязательно присутствует аргументация и использован научный материал,
  • сочинение структурировано, имеет композицию, рассуждения логичны,
  • письменная речь качественная и грамотная.

Вместо сочинения разрешено писать изложение ученикам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам, обучающимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, обучающимся на дому и в санаторно-курортных организациях, где они проходили лечение и реабилитацию.

Календарь ЕГЭ в 2021 г.

Календарь включает следующие этапы:

  • итоговое сочинение (состоится в апреле 2021 года);
  • подача заявления;
  • досрочный этап сдачи тестирования – отменен в 2021 году;
  • основной этап – базовые и дополнительные дни;
  • сентябрьская пересдача базовых предметов.

Ориентировочные даты проведения ЕГЭ 2021 отражены в следующей таблице:

Этап Дата
1 Итоговое сочинение после 5 апреля 2021 года
2 Пересдачи сочинения  5 мая 2021 года
3 Подача заявлений до 01.02.21
4 Досрочный этап отменен
5 Основной этап 24 мая – 1 июля 2021 года
6 Сентябрьский этап

3-17 сентября 2021 года

Важно! Поскольку сложно предсказать, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в разных регионах страны, стоит учесть, что расписание при необходимости может быть изменено

Итоговое сочинение

Сочинение по русскому языку необходимо написать, чтобы получить допуск к основным экзаменам. Результат оценивается в формате: зачет/незачет. Традиционно испытание проходило в декабре и было назначено в текущем учебном году на 2 декабря 2020 года, но коронавирус внес поправки в график экзаменов и дату итогового сочинения перенесли на апрель 2021 года. Предположительно выпускники смогут пройти первое испытание после 05.04.21.

Все, кто по уважительным причинам не смогут принять участие в тестировании или получат «незачет», будут иметь право на пересдачу. Ранее для пересдач были установлены даты 3 февраля или 5 марта 2021 года, но уже очевидно, что февральское сочинение не будет проведено, а вместо него назовут новую дополнительную дату.

Подача документов

Заявление необходимо подать до 1 февраля 2021 г. включительно. Документ оформляется на сайте: www.gosuslugi.ru. Учащиеся московских школ могут оформить заявление на портале столичной мэрии: www.mos.ru. К документу прилагаются сопутствующие бумаги (например, подтверждающие инвалидность учащегося для получения разрешения на сдачу ЕГЭ в специальных условиях). Пакет документов обрабатывается в течение 14 дней. Уведомление о регистрации приходит в личный кабинет пользователя.

Досрочный этап

Важно! В 2021 году досрочное ЕГЭ проводить не будут. Ранее к сдаче в начале весны допускали:

Ранее к сдаче в начале весны допускали:

  • выпускников 2020 г., показавших отрицательные результаты или не прошедших прошлогоднее тестирование по уважительным причинам;
  • выпускников прошлых лет, желающих повысить итоговые баллы для поступления в ВУЗ на выбранную специальность;
  • граждан РФ, обучающиеся за рубежом;
  • выпускников текущего учебного года, которые успешно написали сочинение, полностью освоили учебную программу 11 класса и получили одобрение от методического совета школы.

Дополнительно, право на досрочную сдачу могли получить выпускники, которые не могут по уважительной причине участвовать в основном этапе ЕГЭ. Например, при запланированном лечении, участии в международных конкурсах, состязаниях и т.д.

Основной этап

Экзамены будут сдавать все выпускники 2021 г. и те, кто ранее планировал пройти испытания в досрочном периоде. При этом у каждого учащегося будет свой график, исходя из дат тестирования по отдельным дисциплинам, по которым необходимо получить сертификат для дальнейшего поступления в ВУЗ. Официальное расписание ЕГЭ по всем предметам будет максимально таким:

Для тех, у кого ЕГЭ по выборочным дисциплинам будут пересекаться по датам, предусматриваются резервные дни прохождения тестирования.

Пересдача

В сентябре 2021 г. учащимся предоставляется возможность для пересдачи экзаменов по основным дисциплинам.

  • Отменят ли ЕГЭ в 2021 году
  • ЕГЭ в 2021 году: обязательные предметы и изменения
  • Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2021 году

Какая литература подойдёт для аргумента

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Сроки написания и когда будут результаты

Основное итоговое сочинение-2021 пройдет 15 апреля в 10.00, дополнительное — ориентировочно 5 или 19 мая 2021-го года. Еще раз попробовать свои силы в дополнительные дни смогут выпускники, которым поставили «незачет», или которые имели уважительную причину не явиться на основное итоговое сочинение 15 апреля. Такая причина должна быть подкреплена соответствующими документами.

Проверять итоговые сочинения будут в течение недели, с 15 по 21 апреля 2021-го года. Результаты проверки будут известны ориентировочно с 26 по 30 апреля 2021-го года. В это время в личном кабинете каждого участника опубликуют сканы его работы и результаты проверки.

Советы по подготовке

Пополняйте вашу читательскую копилку

Читайте книги, и не только произведения школьной программы. Чем шире будет ваш читательский кругозор, тем быстрее вы подберёте аргументы для подтверждения любого тезиса.

Слушайте аудиокниги

Это помогает развить слуховую память и внимание. Старайтесь не отвлекаться при прослушивании

После каждой главы кратко перескажите содержание устно или письменно. Так вы сможете запомнить больше.

Смотрите экранизации литературных произведений. Но следите за тем, чтобы фильм максимально близко следовал первоисточнику. В этом смысле лучше посмотреть советский фильм, чем красивый голливудский.

Ведите читательский дневник

Сделайте таблицу и заполняйте ее после прочтения каждого произведения.

Название
Автор – имя, годы жизни
Жанр и литературное направление
Тема или темы произведения
Основные мысли
Главные и второстепенные герои

Эту таблицу можно использовать для повторения материала и быстрого подбора аргументов.

Изучите критерии оценивания

Итоговое сочинение оценивается по пяти критериям:

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация, привлечение литературного материала
  3. Композиция и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность

В критериях подробно изложено, в каких случаях за сочинение можно получить незачет. Это несоответствие теме, отсутствие тезиса, несоответствие аргументов тезису, отсутствие логики изложения или связи между частями сочинения, ошибки словоупотребления, грамматические и пунктуационные ошибки (более 5 ошибок на 100 слов).

Не забудьте, что объем сочинения должен превышать 250 слов, иначе вы получите незачет. Также оценивается самостоятельность работы. Нельзя приводить слишком много цитат, вставлять заученные отрывки чужих сочинений или списывать.

Пишите сочинения

Чем больше сочинений вы напишете, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене. Темы вы можете взять из готовых списков примерных тем этого года, они уже есть в интернете.

Во-первых, пишите сочинение о каждой прочитанной книге. Во-вторых, перечитывайте текст и исправляйте ошибки. Наконец, давайте читать сочинение преподавателю. Если вы готовитесь самостоятельно — найдите родственников или друзей, которые смогут проверять ваши работы и отмечать ошибки, нестыковки, неточности.

Изучайте готовые сочинения

Их также можно найти в интернете. Внимательно прочитайте чужое сочинение, проанализируйте композицию и стиль написания, отметьте удачные места. А ещё советуем пройти наш бесплатный курс подготовки.

Тренируйтесь составлять план

Если у вас нет времени написать сочинение по каждой теме, составьте подробный план. Так вы потренируетесь формулировать тезис и подбирать аргументы.

Пункты плана:

Вступление. Здесь нужно записать тезис, который вы будете доказывать. Он должен соответствовать теме сочинения.

Основная часть. Здесь нужно привести аргументы, подтверждающие тезис. 

Заключение. Здесь необходимо сделать вывод из ваших рассуждений. Вывод нужно связать с тезисом во вступлении.

Критерии оценивания

Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:

  1. Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
  2. Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.

Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:

Оригинальный подход 0-1 балл Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл.
Фактологическая точность 1 балл Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси.
Ошибки речи 0-2 балла Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены.
Нормы орфографии 0-3 балла У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте».
Самостоятельность Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается.
Нормы пунктуации 0-3 балла Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
Нормы грамматики 0-2 балла Та же ситуация, что в предыдущем пункте.

Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…

Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории. 

<<Перелинковка>>

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания. 

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом. 

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию. 

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
(Цитата)«…,» — писал …

В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.III. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению. Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения Клише Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. Основная часть Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ..

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)

Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….

Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»Для начала следует написать план сочинения.I. Вступление.Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.II. Основная часть.Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так: А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина. Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина. В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.III. Заключение.В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер) «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

Направления тем итогового сочинения

На экзамене вам предложат выбрать одну из пяти тем. Каждая тема будет относиться к одному из следующих направлений:

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Забвению не подлежит

Здесь будут темы, которые касаются значимых исторических событий, общественных явлений или достижений науки и культуры, повлиявших на развитие цивилизации. В сочинении нужно использовать примеры из художественных, философских, публицистических произведений, научной литературы, критики, мемуаров.

Я и другие

В сочинении на темы этого направления нужно рассуждать о формах взаимодействия между людьми, о взаимоотношениях личности и общества, причинах возникновения конфликтов и способах их разрешения. Для иллюстрации своих мыслей обращайтесь не только к литературным источникам, но и собственному опыту.

Время перемен

Темы этого направления будут касаться изменений в мире, их причин и следствий, а также их влияния на людей. Подкрепляйте ваши мысли примерами из художественных произведений, мемуаров, публицистики, научной литературы.

Разговор с собой

В темах этого направления необходимо ответить на вопросы: что значит быть самим собой, в чем смысл жизни, что такое совесть, зачем анализировать свои поступки и опыт других людей на примере литературных героев.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сочинение предполагает размышление о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходствах и различиях между ним и представителями прежних поколений.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector