Песочная терапия
Содержание:
- Современность
- Оборудование для занятий
- Концептуальные источники песочной терапии
- Когда и как помогает песочная терапия?
- Ленинградская улица (п. Песочный)
- «Почему именно песок?»
- Анализ символического значения фигур, их расположение в песочнице
- Упражнения
- Преимущества и недостатки
- Значение и история
- Как работает песочная терапия?
- Итак, основные механизмы песочной терапии:
- Ход игры.
- Что происходит на сеансе песочной терапии:
- Мой опыт
- Мужчина Телец
- Что делать с сосудами после церемонии?
Современность
С 1996 году поселок Песочный имеет статус муниципального образования «поселок Песочный». В последние выходные июня отмечается День посёлка Песочный.
Дата приурочена к принятию плана Строительного отделения Санкт-Петербургского Губернского правления на землях графини Левашовой, княгини Вяземской и графа Стейнбока-Фермора организации дачного поселения со звучным названием «Графское».
Школа 437. Памяти Моондзуна.
Поселок Песочный и по сей день является благоустроенным поселком дачного типа, поселком высокой культуры, местом отдыха Петербуржцев.
Сейчас в Песочном находятся:
- Научный городок Научно-исследовательского института онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздравсоцразвития и Российский научный центр радиологии и хирургических технологий (бывший ЦНИРРИ).
- Храм преподобного Серафима Саровского.
- На местном кладбище находится братская могила воинов погибших в годы Великой Отечественной войны — гг., памятник жертв Блокадного Ленинграда, могилы Героев Советского Союза, являющиеся памятниками Культурно-исторического наследия Курортного района г. Санкт-Петербурга.
Оборудование для занятий
Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.
В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.
Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками
Концептуальные источники песочной терапии
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребёнка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: «Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …»Ребенок» прокладывает путь к будущему преображению личности».
Автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент — ребёнок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).
Дора Калфф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.
Когда и как помогает песочная терапия?
Прежде всего, следует понимать, что игра с песком не переделывает человека, а скорее помогает ему освободиться от переживаний, отрицательных эмоций и принять самого себя. Занятия назначают в составе комплексной психологической помощи ребенку и взрослому. Например, песочная терапия эффективна в следующих случаях:
- сильные страхи и повышенная тревожность;
- нервные тики и неврозы;
- неадекватное поведение в различных ситуациях;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- депрессия, мысли о суициде;
- недавно перенесенное сильное эмоциональное потрясение;
- психологическая травма, насилие;
- сложные отношения с окружающими – родными, друзьями, коллегами, учителями, сверстниками и т. д.
Доказано: после курса сеансов песочной терапии человек (неважно, ребенок или взрослый) начинает видеть ранее скрытые от его восприятия пути к разрешению конфликтов, становится более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе, он начинает воспринимать окружающий мир в более позитивном ключе, нежели раньше. Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи
Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи.
Ленинградская улица (п. Песочный)
Главную улицу посёлка 17 сентября 2008 года госкомиссия приняла после работ по капитальному ремонту, который продолжался 2 года одновременно с газификацией. В результате улица, всегда отличающаяся интенсивным транзитным движением автотранспорта и большим количеством ДТП с человеческими жертвами, стала шире, появились тротуары, дополнительные переходы, пешеходный светофор у 437-й школы, что позволило убрать «лежачих полицейских». Установлены новые опоры освещения, сделаны бесплатные парковки у НИИ онкологии и Центра радиологии, отремонтирована дорога к Радиологическому центру, благоустроена прилегающая территория.
«Почему именно песок?»
Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.
- Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
- Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
- В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
- Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек заметно успокаивается, смотрит на мир более позитивно.
Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов
Анализ символического значения фигур, их расположение в песочнице
Фигурки персонажей, предметы или транспорт тоже несут скрытое значение, поэтому их должно быть много, чтобы у детей была возможность для создания определенной ситуации.
Особое внимание нужно обратить на первую игрушку, она становится отображением самого ребенка, вторая — самая важная цель или объект внимания. Если фигурка закопана, то она означает страх перед предметом или животным
Нежелательные персонажи удаляются к самому бортику песочницы или совсем выводятся из игры. Такой поворот сигнализирует о проблемах в семье. Тревожным знаком становится выведение из игры фигурки, символизирующей личность играющего. Это говорит о его низкой самооценке, душевных терзаниях, назревающем конфликте
Если фигурка закопана, то она означает страх перед предметом или животным. Нежелательные персонажи удаляются к самому бортику песочницы или совсем выводятся из игры. Такой поворот сигнализирует о проблемах в семье. Тревожным знаком становится выведение из игры фигурки, символизирующей личность играющего. Это говорит о его низкой самооценке, душевных терзаниях, назревающем конфликте.
Упражнения
В работе с детьми можно придерживаться какой-то определенной программы либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребенка с песком.
Предложите сделать небольшие упражнения:
1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
2. Теперь выполните с ребенком задание «Змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
3. Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки, а затем медленно высыпать песок обратно.
4. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
5. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребенку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.
Фото: frendi.ru
Пример упражнения, которое можно использовать для работы с агрессивными детьми.
«Сказка»
Предложите ребенку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи. Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для детей постарше это может быть фильм или просто сценка).
Скорее всего, ребенок с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
Дело в том, что во время игры дети освобождаются от негативной энергии.Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен гораздо меньше, а в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.
Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Ранее Yellmed писал о том, что рисование поможет бороться со стрессом.
Преимущества и недостатки
Песочная терапия имеет следующие преимущества:
- методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
- данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
- метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
- метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
- технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
- в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
- песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
- клиент получает возможность свободного творчества;
- в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
- технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
- данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
- психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:
- противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
- нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
- методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.
Значение и история
Итак, что представляет собой данный обряд? Все очень просто – жених и невеста по очереди или же в одно время засыпают в специально подготовленный сосуд песок 2-х разных оттенков. Рассматриваемый обычай пришел к нам с Запада, именно там он широко распространен среди молодоженов.
Смыслом этого символического мероприятия является следующее – объединение воедино двух душ, которые смогли найти друг друга среди миллионов. Подобно горстям песка, супруги соединяют свои судьбы в единые брачные узы.
Кстати, данную церемонию может провести не только влюбленная пара, но и их родственники, тогда это будет обозначать, что семьи скрепились между собой в одну.
Песочный ритуал впервые провели на Гавайских островах, ведь там возможно с легкостью найти разноцветный песочек: и золотистый, и белый, и красноватый, и даже нежно-голубой. По сей день на Гавайях такой трогательный обряд остается одним из главных при заключении брака.
В Соединенных Штатах Америки эта церемония обрела популярность в начале 90-х прошлого столетия, тогда стало модным устраивать свадебные мероприятия на пляжах. Особенно она прижилась в Западной части страны, а вот в Восточной менее востребована.
Соединение разноцветных песчинок полюбилось и российским парам, особенно если свадьба планируется за границей, на берегу моря.
Как работает песочная терапия?
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Даже взрослым людям часто бывает трудно выразить то, что происходит у них внутри, а еще труднее это сделать ребенку. Играя с песком, малышу проще показать то, что происходит с ним: как он относится к окружающим или что его беспокоит больше всего, почему он не хочет ходить в школу или дружить со сверстниками. На занятиях по песочной терапии маленький клиент может показать, что его тревожит, и для этого ему не нужно подбирать слова и что-то объяснять. Выражает свои внутренние переживания ребенок через символический язык. При помощи игры ребенок взаимодействует со своим внутренним миром. Таким образом, на самых первых занятиях песочница служит для психологической диагностики, то есть помогает психологу понять, что происходит с ребёнком в данный момент, каков его характер, перенёс ли он какие-то психотравмы, что он любит, а что не любит, каковы его отношения со значимыми людьми.
В игре всегда очень просто подружиться. Точно так же и на занятиях по песочной терапии психолог очень быстро находит контакт с ребёнком (что не всегда достижимо на обычной консультации, где ребенок может испугаться, застесняться, вести себя закрыто или агрессивно). Игра с песком очень интересна, а значит, ребёнок будет посещать занятия с удовольствием.
Когда установлено доверие между маленьким клиентом и психологом, когда есть вся необходимая диагностическая информация, в полную силу начинает работать непосредственно сама терапия (therapia – лат. лечение). Образы, игровые сценарии ребёнка, символы и слова, которые он использует с игре с песком, отражают ту картину мира, в которой ребёнок живет. Не секрет, что картина мира у всех разная
И очень важно осуществлять всю психологическую коррекцию именно на «территории» смыслового поля ребёнка, не навязывая ему ничего извне, ведь детская психика очень нежная. Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями
На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций — обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Многие родители знают, как важно развивать мелкую моторику малыша, но не всегда это делается систематически, ведь всё чаще дети играют со смартфонами и планшетами, чем с обычными игрушками. Еще один важный терапевтический фактор песочной терапии состоит в развитии важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики и сенсорики, а также релаксации от взаимодействия с песком
Итак, основные механизмы песочной терапии:
Ход игры.
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
«МАШИНКА»— в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
• -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
•-приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;
•-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО» —
игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
«ДРУЗЬЯ»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»😉
«ДВЕ ИГРУШКИ»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт работы показывает, что использование песочной терапиидает положительные результаты:
— у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
— обучающиеся чувствуют себя более успешными;
— перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
— на занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
Что происходит на сеансе песочной терапии:
Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира.
В начале часа ребенок видит песочницу в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. В центре кабинета на уровне стола устанавливается лоток с песком, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым цветом, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка.
Кроме того, в комнате для терапии есть самые разнообразные предметы и материалы (фигурки людей, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, мостов, автомобилей, вагонов, а так же камни, древесина, кусочки металла и тд., и т.п.).
Что действительно важно — не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи
Также важно — иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой », необычный и «иностранный» мир в душе.
Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает. Все, что происходит в песочнице — свободный выбор ребенка. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку.
Терапевт сопровождает процесс «Творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. По завершении каждого сеанса, терапевтом делается либо эскиз, либо серия фотоснимков «песочных миров», которые необходимы как для дальнейшей интерпретации символических аспектов проявлений души их аналитиком, так и для совместного их просмотра, обсуждения с ребёнком и/или взрослым по завершении первичного курса, состоящего из 3-5 сеансов.
Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.
Сессия песочной терапии длится от 25 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно 10-15 сессий индивидуальной песочной терапии, но это всегда очень индивидуально Допустимо делать перерыв в работе.
Мой опыт
Я использую метод песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста на этапе их адаптации к условиям детского сада. Возможность построить свой сказочный мир в песочнице снижает уровень тревожности малышей, помогает им осознать свои и чужие границы.
Я наблюдаю за тем, как ведут себя дети, разделяя пространство в песочнице
Особое внимание я уделяю тем детям, которые долгое время не могут выбрать игрушки для своей композиции. Как правило, таким детям нужно комплексное психолого-педагогическое сопровождение в адаптационный период.
Многое о характере малыша может рассказать та фигурка, которую он взял первой. Решительные и сильные дети выбирают супер-героев, сторожевых собак, солдатиков и рыцарей. Застенчивые дети стараются выбрать самую маленькую игрушку: мышку, цветок, котенка. В зависимости от развития игрового сюжета, ребенок может поменять своего персонажа. Как правило, это является критерием успешной адаптации (проявляет гибкость, сохраняет спокойствие).
Расположение фигур и построек детей в песочнице отражает степень психологического комфорта ребят в группе. Дети с ярко выраженными лидерскими способностями стараются выбрать для своей постройки центральную часть песочницы. Замкнутые дети стараются отгородить свою часть пространства в песочнице забором. Изолированные малыши могут отказаться от групповой работы, сославшись на то, что в песочнице всем будет тесно.
После курса занятий я провожу родительское собрание, где даю общие рекомендации родителям по результатам песочной терапии.
Мужчина Телец
Что делать с сосудами после церемонии?
По окончании этого трогательного действа, влюбленные должны забрать с собой так называемую «чашу любви» и хранить ее у себя дома. Ведь она символ соединения судеб новобрачных и напоминание о том прекрасном дне, когда мужчина и женщина создали семью.
Помните, что емкость с Вашим песочком не стоит трясти, ведь иначе весь рисунок испортится.
Если хочется наполнить свое торжество современными эффектными традициями, то не оставляйте без внимания и песочную свадебную церемонию. Ведь она не потребует много затрат, зато останется в памяти молодых на всю жизнь, а сосуд с красивым узором, сделанным собственноручно, будет украшать Ваше семейное гнездышко и радовать глаз.