Неуверенный в себе ребенок, как помочь?

Содержание:

Все специальности

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Поощрение — это фундамент уверенности

— Сколько раз тебе говорить?
— Куда ты пошел?
— Ты что, тупой?
— За что мне такое наказание?
— Давай я лучше сама сделаю!

К сожалению, вот так, многие родители убивают уверенность ребенка в себе, тем самым обрекая его на неудачи во взрослой жизни. Обратная крайность — это вседозволенность. Зачастую многие мамы и папы ошибочно думают, что если позволять ребенку абсолютно все, то он вырастет уверенным и сильным. На практике вседозволенность еще хуже, чем постоянное порицание.

Позволяя ребенку все, вы обрекаете его во взрослой жизни на эмоциональную и психическую нестабильность со всеми вытекающими. Ключевой фактор воспитания ребенка — это правильная система поощрений. Да, дети многого не понимают, но они не глупы. Уже с 2-3 лет ваш ребенок осознанно принимает модель поведения и реагирует на ваши сигналы «что такое хорошо и что такое плохо».

Поэтому очень важно поощрять ребенка к повторной попытке сделать что-то правильное. Для правильной модели поведения вы должны одобрять и стимулировать продолжать попытки, даже если они пока безуспешны

Все это не только укрепляет настойчивость, но и формирует менталитет веры в себя.

Всему свое время

Правильно выстроенная система поощрений имеет один очень важный нюанс. Вы должны понимать, что ребенок сможет справиться с теми или иными задачами (проблемами) только в определенный период своего развития.

Например, когда вашему малышу всего пять, из-за слабой моторики рук, он еще не в состоянии завязать себе шнурки, как бы вы его не поощряли. Самостоятельно справиться с этой задачей он сможет лишь в 6-7 лет, когда его пальцы достаточно станут подвижными.

Поэтому, поощрять ребенка учиться тому, к чему они еще попросту не готовы — плохая идея. Всему свое время, и вы, как взрослый человек, должны понимать это, чтобы не позволить малышу навредить вере в собственные силы.

Выведите детей из зоны комфорта

Когда все получается — это, безусловно, отлично. Но, когда ваш ребенок все время успешен, у него не будет развиваться стойкость характера

Поэтому очень важно, после того как ребенку исполнится 6-8 лет, попробовать что-то, что бросает им вызов. Это даст им возможность почувствовать настоящую борьбу

А настоящая борьба закаляет настоящий характер.

К примеру, ваш ребенок заявил вам, что хочет стать как Женя Медведева и слезно просит вас отвести его на фигурное катание. Понятно, что воображаемое и действительное, в первые же тренировки, заставят ребенка посмотреть на все это иначе. Но, это и есть тот самый шанс, вывести его из зоны комфорта и укрепить его характер.

Вы как родитель не должны позволить ребенку сейчас же сдаться, и отказаться от того, что ребенок такими яркими красками нарисовал в своей голове. Вы должны не один раз сказать ему, что то, что вы начали, вы так просто не закончите. В конце концов через пару месяцев у ребенка начнет хоть что-то получаться, и он поверит в успех.

Безусловно, что скорее всего он не станет выдающимся фигуристом, но зато он поймет, что он не хуже других, и гораздо лучше и сильнее тех, кто бросил занятия. Почувствовав определенный прогресс в достижении чего-либо, когда ребенку было неудобно и тяжело, он усвоит, что у него есть возможность повторить этот успех и в других сферах жизни.

Научите их пробовать снова

Настойчивость и твердость характера приходит только тогда, когда наши дети снова и снова учатся тому, как правильно принимать страх и неудачи. Поощряйте вашего ребенка попробовать еще раз. Не позволяйте им все бросить с первой попытки. Жизнь тяжела, и нам нужно учить детей тому, что попытки снова — это просто часть обычной жизни.

Помогите им попробовать снова, предоставляя поддержку и свой опыт. Что-то не получается? Найдите ребенку нового репетитора, тренера, переведите его в другую школу. Вы должны показать ребенку, что цель достигается не всегда одним и тем же путем. Зачастую, чтобы получить требуемый результат, в жизни необходимо оставить все, и начать заново.

Хвалите их усилия а не результат

Правильная система поощрений базируется на одобрении усилия ребенка в достижении цели, а не на результате. Если вы сосредоточитесь на результате, то ребенок буквально будет чувствовать себя виноватым, если у него что-то не будет получаться. А такая модель поведения вряд ли будет мотивировать его попробовать снова.

Поэтому, хвалите детей за приложенные усилия, даже когда результат не тот, на который они надеялись. Рано или поздно все непременно получится. Вера в это заставит ребенка чувствовать уверенность в своих силах. В конечном итоге, они продолжат попытки, их усилия приведут к успеху как сейчас, так и во взрослой жизни.

Важные советы родителям

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи

Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно.

Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности, а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.

Секретничайте с детьми на кухне, но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию

Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.

Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.

Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.

Взаимодействуйте со школьными педагогами, интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете. Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Чтобы воспитать в ребенке уверенность, родителям потребуется приложить немало усилий. Для этого нужно учиться видеть недостатки характера и преодолевать их. Не стоит постоянно хвалить малыша за те действия и навыки, которые являются его непосредственной обязанностью.

Поощряться должны только достижения, к которым приложены немалые усилия и творческие способности.

Как привить ребенку уверенность в себе через игру

Игра является наиболее органичным и естественным методом в воспитании смелости, этот способ возможно использовать для детей любого возраста. Ролевые ситуации способны привить ребенку навыки решения проблем с наиболее продуктивным результатом. В дальнейшем проигранные модели станут образцом для поведения в коллективе. Для этого необходимо создать конфликтную ситуацию и совместно найти пути выхода из нее. Научите малыша пытаться найти решение самостоятельно, так он приобретет необходимые навыки решения конфликтов.

Как вырастить уверенного в себе ребенка позволяя ему делать ошибки

Для будущих лидеров очень важно принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках. Только через приобретенный опыт возможно понимание целесообразности различных действий

 Родителям, воспитывающим детей, привить самоуверенность можно только позволяя им действовать самостоятельно.

Разумный контроль со стороны взрослых поможет избежать травм и неприятных ситуаций, а малыш путем проб и ошибок поймет, что можно делать и чего следует избегать.

Хвалите ребенка за старания

Похвала со стороны родителей всегда стимулирует малыша быть еще лучше. Но многие мамы чрезмерно используют подобное поощрение, что приводит к неадекватной оценке способностей ребенка.

Ребенок должен обязательно получить похвалу за свои действия, если он старался и приложил максимум усилий для их выполнения. Оценено должно быть все, что не является обязанностью, а совершено по собственной инициативе. Поощрение обязательно должно быть объективным, следует избегать формирования у малыша как завышенной, так и заниженной самооценки.

Позволяйте ребенку решать мелкие проблемы самостоятельно, а сложные совместно

Для того, чтобы успешно решить проблему как развить у ребенка уверенность в себе, необходимо позволять ему самостоятельно решать проблемы. Вполне возможно, что с незначительными трудностями он справится сам, малыша нельзя лишать инициативы.

Для того, чтобы чадо чувствовало себя в безопасности, родители должны быть готовы в любой момент его поддержать. В процессе решения сложных задач между родителями и детьми растет и укрепляется взаимопонимание.

  Воспитывайте оптимизм

Оптимистический настрой очень важен для формирования уверенной в себе личности

Даже если у малыша что-то не получается в данный момент, необходимо акцентировать внимание на уже существующих достижениях и планировать новые в будущем. Совместно с ребенком необходимо создавать образы достигнутого и планировать действия для получения положительного результата

Следует предупредить малыша, что не всегда задуманное получается с первого раза.

Никогда не критикуйте

Критика способна подорвать веру ребенка в свои возможности и силы. Поэтому постоянные одергивания и замечания, способны полностью заблокировать инициативу и желание действовать.

Особенно вредна для формирования самооценки критика при посторонних людях. Если возникает необходимость указать на ошибки, это следует делать тактично, не задевая достоинство ребенка. Необходимо совместно выяснить причину ошибочного поведения и наметить пути исправления ситуации.

Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, указывая на недостатки. Каждая личность индивидуальна и обладает своим набором положительных и отрицательных качеств

Целесообразно сравнивать малыша в прошлом и настоящем, акцентируя внимание на достижениях и новых умениях

Воспитывайте целеустремленность

Очень важно для лидера уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Ребенок, который знает свои достоинства и то, чему он должен научиться, обязательно достигнет успеха

Нужно вести дневник достижений и целей, в который записываются поставленные задачи. Малышу в ведении записей должны помогать родители, а старшие ребята смогут вести дневник самостоятельно.

Поощряйте стремление пробовать что-то новое

Ребенку важно постоянно развиваться и осваивать новые умения и навыки. Для этого он должен делать не только то, что у него хорошо получается, но и постоянно учиться новому

Если сначала малыш будет испытывать трудности, вместо того, чтобы критиковать и подтрунивать, придите на помощь советом. Поддержка старших способна приободрить и вдохновить на достижения и борьбу со страхами.

Как помочь ребенку быть уверенным в себе

Очень важно развить в малыше чувство уверенности в себе, это поможет ему в будущем

Аффирмации для детей для уверенности в себе

Аффирмация представляет собой упражнение по убеждению. Аффирмация всегда должна проговариваться в настоящем времени и в утвердительной форме. Например, аффирмация «я не глупый» не поможет чаду, так как она несет в себе негативный оттенок отрицания.

Примеры

К сведению. Для детей аффирмацию лучше облечь в игровую форму. Это могут быть карточки с утверждениями, которые малыш будет запоминать в процессе игры. Для большей эффективности можно составить из них стихотворения или песенки. Еще одним вариантом является использование аффирмации в качестве доброй магии (как будто это игра в Гарри Поттера). 

Положительные аффирмации должны комбинироваться с интересами крохи, например, с его любовью читать или рисовать. Помочь с аффирмациями могут и детские книги с положительными примерами героев. Их надо читать крохе на ночь

Также важно научить чадо самостоятельно справляться со стрессом и неприятностями при помощи убеждений

К сведению. Действенными для детской уверенности служат следующие аффирмации: «Я хорошо учусь», «Я отличный товарищ», «Я великолепно себя чувствую», «У меня хорошо получается (какое-либо действие)».

Отлично влияет на детскую уверенность игра «Добавь слово». Изначально нужно взять короткое утверждение. Например, «я хороший человек», а затем малыш должен добавлять к этому утверждению другие, например, «заботливый сын, отличный товарищ, способный ученик». Затем составленную характеристику нужно повторить целиком вместе со взрослым.

Игры помогают в развитии

Какой он, уверенный в себе ребенок

Родители часто переживают по поводу и без него, однако, реальным поводом для беспокойства является именно неуверенность в себе ребенка. Ведь если ребенок тяжело находит контакт со сверстниками, избегает новых знакомств, решения разнообразных жизненных задач – стоит начать что-то делать. Ведь то, как ребенок себя ведет в детстве, перенесется во взрослую жизнь, и именно родители должны развить чувство уверенности у своего ребенка.

Чтобы понять, уверен ли ваш ребенок в себе – нужно проанализировать его поведение на соответствие нижеизложенным пунктам. Уверенность ребенка проявляется следующими факторами:

  • проявление радости при новых знакомствах, умение сохранить старые контакты;
  • способность не только принимать комплименты, но и делать их самому, не испытывая стыда или неловкости;
  • отсутствие волнения о том, как тебя оценят другие;
  • осознание своих прав, умение их отстоять перед сверстниками и даже взрослыми;
  • настойчивое достижение цели;
  • умение отказаться от чьего-либо предложения или просьбы, если делать этого совершенно не хочется или вредит планам;
  • способность проигрывать с гордостью, не принимая поражения как трагедию, верить в себя и не испытывать ненависти к победившему.

Причины землистого цвета лица, не связанные со здоровьем

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Признаки и причины детской неуверенности

Неуверенность в себе – это следствие заниженной самооценки, т. е. неумения адекватно оценивать свои силы и способности. Очень часто неуверенность в себе связывают со страхом, но эти понятия не тождественны. Сам по себе страх – это важнейшая часть механизма самосохранения, естественная реакция на угрозу жизни или здоровью. Если человек боится делать то, что может быть опасно, то это нормальный страх, с которым не следует бороться. Неуверенность в себе, напротив, вызывает страх не перед реальной угрозой, а перед контактом с другими людьми и их оценкой или перед провалом какого-либо начинания. Внешними признаками неуверенности в себе могут быть:

  • замкнутость;
  • раздражительность и агрессия;
  • мнительность;
  • болезненное восприятие критики;
  • безынициативность;
  • подражание уверенному в себе человеку;
  • недоверие к людям;
  • страх перед трудностями;
  • тихая речь;
  • сутулость;
  • боязнь визуального контакта (старается не смотреть в глаза при разговоре).

Как формируется неуверенность

На самооценку ребенка влияют два фактора: опыт и оценка окружающих. Под опытом подразумевается, говоря грубо, отношение количества удач к неудачам – чем больше успешных действий совершает ребенок, тем выше его представление о своих возможностях, и наоборот. Но если с опытом все просто и понятно, то оценка окружающих и есть тот камень преткновения, о который разбилась не одна психика. Дело в том, что оценка бывает необъективной: окружающие люди могут раздуть трагедию из небольшой неудачи и принизить серьезное достижение. Такое случается сплошь и рядом, особенно среди детей 7–8 лет. Если взрослый человек в силу жизненного опыта уже не восприимчив к подобному, то ребенок принимает все близко к сердцу и за чистую монету.

Таким образом работает не только негативная, но и позитивная оценка. Серьезный промах ребенка можно нивелировать, а любое, даже пустяковое достижение сделать в его глазах значимее. Вопрос – как именно ведут себя родители. Если малыш подвергается нападкам и укорам за малейший проступок, а успехи его проходят незамеченными или изредка удостаиваются сухой и беглой похвалы, то нечему удивляться, если такой ребенок проявляет неуверенность в себе. Это не значит, что его нельзя ругать или нужно хвалить за все подряд, однако и наказывать, и поощрять ребенка следует обдуманно и со знанием дела.

Еще одним вариантом причины неуверенности ребенка в себе являются неуверенные в себе родители. Дети восхищаются родителями и копируют их во всем, в т. ч. и в манере поведения. Если взрослые пасуют перед трудностями, теряются в ситуациях, требующих немедленного действия, игнорируют проблемы вместо того, чтобы их решать и т. п., то ребенок примет такую модель поведения как единственно правильную.

Принципы воспитания

Ответ на вопрос как вырастить уверенного в себе ребенка – состоит из нескольких несложных правил, описанных ниже. Помните,  что воспитать уверенную в себе личность – могут мама и папа, понимающие, что это их прямая обязанность с момента рождения малыша.

  1. Любите.

Стать уверенным в себе и обрести успех в жизни можно лишь при наличии безграничной любви. Человек ощущает, что он нужен, что достоин любви. Отношение родителей к нему и есть впоследствии отношение малыша к самому себе. Так же благодаря любви ребенок чувствует себя в безопасности, он не боится пробовать новое, не боится ошибаться и не боится других людей. Любовь должна быть открытой: нежность, совместные игры, подарки и тп. Если малыш плачет – ему нужно помочь и успокоить.

  1. Становитесь опорой и защитой.

Малыш должен чувствовать поддержку и быть защищенным. В таком случае, он любознательнее и настойчивее, так как знает, что может рассчитывать на помощь родителей. В данном случае играет роль и обстановка в семье – чувство, что мой дом — моя крепость позволяет ребенку стать уверенным и чувствовать себя в безопасности.

  1. Позволяйте пробовать новое.  

Давайте детям пробовать и делать ошибки. Они будут ломать вещи, ронять, разливать и тп. Вам стоит относиться к этому проще. Главное – следите за безопасностью, но не путайте с опекой. Будьте рядом, чтобы в случае чего защитить и научить, но давайте шанс сделать действия самому.

  1. Внимательно слушайте.

Когда ребенок подходит к вам с вопросами или просто что-то рассказать – найдите время и выслушайте. Возможность выговориться – позволит малышу стать увереннее.

  1. Стремитесь объяснять понятно.

Чем младше ребенок – тем сложнее для него представляется мир. Ваша задача стать для него энциклопедией, воспитать любознательность, развить интерес к окружающему, просто и на его языке давать ему информацию об этом мире, объясняя причины явлений и возможные последствия.

  1. Обозначайте границы дозволенного поведения и действий.

Малыш должен понимать – что ему можно сделать, а что нельзя. Например, он может выбрать себе самостоятельно что-то из одежды, но ему нельзя долго быть в холодной воде.

  1. Найдите повод для похвалы.

Отмечайте даже самые мелкие достижения своих детей – ваша позитивная реакция дает им уверенность в своих силах, позволяет развить желание пробовать новое и не бояться неудач, повышает успеваемость.

  1. Сами станьте примером.

Вам так же стоит стать уверенным — пробуйте новое и не бойтесь ошибиться. С самого маленького возраста водите в места, где ребенок может общаться со сверстниками, сами включайтесь в игру и способствуйте заведению малышом знакомых и друзей.

  1. Определите круг обязанностей.

У вашего малыша обязательно есть способность что-то делать хорошо. Поставьте это ему в каждодневную (недельную/месячную) обязанность. Вместе с этим к ребенку приходит чувство своей нужности, понимание того, что ему доверяют, а вы получаете возможность воспитать ответственность в ребенке.

  1. Каждый день делайте совместно с ребенком любую рутинную работу.

Предсказуемость и ожидание одного и того же на протяжении длительного времени переживается ребенком как возможность контролировать свою жизнь и чувство безопасности. Например, малыш знает, что до завтрака он чистит зубы, а перед сном мама поет ему колыбельную. После детского сада, этому будет учить школа, но на период младшего возраста не забывайте это правило. Хаотичность событий провоцирует возникновение беспокойства, потерянности и страха исследований.

  1. Используйте позитивные утверждения.

Под позитивными утверждениями мы понимаем фразы, исключающие частицу «не», например, «ты справишься», «ты умен», «ты красив (а)», «ты сможешь это сделать» и тп. Негативные фразы, такие как: «ты не достоин», «у тебя нет таланта», «ты не можешь это делать» могут вселить в ребенка сомнение в своих силах.

И последние рекомендации

Поддерживайте ребенка!

В дошкольном возрасте формируется основа личности вашего малыша, которая в последующие годы не будет меняться, а только корректироваться новым опытом.

Стремитесь сохранять позитивные отношения в семье, пусть ваш дом будет крепостью и местом, где всегда ждут. Будьте примером, любите ребенка искренне, не манипулируйте его чувствами и будьте готовы отпустить, когда он станет к этому готов – только так можно воспитать уверенную в себе личность.

Оцените эту статью:

  • 4.52

Всего голосов: 122

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector