Как вылечить заикание у подростка: эффективные способы

Содержание

Профилактика:

Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.

Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет

  1. При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может  вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
  2. Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
  6. Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
  7. Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
  8. Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
  9. Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.

Заикание — как понять, что ребенок заикается?

Приступаем к лечению

К счастью, в наше время от заикания легко избавиться. В интервью нашему изданию логопед Ирина Антонова рассказала, как правильно лечить заикание у детей. Для начала необходимо показать свое чадо неврологу и логопеду, психологу или психиатру. Так специалист сможет определить природу заикания и назначит правильное лечение. Затем нужно строго придерживаться рекомендаций врача.

Важно!

  • Постарайтесь не задавать много вопросов. Лучшие вопросы — на которые можно ответить коротко «да» и «нет». Играйте в игры-молчанки.
  • Читайте ребенку с удовольствием, ему должно быть интересно. Речь должна быть плавной. По времени читайте столько, сколько ребенок готов слушать. Не переутомляйте.
  • Ежедневно занимайтесь продуктивными видами деятельности (конструкторы, лего, кубики, лепка из пластилина или песка, рисование), сопровождайте действия словами.
  • Посильная помощь по дому (подмести пол, протереть пыль, собрать игрушки, разложить вещи, полить цветы, покормить рыбок, принять участие в приготовлении пищи).

Обратите внимание на мотивацию к общению и самооценку ребенка. Старайтесь не замечать запинки и во время разговора не просите его остановиться и произнести все заново

Лучше поощрять малыша и отмечать его прогресс: «хорошо, я понял тебя», «мне нравится слушать твой голос», «какое интересное слово», «ты молодец!»

publicdomainpictures.net &nbsp/&nbsp

Если же у ребенка возникли сильные трудности в произношении какого-то слова, то обязательно помогите ему. Старайтесь как можно чаще показывать свою радость от общения с ним и говорите с удовольствием, советует врач.

  • Если заметили усиление запинок, то на время ограничьте общение с большим количеством людей. Не посещайте детский сад, торговые центры, не ходите в гости и на зрелищные мероприятия.
  • Не перегружайте ребенка интеллектуально и физически. Исключите просмотр программ ТВ, прослушивание музыки на высокой громкости. Замените все на чтение спокойных сказок и пение с ребенком.
  • Также старайтесь делать малышу приятный расслабляющий массаж, как можно больше времени проводите на свежем воздухе, купайтесь в бассейне и играйте в различные развивающие игры.

Врач посоветовала настроиться на лучшее и понять, что борьба с заиканием — это сложный и трудный процесс. Однако логоневроз излечим, если не медлить и обратиться к специалистам при первых признаках заболевания.

Причины возникновения заикания у ребенка

Ребенок начинает заикаться чаще всего спонтанно. Развиться оно может в течение нескольких часов, а иногда в течение нескольких месяцев. Очень редко ребенок сам перестает заикаться. Чаще всего в преодолении заикания у ребенка необходима помощь.

Существует ряд факторов, которые провоцируют возникновение заикания.

  • Ребенок в возрасте с 2 до 6 лет. В этот период у ребенка активно развивается речь. Становление самостоятельной речи у ребенка — процесс сложный и длительный. Иногда в этом процессе происходят «сбои», которые и приводят к недугу.
  • Недостаточная зрелость нервной системы проявляется в сильной впечатлительности и излишней тревожности у ребенка. Иногда незрелость головного мозга никак не влияет на общее развитие, поэтому и врачи заметить отклонений не могут. Однако тонкие движения пальцев рук, развитие артикуляционной моторики у таких детей нарушены.
  • Речевое развитие у ребенка индивидуально. Когда малыш готов сказать многое, а вот выразить словами не получается, возникают повторения слогов, слов, фраз. Если ваш ребенок в 1 год разговаривает развернутыми предложениями, будьте внимательными, потому что речевая сфера ребенка очень уязвима к возникновению речевых запинок. Позднее появление речи ведет к различным речевым нарушениям, в том числе и к заиканию.
  • Левшевство ребенка напрямую не связано с заиканием. Однако нервная система левшей очень ранимая и может создать благоприятную среду для возникновения заикания.
  • Психическая травма может стать «пуском» в развитии заикания. Но она лишь предпосылка. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка в реагировании на разные ситуации.
  • Наследственность по статистике играет ключевую роль в развитии заикания. Передаются не речевые запинки в речи, а слабость речевых механизмов, которые при неблагоприятных условиях реагируют возникновением заикания. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек.

Чаще всего заикание возникает при сочетании нескольких факторов

Важно знать «врага», чтобы можно было с ним бороться.

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов

В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

Прогноз

В прогностическом отношении течение эволюционного 3. тесно связано с динамикой тех расстройств, на фоне которых оно имеет место. С возрастом (после 50 лет) 3. свойственно спонтанное редуцирование. Случаи неврозоподобного 3., как правило, прогностически менее благоприятны по сравнению с невротическими формами.

Библиография: Асатиани H. М. и Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания, Журн, невропат, и психиат., т. 74, в. 4, с. 574, 1974, библиогр.; Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании, там же, т. 76, в. 10, с. 1555, 1976; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Гиляровский В. А. Избранные труды, с. 301, М., 1973; Данилов И. В. и Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов, Л.. 1970, библиогр.; Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Калачева И. О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте, Журн, невропат, и психиат., т. 76, в. 10, с. 1551, 1976; Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых, там же, т. 71, в. 12, с. 1790, 1971, библиогр.; Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давиден-кова, т. 6, с. 213, М., 1960, библиогр.; Правдива О, В. Логопедия, М.,
1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского,’ М., 1969; Сикорский И. А. О заикании, Спб., 1889; ТяпугинН. П. Заикание, М., 1966, библиогр.; Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи, М., 1949; Becker К.~ Р. u. S о y a k М. Lehrbuch der bogopa-die, В., 1971; Pichon E. et Borei-Maisonn yS. Le begaiement, sa nature et son traltement, P., 1964; Stuttering, research and therapy, ed. by J. Sheehan, N. Y., 1970, bibliogr.; van Riper C. The treatment of stuttering, N. Y., 1973.

Так можно ли вылечить заикание?

Традиционные методы коррекции

Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией.  Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
  3. Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
  4. Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.

В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.

Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия

Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения

Они должны представлять себя нормально говорящими.

После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой

Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение

В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).

4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.

5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.

6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.

7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

В вашем случае будет применен комплекс методов,определить который может только врач после консультации

Статистика заикания у детей, причины и лечение

Мальчиков больше

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?

Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.

— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?

Статья по теме

Спасительный крик. Какое «оружие» ребенка самое главное?

— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.

— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?

— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.

— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?

— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям.  Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок

Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе,  а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек

Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить

Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector